Теоретические основы прокурорской деятельности в работе специализированных прокуратур Российской Федерации
Талашко А. А.
Талашко Анна Анатольевна / Talashko Anna Anatolievna - студент, юридический факультет, Крымский юридический институт (филиал) Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы прокурорской деятельности в работе специализированных прокуратур Российской Федерации. Abstract: the article examines the theoretical basis of the prosecutor's activities in the specialized Prosecutor's offices of the Russian Federation.
Ключевые слова: надзор, деятельность, функции. Keywords: supervision, activities, functions.
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на то, что научная общественность воспринимает надзор и деятельность по сути как синонимы. При этом очевидно, что далеко не всякая деятельность прокуратуры является надзором, однако, говоря о надзоре, его всегда можно назвать деятельностью. То есть надзор выступает как составная часть целого - деятельности. Но с точки зрения науки важно соблюдать точность в терминологии, и здесь следовало бы сопровождать название понятия неотъемлемым признаком, который отображает прилагательное «прокурорский» [1].
Теория прокурорской деятельности состоит из отдельных научных разделов, важнейшим из которых выступает «теория функций». В ее развитие внесли свой вклад многие ученые-прокуророведы, например, профессора В. В. Клочков, В. П. Рябцев, М. С. Шалумов и другие. Не вдаваясь в полемику по поводу того, что функция в привычном ее понимании собственно и представляет собой вид деятельности, отметим лишь, что функции присущи только органам прокуратуры, но не ее организациям. Ведь неслучайно Федеральный закон «О прокуратуре», а равно и иные законодательные акты, включая процессуальные, оперируют применительно к полномочиям понятием «прокурор», а не более широким понятием «прокурорский работник», распространяющимся на сотрудников организаций специализированных прокуратур Российской Федерации.
Со ссылкой на работу В. П. Рябцева автор называет такие функции прокуратуры, как:
1) надзор;
2) уголовное преследование;
3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
4) участие в правотворческой деятельности;
5) участие во всех видах судопроизводства;
6) международно-правовое сотрудничество [2].
Однако здесь, как представляется, можно сделать ряд замечаний в связи с имеющимися терминологическими неточностями. Во-первых, правильнее говорить о «прокурорском надзоре», поскольку именно ему посвящен раздел III закона о прокуратуре, пока сохраняется это название учебной дисциплины. Хотя нельзя не отметить, что в отношении надзорной функции прокуратуры имеются дискуссионные подходы.
Во-вторых, характеризовать «участие во всех видах судопроизводства» следует с серьезной оговоркой, поскольку применительно к уголовному судопроизводству необходимо сохранить определенный объем полномочий. И наконец, в-третьих,
статья 2 закона о прокуратуре раскрывает сущность «международного», а не «международно-правового сотрудничества», что также следует принять во внимание. Также часть пятая уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации оперирует понятием «международное сотрудничество».
С учетом сказанного, в силу своей актуальности данная тема не может не послужить основанием для научной дискуссии. Так как создание специализированных прокуратур обусловлено, прежде всего, необходимостью осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны [3].
Литература
1. Капинус О. С. Прокурорский надзор: учебник. Москва: Юрайт, 2014.
2. Талашко А. А. Оценка организации работы специализированных прокуратур Российской Федерации // Отечественная юриспруденция. № 6 (8), 2016.
3. Шалумов М. С. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003.