Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА / СТАРШИЕ КЛАССЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFILE EDUCATION / SCHOOL / HIGH SCHOOL / INDIVIDUAL APPROACH / COOPERATIVE LEARNING / FOREIGN LANGUAGE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Мельничук Елена Александровна, Шеврикукова Юлия Владленовна, Блинкова Виктория Александровна

В последние годы все чаще поднимается вопрос о профильном обучении в школе. Оно рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования. Профильно-ориентированное обучение старшеклассников позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса и дифференциации в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Мельничук Елена Александровна, Шеврикукова Юлия Владленовна, Блинкова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORETICAL FOUNDATIONS OF PROFILE EDUCATION IN HIGH SCHOOL

In recent years, the issue of profile education in school has been increasingly raised. This is a comprehensive tool to improve the quality, efficiency and accessibility of general education. Due to the changes in the structure profile-oriented training for high school students allows organization of educational process and according to interests, abilities and skills, creation of opportunities for high school students orientation and intention for continuing education.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ»

привлекательным, способным поддерживать высокий мотивационный уровень учащихся и формировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка.

Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Гвоздева Е.Н., Логинова Е.Г. Приобщение студентов к ценностям национальной культуры и реализация межкультурного сравнительного подхода в процессе преподавания иностранного языка // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2011. - С. 26-30.

3. Ильченко Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября. Английский язык. - 2003. - № 9. - С. 7-9.

4. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие [Текст]. - Минск: Выш. шк., 2004. - 522 с.

5. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: https://stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf (дата обращения: 23.05.2019).

6. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. - М.: Высш. шк.: Амскорт Интернэшл, 1991. - 311 с.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 241 с.

8. Van Ek J.A., Trim J.L.M. Threshold Level 1990. - Strasbourg, Council of Europe Press, 1991. - 117 р.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В СТАРШИХ КЛАССАХ

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь Е-mail: epanina@list.ru

Мельничук Елена Александровна Шеврикукова Юлия Владленовна Блинкова Виктория Александровна

магистранты факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь, Россия

Е-mail: elesavi11@gmail.com, Е-mail:bukaranovayv@mail.ru

Е-mail:Ыmkovsan@maiLru

THEORETICAL FOUNDATIONS OF PROFILE EDUCATION IN HIGH

SCHOOL

Panina Elena The Candidate of Pedagogical Sciences

The Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: epanina@list.ru

Melnichuk Elena Shevrikukova Yulia Blinkova Viktoria

Undergraduate Student of the Faculty of Foreign Languages, Federal State Educational Institution of Higher Education, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

E-mail: elesavi11@gmail.com E-mail:bukaranovayv@mail.ru E-mail:blinkovsan@maiLru

Аннотация: в последние годы все чаще поднимается вопрос о профильном обучении в школе. Оно рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования. Профильно-ориентированное обучение старшеклассников позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса и дифференциации в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Ключевые слова: профильное обучение, школа, старшие классы, индивидуальный подход, обучение в сотрудничестве, иноязычная подготовка.

Abstract: In recent years, the issue of profile education in school has been increasingly raised. This is a comprehensive tool to improve the quality, efficiency and accessibility of general education. Due to the changes in the structure profile-oriented training for high school students allows organization of educational process and according to interests, abilities and skills, creation of opportunities for high school students orientation and intention for continuing education.

Key words: profile education, school, high school, individual approach, cooperative learning, foreign language training.

Прежде всего, необходимо понять, что такое профильное обучение и профиль.

Для начала нужно провести категориальный анализ понятий «профильное обучение». В словаре С.И. Ожегова одно из значений слова «профиль» -

«совокупность специфических черт, характеризующих какую-нибудь профессию, а также характер производственного учебного уклона» [1].

В словаре иностранных слов: «profil - совокупность основных типических черт хозяйства; какой-либо профессии» [6].

В современной педагогической науке отсутствует однозначное толкование понятия «профильное обучение», но вместе с тем можно выделить следующие черты:

1. Профильное обучение рассматривается как вид дифференцированного обучения. И.М. Осламовская выделяет следующие основания для классификации форм дифференцированного обучения: по общим способностям, по специальным способностям, по индивидуально-физиологическим особенностям, по интересам и проектируемой профессии, по национальному признаку, по религиозной принадлежности. Исходя из данной классификации, профильное обучение - есть форма дифференцированного обучения по интересам и проектируемой профессии.

2. Профильное обучение - это средство профессионального самоопределения.

Следовательно, содержание образования должно быть ориентировано на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

Профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения. Оно позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение является составной частью общей модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволит снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся основной школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями. С введением профильного обучения появляется реальная возможность ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Для реализации данного подхода важно, прежде всего, определиться с приоритетами в области педагогических технологий. Среди разнообразных направлений в области педагогических инноваций, традиционно используемых в системе среднего образования, наиболее адекватными поставленным целям являются: «обучение

в сотрудничестве» (cooperative learning); метод проектов; разноуровневое обучения.

Эти технологии в основе своей предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся.

Идеология данных технологий предполагает широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в работе над проектом в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Последнее обстоятельство весьма важно для достижения успеха в жизни и умения выходить из подчас непростых жизненных ситуаций.

Благодаря личностной индивидуализации обучения и ориентации образования старшеклассники с интересом включаются в процесс целеполагания и могут выбрать для себя соответствующий их возможностям, желаниям, а также потребностям уровень обученности по иностранным языкам и направленность обучения, соответствующую их профессиональным устремлениям и планам на будущее.

B процессе профильного обучения наряду с подготовкой учащихся происходит целенаправленное накопление знаний о будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения к ней. Несомненно, профильное обучение должно в полной мере стать связующим звеном между школой и вузом, школой и взрослой жизнью и способствовать созданию психолого-педагогической благоприятной атмосферы.

Рассматривая вопрос о иноязычной подготовке школьников, мы пришли к выводу, что на профильном уровне она будет приближаться к достижению порогового продвинутого уровня, приобретая специализацию.

Исследование проведено в рамках конкурса научно-исследовательских робот по приоритетным направлениям научной деятельности вузов - партнеров ПГГПУ и МГПИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.