Научная статья на тему 'Теоретические основы профессиональной компетентности учителя начальных классов'

Теоретические основы профессиональной компетентности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИОННЫЙ / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONALISM OF A TEACHER / INNOVATIVE ACTIVITY / INDIVIDUALITY / TRADITIONAL / PERSPECTIVE / EDUCATIONAL-UPBRINGING PROCESS / SELF-EDUCATION / SELFIMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманова Дилбар Зикриёевна, Собирова Гулбодом Ёкубджоновна

На современном этапе развития образования проблема профессиональной компетентности учителя начальных классов рассматривается как одна из центральных. Развитие профессиональной компетентности учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы. Статья посвящена одной из важнейших проблем современного образования-проблеме развития профессиональной компетентности учителей начальных классов.Анализируются научные источники по затрагиваемой проблеме. Приводятся различия между терминами «компетенция» и «компетентность». Исходя из современных требований, автор определяет основные пути развития профессиональной компетентности педагога в виде схемы. По мнению автора статьи, ключевыми особенностями компетентностного подхода являются традиционный и компетентностный подход в обучении, цели и результаты которого указаны в таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахманова Дилбар Зикриёевна, Собирова Гулбодом Ёкубджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Grounds of the Professional Competence of Elementary Schools Teachers

At the contemporary stage of education development the problem dealing with professional competence of elementary schools teachers is dwelt on as one of the central ones aimed at the theme in question, creation of conditions in reference to the formation of creative thoughts of a studying individual the problem exerting direct influence over successfully functioning schools. The article is devoted to one of the most important problems of modern education to that one related to the development of professional competence of elementary schools teachers. The authors analyze scientific sources beset with the problem touched upon. They differentiate between the terms of «competence» and «capacity». Proceeding form the assumption of modern requirements, the authors determine the basic ways aimed at the development of professional competence of a pedagogue in terms of schemes. In conformity with the authors ' opinion the key peculiarities of competence approach are both traditional and competent ones in the tuition; goals and results being presented in the table.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы профессиональной компетентности учителя начальных классов»

УДК 373,001 Д.З.РАХМАНОВА

ББК 74, 202,2 Г.Ё.СОБИРОВА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

На современном этапе развития образования проблема профессиональной компетентности учителя начальных классов рассматривается как одна из центральных. Современная наука располагает определенным объемом знаний, использование которых в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально компетентного педагога, педагога-исследователя, способного совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития как учащихся, так и самого педагога. Развитие профессиональной компетентности учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося — проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы.

Согласно словарю Ожегова понятие "компетентный" определяется как "осведомленный, авторитетный в какой-либо области".

В толковом словаре под редакцией Д.И. Ушакова различия между понятиями компетентность и компетенция определяются в следующем порядке:

Таблица 1. Различия между понятиями компетентность и компетенция

Термин "профессиональная компетентность" начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие стало предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

По мнению Введенского В.Н., целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. Однако он подчёркивает то, что ещё часты случаи отождествления рассматриваемого понятия с понятием «компетенция». По его мнению, компетентность - это некая личностная характеристика, а компетенция - совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик(3,9).

Под психолого-педагогической компетентностью учителя Лукьянова М. И. понимает совокупность определённых качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе (4,147).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности- это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в

меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Таблица 2.Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно -воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Учителю начальных классов необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в области языкознания, литературы и литературоведения, математики, природоведения, изобразительного искусства и музыки, основ физической культуры, информатики и даже иностранных языков. Причем речи идет не о знании содержания учебного предмета, что само собой разумеется, а о широте кругозора и возможности глубокого анализа разнообразных сторон окружающей действительности.

Учителю начальных классов необходимо хорошо знать культурные и исторические объекты своего города, края, ориентироваться в его истории и культуре, быть в курсе культурных событий. Широта кругозора, полнота и тонкость мировосприятия - неотъемлемая черта человека культуры, которым не может не быть учитель.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, так как в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма,и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Процесс формирования

профессиональной компетентности также сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

На сегодняшний день ключевыми особенностями компетентностного подхода являются традиционный и компетентностный подход в обучении, цели и результаты которого мы укажем в нижней таблице:

Традиционный Компетентностный

Цель образования. Что нового узнает ученик в школе? Чему учить ученика? Цель образования. Чему научится за годы обучения? Для чего учиться ученику?

Организация учебного процесса. Как учить ученика? Организация учебного процесса. Как научить ученика учиться?

Позиция учителя: информатор. Позиция учителя: организатор, консультант.

Позиция ученика: объект педагогических воздействий. Позиция ученика: субъект собственного развития.

Результат образования: знания умения навыки. Результат образования: знания, умения и навыки + приобретённые учениками компетенции.

Оценка результатов: 5-бальная шкала. Оценка результатов: самоконтроль, самооценка, рейтинговая оценка.

Таблица 3.Цели и результаты традиционного и компетентностного подхода в обучении

Учитель начальных классов должен осознать то, что каждый ребёнок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ, помогать ему в развитии, он должен перейти к другому типу отношений между участниками образовательного процесса, сформировать доброжелательную обстановку в классе.А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кузьмина,Н.В.Педагог как организатор педагогического воздействия//Основы вузовской педагогики/Под ред.Н.В.Кузьминой,И.А.Уркина.—Л.:Ленинградский государственный университет,1972.—311 с.

2. Маркова,А.К. Психология профессионализма/А.К.Маркова.- М.: Знание, 1996. - 312 с

3. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога/В.Н.Введенский// Педагогика.- № 10.- 2003. - С.9

4. Лукьянова, М.И. Личностно ориентированный урок. Конструирование и диагностика/М.И.Лукьянова.-М.: Педагогический поиск, 2006.- 147 с.

5. Лутфуллоев, М. Урок/М.Лутфуллоев.- Душанбе, 1995

REFERENCES:

1. Kuzmina,N.V.Pedagogue as an Organizator of Pedagogical Affection // Grounds of Higher Schools Pedagogy/under the editorship of N.V.Kuzmina,I.A.Urkin.-L.: Leningrad State University, 1971.311 p.

2. Markova,A.K.Psychology of Professionalism/A.K.Markova.-M.:Knowledge,1996.-312 p.

3. Vvedensky,V.N. Modelling of Professional Competence of a Pedagogue / V.N. Vvedensky // Pedagogy,-# 10. 2003. - 9 p.

4. Lukyanova,M.I.Individually Oriented Lesson. Constructing and Diagnostics/M.I.Lukyanova.-M.:Pedagogical Quest,2006.-147 p.

5. Lutfulloyev,M.Lesson/M.Lutfulloyev.-Dushanbe, 1995.

Теоретические основы профессиональной компетентности учителя начальных классов

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностью подход, профессионализм учителя, инновационная деятельность, индивидуальность, традиционный, перспективный, учебно-воспитательный процесс, самообразование, самосовершенствование.

На современном этапе развития образования проблема профессиональной компетентности учителя начальных классов рассматривается как одна из центральных. Развитие профессиональной компетентности учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося — проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы.

Статья посвящена одной из важнейших проблем современного образования-проблеме развития профессиональной компетентности учителей начальных классов.Анализируются научные источники по затрагиваемой проблеме. Приводятся различия между терминами «компетенция» и «компетентность».

Исходя из современных требований, автор определяет основные пути развития профессиональной компетентности педагога в виде схемы.

По мнению автора статьи, ключевыми особенностями компетентностного подхода являются традиционный и компетентностный подход в обучении, цели и результаты которого указаны в таблице.

Theoretical Grounds of the Professional Competence of Elementary Schools Teachers

Key words: professional competence, competence approach, professionalism of a teacher, innovative activity, individuality, traditional, perspective, educational-upbringing process, self-education, self-improvement.

At the contemporary stage of education development the problem dealing with professional competence of elementary schools teachers is dwelt on as one of the central ones aimed at the theme in question, creation of conditions in reference to the formation of creative thoughts of a studying individual - the problem exerting direct influence over successfully functioning schools.

The article is devoted to one of the most important problems of modern education - to that one related to the development of professional competence of elementary schools teachers. The authors analyze scientific sources beset with the problem touched upon. They differentiate between the terms of «<competence.» and «capacity».

Proceeding form the assumption of modern requirements, the authors determine the basic ways aimed at the development of professional competence of a pedagogue in terms of schemes.

In conformity with the authors' opinion the key peculiarities of competence approach are both traditional and competent ones in the tuition; goals and results being presented in the table.

Сведения об авторах:

Рахманова Дилбар Зикриёевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения специальных дисциплин педагогического факультета Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Респулика Таджикистан, г.Худжанд), E- mail: dilbar_sns@mail.ru

Собирова Гулбодом Ёкубджоновна, магистрант 2 курса педагогического факультета Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E- mail: gul@mail.tj

Information about the author:

Rahmanova Dilbar Zikriyoevna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of theory and methods of teaching special disciplines of the faculty of Pedagogy under Khujand State University named after acadecian B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), Email: dilbar_sns@mail.ru

Sobirova Gulbodom Yoqubjohnovna, master of in the 2nd year at the faculty of Pedagogy under Khujand State University named after acadecian B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E- mail: gul@mail.tj

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.