УДК 378
Нелепа И.Ю. студент магистратуры 2 курса кафедра дошкольного образования ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»
Россия, г. Ростов-на-Дону
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические предпосылки управления процессом развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: управление, элементарные математические представления детей дошкольного возраста.
Nelepa I. Yu.
Master of 2 courses of the Department of Preschool Education of the
Southern Federal University Rostov-on-Don
THEORETICAL BASES OF THE PROBLEM OF MANAGING THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Annotation: the article discusses the theoretical background for managing the development process of elementary mathematical concepts of preschool children in preschool educational organizations.
Keywords: management, elementary mathematical representations of preschool children.
В современных социокультурных условиях России развитие системы дошкольного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми его звеньями. Решение стоящих перед дошкольным учреждением задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой - от внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управления. Дошкольная образовательная организация имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОО без целенаправленного и научно обоснованного управления.
К современному ДОО предъявляются требования связанные с повышением качества образования, что становится объективной
необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОО на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самоуправления [1;2;3].
В управленческой литературе понятие «управление» трактуется с различных позиций:
С точки зрения Т.И. Шамовой, управление рассматривается как целеустремлённая деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации. Оптимального функционирования и обязательного развития ДОО. Подобные определения, отмечает Т.И. Шамова являются важными с точки зрения выделения управления как одного из видов социальной деятельности, имеющей в качестве своей цели получение определённого результата Исследователи выделяют главные цели управленческой деятельности: первая цель - становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий, целостной, самобытной авторской педагогической системы). Вторая цель - поддержание всех свойств системы, её упорядочение и стабилизация. Третья цель - обеспечение оптимального функционирования системы. Четвёртая цель - развитие системы, перевод её из существующего в новое, качественно более высокое состояние (предусматривает актуальность функций: прогнозирование, перспективное планирование, специальную деятельность по внедрению инноваций в жизнь ДОО, создание на его базе экспериментальных площадок) [4;5.].
В ходе анализа психолого-педагогической литературы были определены следующие противоречия:
- социально-педагогического характера — с одной стороны, возросшей потребностью общества в целом и общего образования в личности, способной гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и свое общение с другими людьми, с другой - пока еще не полностью реализованными возможностями дошкольной образовательной организацией в подготовке воспитанников, обладающих оптимальным уровнем развития математических представлений;
- научно-педагогического характера — между необходимостью создания целостной научно-обоснованной педагогической модели развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста как одной из ключевых задач образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и недостаточной ее теоретической разработанностью;
-научно-методического характера — между актуальными требованиями к качеству дошкольного образования и недостаточностью
научно-методического и дидактического обеспечения процесса становления математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска путей и способов эффективного управления процессом развития математических представлений детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель: выявить организационно-педагогические условия управления процессом развития математических представлений детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1.Анализ теоретико-методологических исследований по проблеме управления процессом развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявление уровня управления процессом развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
3. Разработка и апробация содержания, методов и приемов управления процессом развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста (программа повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО, перспективно-тематический план работы с детьми, модель развивающей предметно-пространственной среды группы, инновационные методы и приемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи).
4. Выявление динамики в управлении процессом развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Для достижения поставленной цели и решения задач был использован комплекс методов, среди которых: изучение историко-педагогической, психолого-педагогической, управленческой литературы, проектирования образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения; анкетирование, тестирование, беседы, педагогическое наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, методы математической обработки данных; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Использованные источники:
1. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образованием. - М.: Academiа, 1999. - 43с.
2. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением // Управление ДОУ. -2006.-№ 3.-С. 8-13.
3. Поздняк Л. В. Управление дошкольным образовательным учреждением как социально-педагогической системой // Управление ДОУ -2006.-№ 4.-С. 8-13.
4. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами - М.: Владос, 2002. — 320 с.
5. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.