Научная статья на тему 'Теоретические основы понятия «Социальная память»'

Теоретические основы понятия «Социальная память» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2901
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ОБОБЩЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОПЫТ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ТРАДИЦИИ / ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / SYSTEM OF VALUES / TRADITIONS / STORAGE OF INFORMATION / NORMS OF BEHAVIOR / GENERALIZED COLLECTIVE EXPERIENCE / MASS CULTURE / COMMEMORATIVE PRACTICES / NEGLECT AS A WAY TO MANIPULATE THE PUBLIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Папенина Юлия Александровна

Автор рассматривает наиболее часто употребляемые в научной литературе трактовки понятия социальная память (социологические и психологические подходы). Для определения этого понятия анализируется литература, в которой разрабатывались различного рода концепции и подходы к изучению социальной памяти. Однако понятие социальная память не имеет четкого определения, что, с одной стороны, усложняет работу исследователя по выявлению дефиниции, а с другойдает возможность проанализировать многоаспектность различных проявлений социальной памяти в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations of the notion of social memory

This article discusses the most common interpretations of social memory found in scientific literature from the sociological and psychological viewpoints. Different approaches to studying social memory are reviewed. It is concluded that social memory is closely related to the following concepts: system of values, information storage, behavioural norms, collective experience, popular culture, commemorative practices, oblivion as a method for manipulating public opinion, etc. It should be noted that so far the social memory lacks unambiguous definition. On the one hand, that complicates the researchers task on defining the concept, but on the other hand, it provides an opportunity to analyze the many aspects of social memory in a society.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы понятия «Социальная память»»

Ю. А. Папенина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»

В современном обществе человек каждый день сталкивается с огромным потоком различного рода информации. Он фиксирует и классифицирует ее в зависимости от своих культурно-исторических установок, ориентируясь на принятую в социуме систему ценностей и социальную память поколений. Понятие социальной памяти и будет выступать в рамках данной статьи объектом исследования. В качестве предмета исследования автор предлагает рассмотреть наиболее часто употребляемые в научной литературе трактовки понятия «социальная память». Как справедливо отмечает И. Ю. Соломина, «являясь фундаментальным элементом различных социальных связей, социальная память оказывает влияние на развитие человека и коллектива. Формируя социальную типологию личности и социальных групп через их взаимодействие, она оказывает подчас решающее влияние на различные социальные феномены коллективности: семью, этнос, народ» [1, с. 3]. Согласно Российской социологической энциклопедии социальная память представляет собой совокупность социокультурных средств и институтов, осуществляющих отбор и преобразование актуальной социальной информации в информацию о прошлом (ретроспективную) с целью сохранения накопленного общественного опыта и передачи его от поколения к поколению [2]. Ссылаясь на работу «Пространство социальной памяти» исследователя Д. А. Аникина [3], отмечу, что вопросами социальной памяти общества занимались представители различных наук. Вначале перечислим подходы, относящиеся к разработкам понятия «социальная память» в социологии. Так, функциональный подход, представленный Э. Дюркгеймом и М. Хальбваксом, за основу берет понятие «память коллектива», обеспечивающее накопление общих воспоминаний. Э. Дюркгейм выделяет две формы существования коллективных представлений. Одна форма образуется как некий результат коллективных объединений, например какой-нибудь совместной деятельности, либо как процесс принятия решений по каким-то вопросам, либо выражение общественного мнения. Вторая форма коллективных представлений существует как некая данность, которая имеет определенную длительность существования во времени и используется людьми независимо от того, объединяются они или нет в различные социальные общности.

Введение в научный оборот и начало изучения понятия «социальная память» относят к 1920-м годам и связывают с именем М. Хальбвакса [4]. Для М. Хальбвакса память — социальная конструкция, создаваемая в настоящем, т. е. она понимается не как сумма воспоминаний отдельных людей, а как некое коллективное культурное произведение, развивающееся под влиянием семьи, религии и социальной группы через языковые структуры, повседневные жизненные практики и общественные институты. Она «конституирует систему общественных конвенций, в рамках которой мы придаем форму нашим воспоминаниям» [5, с. 116]. Согласно М. Хальбваксу, коллективная память существует в определенных рамках, при помощи которых она организует и констатирует повседневный опыт. Память образует в каждом отдельном случае замкнутую систему, элементы которой взаимно поддерживают и определяют друг друга.

Перечисляя подходы к пониманию социальной памяти, необходимо указать на

© Ю. А. Папенина, 2010

разработки «постструктуралистской школы»: П. Нора, Ж. Бодрийяра и П. Бурдье. В 1980-е годы П. Нора [6] выпустил несколько томов, озаглавленных «Места памяти», в которых констатировалось, что французы постепенно утрачивают память прошлого, и именно поэтому все силы ученых направляются на изучение и сохранение национальных культурных символов, таких как праздники, памятные дни и т. д. «Большое значение для памяти имеет местонахождение. П. Нора обозначает место, где находится памятник, местом памяти или мнемотопом. В местах памяти происходит объединение социальной памяти и истории: такие места включают в себя не только места географические (памятники, города, музеи), но и события (фестивали, годовщины празднования) и книги (словари, учебники, разнообразные тексты). Наличие мест памяти необходимо для поддержки памяти индивида внешними данными и поэтому существует вовне существования памяти отдельного человека. Мнемотоп существует одновременно в трех измерениях: материальном, символическом, функциональном. Мнемотоп отличают иконический, индексальный и символический потенциалы, т. е. само место памятника является знаком чего-то, стоящего за ним, указывает на некоторое историческое событие, понятие или предмет и символизирует его, становясь его конвенциаль-ным знаком для определенного сообщества» [1, с.17].

В рамках этого же подхода подробно необходимо остановиться на предположениях Ж. Бодрийяра о том, что большая часть явлений действительности представляет собой симулякры, т. е. несуществующие ложные понятия, которые, однако, придаются широкой огласке и прочно входят в обиход. Практически в том же ключе рассуждал и П. Бурдье. По его мнению, в социальной действительности присутствуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли социальных агентов и способные направлять их деятельность. Сами же агенты конструируют для себя социальный мир с помощью определенного позиционирования в социальной реальности [7, с. 176].

В. Колеватов [8] и Я. Ребане [9] сформулировали в рамках информационного подхода иное представление о социальной памяти. Основу их исследований составляет изучение механизмов передачи информации и их связи с социальными изменениями. С точки зрения В. Колеватова, социальная память представляет собой теоретически обобщенный коллективный опыт человечества, включающий в себя знания о мире, информацию, зафиксированную в материальной культуре, в социальных отношениях, в практических нормах поведения, навыках трудовой деятельности и в других социальных связях, воспроизводимых с помощью традиций. Я. Ребане указывал, что социальная память представляет собой своего рода хранилище результатов практической и познавательной деятельности, выступающих в информационном отношении базисом формирования сознания каждого человека, а также базисом функционирования и развития индивидуального и общественного познания.

Как указывает В. Лыкова [10], одновременно с социологическим ракурсом исследования социальной памяти развивается психологический. В трудах П. Жане, В. Вундта, У. Джеймса, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма рассматриваются психические явления, связанные с совместной жизнью людей. В своих работах они исследуют память в ракурсе социальной психологии, где феномену социальной памяти отводится важное место. По мнению этих исследователей, память есть элемент социальной жизни человека, она имеет социальный характер. Они указывали на существование коллективной души, в которой немаловажную роль играет социальная память. З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм исследовали коллективное бессознательное, а также способы его актуализации.

Не менее интересным представляется и семиотический подход Ю. Лотмана к изучению социальной памяти. Ученый связывал появление ненаследственной памяти с раз-

витием у человечества культуры. Основная функция ненаследственной памяти — сознательная передача опыта одним поколением другому в контексте культуры. «Каждая культура определяет свою парадигму того, что следует помнить (т. е. хранить), а что подлежит забвению. Последнее вычеркивается из памяти коллектива и “как бы перестает существовать”. Но сменяется время, система культурных кодов, и меняется парадигма памяти-забвения. То, что объявлялось истинно-существующим, может оказаться “как бы не существующим” и подлежащим забвению, а несуществовавшее — сделаться существующим и значимым» [11, с. 200-202].

Кроме того, необходимо, вслед за В. Лыковой, указать, что помимо социальной памяти выделяются еще и понятия «культурная память» (переживаемый и осмысленный общий опыт совместного проживания), «историческая память» и т.д. Остановимся на определении двух этих понятий более подробно.

Исследованиями культурной памяти занимались А. Моль [12], Я.Ассман [13] и П. Хаттон. Эти ученые определяли существование культурной памяти, а также представили ее различные классификации. А. Моль использовал понятие «память мира». По его мнению, общество в целом обладает определенной социальной культурой, которая воплощена в «сети знаний», тем или иным способом формулируемой из множества производимых обществом материалов культуры. По мнению Я. Ассмана, прошлое, которое включено в социальную память, соответствует двум контекстам памяти: коммуникативной и культурной. Коммуникативная память охватывает воспоминания, которые связаны с недавним прошлым. Культурная память берет за основу предысторию, т. е. события в абсолютном прошлом. Культурная память, как правило, носит ритуальный характер и существует в виде праздников, танцев, произведений искусства. Что же касается исторической памяти, то ее отличие от социальной заключается в следующем — если историков интересует в первую очередь, как соотносятся историческое знание и массовые знания о прошлом / историческая память, то социологов — весь комплекс самых разных видов знания, на основе которых складываются «коллективные представления» о прошлом. Л.Дробижева [14] полагает, что одним из элементов национального самосознания, понимаемого широко, как образ «мы» в целом, т. е. представление об историческом прошлом своего народа, о его культуре, национальных интересах, знание легенд, преданий, является «историческая память». Это непременная часть культуры, преемственность в которой стабилизирует этнос. Так, Л. М. Дробижева определяет «историческую память» как своеобразный духовный потенциал народа. Историческая память рассматривается в качестве непременного атрибута общественного сознания в работах Ж. Т. Тощенко [15]: историческая память «в условиях коренных общественных сдвигов имеет тенденцию к оживлению своей роли в духовном потенциале, как отдельного человека, так и народа в целом». С. В. Кузнецов [16], исследуя культуру русской деревни, пришел к выводу о том, что «свидетельством высокой степени развития самосознания является “историческая память” народа как культурно-исторический феномен». Изучая историческую память на примере русской нации, Е. С. Троицкий [17] представил ее как «память о предках и о героическом прошлом народа» [18]. «Социальная память наиболее ярко проявляется в таких моментах развития социальной системы, когда происходит разрушение ценностно-смыслового единства и возникает потребность в новых теоретико-мировоззренческих установках. Социальная память становится организующим сознательную жизнь фактором с момента, когда человек начинает осознавать себя не только как член замкнутой родовой, клановой группы, а полноценным социальным субъектом, способным самостоятельно определить масштаб исторического бытия» [19, с. 3].

В качестве наиболее распространенного способа конструирования социальной памяти можно говорить о коммеморативных практиках (практиках запоминания), представляющих собой устойчивые способы репрезентации исторического прошлого, призванные подчеркнуть значимость прошлого для современного состояния общества. По мнению Д. А. Аникина, подобные практики существовали и в предшествующих типах общественного устройства, но их активизация в современную эпоху оказывается связана с изменением механизмов коммуникации. Сегодня усиление воздействия коммемо-ративных практик осуществляется при помощи средств массовой информации (радио, телевидение, интернет) с целью формирования общественного мнения в отношении исторического прошлого.

Помимо коммеморативных практик, активно применяющихся при формировании социальной памяти населения, используются и так называемые стихийные, нежелательные процессы дезорганизации социальной памяти: «общественная амнезия» и осознанные действия, направленные на «забывание» малозначимой ретроспективной информации. М. Хальбвакс связывал забывание с разрушением референциальных рамок коммуникативной реальности. Забывание или искажение определенных воспоминаний объясняется тем фактом, что рамки эти меняются от одной эпохи к другой. В свою очередь, «нарушение социальной памяти в обществе связано с механизмами осуществления власти, которая может манипулировать сознанием через цензуру и инструкции, предписывая, что следует помнить, а что забыть, не только в настоящем, но и в прошлом» [1, с. 18]. Следует различать забывание, которое через некоторое время может вернуть исторические события, и забвение, в результате которого утраченное больше не возвращается.

Как было отмечено в начале статьи, социальная память представляет собой сложное понятие, неразрывно связанное с историй и системой общественных ценностей. Как полагает Д. Г. Давлетшина, «социальная память проявляется в совокупности действий, предпринимаемых субъектом по ценностно-символической реконструкции прошлого в настоящем, что способствует сохранению и передаче социокультурного опыта, вовлечению его в процесс социального и духовного воспроизводства человека» [19, с. 18]. Кроме того, социальная память в качестве формы существования социального времени обеспечивает исторические и культурные события наличием смыслового значения. Вместе с тем «социальная память развертывается как процесс постижения смысла истории, который выражается в культурной ценности ее событий» [19, с. 18].

Как известно, по длительности хранения информации выделяют оперативную, кратковременную и долговременную память. По мнению С.Ю.Чехлова [20], применительно к социопамяти можно говорить о долговременной памяти, т. е. зафиксированной в различных материальных носителях информации, которая актуально сегодня не используется (потенциальная социопамять или «хранилище»); кратковременной — используемой в текущей практике социума информации (актуальная социопамять) и оперативной, когда информация находится в стадии «тенденции» (то, что обозначилось или уже происходит, но еще глубоко не укоренилось в практике). Как считает

С. Ю. Чехлов, «эта “тенденциальная” практика может перерасти как в разряд актуального, так и вернуться на уровень потенциального» [20, с. 17]. Именно эта классификация может способствовать более детальному исследованию проявлений функционирования социальной памяти в обществе в различные временные периоды и в разных условиях.

Кроме того, необходимо заострить внимание на следующей проблеме, о которой пишет в своей диссертации Д. Г. Давлетшина: «.. .современная массовая культура во многом выступает враждебной единичному человеку силой, поскольку стремится навя-

зывать ему жесткие стереотипы действия и мышления, чувства, оценки, базирующиеся во многом на рациональных и прагматических установках. При этом неизбежно возникают затруднения у человека с выражением своего жизненного мира, наблюдается рост душевного очерствения человека, отход от творчества, от ответственности и от осмысления бытия» [19, с. 13]. Социальная память, в свою очередь, способна преодолеть данный разрыв. Но произойти это может лишь в том случае, если она будет выступать в роли духовной активности самого социального субъекта, а духовная активность подразумевает под собой совокупность действий, предпринимаемых субъектом по ценностно-символической реконструкции прошлого в настоящем. Именно это будет способствовать сохранению и передаче социокультурного опыта. Как и было заявлено ранее, понятие социальной памяти неразрывно связано с системой ценностей, что представляет собой «инструмент, позволяющий выделять самое существенное в конкретных условиях. В функционировании социопамяти ценности выполняют несколько значимых функций: позволяют сравнивать, соотносить разнородные компоненты социопамяти; делают возможным сокращение разрыва между естественнонаучным и гуманитарным познанием; оправдывают герменевтику как способ конструирования смыслов и др.» [20, с. 20].

В заключение стоит отметить, что понятие социальная память, как удалось выяснить в ходе написания статьи, не имеет четкого определения, а потому, с одной стороны, усложняет работу исследователя по выявлению дефиниции, а с другой — дает возможность из многообразия трактовок проанализировать многоаспектность различных проявлений социальной памяти в обществе.

Литература

1. Соломина И. Ю. Социальная память: структура и феномены: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Самара, 2005.

2. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. М., 1998.

3. Аникин Д. А. Пространство социальной памяти: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2008.

4. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007.

5. Гири П. История в роли памяти? // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 14. М., 2005.

6. Norra P. La Republique. // Les lieux de memoire. Vol. 1. Paris, 1984.

7. Труфанова Е. О. Конференция по проблемам конструктивизма // Вопросы философии. 2008. № 5. С. 175-176.

8. Колеватов В. А. Социальная память и познание. М., 1984.

9. Ребане Я. К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания // Вопросы философии. 1982. № 8.

10. Лыкова В. Историческая память в современной России: проблемы трансформации. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/sa27.pdf

11. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992.

12. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

13. Ассман Я. Культурная память (Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности) / Пер. с нем. М. М. Сокольской. М., 2004.

14. Дробижева Л. М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции в современном мире: Сб. статей. М., 1990.

15. Тощенко Ж. Т. Историческая память и социология // Социологические исследования. 1998. № 5.

16. Кузнецов С. В. Культура русской деревни // Очерки русской культуры XIX века. М., 1998.

17. Троицкий Е. С. Русская нация: социальные преобразования и обновление. М., 1989.

18. Брандт З. Память этноса как механизм трансляции социокультурного опыта // Ломоносовские чтения 2004 г.: Сб. статей молодых ученых «Россия и социальные изменения в социальном мире». М., 2003.

19. Давлетшина Д. Г. Социальная память как основа нравственности человека: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2006.

20. Чехлов С. Ю. Методологический анализ категории «социальная память»: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Кемерово, 2002.

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.