Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА"'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2492
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGIONAL ECONOMY / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА РЕГИОНА / REGIONAL SOCIAL SPHERE / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / REGIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Марина Николаевна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью регионов (субъектов Российской Федерации) в экономической безопасности. В условиях кризиса, спада в экономике в регионах России обостряются социальные проблемы, снижается уровень жизни населения, увеличивается напряженность на рынке труда. Чтобы сгладить негативные факторы, на это влияющие, требуется принимать решения, направленные на совершенствование структуры экономики региона, на поддержку отдельных отраслей, сфер, на привлечение инвестиций. В этом заключается сущность обеспечения экономической безопасности. Цель. создание концептуального представления о системе экономической безопасности региона. Методология. Ведущими методами исследования данной проблемы являются анализ теоретических источников, сравнение, синтез концептуальных выводов. Результаты. Представлены основные подходы к понятию экономической безопасности региона, определены составляющие экономической безопасности. Выводы. Был сделан вывод о том, что экономическая безопасность регионов - это объект государственного управления, которое должно производиться посредством мониторинга ключевых показателей; обоснования и принятия решений, которые бы способствовали положительным изменениям в экономике региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Economic Security: A Theoretical Framework

The presented problem is important due to the regions' (constituent entities of the Russian Federation) demands for economic security. In times of crisis and economic downfall, social problems become aggravated, quality of life decreases, and strain on the labor market rises.Alleviating negative factors responsible for the above outcomes requires solutions aimed at improving the regional economic structure, supporting individual industries and fields, and attracting investments. These steps can be considered the keys to providing economic security. Aim. The presented study aims to provide a conceptual representation of a regional economic security system. Methods. This study uses analysis of theoretical sources, comparison, and synthesis of conceptual conclusions. Results. Major approaches to the concept of regional economic security are presented, and the components of economic security are identified. Conclusion. It is concluded that regional economic security is a responsibility of public administration, which in turn should undertake to monitor key indicators, which should then be used to substantiate and make decisions that would facilitate positive changes in regional economy.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА"»

о;

m

со <

о.

о;

ш

н <

Q. I-

о

о; s

CL

О ш

I-

о; <

о ш

J-

0

1

О о

Теоретические основы понятия «экономическая безопасность региона»

Regional Economic Security: A Theoretical Framework

УДК 332.1

Руденко Марина Николаевна

заведующий кафедрой Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор экономических наук, профессор

614990, г. Пермь, ГСП, ул. Букирева, д. 15 Marina N. Rudenko

Perm State University

Bukireva Str. 15, Perm', Russian Federation, 614990

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью регионов (субъектов Российской Федерации) в экономической безопасности. В условиях кризиса, спада в экономике в регионах России обостряются социальные проблемы, снижается уровень жизни населения, увеличивается напряженность на рынке труда. Чтобы сгладить негативные факторы, на это влияющие, требуется принимать решения, направленные на совершенствование структуры экономики региона, на поддержку отдельных отраслей, сфер, на привлечение инвестиций. В этом заключается сущность обеспечения экономической безопасности.

Цель. создание концептуального представления о системе экономической безопасности региона.

Методология. Ведущими методами исследования данной проблемы являются анализ теоретических источников, сравнение, синтез концептуальных выводов. Результаты. Представлены основные подходы к понятию экономической безопасности региона, определены составляющие экономической безопасности.

Выводы. Был сделан вывод о том, что экономическая безопасность регионов — это объект государственного управления, которое должно производиться посредством мониторинга ключевых показателей; обоснования и принятия решений, которые бы способствовали положительным изменениям в экономике региона.

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономика региона, социальная сфера региона, устойчивое развитие региона, региональное управление

The presented problem is important due to the regions' (constituent entities of the Russian Federation) demands for economic security. In times of crisis and economic downfall, social problems become aggravated, quality of life decreases, and strain on the labor market rises. Alleviating negative factors responsible for the above outcomes requires solutions aimed at improving the regional economic structure,

supporting individual industries and fields, and attracting investments. These steps can be considered the keys to providing economic security.

Aim. The presented study aims to provide a conceptual representation of a regional economic security system.

Methods. This study uses analysis of theoretical sources, comparison, and synthesis of conceptual conclusions.

Results. Major approaches to the concept of regional economic security are presented, and the components of economic security are identified.

Conclusion. It is concluded that regional economic security is a responsibility of public administration, which in turn should undertake to monitor key indicators, which should then be used to substantiate and make decisions that would facilitate positive changes in regional economy.

Keywords: economic security, regional economy, regional social sphere, sustainable regional development, regional management

В последние годы, в условиях экономического кризиса и ухудшения основных макроэкономических показателей, в России все более актуальным становится вопрос обеспечения экономической безопасности на уровне государства в целом и на уровне отдельных регионов.

Экономическая безопасность является одним из элементов общей безопасности государства. Она определяется как составная часть национальной безопасности государства, поскольку, не обеспечивая экономическую безопасность, страна не может решать те задачи, которые стоят перед ней и во внутригосударственном, и в международном плане [1]. В соответствии с основной мыслью стратегии национальной безопасности России (действовала до мая 2017 г.), безопасность в экономической и социальной сфере (помимо остальных сфер) является залогом обеспечения национальной безопасности нашей страны [2].

В ныне действующей стратегии экономической безопасности определено, что экономическая безопасность — это «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [3]. Данная стратегия направлена на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности, на предотвращение кризисных явлений, связанных с ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферами, на недопущение снижения качества жизни населения.

Деятельность, направленная на обеспечение экономической безопасности, на достижение состояния «защищенности» (данное понятие по определению с. В. Казанцева является ключевым в экономической безопасности [4]), осуществляется на разных уровнях государственного управления. Поскольку Россия является федеративным государством, где Конституцией и федеральным законодательством выделена система местного (муниципального) самоуправления, система обеспечения экономической безопасности страны является трехуровневой.

В соответствии с федеральным законом «О безопасности» № 390-ФЭ, обеспечение экономической безопасности является сферой ответственности Президента РФ (вместе с формируемым и возглавляемым им советом безопасности), правительства, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации (регионов) и органов местного самоуправления [5]. Каждый из перечисленных выше органов действует в рамках своей компетенции. Региональные органы также работают лишь в тех направлениях, которые они могут и имеют право контролировать в соответствии с нормами Конституции и федерального законодательства. По ряду вопросов они сотрудничают с федеральными и местными органами власти, поскольку обеспечение региональной экономической безопасности — комплексная задача, которую невозможно решать только на каком-либо одном уровне управления.

Региональная экономическая безопасность может рассматриваться как часть национальной экономической безопасности, представляя собою защищенность экономики конкретного региона от внешних угроз. Эаметим, что вопросам экономической безопасности на национальном и региональном уровнях посвящено достаточно много научных исследований, в том числе известных российских ученых. Так, академик Л. И. Абалкин под экономиче-

ской безопасностью понимает состояние эко- | номики, при котором может быть обеспечен х устойчивый экономический рост, а также эф- ™ фективно удовлетворяются общественные по- ^ требности наряду с высоким качеством управ- ^ ления, защитой экономических интересов как н на национальном, так и на международном ^ уровне [6]. В. И. Ведяпин и Е. А. Олейников ^ рассматривают экономическую безопасность | не только как состояние экономики, но и как д состояние институтов власти, которое гаранти- н рует защиту национальных интересов, а также < обеспечивает гармоничное развитие страны, ее " экономический и оборонный потенциал, не- ^ смотря на возможные варианты негативного | развития внутренних и внешних процессов [7]. ^ К. Х. Ипполитов интерпретирует экономи- т ческую безопасность, используя понятие «защищенность» экономических отношений от опасностей и угроз, источниками которых могут являться экономические противоречия [8]. Аналогичного мнения, т. е. трактовки экономической безопасности как «состояния защищенности», придерживается С. В. Казанцев [4].

Академик В. К. сенчагов указывает на то, что экономическая безопасность не ограничивается защищенностью национальных интересов. Она должна рассматриваться и в качестве готовности и способности институтов государственной власти к созданию механизмов, посредством которых можно реализовывать и защищать эти интересы для целей развития отечественной экономики, для поддержания социально-политической стабильности в обществе [9].

По мнению Ф. Н. Борисевича, экономическая безопасность является важнейшей характеристикой экономической системы, определяющей способность реализации государственных интересов вне зависимости от различных форс-мажорных ситуаций. Она должна представлять собою «устойчивую, стабильно развивающуюся дееспособность хозяйствующих субъектов», а также предполагает достойные условия жизнедеятельности населения, нейтрализацию внешних угроз [10].

А. Н. Илларионов понимает под экономической безопасностью сочетание экономических, политических и правовых условий, обеспечивающих устойчивое на длительный период производство экономических ресурсов в расчете на душу населения, притом наиболее эффективным способом [11].

Таким образом, в научной литературе экономическая безопасность рассматривается со следующих позиций:

• состояние экономики, обеспечивающее устойчивое развитие; состояние институтов государства (власти), обеспечивающее защиту национальных интересов в сфере экономики;

| • защищенность экономических отношений, х прежде всего от внешних угроз, но также

со

™ и от внутренних;

^ • адаптивность экономики, способность сохранять свою полноценность, даже при не-н гативном влиянии внешних угроз.

Все эти подходы отражают ту или иную ^ важную составляющую экономической без-| опасности, но по отдельности они не позво-д ляют получить концептуальное представление н о системе экономической безопасности. По-5 этому А. Г. светлаков определяет экономи-

0 ческую безопасность как систему, имеющую ^ ряд элементов, которые могут быть охаракте-

1 ризованы по функциональному назначению о (предполагает определенную цель, принципы, го функции), структурному составу (субъекты,

объект, предмет), информационно-правовому (законодательство, подзаконные акты, статистика и аналитическая информации) и инструментальному обеспечению (мониторинг угроз, выработка мероприятий по предотвращению угроз или снижению их негативного влияния, реализация выработанных мер) [12]. Исходя из этого можно выделить несколько уровней экономической безопасности:

• мегауровень (международная или макроре-гиональная, например, европейская, азиатская, американская и иного рода экономическая безопасность);

• макроуровень (национальная, т. е. на уровне государства);

• мезоуровень (отраслевая и региональная);

• микроуровень (на уровне предприятий, отдельной личности) [Там же].

Из приведенной классификации неясно, к какому уровню относится экономическая безопасность муниципалитета. По всей видимости, ее следует отнести на мезоуровень, даже если речь идет не о крупном муниципалитете (административном центре региона), а об относительно небольшом городе или поселке, поскольку и здесь функционирует большое количество микросубъектов (предприятий, отдельных личностей). Кроме того, поддержание экономической безопасности на этом уровне требует вмешательства органов публичного управления (в данном случае — муниципальных органов власти).

Итак, региональное управление относится к мезоуровню. В данном контексте отметим определение экономической безопасности региона, предложенное М. с. Посуконько: совокупность условий и факторов, которые определяют состояние экономики региона, устойчивость его развития. Данные факторы формируются в экономическо-правовой системе, они взаимосвязаны с комплексом экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий [13].

Учитывая сказанное выше, Е. Н. Шкарина дает определение экономической безопасности региона как совокупности условий и факторов, которые характеризуют текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность развития. Она рассматривает экономическую безопасность региона одновременно с позиции «интеграции» с экономикой Федерации и «региональной независимости» [14]. При этом выделяются несколько видов угроз для экономики региона (рис. 1).

В предложенной схеме угрозы экономической безопасности подразделяются на внешние (внешнеэкономические и внешнеполитические) и внутренние (финансовые, экономические и социальные). Учитывая современные реалии, сложно согласиться, что спад производства, отток инвестиций и снижение уровня жизни рассматриваются как сугубо внутренние угрозы для региона. Очевидно, что в каждом регионе эти явления могут оказывать разное по силе негативное влияние, но их источники зачастую связаны с общей проблемой экономической безопасности на макроуровне (на уровне государства, Федерации). Поэтому здесь было бы правильно разделять факторы среды на «управляемые на мезоуровне» и «неуправляемые на мезоуровне».

В любом случае важной задачей регионального публичного управления с точки зрения обеспечении экономической безопасности является минимизация негативного влияния внешних угроз одновременно с устранением «слабых сторон». Это может быть достигнуто посредством своевременного вмешательства в развитие факторов экономической безопасности. Требуется предотвращать кризисные ситуации, искать возможности наиболее благоприятного развития событий для экономики региона. Когда фактор внешней среды перерастает в угрозу безопасности, требуется минимизировать возможные убытки («экономический ущерб»).

Управление экономической безопасностью на региональном уровне необходимо для недопущения перерастания определенных факторов дестабилизации (потенциальных) в действующие угрозы безопасности, сохраняя безопасный уровень состояния объекта безопасности. Так, по мнению З. З. Абдулаевой, чтобы обеспечить экономическую безопасность региона и преодолеть существующие внешние и внутренние угрозы, требуется разработка региональной стратегии и концепции обеспечения экономической безопасности. Данными документами должен определяться перечень конкретных решений и направлений работы, связанной с созданием целостной региональной системы управления экономической безопасностью [15].

Рис. 1. Угрозы экономической безопасности региона

составлено: автором по материалам [14].

Важнейшее значение имеет мониторинг факторов региональной экономической безопасности. Так, И. А. Киселева и Н. Е. симонович выделяют «кризисные ситуации», которые могут возникнуть в экономике каждого конкретного региона:

1) ухудшение демографической ситуации, которое может быть связано с экономическими и экологическими проблемами (определяется показателями рождаемости, смертности, естественного прироста не только на уровне региона в целом, но и отдельных муниципалитетов);

2) рост техногенной нагрузки на территорию, что увеличивает возможность техногенных катастроф, экологических проблем (из-за нарушений техники безопасности, износа оборудования и т. п.);

3) рост безработицы по причине проблем на градообразующих производствах либо отдельных крупных промышленных предприятиях, в том числе отдельно по муниципалитетам;

4) рост миграционного прироста, что может способствовать росту межэтнических конфликтов, увеличить масштабы этнической преступности, преступлений, совершаемых мигрантами;

5) обеспеченность региона объектами инфраструктуры и финансовыми ресурсами (снижение обеспеченности представляет собой явную угрозу для экономики и социальной сферы);

т <

<

сг —

О

к <

6) ухудшение экологической ситуации, проблемы, связанные с воздухом, водой, растительным и животным миром;

7) повышение зависимости экономики от импорта, а также от ввоза из других регионов ряда ресурсов (продуктов питания, энергии), которые можно было бы вырабатывать на территории региона;

8) рост объемов взаимных неплатежей, снижение собираемости налогов и коммунальных платежей;

9) низкая обеспеченность населения средствами коммуникации, культурными объектами и т. п., что также является качественным проявлением слабого развития экономики [16].

Все эти критерии требуется учитывать при составлении ситуационной карты состояния региона; изменение факторов необходимо постоянно отслеживать на протяжении длительного периода времени, в чем и заключается суть мониторинга [Там же].

Экологическая составляющая экономики региона в последнее время стала объектом пристального внимания. Проблема заключается в том, что рост промышленного производства, особенно в тяжелой промышленности, может наносить значительный вред окружающей среде и тем самым здоровью людей. Это влечет дополнительные расходы из бюджета на охрану среды и охрану здоровья, влияет на демографию, на миграцию из региона [17]. специалисты отмечают опасность огромной

Рис. 2. Программно-целевое управление экономической безопасностью региона

составлено: автором по материалам [20].

региональной дифференциации по социально-экономическому положению и уровню жизни, что актуально в настоящее время, в частности, для России, Казахстана и некоторых других стран [18; 19].

Функция регулирования (управления) экономической безопасностью на уровне региона тесно связана с деятельностью органов публичного управления региона, направленной на нейтрализацию угроз, выявленных в процессе мониторинга. При этом осуществляется разработка комплекса управленческих решений, связанных с воздействиями на экономику, направленными на выход из «зоны опасности». Механизмы и меры, которые обеспечивают экономическую безопасность региона, должны быть разработаны одновременно с прогнозами социально-экономического развития региона. Их реализация должна быть предусмотрена в программе обеспечения экономической безопасности региона и устойчивого регионального развития.

Н. В. Дюженкова предлагает модель программно-целевого управления экономической безопасностью региона, включающую анализ угроз экономической безопасности, ранжирование районов региона по уровню экономической безопасности, интегральную оценку состояния экономической безопасности региона, оценку экономического потенциала региона, прогнозирование возможных изменений показателей экономической безопасности и разработку рекомендаций по минимизации влияния угроз экономической безопасности на развитие ситуации в регионе (рис. 2) [20].

Целевая модель управления экономической безопасностью региона строится при учете всех возможных целей. Она будет выступать как важный и сложный элемент методической работы, связанной с применением программно-целевого метода. Данная целевая модель является упорядоченной системой соподчиненных целевых задач, которые расположены по уровням общности, значимости и целесо-

образной последовательности их достижения. Наиболее значимо достижение таких подцелей, как повышение эффективности хозяйственной деятельности всех субъектов хозяйствования вне зависимости от их видов деятельности и форм собственности, рост доходов бюджета. Применение программно-целевого метода управления для обеспечения экономической безопасности регионов может получать конкретное проявление в разработке и реализации целевой комплексной программы, направленной на обеспечение экономической безопасности, которая представляет собою комплекс мероприятий по обеспечению достижения поставленных целей.

Выделяются следующие этапы разработки программы обеспечения экономической безопасности региона:

1) выявление проблемной ситуации (или нескольких ситуаций) в экономике региона с формулировкой данной конкретной проблемы или комплекса проблем;

2) выбор проблемной ситуации, которая является программно решаемой (требуется определить «желаемое» состояние объекта, которое нельзя оценить как «угрожающее»; требуется выявить и оценить действующие факторы дестабилизации, которые оказывают влияние на данный, выявить совокупность угроз; определить и оценить предполагаемый ущерб (убытки) при реализации выявленных угроз; оценить угрозы экономической безопасности, учитывая степень их важности, время наступления и т. п.; выбрать проблемную ситуацию (или несколько) для программного решения);

3) формирование программных целей и задач («дерева целей»);

4) ресурсная проработка (предварительная) разрешения проблемной ситуации (с учетом ограничений по разным видам ресурсов);

5) выработка стратегии обеспечения экономической безопасности, включающей комплекс мероприятий (требуется определить методы, способы, средства достижения программных целей, описать действия для решения задач);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) ресурсная проработка программы (окончательная), включая распределение ресурсного обеспечения мероприятий и установление соответствующего графика;

7) подготовка проекта программы, сопряжение подготовленной программы с другими, которые уже действуют или предполагается их действие;

8) утверждение программы, доведение программы до исполнителей;

9) формирование организационного механизма управления реализацией программы [21]. Таким образом, экономическая безопасность

региона как состояние защищенности его эко-

номики, устойчивости перед внешними угроза- |

ми, прежде всего, превосходство его сильных х

сторон над слабыми, представляет собой объ- m

ект государственного управления. Управление ^

экономической безопасностью на мезоуровне ^

(на уровне региона) производится посредством н

мониторинга ключевых показателей, принятия ^

решений, направленных на положительные ^

изменения в экономике, сдерживание нега- |

тивного влияния внешних угроз и развитие q

региона при наличии внешних возможностей н

в экономике. <

Литература |

1. О государственной стратегии экономической без- ° опасности Российской Федерации (основных по- 2 ложениях): Указ Президента РФ от 29 апреля го 1996 г. № 608 (утратил силу): [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/106503/.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (с изменениями и дополнениями) (утратил силу): [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/195521/.

3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208: [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1110794/.

4. Казанцев С. В. Экономическая безопасность. Определение понятий // Мир новой экономики. 2014. № 2. С. 48-53.

5. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/12181538/.

6. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.

7. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность): Учеб.-практ. пособие / Под ред. Е. А. Олейникова. М.: Интел-синтез, 1997. 278 с.

8. Ипполитов К. Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России: Сб. / Рос. союз предприятий безопасности. М., 1996. 263 с.

9. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 64-79.

10. Борисевич Ф. Н. Таможенная составляющая экономической безопасности России // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1. С. 302-310.

11. Илларионов А. Н. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35-58.

12. Светлаков А. Г., Глотина И. М. Системный подход к исследованию понятия «экономическая безопасность» // Пермский аграрный вестник. 2014. № 4 (8). С. 73-79.

13. Посуконько М. С. Экономическая безопасность регионов как основная компонента экономической безопасности России (на примере Ростовской области) // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 2. С. 558-563.

^ 14. Шкарина Е. Н. Экономическая безопасность и пре-tz одоление угроз в современных условиях // Вестник ^ СевКавГТУ. 2003. № 3 (11). С. 86-92.

< 15. Абдулаева З. З. Организационные основы систе-к мы мониторинга экономической безопасности региона // Региональные проблемы преобразования

^ экономики. 2009. № 4. С. 301-307. ^ 16. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально-психологическая безопасность регио-к нов Российской Федерации // Национальные инте-^ ресы: приоритеты и безопасность. 2014. № 8. ° С. 40-44.

h 17. Эколого-экономическая безопасность: Учеб. пососи

< бие / Под науч. ред. И. С. Белик. Екатеринбург: ^ Изд-во УрФУ, 2015. 152 с.

^ 18. Модин Е. В. Уровень жизни населения российских s регионов и экономическая безопасность // Мир

1 науки и образования. 2016. № 1 (5). С. 8-14.

2 19. Митяков С. Н., Митяков Е. С., Романова Н. А.

Экономическая безопасность регионов Приволжского федерального округа // Экономика региона. 2013. № 3 (35). С. 81-91.

20. Дюженкова Н. В. Управление экономической безопасностью региона в современной России: Дисс. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2002. 232 с.

21. Пшигусова А. А. Программно-целевой подход к обеспечению экономической безопасности региона // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 6-1 (87). С. 206-208.

References

1. On the state strategy of economic security of the Russian Federation (Basic provisions). Decree of the President of the Russian Federation of 29 April 1996 No. 608 (expired). Available at: http://base. garant.ru/106503/. (in Russ.).

2. On the National Security Strategy of the Russian Federation up to 2020. Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 No. 537 (with amendments and additions) (expired). Available at: http://base.garant.ru/195521/. (in Russ.).

3. On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208. Available at: http://www.garant.ru/ hotlaw/federal/1110794/. (in Russ.).

4. Kazantsev S. V. Ekonomicheskaya bezopasnost'. Opredelenie ponyatiy [Economic security. Definition of concepts]. Mir novoy ekonomiki, 2014, no. 2, pp. 48-53.

5. On security. Federal law of December 28, 2010 No. 390-FZ (with amendments and additions). Available at: http://base.garant.ru/12181538/. (in Russ.).

6. Abalkin L. I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie [The economic security of Russia: threats and repulse]. Voprosy ekonomiki, 1994, no. 12, pp. 4-13.

7. Oleynikov E. A., ed. Osnovy ekonomicheskoy bezo-pasnosti (gosudarstvo, region, predpriyatie, li-chnost') [Basics of economic security (state, region, enterprise, person)]. Moscow: Intel-sintez Publ., 1997. 278 p.

8. Ippolitov K. Kh. Ekonomicheskaya bezopasnost': strategiya vozrozhdeniya Rossii [Economic security:

A strategy for the revival of Russia]. Moscow: Russian Alliance of Security Enterprises, 1996. 263 p.

9. Senchagov V. K. Ekonomicheskaya bezopasnost' kak osnova obespecheniya natsional'noy bezopasnosti Rossii [Economic security as the basis for ensuring national security of Russia]. Voprosy ekonomiki, 2001, no. 8, pp. 64-79.

10. Borisevich F. N. Tamozhennaya sostavlyayushchaya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [The customs component of Russia's economic security]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2002, no. 1, pp. 302-310.

11. Illarionov A. N. Kriterii ekonomicheskoy bezopasnosti [Criteria for economic security]. Voprosy ekonomiki, 1998, no. 10, pp. 35-58.

12. Svetlakov A. G., Glotina I. M. Sistemnyy podkhod k issledovaniyu ponyatiya "ekonomicheskaya bezopasnost'" [Systematic approach to research of "economic security" concept]. Nauchno-prakticheskiy zhurnal Permskiy agrarnyy vestnik, 2014, no. 4 (8), pp. 73-79.

13. Posukon'ko M. S. Ekonomicheskaya bezopasnost' regionov kak osnovnaya komponenta ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii (na primere Rostovskoy oblasti) [Economic security of regions as the main component of Russia's economic security (the example of the Rostov region)]. Elektronnyy vestnik Rostovskogo sotsial'no-ekonomicheskogo instituta, 2016, no. 2, pp. 558-563.

14. Shkarina E. N. Ekonomicheskaya bezopasnost' i preodolenie ugroz v sovremennykh usloviyakh [Economic security and overcoming threats in modern conditions]. Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarst-vennogo tekhnicheskogo universiteta, 2003, no. 3 (11), pp. 86-92.

15. Abdulaeva Z. Z. Organizatsionnye osnovy sistemy monitoringa ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Organizational bases of the system of monitoring of the region economic security]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki, 2009, no. 4, pp. 301-307.

16. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Ekonomicheskaya i sotsial'no-psikhologicheskaya bezopasnost' regionov Rossiyskoy Federatsii [Economic and socio-psycho-logical security of the regions of the Russian Federation]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopas-nost', 2014, no. 8, pp. 40-44.

17. Belik I. S., ed. Ekologo-ekonomicheskaya bezopas-nost' [Ecological and economic security]. Ekaterinburg, Ural Federal Univ. Publ., 2015. 152 p.

18. Modin E. V. Uroven' zhizni naseleniya rossiyskikh regionov i ekonomicheskaya bezopasnost' [The standard of living of the population of Russian regions and economic security]. Mir nauki i obrazovaniya, 2016, no. 1 (5), pp. 8-14.

19. Mityakov S. N., Mityakov E. S., Romanova N. A. Ekonomicheskaya bezopasnost' regionov Privolzh-skogo federal'nogo okruga [Economic security of the regions of the Volga Federal District]. Ekonomika regiona, 2013, no. 3 (35), pp. 81-91.

20. Dyuzhenkova N. V. Management of economic security of the region in modern Russia. Cand. econ. sci. diss. Tambov: TSTU Publ., 2002. 232 p. (in Russ.).

21. Pshigusova A. A. Programmno-tselevoy podkhod k obespecheniyu ekonomicheskoy bezopasnosti re-giona [The program-targeted approach to ensuring the economic security of the region]. Novaya nau-ka: teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad, 2016, no. 6-1 (87), pp. 206-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.