Научная статья на тему 'Теоретические основы оценки накопленного износа судов'

Теоретические основы оценки накопленного износа судов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКОПЛЕННЫЙ ИЗНОС / ЭФФЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / ACCUMULATED DEPRECIATION / EFFECTIVE AGE / PHYSICAL LIVES / ECONOMIC LIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копцева Елена Петровна, Лазарев А. Н.

Рассматриваются существующие методы оценки наколенного износа судов. Проанализированы временные параметры, связанные с возрастом судна и возможными сроками его физической и экономической жизни. Выделен метод оценки, обусловливающий актуальность и позволяющий сочетать простоту и точность получения уровня накопленного износа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews existing evaluation methods for assessment of accumulated depreciation of ships. The temporal parameters associated with the age of the vessel and the possible timing of its physical and economic lives are analyzed. The selected Method of evaluation, specifies the currency and combines the simplicity and accuracy of the level of accumulated depreciation.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы оценки накопленного износа судов»

12. Печников А. Н. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения /

А. Н. Печников, Ю. А. Ветров. — СПб.: БГТУ, 2002. — Ч. 1: Концепция систем автоматизированного обучения и моделирование процессов деятельности: [текст]. — Кн. 1, 2.

13. Popovich V. Data for Geographic Information Systems / V. Popovich, A. Pankin, Y. Ivakin // 11th International Conference on Urban Regional Development in the in information society (CORP 2006), February 12-16: Proc. — Vien, 2006.

14. Sorokin R. Intelligent Geoinformation Systems for Modeling and Simulation / R. Sorokin // The International Workshop on Harbor, Maritime and Multimodal Logistics Modeling & Simulation (HMS-2003): Proc. — Riga, 2003.

15. Sorokin R. Application of artificial intelligence methods in geographic information systems / R. Sorokin, Y. Ivakin // Information Fusion and Geographic Information Systems: International Workshop (IF&GIS2005), September 25-27: Proc. — St. Petersburg, 2005.

16. Tomlin C. D. Geographic Information System and Cartographic Modeling / C. D. Tomlin. — N. Y.: Prince Hall, 1990. — 249 p.

17. Intelligent Situation Awareness on GIS Basis. MILCOM 2006, November 17-21: Proc. / M. Voronin [et al.]. — Washington, 2006.

18. WalfordN. Geographical Data Analysis / N. Walford. — N. Y.: John Wiley & Sons, 1995.

19. Южный флот — авангард России // Морская политика России. Люди, события, факты. — Официальный печатный орган Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. — 2013. — № 4.

УДК 629.122.004.62 Е. П. Копцева,

канд. экон. наук, доцент, ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова;

А. Н. Лазарев,

д-р техн. наук, профессор, ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ НАКОПЛЕННОГО ИЗНОСА СУДОВ

THEORETICAL FRAMEWORK FOR THE ASSESSMENT OF ACCUMULATED DEPRECIATION OF SHIPS

Рассматриваются существующие методы оценки наколенного износа судов. Проанализированы временныiе параметры, связанные с возрастом судна и возможными сроками его физической и экономической жизни.

Выделен метод оценки, обусловливающий актуальность и позволяющий сочетать простоту и точность получения уровня накопленного износа.

The article reviews existing evaluation methods for assessment of accumulated depreciation of ships. The temporal parameters associated with the age of the vessel and the possible timing of its physical and economic lives are analyzed.

The selected Method of evaluation, specifies the currency and combines the simplicity and accuracy of the level of accumulated depreciation.

Ключевые слова: накопленный износ, эффективный возраст, физическая жизнь, экономическая жизнь.

Key words: accumulated depreciation, effective age, physical lives, economic lives.

Н

АКОПЛЕННЫЙ износ (accrued depreciation) (НИ) — это уменьшение восстановительной стоимости или цены судна, которое может происходить в результате утраты физических свойств судна, функционального и внешнего (экономического) устаревания или комбинации этих устареваний.

Теоретически в зависимости от причин, вызывающих износ, его можно подразделить на следующие составляющие:

— физический (устранимый и неустранимый);

— функциональный (устранимый и неустранимый);

— внешний или экономический.

Для оценки износа объектов недвижимости (зданий и сооружений) применяют следующие методы определения накопленного износа имущества:

1) метод экономической жизни (метод эффективного возраста);

2) модифицированный метод экономической жизни;

3) метод разбивки;

4) метод сравнения продаж.

Рассмотрим теоретические основы экономической оценки износа судов по методам экономической жизни.

Методы экономической жизни основаны на том, что стоимость судна снижается при увеличении его возраста.

При оценке накопленного износа судов будут использоваться следующие понятия:

— физический срок службы (Тф);

— фактический (хронологический, исторический) возраст (^);

— продолжительность общей экономической жизни (Тоэж);

— нормативный срок службы (Тн);

— срок полезного использования (t );

— оставшийся срок действия документов Регистра (ТдР);

— полная восстановительная стоимость судна (ПВС), то есть стоимость постройки нового судна, аналогичному тому, износ которого нужно оценить;

— эффективный возраст (ЭВ);

— оставшийся срок экономической жизни (ОСЭЖ).

Физический срок службы представляет собой период времени, за который объект износится при нормальной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании и ремонтах под воздействием сил природы до такой степени, что его дальнейшая эксплуатация будет небезопасна. Как правило, Т, может значительно превышать как Т и t , так и Т .

L ’ ф L н пи оэж

Фактический (хронологический или исторический) возраст — возраст судна на момент времени t, то есть на дату оценки.

Под продолжительностью общей экономической жизни судна понимается период времени, в течение которого судно приносит прибыль, то есть доходы от его эксплуатации превышают расходы на его содержание и эксплуатацию.

Продолжительность общей экономической жизни можно устанавливать по следующим вариантам:

1) равной нормативному сроку службы Тн:

100 На

где На — норма амортизации для судов данной группы, принимается согласно классификатора основных фондов [1]; — целая часть числа (entire);

На

2) равной сроку полезного использования t , приводимому в классификаторе [2]:

Т =Т =

+ 1>

пи

Выпуск 3

Выпуск 3

3) для судов речного флота равной Тн, приводимому в классификаторе [3]:

Т = Т;

оэж н’

4) равной физическому сроку службы судов данного типа, приводимому в различных справочниках (например, в [4]):

Т = Тф.

оэж ф

Эффективный возраст (effective age) — это возраст, показываемый состоянием и полезностью. По существу, это численная экспертная оценка, определяющая, на сколько лет «выглядит» судно. Эффективный возраст может быть меньше или больше фактического возраста, но не может быть больше продолжительности общей экономической жизни:

гф > < ЭВ < Т .

ф оэж

Рис. 1. Взаимосвязь сроков службы объекта

Например, после экспертной оценки эффективного возраста т/х проекта 488АМ в возрасте = 18 лет установлено, что судно «выглядит» на 15 лет (ЭВ = 15 лет). При Тн = Тоэж = ¿пи = 24 года [3] взаимосвязь приведенных понятий показана на рис. 1.

По методу экономической жизни (МЭЖ) накопленный износ определяется по следующей формуле:

ОГ> 1

НИ = ——пвс =-------------------пвс.

Гоэж 1 + (ОСЭЖ/ЭВ)

Метод экономической жизни основан на данных, полученных в ходе осмотра судна, и базируется на том, что эффективный возраст отражает степень использования общей экономической жизни.

Данный метод не подразделяет износ на отдельные составляющие, а позволяет рассчитать сразу всю сумму накопленного износа.

Для вышеприведенного примера с ПВС судна пр. 488АМ, равной 3500 тыс. долл., НИ составит

НИ = — -3500 = 2188 (тыс. долл.)

и остаточная стоимость будет равной: ОС = 3500 - 2188 = 1312 (тыс. долл.).

Данный метод при его практическом применении имеет существенные недостатки:

— продолжительность общей экономической жизни и эффективный возраст определяются в значительной степени субъективно;

— требуется конкретизация принципов установления продолжительности эффективного возраста и срока общей экономической жизни. Однако при наличии методики определения требуемых временных отрезков по судам данный метод можно использовать для оценки накопленного износа в любой период срока службы судна;

— не делается различий между видами износа, отсутствует деление износа на устранимый и неустранимый и, таким образом, не учитывается возможность устранения хотя бы одной части НИ.

Некоторые недостатки метода экономической жизни устраняет его модифицированный вариант, который предполагает разделение накопленного износа на устранимый и неустранимый.

Модифицированный метод экономической жизни (ММЭЖ) также основывается на том, что стоимость судна снижается при увеличении его возраста.

Разница состоит в том, что при применении этого метода сначала определяется стоимость всех устранимых позиций накопленного износа, затем эта величина вычитается из стоимости нового производства. Полученная разность является основой, к которой применяется отношение эффективного возраста к общей экономической жизни:

НИ = УНИ + ННИ =--------(ПВС-УНИ) + УНИ,

^оэж

где УНИ — устранимый накопленный износ; ННИ — неустранимый накопленный износ.

Устранимый накопленный износ часто называют «отложенный ремонт», так как по существу он отражает возможные затраты на ремонт судна. При установлении численного значения УНИ необходима проверка соотношения:

ОС = ПВС - НИ > 0.

Рассчитаем накопленный износ т/х пр. 488АМ модифицированным методом экономической жизни:

НИ = — • (3500 - 350) + 350 = 2319 (тыс. долл.),

24

что на 6 % больше, чем по методу экономической жизни.

Затраты на отложенный ремонт устанавливаем в размере 10 % от ПВС судна. По «Правилам ремонта» [3] суда пр. 488АМ один раз в 5 лет должны проходить очередной ремонт для получения документов Регистра. Так как ЭВ устанавливаем на уровне 15 лет, то на момент оценки накопленного износа судну требуется проведение очередного (среднего) ремонта.

Таким образом, остаточная стоимость т/х пр. 488АМ составит ОС = 3500 - 2319 = 1181 (тыс. долл.).

Теперь рассмотрим теоретические основы установления эффективного возраста на основе сопоставления фактического возраста [5, с. 21-25] и численности значения продолжительности общей экономической жизни, установленной одним из ранее рассмотренных вариантов.

При установлении численных значений ЭВ могут возникнуть следующие ситуации:

1) ^ < Т ;

' ф оэж-'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) I, + Т Р < Т ;

' ф дР оэж-'

3) ^ = Т ;

ф оэж

4) ^ + Т Р = Т ;

ф дР оэж

Выпуск 3

Выпуск 3

5) (. > Т ;

ф оэж

6) + Т Р > Т .

ф дР оэж

1. Если (ф < Тоэж и отсутствуют данные о сроках действия документов Регистра, то для оценки НИ используем метод МЭЖ, а ЭВ принимаем равным фактическому возрасту.

2. Если (ф + ТдР

< Тоэж, то ЭВ принимаем равным (ф, но для оценки НИ используем метод ММЭЖ и предварительно оцениваем объем «отложенного ремонта», то есть УНИ.

3. Если (ф=Тоэж и отсутствуют документы Регистра, то следует проанализировать возможность их получения и увеличения периода общей экономической жизни, то есть перейти к ситуации 2.

4. Если (, + Т „ = Т , то ЭВ = (,, а Т = Т „ и расчет НИ производится по МЭЖ. Возможно также

ф дР оэж ф оэж дР

рассмотрение ситуации получения новых документов Регистра и пересмотр продолжительности общей экономической жизни.

5. Если (ф > Тоэж и отсутствуют документы Регистра, то необходимо рассмотреть ситуацию 2 либо признать, что НИ = 100 % и судно не подлежит восстановлению.

6. Если (, + Т„ > Т , то значение Т следует установить на уровне Т = (, + Т то есть

ф дР оэж оэж оэж ф дР

перейти к ситуации 4. Возможен также пересмотр Тоэж и переход к ситуации 2.

Несмотря на некоторые недостатки методов экономической жизни, они в настоящее время находят самое широкое применение для определения накопленного износа судов вследствие своей относительной простоты. Достаточно серьезным препятствием для применения модифицированного метода экономической жизни является оценка уровня устранимого накопленного износа.

В рамках настоящей статьи можно рекомендовать труды одного из авторов [5-9], рассматривающих эти вопросы более подробно.

Список литературы

1. О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР: Постановление Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072.

2. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

3. Лазарев А. Н. Правила ремонта судов Министерства речного флота РСФСР / А. Н. Лазарев,

В. Г. Никифоров, Б. Д. Худяков. — М.: Транспорт, 1990. — 71 с.

4. Судоходство и судостроение» (статистика, экономика, цены): ежегод. справ. — СПб.: ФГУП ГНЦ РФ «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова».

5. Аналитические методы перспективного планирования объемов судоремонта // Технология судостроения и судоремонта: тр. ЛИВТа. — Л.: Транспорт, 1973. — Вып. 142.

6. Лазарев А. Н. Проект нормативов затрат на ремонт основных фондов: одобрен Отраслевой ВЗФ комиссией МРФ РСФСР 16.10.1986 г. / А. Н. Лазарев. — М.: МРФ РСФСР, 1986. — 36 с.

7. Лазарев А. Н. Основы нормирования затрат на ремонт флота с учетом ЛИВТа / А. Н. Лазарев // Ремонт речных судов. — 1989.

8. Лазарев А. Н. О методике расчета нормативов затрат на ремонт основных фондов / А. Н. Лазарев // Тр. ЛИВТа. — Л.: Транспорт, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.