делают весьма своеобразными процессы социального соперничества в России.
Но при этом необходимо подчеркнуть, что соперничество лидеров и социальных групп в политике неразрывно связано с перераспределением собственности. Процессы разгосударствления имущества и приватизации так или иначе соединены с властными структурами, регулируются ими, поэтому приближенность к власти может означать, и зачастую означает, возможность более легкого - и даже незаконного - приобретения объектов недвижимости, предприятий, скупки акций прибыльных фирм, корпораций и т.п.
Материальная заинтересованность, обладание собственностью, к сожалению, всегда стояли и стоят за многими политическими процессами, а в России это в настоящее время проявляется наиболее ярко.
Библиографический список
1. Жуков К.С., Карнышев А.Д. Самооценка как стимул политического соперничества II Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. -2002. - № 3. - С. 64-72; Жуков К.С., Карнышев А.Д, Нор-
мы в политике: психология их освоения и реализации II Сибирский юридический вестник, Региональный правовой журнал. - 2004. - № 1. - С. 64-67; Карнышев А.Д., Жуков К.С., Шестак В.Ф. Психология в политической деятельности: Учеб. пособие. - М.: ИМА-пресс, 2004. - 456 е.; Карнышев А.Д., Жуков К.С., Шестак В.Ф. Психология и политика: вопросы теории и практики. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2004. - 364 е.; Жуков К.С. Политическое соперничество в современной России (опыт категориальной систематизации). - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2005. - 178 с. и др.
2. Общество и политика. Современные исследования, поиск концепций /Под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: СПб ГУ, 2000. - 512 с.
3. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
4. Приватизация по-российски /Под ред. Чубайса А. - М,: ВАГРИУС, 1999. - 367 с.
5. Пряжников Н.С, Психология элитарности. - М.Воронеж, 2000. - 512 с.
Статья принята к публикации 10.11.06
Ю.В.Ермолаев
Теоретические основы оценки качества передачи информации в учебное процессе _
Вопросы качества образования и методов его оценки неоднократно поднимались в печати. Но актуальность данной проблемы не снижается, В статье предлагается вариант технократического подхода к оценке качества переданной информации, что позволило бы в дальнейшем разработать методики качественного и количественного анализа при передаче любой информации. В силу сложности «оцифровки» любого типа информации рассматриваются лишь некоторые теоретические положения. В [1] под качеством образования понимают "совокупность свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека отвечающих интересам общества и государства". Однако потребности человека весьма субъективны, а интересы государства в каждом регионе специфичны. Поэтому выпускник вуза в некоторой области народного хозяйства может обладать достаточной квалификацией (качественно подготовлен) для работы в регионе (часто весьма отдалённом) и при этом качество его подготовки не будет отвечать требованиям на другом уровне. Так операцию удаления аппендицита лучше доверить хирургу районной больницы, нежели министру здравоохранения. Это понятие качества в обобщённом виде - специалист востребован обществом с данным багажом знаний и некоторым базисным опытом. В современной образовательной ситуации, когда социальный заказ недостаточно чётко определён, многие учебные заведения сами разрабатывают и воплощают в жизнь модели выпускника своего вуза. При этом вуз базируется на избранную им концепцию (широко используя в учебных планах региональную компоненту) и доступные материальные ресурсы. При рассмотрении качества образования в широком смысле нельзя не отметить тот факт, что российское образование всегда было ориентировано на фундаментально-классическое образование, способствующее выявлению и развитию творческих способностей индивидуума. При этом впоследствии профессионально-прикладное образование имело серьёзный базис. К сожалению, становится всё более очевидным факт усиления техно-культуры, ориентированной на воспитание и развитие узкого специалиста. Происходит американизация образования. Нельзя не отметить, что данный тип специалиста более подходит для общества типа "производство-распределение" в ущерб развитию индивидуальности. Наше общество переходит на валовое производство узких специалистов с заметным перепроизводством специалистов в области "распределения" (юристы, экономисты, банковские работники и пр.).
При таком подходе к образованию наиболее страдают творчески одарённые дети. В России и США большинство опрошенных респондентов (86% и 90% соответственно) считает, что творческие дети-это, в первую очередь наше
будущее, и проблема условий их жизни очень актуальна. Российское общество при этом более однозначно высказывается в отношении неспособности творческих детей самостоятельно реализовать свои таланты при отсутствии какой-либо помощи (79% против 56% среди американцев). Большинство российских респондентов уверено, что творческие дети в большей степени чувствительны к различным негативным воздействиям (73%), более склонны к проявлению беспокойства и тревоги (64%) и сталкиваются с большим количеством проблем в своей жизни по сравнению с другими (55%). В американской же выборке следующие данные: творческие дети не более других чувствительны к негативным воздействиям (53%), не склонны к проявлению беспокойства и тревоги (51%) и не сталкиваются с большим количеством проблем в своей жизни (48%) [ 2 ]. Как видим в России усугубляется проблема образования и дальнейшей адаптации в обществе творчески одарённых личностей, что несомненно является одним из факторов их потенциального отъезда за рубеж.
Качество образования в узком смысле базируется на классических элементах: измерение и оценка. Измерение-это процесс нахождения количественных значений величины. Оценка-результат измерения. Она направлена на формирование ценностных суждений об объекте. В последнее время большинство современных образовательных структур делает ставку не на проблемных задачах, а на тренировку памяти с помощью тестов, запоминания фактов, формул, аксиом, различных сюжетов, то есть на выработку навыков. При этом выработанные навыки и умения носят утилитарно-прагматическое начало [3].
В современной педагогике имеются значительные достижения в решении проблем совершенствования качества подготовки специалистов - выпускников высшей школы [4, 5]. При этом изучение закономерностей формирования образовательных процессов в высших учебных заведениях реализуется в основном, с функциональных позиций и объектом исследования, чаще всего, выступает дидактический или классификационно-прикладной аспект конструирования педагогических инноваций. В самом широком понимании состояние образования в любой стране зависит от множества факторов культурного, экономического характера. Основа образования закладывается в ходе учебного процесса, который наполнен некоторым содержанием и подразумевает некоторое качество. При этом качество учебного процесса напрямую зависит от научно-педагогических, материально-технических и финансовых ресурсов учебных заведений. Академическая активность граждан определяется в первую очередь стимулами, которые формируют жизненные условия данной страны.
Ресурсы и стимулы отечественного высшего образования ограничены и требуют рационального использования. Поэтому его качество сегодня в большей степени является проблемой общего и специального менеджмента системы образования, чем педагогической теории, которая в своей области знаний достигла высочайших, никем не оспариваемых результатов. Образовательный менеджмент - это совместная деятельность в центре и на местах системы образования большого числа специалистов по организации и управлению её процессами. Образовательный менеджмент требует специального обучения его субъектов своим научным основам. Сегодня оно не ведётся из-за отсутствия нужных для этого разработок. Поэтому субъекты образовательного менеджмента в работе руководствуются исключительно личным опытом и декларированными им педагогическими рекомендациями. Сказанное даёт основание сформулировать главную проблему отечественного образовательного менеджмента нашего времени: "Как в современных культурно-исторических условиях при располагаемых отечественной системой образования ресурсах обеспечить гражданам страны качественное образование" ? Её решение наряду с многим прочим требует разработки концепции и логико-математического аппарата оптимизации организационных и управленческих решений учебного процесса путём расчётного прогнозирования их академической и экономической эффективности, которые при ограниченных ресурсах и стимулах высшей школы позволили бы реализовать в ней стратегию повышения качества подготовки специалиста на этапе реализации [6]. Делаются попытки решения проблемы дальнейшего повышения качества подготовки специалистов на основе системного подхода к образовательному процессу высшей школы, который, в свою очередь, должен опираться на отдельные положения теории информации [7, 8].
Не подлежит никакому сомнению тот факт, что учебно-познавательный процесс возможен лишь при наличии предварительного запаса информации, как у студента, так и у преподавателя. При этом объём переданной и усвоенной информации может служить показателем эффективности учебного процесса, иначе говоря, служить некоторой мерой, описывающей качество обучения. Информационный запас - тезаурус будем обозначать как Т и полагать его некоторым количеством информации. Вопрос о ценности информации весьма сложен и научная теория информации даёт точное определение её количеству, но не ценности. При этом количество информации не зависит от её рецептора, но ценность определяется тезаурусом рецептора.
Рассмотрим субъект (Б), динамично получающего некоторое количество информации \ь которая имеет ценность (достоверность) V]. После обработки полученной информации субъект может передать полученную информацию другому субъекту. Очевидно, что часть информации может быть утрачена и (или) искажена. Процесс получения и дальнейшей передачи информации представлен на рис.1, где /] - количество информации на входе, Уг ценность (достоверность) информации на входе, . /2 - количество информации на выходе, ценность (достоверность) информации на выходе.
II ; V, -
Субъект (Б)
Ь ; -►
Рис.1. Получение и передача информации субъектом
Иначе - субъект, получив некоторый объём информации /], имеющей ценность после некоторого времени хранения и обработки имеет возможность передать её далее. Пусть субъект получил абсолютно достоверную информацию VI (У1=/1). При последующей передаче часть информации ? была утеряна или намеренно задержана субъектом, а часть - искажена (рис.2).
V!»!,
Ь
Рис.2. Передача субъектом абсолютно достоверной информации
Предположим, что субъект получил некоторый, в общем случае случайный, объём информации 1ь часть которой была заведомо правдива, затем передал её далее. При этом, как и в предыдущем случае, часть информации Р" была утеряна или намеренно задержана субъектом (рис.3).
II
Ь
Рис.3. Передача субъектом некоторого объёма информации
Опишем процесс, представленный на рис.2 и рис.3 системой уравнений
\ух=кп-у2+к12-12- (1)
<
— кг\' + ^22 * (2)
Очевидно, что получить значение коэффициентов кц из данной системы невозможно без некоторых допущений. Предположим, что в уравнениях (1) и (2) 12=0 (5 не выдаёт никакой информации другому субъекту), понятно, что ценность любой, самой малой доли информации, полученной от Б, возрастает (У2 стремится к бесконечности). Реально -У2 можно считать большой величиной. Тогда из уравнений (1) и (2) можно записать (при 12=0).
Предположив, что \/2-0 (5 выдаёт полностью искажённую информацию (лжёт)), можем определить из исходной системы уравнений коэффициенты (при У2=0).
к
12
L
;(5) к
22
L
(6)
Мы получили некоторую матрицу коэффициентов к, описывающую передачу информации от одного субъекта к другому.
к =
ки ki2
k2i к22
Пусть мы имеем в качестве субъекта идеальный объект, который передаёт всю полученную информацию со 100 % достоверностью (магнитофон). Тогда, согласно логике, мы получим: = ]/2; Ь = 1г. Иначе - матрица коэффициентов к имеет следующий вид:
к =
1 0
0 1
Введём также коэффициенты TF (от слов true - истина и false - ложь), показывающие долю достоверной информации V от общего количества информации I соответственно на входе и выходе субъекта S,
TF, =— (7);TF2 =77-(8)
К
V,
Приведённые выше соотношения могут послужить некоторым отправным моментом при анализе передачи информации с использованием теории матричного счисления [9].
Делаются попытки оценки качества образования с позиции виртуализации процессов творчества и познания. При этом считается, что информационное поле обучения имеет квантовый характер, т.е. может быть представлено, как совокупность квантов познания [10]. Получена оригинальная модель оценки, заданной параметрической системой уравнений вида
1,5-я-In 2
а 1 — +—--In р 4л
4 л -а
1 +
v Р
1 +
Е2 =
67Г -а Р
гл 4 к2-ал 1 +-
v Р
4я -а
•J1 +
где Не - эпсилон-энтропия на квант познания; Е2 - средний квадрат ошибки формирования информационного поля обучения; а - ёмкость кванта познания; р - ёмкость кванта спектра познания.
Предложенная в [10] методика позволяет вводить дополнительные параметры, к которым можно отнести: фазовое пространство групповой оценки, пространство индивидуальной оценки, активную оценку. Под активной оценкой понимается оценка качества обучения, которая одновременно позволяет количественно оценить возможности по улучшению этого качества. Известный интерес представляет фраза "...следует отметить, что возможности предложенной методики не ограничиваются полученными результатами, и имеют определённый потенциал развития. В настоящее время в этом направлении проводятся интенсивные исследования, которые дают вполне обнадёживающие результаты. Это относится и к проблеме экспериментального определения квантов познания. Уже сейчас получены довольно простые методы решения этой проблемы" [10].
В случае успешного решения определения "кванта познания" он без труда может быть использован в любой теории передачи информации. На сегодняшний день информационная технология продуцирования, сбора, переработки, хранения и передачи информации представляет собой некую совокупность средств и методов обработки данных и технически реализуемо. А целостные технологические схемы, обеспечивающие все действия с информацией, определяющие информационное воздействие типа "субъект-субъект", практически не разработаны, и проблема качества информации является одним из краеугольных камней на современном этапе развития педагогической науки. В заключении рассмотрения вопроса качества образования в широком смысле нельзя не отметить, что вопрос: кто же вос-стребован нашим обществом, - остаётся открытым,
Библиографический список
1. Саксонова Л.П. Качество образования II Фундаментальные исследования, - 2004. - №3. - с.80.
2. Лукаш Е.Ю. Творчески одарённые дети:к вопросу о качестве образования и особенностях адаптации II Инновации и информационные технологии в образовании. Мат-лы 5-й Всеросс. очно-заочной научн-практич. конф. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. Кн. 2. - с. 59,
3. Ермолаев Ю.В. Качество образования - критерий востребованности обществом II Фундаментальные исследования. - 2005. - №7. - С.58 - 59.
4. Симонов В.П. Качество образования: Что в основе ? Как его определить ? II Стандарты и качество. - 1994. -№2. - С.55-56.
5. Лаврусь С.Ю, Проблема качества образования на современном этапе II Фундаментальные исследования, -2004. - №3. - С.72,
6. Денисенко В.А. Современной высшей школе нужны инженерные методы управления качеством учебного процесса II Открытое образование. - 2005. - №5, - С.72-76,
7. Швецов М.Ю. Системно-информационное обеспечение образовательного процесса в высшей школе: Монография, - Чита: Поиск, 2001. - 172 с.
8. Осин A.B. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации, -М.: Агентство "Издательский сервис",
2004. -320 с.
9. Ермолаев Ю.В. Анализ передачи информации по типу "субъект-субъект" II Фундаментальные исследования. -
2005. - №7. - С.ЗЗ - 34.
10. Котенко В,В., Румянцев К.Е,, Левендян И,Б., Котенко Д.В. Количественная оценка качества образовательных систем с позиции виртуализации процессов творчества и познания II Успехи современного естествознания. - 2004. - № 11. - С,81.
Статья принята к публикации 30.10.06
Г.Г.Ханцева
Сравнительный анализ системы высшего образования в России
На этапе становления отечественного высшего образования наиболее значимой ориентацией человека провозглашалось образование, основанное на широкой фундаментальной научной подготовке. По глубокому убеждению М.В. Ломоносова, основателя высшей школы России, содержание образования в структуре человеческой деятельности должно было стать тем средством, овладение которым определяло бы не только успешность самореализации личности во всех сферах ее деятельности, но и приведение всех дел человеческих «на верх совершенства», «очищение разума» человека, «исправление поврежденных нравов» человека и общества.
С 1860 года в России наблюдается процесс индустриализации, появление и развитие таких отраслей
промышленности, как машиностроение, железнодорожный транспорт, стимулирующих развитие образовательной ситуации в стране. Период развития экономики, включающий в себя элементы промышленной революции, стал периодом активного формирования теории образования и в ее рамках - теории образования взрослых. Общая теория образования основывалась на положениях о стремлении человека к саморазвитию и самоорганизации, на принципах демократии и гуманизма, а в практику преподавания активно внедрялись формы и методы образования, основанные на гражданственно-гуманистических началах. Прогрессивному развитию системы высшего образования способствовала адекватная государственная политика. Появление и развитие сложных