ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ВОЗДУШНОГО
ТРАНСПОРТА
А.Л. Дю, магистрант
Д.В. Сливинский, канд. экон. наук, доцент
И.А. Фомина, канд. экон. наук, доцент, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10780
Аннотация. В статье рассмотрено понятие эффективности, а также трактовка термина «экономическая эффективность» с позиций разных экономистов. Также определена цель оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия и выявлены причины комплексного подхода к изучению результатов коммерческой деятельности. Описаны несколько видов анализа эффективности и показатели, необходимые для его проведения. Рассмотрены типы предприятий малого и среднего бизнеса в сфере воздушного транспорта. Определены подходы к повышению эффективности их деятельности.
Ключевые слова: экономическая эффективность, коммерческая деятельность, показатели эффективности, воздушный транспорт, диверсификация.
Понятие «эффективность» (лат. «effectivш» - действие, исполнение), как соотношение между фактическим результатом и затраченной на него энергией, имеет начало в технологической и технической сферах, иногда в социальной сфере, а также использовалось для анализа любых других процессов, не связанных с экономикой. Спустя некоторое время, в отношении экономической деятельности ввели термин «экономическая эффективность», означающий получение максимально возможных благ при использовании ресурсов, которыми располагает предприятие. Чтобы деятельность компании можно было оценить, как экономически эффективную, эта деятельность должна быть рациональной. Это означает, что предприятию следует постоянно находиться в процессе максимизации выгод и минимизации затрат на производство. Проблема экономической эффективности чаще всего может быть охарактеризована, как проблема выбора того, что нужно производить, как следует это делать, какие ресурсы использовать и как их распределять [1].
Эффективность коммерческой деятельности есть результативность коммерческих операций. Она может определяться
посредством сложения доходов либо прибыли, которые соотносятся с объемом используемых ресурсов или затрат. Однако зачастую в работе предприятия довольно трудно бывает отметить эффективность коммерческих операций, и в связи с этим целесообразно оценивать их по определенным, специфическим показателям, которые, как правило, наиболее полно показывают положительные результаты в коммерческой деятельности, чем общие показатели. Уровень экономической эффективности во многом определяет решение некоторых социальных и экономических вопросов, например, повышение уровня жизни людей, населяющих тот или иной регион, стремительный рост экономики, повышение качества условий труда и отдыха, снижение уровня инфляции.
Эффективность может быть охарактеризована, как отношение результата к затратам на его достижение; из этого следует, что эффективность выше тогда, когда результаты, достигнутые за счет одинаковых затрат больше, либо сами затраты, произведенные для достижения одних и тех же результатов меньше [1, с. 23].
Наиболее наглядно экономическая эффективность может быть представлена с помощью кривой производственных воз-
можностей (рис. 1). Сама кривая является пределом производственных возможностей, перейдя которую предприятие превышает их (точка С), и производство благ в подобных объемах невозможно. В случае, если точка не достигает этой границы (точка Б), можно утверждать, что предприятие неэффективно или не в полном
объеме использует производственные возможности. При максимальной же эффективности деятельности, когда отражены все возможные варианты производства, точки лежат на самой кривой - на пределе производственных возможностей (точки А и В).
Товар X
Рис. 1. Кривая производственных возможностей
Данная схема показывает, что экономическая эффективность имеет место тогда, когда у общества нет возможности увеличить производство одного блага без снижения при этом производства другого [3, с. 24-26].
Данный вывод следует из интерпретации экономической эффективности, предложенной итальянским экономистом Вильфредо Парето. Он провел исследование общественного благосостояния при условиях ограниченных ресурсов, и на его основании сделал вывод, что максимальное благосостояние общества возможно, но при этом никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения другого. Для достижения подобного состояния необходимо учесть следующие условия:
1. Ресурсы должны быть размещены наиболее оптимально между производителями разного рода благ;
2. Максимально удовлетворить свои потребности можно в рамках своей платежеспособности;
3. При производстве продукции ресурсы должны быть использованы в полной мере, если это возможно.
У трактовки Парето есть некоторые недостатки. Во-первых, общество может находиться в оптимальном состоянии согласно его теории, однако остается не принятым во внимание распределение ресурсов между людьми. Амартия Сен - нобелевский лауреат по экономике писал, что уровень достатка у разных слоев населения может кардинально отличаться. Одни могут находиться в бедности, а другие - в изобилии материальных благ, ведь без снижения уровня богатства одних не может быть смягчена бедность других.
Во-вторых, согласно принципу экономистов Хикса и Калдора, есть два пути развития ситуации, спровоцированной экономическими изменениями, которые следует рассматривать, как повышающие эффективность. Либо получатели выгоды могут компенсировать потери проигравших, и в то же время остаться в выигрыше (где и достигается оптимум Парето), либо государство своим вмешательством ком-
пенсирует убытки проигравшим, и оптимум Парето снова может быть достигнут [1].
Основной целью оценки эффективности деятельности предприятия является выявление возможностей его развития, а оно в свою очередь определяется на основе результатов полного анализа финансовой и хозяйственной деятельностей. Данный анализ подразумевает использование различных показателей, которые способны наиболее ясно показать текущее финансовое состояние предприятия и перспективы его коммерческого развития.
Показатели можно поделить на обобщающие и частные, в зависимости от степени использования ресурсов или самой хозяйственной деятельности. К частным принято относить различные показатели рентабельности - рентабельность продаж, затрат, активов капитала или производственных фондов. Сюда же добавляют коэффициент оборачиваемости активов и затраты на один рубль продукции. Частные показатели эффективности могут отображать использование трудовых или материальных ресурсов, основных фондов или оборотных средств. В свою очередь, каждый из вышеперечисленных видов частных показателей эффективности могут быть классифицированы на подвиды [4, с. 51].
В оценке эффективности необходимо использовать комплексный подход с точки зрения и позиций, заинтересованных в данной оценке лиц: владельцев предприятия, его руководства и коммерческих партнеров, поставщиков, кредиторов, органов государственного контроля и надзора, а также потребителей.
Помимо этого, анализ эффективности можно проводить с использованием внутреннего или внешнего методов. Внешний метод анализа ограничен в информации о деятельности предприятия, так как основан лишь на доступных данных отчета. Анализируемые данные в основной своей части укрупняются, и, следовательно, негативные явления и последствия для деятельности компании сглаживаются. Это является главным недостатком данного вида анализа. Он имеет место при расчете
рентабельности и эффективности использования капитала предприятия.
Наибольшее значение для исследования результатов деятельности и определения мер повышения рентабельности и прибыльности компании имеет внутренний анализ. В его основе лежит вся необходимая информация - бухгалтерский отчет, статистическая и аналитическая информация о деятельности предприятия. Именно данный вид анализа является важнейшим при постановке задач в перспективе развития компании [5].
Анализ различных подходов к определению понятия «рынок услуг» позволил установить, что у современных исследователей отсутствует единый подход к определению сущности данного понятия, поэтому следующее определение, можно сказать, наиболее оптимальное, исходя из множества различных мнений. Рынок услуг - это сфера социально-экономических отношений, обусловленных обменом результатами деятельности предприятий рыночного и нерыночного производства и потребителей услуг.
Исследование видов услуг и особенностей рынка транспортных услуг позволило вывести определение рынка транспортных услуг как сферы социально-экономических отношений продавцов транспортных услуг, деятельность которых направлена на удовлетворение потребности в перевозке как потребителей транспортных услуг, так и продукции [6, с. 71].
На рынке транспортных услуг, помимо авиационных и аэропортовых предприятий, функционируют множество предприятий малого и среднего бизнеса в сфере воздушного транспорта. К ним относятся агентские сети продаж перевозок, GSA (General Sales Agent) или Генеральные Агенты по продажам, хэндлинговые компании. Дополнительно к перечню подобных организаций можно отчасти отнести экспедиторские компании, обслуживающие грузоперевозки с участием воздушного транспорта.
Агентские сети продаж перевозок состоят из прямых и нейтральных агентов. Прямые агенты работают с авиационными предприятиями на основании прямых дву-
сторонних агентских соглашений с обязательным депозитом, который перечисляется агентом на счет авиакомпании в качестве обеспечения собственных продаж на отчетный период. При этом агенты не защищены на случай банкротства перевозчика. Нейтральные агентские сети состоят из агентов-участников систем взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ). На сегодняшний день на рынке сбыта авиационных услуг функционирует две СВВТ: международная система взаиморасчетов IATA Billing Settlement Plan (IATA BSP) и российская Транспортная Клиринговая Палата (ТКП). Авиакомпании и агенты заключают договора с СВВТ и перечисляют единый депозит. Таким образом обеспечивается финансовая безопасность всех участников СВВТ. Затем между авиакомпаниями и агентами подписываются стандартные агентские соглашения, не требующие дополнительного обеспечения.
GSA (General Sales Agent) или Генеральные Агенты по продажам - компании сферы представительских услуг. На Российском рынке транспортных услуг на сегодняшний день представлено три крупных компании: Aviareps, TalAviation и Discovertheworld. Генеральные агенты по продажам представляют интересы международных офисов по туризму, являются генеральными агентами по продажам для крупнейших авиакомпаний.
Хэндлинговые компании - это агенты, оказывающие услуги сопровождения частным клиентам и юридическим лицам, например, авиакомпаниям, по организации наземного обслуживания. К слугам относятся услуги fast-track (ускоренное прохождение пред/постполетных формальностей), VIP обслуживание, сопровождение от имени авиакомпании процесса регистрации пассажиров и т.д.
Повышение эффективности деятельности малых и средних предприятий воздушного транспорта представляет собой особый интерес, из-за их специфики. Как правило, это возможно за счет диверсификации производства. Агентские сети представляют собой туристические компании (турагенты и туроператоры, оказывающие
услуги по подбору и оформлению договоров перевозки), генеральные агенты по продажам представляют помимо авиакомпаний железнодорожные компании, организации по аренде автомобилей, гостиничные сети, страховые компании и т.д., также они сами выступают в роли агентов, хендлинговые компании, помимо дополнительной агентской деятельности оказывают экспедиторские услуги, услуги по организации чартерных пассажирских и грузовых перевозок.
Если рассматривать их деятельность с точки зрения кривой производственных возможностей, то диверсификация, т.е. расширение перечня оказываемых услуг направлено не на рост производственных и финансовых показателей, а на реализацию потенциальных возможностей компании за счет имеющихся трудовых ресурсов. Сфера для диверсификации в большинстве случае выбирается смежная и если тенденция к увеличению перечня оказываемых услуг вышеперечисленными компаниями сохранится, то это приведет к появлению нового типа предприятий, который условно можно назвать «обеспечивающие предприятия ВТ». Их деятельность будет включать все аспекты деятельности агентов, генеральных агентов, экспедиторов и хэндлинговых компаний.
И наоборот, сохранение своей категории при условии наличия трудовых ресурсов приведет к невозможности роста эффективности деятельности. Иными словами, отсутствие диверсификации, как инструмента повышения эффективности деятельности может привести к объемам производства услуг на уровне точки D рисунка 1. Наличие диверсификации услуг, при том, что все услуги так или иначе связаны с основной отраслью, позволит компаниям вывести уровень производства на точки А или B рисунка 1. Тогда, в соответствии с текущей ситуацией на рынке и объемом спроса, предприятия смогут регулировать объемы производства конкретного вида услуг, сохраняя эффективность.
Примером компании нового типа является ООО «Скай групп», клиентские сервисы которого включают: сервис по продаже железнодорожных и авиабилетов;
сервис по бронированию гостиниц; авиа- кризиса и значительного снижения объе-ционный чартерный сервис; ВИП-сервис в мов перевозок на воздушном транспорте аэропортах мира, эксклюзивный сервис из-за пандемии, оперативно адоптировать-для авиакомпаний; вертолетный чартер- ся и сохранять свое положение на рынке. ный сервис, в том числе регулярные рейсы Таким образом, имея комплексный под-
в труднодоступные места; сервис по арен- ход к изучению результатов своей ком-де пассажирских вагонов, в том числе мерческой деятельности, предприятие класса «люкс», транспортная экспедиция способно оценить ее эффективность, и, габаритных и негабаритных грузов и орга- кроме того, принять грамотное управлен-низация эксклюзивных мероприятий. Всё ческое решение, необходимое ему в опре-это позволяет компании даже в условиях деленный момент времени.
Библиографический список
1. Калиева О.М. Понятие экономической эффективности коммерческой деятельности / О.М. Калиева, М.С. Разумова, М.И. Дергунова, М.С. Говорова // Инновационная экономика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Т. 0. - Казань: Бук, 2014. — С. 99-103.
2. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие. - Минск: изд-во Высшая школа, 2015. - 288 с.
3. Mankiw N.G. Principles of Economics, 7th edition. - Publisher: Cengage Learning, Inc, 2006. - 936 p.
4. Александров О.А. Экономический анализ: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2016. -180 с.
5. Панько Ю.В., Яшкова Н.В. Экономический анализ. Учебно-методическое пособие -М.: Мир науки, 2018.
6. Сливинский Д.В., Факторы конкурентоспособности услуг, предоставляемых предприятиями малого бизнеса в сфере воздушного транспорта // Экономика и управление. -2011. - №7 (69). - С. 71-74.
THEORETICAL BASIS FOR DETERMINING THE EFFECTIVENESS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FIELD OF AIR TRANSPORT
A.L. Dyu, Graduate Student
D.V. Slivinsky, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor I.A. Fomina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Saint Petersburg State University of Civil Aviation (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article considers the concept of efficiency, as well as the interpretation of the term "economic efficiency" from the positions of different economists. The purpose of evaluating the effectiveness of the company's commercial activity is also defined, and the reasons for an integrated approach to studying the results of commercial activity are identified. Several types of performance analysis and indicators required for its implementation are described. The types of small and medium - sized businesses in the field of air transport are considered. Approaches to improving the efficiency of their activities are defined.
Keywords: economic efficiency, commercial activity, performance indicators, air transport, diversification.