Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Навий Лиза Набиевна, Журунтаева Алия Ермекбаевна

Реализация национальной политики в обществе и национальное воспитание подрастающего поколения в связи с современным мышлением и социально-политическими изменениями становятся одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Народная педагогика, веками переживаемая и передаваемая из поколения в поколение, имеет большое воспитательное значение в становлении, развитии личности, национальном воспитании, общеобразовательной сфере, учебно-воспитательном процессе. Статья посвящена влиянию национальной культуры на развитие личности, использованию народной педагогики в целостном педагогическом процессе школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.01

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Навий Л.Б.

НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

Журунтаева А.Е.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Реализация национальной политики в обществе и национальное воспитание подрастающего поколения в связи с современным мышлением и социально-политическими изменениями становятся одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Народная педагогика, веками переживаемая и передаваемая из поколения в поколение, имеет большое воспитательное значение в становлении, развитии личности, национальном воспитании, общеобразовательной сфере, учебно-воспитательном процессе. Статья посвящена влиянию национальной культуры на развитие личности, использованию народной педагогики в целостном педагогическом процессе школы.

Ключевые слова: национальное воспитание, духовно-нравственное воспитание, традиции и обычаи, национальная политика.

В настоящее время в стране уделяется особое внимание возрождению духовного наследия нации. Лидер страны Н.А.Назарбаев, в своей работе «Будущее Казахстана в единстве общества» написал: «Культурные традиции всегда являются источником социального возрождения... В Казахстане делается все возможное для развития и сохранения национального искусства и культурного наследия».

В настоящее время, когда вся учебно-воспитательная система строится и реконструируется на основе народной педагогики, задача каждого учителя-популяризировать забытые традиции, национальную самобытность, развивать разговорную речь ребенка и формировать в них национальную психологию. Народная педагогика - сокровищница национального опыта и знаний казахского народа. Поэтому он очень помогает в формировании мышления, высокой нравственной личности учащихся. В то время, когда возрождаются забытые традиции и национальные ценности, присущие нашему народу, главной целью является сочетание этого наследия с педагогикой. Главная особенность национального воспитания заключается в его тесной связи с жизнью. От поиска каждого учителя будет зависеть разнообразное проведение урока. Основная цель-создание новой национальной модели образования и совершенствование методической работы. Сегодня необходимо уделять особое внимание народной педагогике. Чтобы привить хорошие традиции наших предков ученикам, мы на своих уроках часто приводим в пример пословицы, поговорки, легенды, прививаем мудрость, сказанную великими людьми. Многие народы воспитывают свое поколение принципами своего народа. В нашей суверенной стране подрастает молодое поколение, прививающее культурное воспитание, руководствуясь национальным воспитанием и сочетая духовное богатство нашего народа с требованиями сегодняшнего дня.

Большой вклад в формирование представлений о влиянии национальной культуры на развитие личности внесли произведения Ш. Уалиханова, Ы. Алтынсарина, А. Кунанбаева и др., а также труды А. Байтурсынова, М. Жумабаева, М. Дулатова и др. В своих работах они высказывают очень ценные мнения по актуальным вопросам воспитания молодого поколения.

С течением веков представления, концепции о воспитании поколения получили свое продолжение и всесторонне рассмотрены в исследованиях ученых-историков, этнографов, педагогов-психологов (К. Жарыкбаев, С. А. Узакбаева, К. Ж. Кожахметова, А. Сейдимбек, К.

Жукеш, Н. Еликбаев, А. Нысанбаев, Ж. Алтаев, Н.Алимбай, Б. Байжигитов, К. Акишев, Х. Аргынбаев, Ж. Артыкбаев, Т. Басенов, С. Касиманов [1].

Национальное воспитание является основной отраслью, составной частью общей теории воспитания. Поэтому методология и научно-методическое содержание национального воспитания основывается на теории воспитания в педагогической науке. По совершенствованию содержания, методов, форм и средств воспитания в Казахстане выступили Ш. Абдраман, К.Ж. Аганина, К.М. Арынгазин, Е.З. Батталханов, А.А. Бейсенбаева, А. Байсерке, К.К. Жампейсова, А.А. Калюжный, Л.К. Керимов, А.А. Калыбекова, Н.А. Мынжанов, К.Б. Сейталиев и др., их труды представаляют национальное воспитание как составную часть воспитания.

В работах вышеназванных ученых дается анализ ценностных установок населения в воспитании поколений, излагаются сложившиеся традиции и излагаются методы и приемы нравственного, эстетического воспитания, анализируется их воспитательная значимость в современных условиях. Анализ учебных программ, учебников и учебно-воспитательной работы показал, что до сих пор проблема национального воспитания учащихся на уроках родного языка в начальной школе не нашла своего отражения в актуальном состоянии, и до настоящего времени ее потенциал в учебно-воспитательном процессе недостаточно учтен.

Вместе с тем, на этапе начальной школы в целях национального воспитания школьников разработаны и введены в действие программы воспитания «Атамекен» (М. Уткабаев), «Каусар Булак» (З. Ахметова), «Азбука этикета» (А. Ашаевич), «История казахского наставления» (К. Жарыкбаев, С. Калиев), «Азбука этикета» (А. Табылдиев), «Национальное мировоззрение» (1-4 классы) (А. Куралулы), «Дэстур» (А. Садуакасов) [2].

Все это свидетельствует о том, что национальное воспитание школьников на уроках родного языка, не имеет всестороннего решения и до сих пор не находит решения в теории и практике воспитания.

С учетом происходящих в обществе изменений, связанных с переходом к современным рыночным отношениям, становится очевидным противоречие между потребностью общества в максимальном развитии национального воспитания школьников и тем, что педагогическая теория находит свое решение в практике школы в современных условиях.

Казахский народ сохранил, защитил свою страну, землю, ее природные, культурные богатства, искусство и язык, историю, традиции и обычаи, завещал своим потомкам духовно-нравственные ценности. Поэтому сама жизнь требует, чтобы программы, учебники, дидактические материалы, используемые в учебно-воспитательном процессе, создавались в соответствии с национальными психологическими особенностями.

В настоящее время сложился большой опыт по использованию народной педагогики в целостном педагогическом процессе школы. Основная цель-привитие подрастающему поколению традиций, обычаев, национального искусства, привитие их ученикам, формирование национального поведения, достоинства. Ведь для нашей страны особенно важен творческий, деловой, энергичный, гордый рост молодого поколения.

Народная педагогика возникла тысячи лет назад и на современном этапе является одной из главных проблем педагогической науки. Передовые идеи в народной педагогике рождались, росли, развивались и передавались из поколения в поколение в тесную связь с жизненным дыханием любого народа, традициями национального воспитания. Ни одно человеческое общество не проживало без использования умственного, воспитательного опыта своего предшественника старшего поколения.

На протяжении веков обычаи, традиции и обычаи, передаваемые поколениям, от отца к ребенку в быту, воспитательные принципы, заложенные в крови казахов, передавались из уст в уста, мы называем народной педагогикой. Народная педагогика-это устный принцип от отца к ребенку, его творцом является народ, чтобы передать молодому поколению из жизненного опыта веру, убеждения и нравственность народа. Поэтические размышления казахского народа часто встречаются в колыбельных и героических былинах, сказках и пословицах, легендах, ораторских речах и айтысах. Здесь основное внимание уделяется вопросам нравственно-нравственного, умственного, трудового, эстетического, физического, семейного воспитания.

Познавательная ценность народного наследия - это огромный мир. Она является источником духовно-эстетической энергии человечества, значимой не только для подрастающего поколения в целом, но и на всех этапах человеческой жизни. В том числе и в связи с непосредственным воспитанием ребенка, есть много традиций, которые лежат в основе формирования души ребенка. Лучшие свои качества народ прививал подрастающему поколению в повседневной жизни. Народная педагогика может быть заложена в основу учебно-воспитательной работы для воспитания поколения, привитого языком, традициями, обычаями народа. Народную педагогику передали будущим поколениям в виде поучительного кюя, танца, музыки, фольклорных произведений, пропагандируемых в древних обрядовых традициях той или иной страны. То есть, присущая каждому народу традиция в воспитании детей проявляется через национальное наследие [3].

На всех этапах исторического развития общества проблемам определения понятия о народной педагогике, формирования различных научно-педагогических взглядов уделяли внимание многие ученые, педагоги, высказывали ценные мнения. Это русские педагоги К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.И. Водовозов, Г.С. Виноградов, Чувашский педагог Г.Н. Волков, выдающийся казахский педагог-новатор Ибрай Алтынсарин, казахский поэт, педагог Магжан Жумабаев и др.

По данным исследований некоторых ученых-педагогов можно проследить различные понятия и взгляды на народную педагогику. К.Д. Ушинский отметил, что в каждой стране необходима своя система образования и воспитания в соответствии с интересами, потребностями народа. В своей педагогической теории он опирался на принцип улусности и доказывал народную идею воспитания. К. Д. Ушинский хорошо знал народные традиции и обычаи. В связи с этим воспитательные возможности народной педагогики были высоко оценены. По его мнению, народ -первый воспитатель, а народные сказки -первая и яркая попытка создания народной педагогики [4].

С первых лет XIX века ученые стали обращать внимание на проблемы народной педагогики. Известный этнограф и педагог Г.С. Виноградов в своем труде описывает народную педагогику как совокупность умений и навыков, знаний и умений, используемых им в целях формирования личности.

По мнению Г.С. Виноградова, средства, использующие взгляды населения в целях обучения и воспитания подрастающего поколения, можно назвать народной педагогикой, так как народная педагогика-это жизненный опыт народа.

Некоторые авторы рассматривали исследовательскую область народной педагогики как воспитательную. Безусловно, воспитание-это процесс подготовки молодежи к социальной жизни, труду и обучения общественному историческому опыту. В то же время в народной педагогике большое значение в процессе обучения. Ведь народ обучает и молодежь, обучает их получению профессии, ювелиру, национальным спортивным играм. Следовательно, в народной педагогике воспитание и обучение следует рассматривать как двусторонне однородный,т. е. целостный педагогический процесс.

А.Э. Измаилов, изучавший педагогические взгляды народов Средней Азии и Казахстана, опираясь на различные научные данные, говорит, что народная педагогика это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, передаваемых из поколения в поколение ценностей, умений и навыков, результат социального и исторического опыта народа. Памятники народной педагогики имеют большое воспитательное значение в народных сказках, героических песнях, пословицах и поговорках, былинах. Их необходимо сочетать с современными научно-педагогическими данными и эффективно использовать в соответствии с требованиями времени. Ведь основой научной педагогической мыслью является народная педагогика.

Народная педагогика-это национальное достояние, широкое поле деятельности ученых казахского народа, развивавших педагогическую мысль во второй половине Х1Х века Шокана Уалиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумабаева и др [5].

В трудах этих демократов-просветителей обычаи, традиции, пословицы и поговорки казахского народа, фольклорные поэмы и художественные произведения, язык и культура становятся основой национального воспитания.

Великий педагог, этнограф, писатель казахского народа Ибрай Алтынсарин в своих литературных и педагогических трудах использовал казахский фольклор, такие как «Кобланды батыр», «Жанибек батыр», «Кара батыр» и другие рассказы («Сад деревьев», «Жомарт адам», «Отец и ребенок», «Паук, муравей и ласточка» и др.).

Ибрай Алтынсарин подчеркнул, что во всех его работах особое место занимает трудовое, нравственное, умственное воспитание в формировании высших качеств личности.

Великие слова, педагогическое наследие гениального учителя занимают большое место в народной педагогике. Пропаганда их в широком смысле при возрождении национальной культуры и традиций современного казахского народа должна стать долгом каждого ученого, учителя, родителей.

Библиографический список

1. Абенбаев С. Теория и методика воспитательной работы. Алматы, 2004. - 15 c

2. Майгаранова Ш., Иманбаева С. Т. Tеория и методика воспитания в школе. Учебно-методическое пособие. - Алматы. - 2009, - 260 а

3. Тажбаева С. Г. Теория и методика воспитательной работы в школе. Алматы, 2013. -25 а

4. Сейталиев К. Б. История педагогики-Атырау, 2007. -336 а

5. Абиев Ж. История педагогики: учебное пособие. - Алматы: Дарын, - 2006. - 480 а

Навий Лиза Набиевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Журунтаева Алия Ермекбаевна, магистрант, Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). e-mail: aliya.zhuruntayeva@bk.ru

Дата поступления статьи: 26.02.2022

© Нави Л.Б., Журунтаева А.Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.