Научная статья на тему 'Теоретические основы наследственности психических свойств личности'

Теоретические основы наследственности психических свойств личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1107
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ / МЕХАНИЗМ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ / A MENTAL HEREDITY / THE MECHANISM OF HEREDITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осницкий Анатолий Викторович

В статье описан ряд актуальных теоретико-методологических проблем психической наследственности человека. Автор рассматривает основные концептуальные направления и спорные теоретические вопросы наследственности психических свойств личности. Приводятся итоги и статистические данные двадцати лет работы, посвященной исследованию механизма наследования психических свойств человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASICS OF HEREDITARY OF PSYCHICAL MENTAL TRAITS

Actual theoretical and methodological problems of psychical hereditary are described in this article. Author regards primary conceptual tendencies and vexed questions of hereditary of mental traits. Also the article contains the results and statistic date of twenty-year researching of mental hereditary mechanism.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы наследственности психических свойств личности»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ

СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Анатолий Викторович Осницкий, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования

(СПбМАПО)

Аннотация

В статье описан ряд актуальных теоретико-методологических проблем психической наследственности человека. Автор рассматривает основные концептуальные направления и спорные теоретические вопросы наследственности психических свойств личности. Приводятся итоги и статистические данные двадцати лет работы, посвященной исследованию механизма наследования психических свойств человека.

Ключевые слова: психическая наследственность, механизм наследственности.

THEORETICAL BASICS OF HEREDITARY OF PSYCHICAL MENTAL TRAITS

Anatoly Viktorovich Osnitsky, the canndidate of psychological science, senior lecturer, Medical academy of postgraduate studies,

Saint-Petersburg

Abstract

Actual theoretical and methodological problems of psychical hereditary are described in this article. Author regards primary conceptual tendencies and vexed questions of hereditary of mental traits. Also the article contains the results and statistic date of twenty-year researching of mental hereditary mechanism.

Keywords: a mental heredity, the mechanism of heredity.

В настоящее время исследование причин индивидуальных психологических различий в человеческой популяции основывается на теории двух факторов - генетического наследования и средовых влияний, где генетический фактор формирует врожденную предрасположенность к тем или иным проявлениям. В отечественной науке данная концепция представлена в трудах А.А. Александрова [1], И.В. Равич-Щербо

[2], Т.М. Марютиной [2], Е.Л. Григоренко [2]. Альтернативными по отношению к теории двух факторов являются концепции информационной негенетической наследственности психических свойств и личностных качеств человека (M.Bowen [4], E.Berne

[3], Bracken H. [5], F.Dolto [6], A.A.Schutzenberger [7]). В отечественной психологии данное направление практически не представлено. Однако, по нашему мнению, именно оно может быть наиболее перспективным в теоретическом обосновании и эмпирических исследованиях феномена наследования личностных свойств. Очевидным является тезис о том, что личность формируется в ходе индивидуального психического развития ребенка в условиях социума, а значит, личностные черты не могут быть запрограммированы генотипически. С другой стороны, факт повторения из поколения в поколение рода личностных свойств и стереотипов реагирования не позволяет говорить об исключительно средовой детерминации. Таким образом, встает вопрос о специфических психологических механизмах передачи личностных черт, не сводящихся к взаимодействию генотипа и среды. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что впервые было эмпирически обнаружено и теоретически обосновано наличие негенетического механизма наследования психических свойств личности, в основе которого лежат стереотипы и динамика внутрисемейных отношений, наблюдающиеся в смене поколений родовых линий.

Гипотеза исследования предполагает, что в рамках родовой истории семьи (родового анамнеза) существуют определенные полимодальные механизмы и закономерности наследования личностных черт. Для этого необходимо было оценить степень взаимосвязи между различными личностными чертами в последнем поколении и аналогичными признаками у их предков. Во втором этапе исследования на основании полученных данных были сформулированы общие закономерности наследования лич-

ll

ностных черт, а также рассмотрены теоретические и методологические обоснования для механизмов, приводящих их в действие. Объектом исследования является родовой анамнез пациентов, обращавшихся за психологической помощью в психокоррекционные центры Санкт-Петербурга, а также добровольцев, принявших участие в исследовании. Общее число обследованных составило 925 человек.

МЕТОДОЛОГИЯ

В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования был отобран ряд методов - психодиагностических, графических, ретроспективных - с целью обеспечения комплексного подхода к изучаемому явлению. Специфика предмета исследования предполагает учет ряда методологических особенностей. Специфичность методологии исследования заключается, прежде всего, в сочетании диахронного и синхронного аспектов изучаемого предмета. Диахронный аспект предполагает историческое временное развертывание последовательности событий, в которых формировался личностный опыт человека и развивались его психические качества. Здесь наиболее адекватными являются так называемые ретроспективные методы, дающие сведения о прошедшем времени. Синхронный аспект предполагает рассмотрение исторического явления в одной временной плоскости и влияния его на становление психических свойств личности в данный момент времени, где наиболее адекватными будут методы, дающие единовременный «срез» актуальных тенденций (психодиагностика личности). Синхронное изучение исторических явлений учеными-исследователями традиционно связывалась со структурно-функциональным подходом, а диахронное - с генетическим.

Методологически наиболее близкими для нашего исследования являются подходы, разработанные в рамках такого научного направления, как историческая психология, развитие которой привело научную мысль к созданию единой структурногенетической концепции. Данная концепция предполагает структурирование исторических фактов на теоретической основе причинно-следственного анализа временных последовательностей. При исследовании проблем психогенетической наследственности человека стоит задача реконструкции личностного опыта и психических свойств в нескольких поколениях одного рода.

Методологически данная задача частично решается в рамках интерпретацио-низма. Рассматривая жизненный путь личности через призму наиболее значимых, в том числе кризисных, событий прошлого в рамках новейшей истории, в которых человек принимал непосредственное участие или которые определенным образом отразились на его жизнедеятельности, возможно выявить ведущие мотивационные тенденции личности, мировоззренческую позицию, экзистенциональное содержание, которые определяют стереотипы поведения и отношений.

В отличие от задач исторической психологии, наше исследование ставит задачу посредством изучения исторических, социальных, экономических и культуральных аспектов воспроизвести психический тип человека, реконструировать его психические свойства и личностные особенности. Данная задача решается средствами культурноисторического анализа времени и места жизнедеятельности человека: как общей характеристики и анализом документов биографий, воспоминаний - как частной характеристики.

В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования, а также в связи со спецификой предмета исследования, нами был отобран ряд методов - психодиагностических, графических, ретроспективных - с целью обеспечения комплексного подхода к изучаемому явлению. Личностные черты и особенности межличностного взаимодействия последнего поколения изучались при помощи двух групп методов: психодиагностических и ретроспективных.

Осуществляя отбор психодиагностических методик, мы исходили из принципа их взаимодополняемости. В качестве стандартизированного опросника был выбран

СМИЛ (российская модификация теста MMPI). Кроме того, мы использовали ряд проективных тестов: графические (рисуночные тесты «Моя семья», «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек») и «Hand-тест».

В целом, на основании анализа результатов всей совокупности психодиагностических и ретроспективных методов осуществлялось заключение о ведущих, наиболее устойчивых личностных особенностях обследуемого. Использование такого комплекса методов позволило нам учитывать максимальное количество факторов: сознательные и бессознательные механизмы психики, status quo и динамику развития личностных черт._________________________________________________________________________

Настоящее Прошлое

Сознание Опросники Биографический метод

Бессознательное Проективные методы Метод анализа продуктов деятельности

В связи с тем, что представители предшествовавших поколений рода не были доступны для прямого исследования, для исследования присущих им личностных качеств и особенностей построения межличностного общения нами был разработан метод интегральной психогенетической реконструкции (ИПГР), в основе которого лежит методологический принцип генетизма. Реконструкция условий жизнедеятельности и анализ биографических материалов, составленных на основе воспоминаний потомков и сохранившихся документов из семейных архивов, позволяют реконструировать личностные особенности и коммуникативные качества человека, закончившего свой жизненный путь или не доступного для непосредственного исследования, и установить причинно-следственные связи их формирования.

В основе ИПГР лежат четыре вида источников:

1. Воспоминания потомков.

2. Материалы семейных архивов (официальные документы, личные дневники, письма, кино-фото-аудио материалы).

3. Семейные предания и легенды.

4. Анализ социально-экономических и культурно-исторических условий жизнедеятельности.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Для страндартизации и обобщения данных различных методов, а также обеспечения возможности их сравнения и сопоставления, нами была выделена группа признаков - типы личности - по которым прослеживалась наследуемость между поколениями одного рода: истероидность, шизоидность, психопатичность, депрессивность, тревожность, неврастеничность, импульсивность, ригидность.

Сбор данных осуществлялся в несколько этапов и производился индивидуально. На первом этапе исследовательской работы производилось психодиагностическое обследование представителей первого поколения, принимавших непосредственное участие в исследовании. На втором этапе осуществлялось изучение принесенных обследуемыми ретроспективных материалов, их анализ и систематизация результатов. На третьем этапе осуществлялось обобщение полученных данных и их статистическая обработка. Наличие данных о четырех поколениях позволило произвести двойной корреляционный анализ: первого поколения - со вторым и третьим, и второго - с третьим и четвертым, что делает возможным выделение ведущих корреляционных связей по сравнению с второстепенными или менее универсальными.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования нами был выявлен ряд особенностей повторения отдельных личностных черт внутри родовой истории. Наследование личностных особенностей осуществляется преимущественно в сопряженности с полом.

При этом наиболее сильное наследственное влияние на личностные черты последнего поколения имеют особенности личности прародителя идентичного пола по линии родителя противоположного пола, что позволяет предположить наиболее значимое -доминантное - наследственное влияние по линии родителя противоположного пола (отца - для девочек, и матери - для мальчиков).

Данный механизм наследственной передачи психических свойств в трех поколениях графически представлен на схеме, где: С - сын; Д - дочь; О - отец; М - мать; Од - дедушка; Мб - бабушка.

Взаимосвязи с аналогичными чертами в поколении родителей либо характеризуются слабой степенью корреляции (истероидные, депрессивные, тревожные, неврастеничные, педантичные черты), либо не наблюдаются вообще (шизоидные, психопатические, импульсивные черты), что свидетельствует о том, что передача личностных свойств основана не на подражании, копировании особенностей поведения родителей, а на более сложных механизмах наследования. Мы предполагаем, что формирующей основой для передачи психических свойств и особенностей личности является система внутрисемейных отношений, обусловленная, в свою очередь, сочетанием воспринятых родителями моделей взаимоотношений прародителей в их нуклеарных семьях. Данная система отношений включают в себя модели межличностного, межполового, внутрисемейного взаимодействия, структуру жизненных ценностей и приоритетов, основы индивидуального мировоззрения, специфику самооценки и самовосприятия. При этом, вероятно, родитель противоположного пола является для ребенка референтным лицом, источником значимой оценки поведенческих проявлений, самооценки, в то время как родитель идентичного пола в большей степени является объектом идентификации. Действие механизма основано на том факте, что в самом начале жизненного пути человек переживает свою принадлежность к роду, семье, идентифицирует себя по половому признаку, определяя тем самым основные параметры программы своей дальнейшей жизнедеятельности, связанной с полоролевым функционированием и личностными родовыми паттернами. Данное теоретическое положение вполне согласуется с концепциями трансакционных паттернов Э. Берна, объектных отношений Р. Фейрберна, Д. Фрамо, синдрома предков А. Шутценбергер и других.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров, А. А. Психогенетика / А. А. Александров. - СПб. : Питер, 2004. - 192 с.

2. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. - М. : Аспект-Пресс, 2000. - 447 с.

3. Berne, E. Transactional Analysis in Psychotherapy / Eric Berne. - New York : Grove Press. Inc., 1961. - 224 p.

4. Bowen, M. Famili therapy in clinical practice / Murray Bowen. - New York : Jason Aronson, 1978. - 496 p.

5. Bracken, H. von. Humangenetische Psycho logie / Helmuth von Bracken // Human Genetic. Stuttgart. - 1969. - P. 409-562.

6. Dolto, F. La cause des enfants / Frangoise Dolto. - Paris : Robert Laffont, 1985. -

469 p.

7. Schutzenberger, A.A. Ai'e, Mes Ai'eux! / Anne Ancelin Schutzenberger. - Paris : La meridienne, Desclee de Brouwer, 2004. - 257 p.

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Вадим Владимирович Плотников, мастер спорта России по хоккею с шайбой, соискатель,

Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК),

г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена результатам 2-годичного педагогического эксперимента с участием хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде. Представлен анализ динамик результативности индивидуальных, групповых и командных технико-тактических действий, определены актуальность и цель исследования, сформулированы выводы. Список литературы носит специализированный характер.

Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, технико-тактические действия, юношеский хоккей, соревновательный период.

TECHNICAL AND TACTICAL READINESS OF HOCKEY PLAYERS OF 13-14 YEARS IN THE COMPETITIVE PERIOD

Vadim Vladimirovich Plotnikov, the master of sports of Russia in ice hockey, the competitor,

The Ural state university of physical training,

Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the results of 2-years pedagogical experiment of 13-14 years old hockey players in the competitive period. There is an analysis presented on the dynamics of the results among individuals, groups and teams technical-tactical actions. The actuality of it and the purpose of the research are finely determined, besides the conclusions were formed as well.

Keywords: technical-tactical preparation, technical-tactical actions, youth hockey, competitive

period.

В фокусе нашего исследования - проблема технико-тактической подготовки хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде (СП), которая в юношеском хоккее является ведущей - на этапе углубленной специализации ей отводится от 33% в сентябре (начало СП) до 52,5% в марте (конец СП) от общего времени учебнотренировочного процесса (УТП) из 6 видов подготовки [1, 3]. Это обусловлено направленностью, условиями учебно-тренировочного процесса, состоянием спортсмена и изменяющимися обстоятельствами [1, 2]. В то же время исследования в области юношеского хоккея, выполненные в этом направлении, немногочисленны и носят фрагментарный характер.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - теоретически разработать и экспериментально оценить эффективность разработанной методики технико-тактической подготовки хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент (ПЭ) проводился на базе детско-юношеская спортивной школы олимпийского резерва (СДЮШОР) хоккейного клуба (ХК) «Салават Юлаев» (г.Уфа), был спланирован и проведен с соблюдением основных принципов и правил теории и методики хоккея. В течение 2-х лет в рамках соревновательных макроциклов (2004/05/2006 гг.) были зарегистрированы и подвергнуты сравнительному анализу динамики результативности технико-тактических действий (ТТД) хоккеистов ХК «Салават Юлаев» (Уфа) 1991 г.р. (n=25) - экспериментальная группа (ЭГ) и ХК «Салават Юлаев» (Уфа) 1992 г.р. (n=25) - контрольная группа (КГ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.