Научная статья на тему 'Теоретические основы корпоративной социальной ответственности в России'

Теоретические основы корпоративной социальной ответственности в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1747
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРИНЦИПЫ КСО / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / CSR PRINCIPLES / STAKEHOLDERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черенкова Е.З.

В статье рассматриваются теоретические и практические положения в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО), в том числе проанализированы различные определения понятия «корпоративная социальная ответственность». Предложены принципы корпоративной социальной ответственности, способствующие ее развитию в российских компаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Foundations of Corporate Social Responsibilityin Russia

The article considers theoretical and practical provisions in the sphere of corporate social responsibility, including various definitions of the concept of “corporate social responsibility”. The principles of corporate social responsibility promoting the development of CSR in Russian companies are proposed.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы корпоративной социальной ответственности в России»

корпоративное управление

УДК 330.342.146(045)

теоретические основы корпоративной социальной ответственности в россии

Черенкова Е. З.,

студентка, Финансовый университет,

Москва, Россия

i.hate.kate@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические положения в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО), в том числе проанализированы различные определения понятия «корпоративная социальная ответственность». Предложены принципы корпоративной социальной ответственности, способствующие ее развитию в российских компаниях.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность; принципы КСО; стейкхолдеры

theoretical foundations of corporate social responsibility

in russia

Cherenkova E.Z.,

student, Financial University, Moscow, Russia i.hate.kate@mail.ru

Abstract. The article considers theoretical and practical provisions in the sphere of corporate social responsibility, including various definitions of the concept of "corporate social responsibility". The principles of corporate social responsibility promoting the development of CSR in Russian companies are proposed.

Keywords: corporate social responsibility; CSR principles; stakeholders

В последнее время во взаимоотношениях между государством, бизнесом, некоммерческим сектором произошли изменения и стало достаточно востребовано явление «корпоративная социальная ответственность». Корпоративная социальная ответственность (КСО) основана на добровольной системе взаимоотношений. Она связана с экономическими вложениями в реализацию социальных прог-

рамм и, как результат, с получением выгод от обеспечения безопасности рабочих мест, повышения качества реализуемых товаров. Как перспективу можно рассматривать повышение благосостояния общества, улучшение долгосрочного финансово-экономического положения компании.

До 2000-х гг. о корпоративной социальной ответственности в России не знало подавля-

Научный руководитель: Щербаченко П.С., кандидат экономических наук, доцент Департамента корпоративных фи нансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия.

ющее большинство представителей бизнес-сообщества [1].

Сегодня корпоративная социальная ответственность расширяется, активно реализуясь в различных направлениях бизнеса: электроэнергетике, металлургической и горнодобывающей промышленности, в сфере финансов и страхования, в нефтегазовой промышленности*.

Корпоративная социальная ответственность не имеет единого определения и трактуется каждой компанией по-своему (см. таблицу).

Неразвитость и неоднозначность понимания и проявления КСО в российских корпорациях обусловлена их различными характеристиками [3]:

• воздействием разных заинтересованных сторон;

• уровнем развития отраслей, в которых реализует свою деятельность компания;

• размером компании;

• глубиной проникновения корпоративной социальной ответственности в бизнес-процессы компании;

• основными приоритетами корпоративной социальной ответственности;

• «социальной историей» компании.

Понятие «корпоративная социальная ответственность» мы будем рассматривать сквозь принципы КСО. Они определяют основополагающие положения, в которых зафиксирована сущность реализации корпоративной социальной ответственности в компании.

Принципы КСО формируются на основе требований и ожиданий всех заинтересованных сторон. Многообразие и предметность этих требований и ожиданий наглядно показывают важность и системность работы компании. Они направлены на ее включение в решение социально-экономических проблем и повышение благосостояния общества.

Следом возникает необходимость разработки принципов деятельности компаний в рамках КСО. Чтобы компания при осуществлении своей деятельности соответствовала требованиям

* Корпоративная социальная ответственность. Российский опыт. URL: http://csrjournaL.com/korporativnaya-sociaLnaya-otvetstvennost-rossijskij-opyt (дата обращения: 01.02.2018).

и ожиданиям всех заинтересованных сторон, ей необходимо разработать программу действий, направленную на соблюдение всех принципов: этических, правовых, природоохранных, общественных и корпоративных.

Понятие «корпоративная социальная ответственность» является многоуровневым. Необходимо отметить, что компания - это субъект управления в реализации корпоративной социальной ответственности, а объект - ее различные обязательства перед заинтересованными сторонами. Каждое обязательство рассматривается во взаимосвязи со всеми обязательствами компании. Процесс управления корпоративной социальной ответственностью основывается на следующих принципах [4].

Принцип «Открытость» - деятельность компании по корпоративной социальной ответственности осуществляется открыто. Каждая заинтересованная сторона может свободно обратиться за пояснениями и за необходимой информацией по КСО.

Принцип «Прозрачность» - реализация корпоративной социальной ответственности должна быть транспарентной и предельно четкой.

Принцип «Диалог со стейкхолдерами» - деятельность компании в области корпоративной социальной ответственности строится на диалоге со всеми заинтересованным сторонами. Необходимо наличие обратной связи в диалоге с заинтересованными сторонами.

Принцип «Достоверность» - деятельность компании в области корпоративной социальной ответственности должна быть максимально открытой и не иметь цели фальсификации данных для повышения своих репутационных характеристик.

Принцип «Публичность» - вся информация, не имеющая в своем содержании коммерческого конфиденциального характера, должна быть общедоступной.

Принцип «Системность» - корпоративная социальная ответственность строится на основе всестороннего подхода к решению вопросов.

Принцип «Единство в пространстве» - предполагает использование единых универсальных правил и принципов в формировании корпоративной социальной ответственности в филиалах и подразделениях компании.

теоретические основы корпоративной социальной ответственности в россии

Таблица

определения корпоративной социальной отвественности в российской практике [2]

компания определение ксо

ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) Корпоративная социальная ответственность СУЭК - это осознанное принятие компанией обязательств перед заинтересованными сторонами (акционерами, партнерами, сотрудниками, местными сообществами, государственными институтами) по безусловному исполнению действующего законодательства, а также по добровольному и целенаправленному инвестированию в решение социальных задач, соответствующих долгосрочной стратегии и социальной политике компании

ОАО «Татнефть» КСО - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества, осуществляемый посредством социальных инвестиций, направленных на профессиональное развитие и социальную защиту персонала, поддержку здравоохранения, спорта, культуры, образования, охрану окружающей среды. Деятельность в этой области носит системный характер и согласуется с интересами всех заинтересованных сторон

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» КСО - это добровольный вклад организации в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью организации

ОАО «СИБУР Холдинг» КСО - это необходимая составляющая построения успешного и устойчивого бизнеса. Социальная ответственность СИБУРа как работодателя основана на формировании благоприятных условий труда и жизни работников. Компания создает рабочие места, обеспечивает конкурентный уровень оплаты труда, социальные гарантии

ОАО «Ленинградская областная управляющая электросетевая компания» (ОАО «ЛОЭСК») КСО - это ответственность перед всеми заинтересованными сторонами, признание рациональности их ожиданий. ОАО «ЛОЭСК» стремится в полной мере соответствовать наиболее значимым из них

Принцип «Направленность» - формирование основных направлений реализации корпоративных социальных программ происходит во взаимодействии всех заинтересованных сторон в деятельности компании.

Принцип «Ответственность» - реализация корпоративной социальной ответственности в компании сопряжена с решением социальных проблем при диалоге со всеми заинтересованным сторонами.

Принцип «Последовательность» - постепенное выполнение всех этапов управления корпоративной социальной ответственностью.

Принцип «Регулярность» - реализация корпоративной социальной ответственности строится на реализации не единичных акций, а на основе реализации планомерных крупных социально значимых проектов в приоритетных направлениях.

Принцип «Интегрированность» - проникновение всех принципов КСО во все бизнес-процессы функционирования компании.

Принцип «Значимость» - реализация корпоративной социальной ответственности должна строиться на проранжированных запросах всех заинтересованных сторон.

Принцип «Актуальность» - реализация корпоративной социальной ответственности через корпоративные социальные программы должна

быть своевременной и востребованной заинтересованными сторонами.

Принцип «Масштабность» - реализация корпоративной социальной ответственности через корпоративные социальные программы должна охватывать большую часть аудитории региона присутствия, все заинтересованные стороны, а также быть заметной в обществе в целом.

Принцип «Эффективность» - средства, затраченные на реализацию корпоративных социальных программ, должны помогать в решении социально-экономических проблем региона присутствия. В свою очередь, результаты реализации корпоративных социальных программ должны быть подвержены регулярной оценке и учету.

Реализация предложенных принципов способствует всестороннему развитию корпоративной социальной ответственности. Важно отметить, что все принципы имеют одинаковую важность. Несоответствие деятельности компании в реализации корпоративной социальной ответственности перечисленным принципам свидетельствует о низком уровне корпоративной культуры и коммуникационного взаимодействия и препятствует развитию корпоративной социальной ответственности в России.

Список источников

1. Авилова М. Г. Корпоративная социальная ответственность в России: тенденции, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 34. С. 1-5. URL: http ://e-koncept.ru/2016/56712.htm (дата обращения: 02.02.2018).

2. Щербаченко П. С. Современные тенденции в реализации корпоративной социальной ответственности в России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 5. С. 221-225.

3. Щербаченко П. С. Концептуальные основы управления корпоративной социальной ответственностью // Транспортное дело России. 2013. № 1. С. 191-194.

4. Щербаченко П. С. Формирование процесса управления корпоративной социальной ответственностью: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.