Научная статья на тему 'Теоретические основы контроллинга в государственном секторе'

Теоретические основы контроллинга в государственном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Контроллинг / экономическая теория / экономическое благо / экономические ресурсы / факторы производства / эффективность факторов производства / сектор государственного управления / деятельность государственных организаций / Controlling / economic theory / economic good / economic resources / production factors / production factors efficiency / public administration sector / public organisations’ work

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федченко Елена Алексеевна, Бурякова Анастасия Олеговна

В статье представлены результаты систематизации знаний по теории контроллинга, приведен анализ подходов отечественных авторов к истолкованию данного понятия. В ходе проведения настоящего исследования использовались методы классификации, математического моделирования, группировки и сравнительный анализ. Основываясь на базовых положениях экономической теории, авторы предложили определения таких понятий, как контроллинг, система контроллинга, предметная область контроллинга, разработали способы оценки эффективности деятельности организаций государственного сектора. Экономическое моделирование производилось с учетом наличия ограничений, налагаемых на объекты исследования: объем производимых благ задается целевыми показателями, экономические ресурсы ограничены лимитами бюджетных обязательств. Установлено, что эффективность деятельности предприятий рассматриваемого сектора определяется соотношением объемов затраченных факторов производства (Cf) и произведенных экономических благ (Qf). О росте результативности будет свидетельствовать увеличение зоны эффективности на графике производства переменного продукта и использования этого типа факторов. С точки зрения экономической теории, повышение действенности реализации мероприятий возможно в следующих случаях: сокращение стоимости используемых факторов производства, сокращение их объемов, увеличение отдачи от их применения (сдвиг кривой совокупного продукта вверх).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical basis of controlling in the public sector

The article presents the results of scientific systematisation on the theory of controlling and analyses approaches of the Russian authors to the definition of controlling concept. In the course of the current study, the authors used methods of classification, mathematical modeling, grouping, and comparative analysis. On the basis of economic theory provisions, the authors proposed their own definitions of controlling, controlling system, subject area of controlling. Besides, certain ways to assess effectiveness of organisations’ work in the public sector were developed. Economic modeling was conducted with consideration to existence of restrictions imposed on the objects of the study: the volume of goods produced is determined by target indicators, economic resources are limited by budgetary obligations. It has been established that efficiency of enterprises in the described sector is due to the volume ratio of input production factors (Cf) and produced economic goods (Qf). An increased zone of efficiency on the production flow chart of the variable product and usage of these factors will indicate an enhanced productivity. In terms of the economic theory, improving effectiveness of implementation of measures is possible in the following cases: reduction in the cost of the used production factors, reduction of their volume, increase of the return on application of them (shifting the total product curve upwards).

Текст научной работы на тему «Теоретические основы контроллинга в государственном секторе»

УДК 336.1 JEL D2, Н4 DOI 10.26425/1816-4277-2024-1-13-19

Теоретические основы контроллинга в государственном секторе

Федченко Елена Алексеевна

Д-р экон. наук, зам. зав. каф. финансового контроля и казначейского дела ORCID: 0000-0002-4844-0991, e-mail: fedchenkoea@mail.ru

Бурякова Анастасия Олеговна

Аспирант

ORCID: 0000-0002-5963-5495, e-mail: anastasiya.buryakova@inbox.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты систематизации знаний по теории контроллинга, приведен анализ подходов отечественных авторов к истолкованию данного понятия. В ходе проведения настоящего исследования использовались методы классификации, математического моделирования, группировки и сравнительный анализ. Основываясь на базовых положениях экономической теории, авторы предложили определения таких понятий, как контроллинг, система контроллинга, предметная область контроллинга, разработали способы оценки эффективности деятельности организаций государственного сектора. Экономическое моделирование производилось с учетом наличия ограничений, налагаемых на объекты исследования: объем производимых благ задается целевыми показателями, экономические ресурсы ограничены лимитами бюджетных обязательств. Установлено, что эффективность деятельности предприятий рассматриваемого сектора определяется соотношением объемов затраченных факторов производства (О и произведенных экономических благ (О). О росте результативности будет свидетельствовать увеличение зоны эффективности на графике производства переменного продукта и использования этого типа факторов. С точки зрения экономической теории, повышение действенности реализации мероприятий возможно в следующих случаях: сокращение стоимости используемых факторов производства, сокращение их объемов, увеличение отдачи от их применения (сдвиг кривой совокупного продукта вверх).

Ключевые слова

Контроллинг, экономическая теория, экономическое благо, экономические ресурсы, факторы производства, эффективность факторов производства, сектор государственного управления, деятельность государственных организаций

Для цитирования: Федченко Е.А., Бурякова А.О. Теоретические основы контроллинга в государственном секторе// Вестник университета. 2024. № 1. С. 13—19.

© Федченко Е.А., Бурякова А.О., 2024.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The theoretical basis of controlling in the public sector

Elena A. Fedchenko

Dr. Sci. (Econ.), Deputy Head of the Financial Control and Treasury Department ORCID: 0000-0002-4844-0991, e-mail: fedchenkoea@mail.ru

Anastasia O. Buryakova

Postgraduate Student ORCID: 0000-0002-5963-5495, e-mail: anastasiya.buryakova@inbox.ru

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

The article presents the results of scientific systematisation on the theory of controlling and analyses approaches of the Russian authors to the definition of controlling concept. In the course of the current study, the authors used methods of classification, mathematical modeling, grouping, and comparative analysis. On the basis of economic theory provisions, the authors proposed their own definitions of controlling, controlling system, subject area of controlling. Besides, certain ways to assess effectiveness of organisations' work in the public sector were developed. Economic modeling was conducted with consideration to existence of restrictions imposed on the objects of the study: the volume of goods produced is determined by target indicators, economic resources are limited by budgetary obligations. It has been established that efficiency of enterprises in the described sector is due to the volume ratio of input production factors (Cf) and produced economic goods Qf). An increased zone of efficiency on the production flow chart of the variable product and usage of these factors will indicate an enhanced productivity. In terms of the economic theory, improving effectiveness of implementation of measures is possible in the following cases: reduction in the cost of the used production factors, reduction of their volume, increase of the return on application of them (shifting the total product curve upwards).

Keywords

Controlling, economic theory, economic good, economic resources, production factors, production factors efficiency, public administration sector, public organisations' work

For citation: Fedchenko E.A., Buryakova A.O. (2024) The theoretical basis of controlling in the public sector. Vestnik universiteta, no. 1, pp. 13—19.

© Fedchenko E.A., Buryakova A.O., 2024.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

В научной литературе существует множество различных подходов к определению понятия контроллинга: с функциональной точки зрения контроллинг представляет собой систему информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки принятия управленческих решений; с организационной точки зрения — структурное подразделение организации, осуществляющее соответствующие функции; с научной — систему, изучающую теорию изменения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов [1; 2].

К вопросам определения рассматриваемого понятия обращались многие отечественные авторы. А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жеваго и Н.Ю. Иванова разделяют позиции функционального подхода, считая, что контроллинг — ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система поддержки руководителей предприятия по достижению поставленных целей [3]. В свою очередь Т.Ю. Серебрякова акцентирует внимание на общих характеристиках понятий контроля и контроллинга. Контроль и контроллинг являются системами, направленными на выявление и устранение рисков. Цель обеих систем заключается в информационном обеспечении процесса принятия управленческих решений [4].

И.В. Липатова, Н.В. Савина, Т.В. Плужникова, анализируя соотношение понятий контроллинга, внутреннего контроля и управленческого учета, выделяют следующие сравнительные критерии: спектр рассматриваемых вопросов, основная функция, пользователи информации и конечный результат. «Несмотря на имеющиеся пересечения понятий „контроллинг" и „учет", они не тождественны. Первый анализирует собранную информацию и использует ее в дальнейшем, учету же уготована пассивная роль подготовки данных», — утверждают авторы [5, с. 32]. Ю.И. Сигидов, М.С. Рыбянцева, напротив, рассмотрев 38 определений контроллинга и 35 определений управленческого учета, утверждают, что «систему контроллинга следует трактовать именно в контексте тождества управленческого учета и контроллинга» [6, с. 148]. Ключевыми задачами данной системы, по мнению авторов, являются:

— взаимозависимость стратегических и оперативных целей и задач организации;

— обеспечение постоянного обмена данными между различными подразделениями предприятия;

— предоставление руководству необходимой информации для принятия управленческих решений [6].

Данные авторы действительно внесли значительный вклад, однако единый подход к определению

исследуемого понятия отсутствует. Целью настоящей работы является систематизация знаний по теории контроллинга, взаимосвязь его основных понятий с положениями экономической теории. При обработке информации авторы использовали методы классификации и математического моделирования, группировки, а также сравнительный анализ.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНТРОЛЛИНГА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Контроллинг, его предметная область, элементы и функции могут быть определены ключевыми положениями экономической теории. Одно из базовых понятий теории — экономическая потребность, под которой понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, организации или общества в целом. Средства, удовлетворяющие эти потребности, — экономическое блага, для производства которых используются экономические ресурсы [7].

В общем виде финансово-хозяйственная деятельность организации представляет собой процесс преобразования экономических ресурсов в экономические блага для удовлетворения экономических потребностей, из чего следует, что предметную область контроллинга могут составлять базовые экономические категории: потребности, ресурсы, экономические блага. Данные категории принимают различные состояния:

— плановые потребности (Gp), фактически реализованные потребности (Gf);

— плановые ресурсы (Cf), фактически затраченные ресурсы (Cf);

— плановые экономические блага Qp), произведенные экономические блага (Q).

Стимулом к преобразованию экономических ресурсов в экономические блага для частного сектора служит прибыль, для государственного сектора — законодательно определенная необходимость исполнения функций и полномочий, достижение целевых показателей.

Максимизация прибыли или эффективности деятельности организаций государственного сектора возможна за счет решения одних и тех же задач: максимизации совокупного продукта (если известен объем ресурсов) или минимизации объема ресурсов (если известен спрос).

Экономическая деятельность организации (процесс преобразования ресурсов в блага) может быть описана производственной функцией:

где £ — объем производства (экономическое благо), а Сп — используемый в производстве ресурс.

В соответствии с законом убывающей предельной полезности, с ростом использования ресурсов (факторов производства) совокупный продукт будет увеличиваться до определенного предела, после чего функция начнет убывать: на первой стадии увеличение ресурсов способствует все более полному использованию капитала, на второй стадии величина предельного продукта становится равна среднему продукту, на третьей стадии совокупный продукт растет медленнее вложенных ресурсов, на четвертой достигается точка, в которой дополнительное применение фактора производства ведет к снижению как абсолютных, так и относительных объемов выпуска [4]. Следовательно, перед организацией встает еще одна задача — обеспечить эффективность использования ресурсов для максимизации соотношения С. Это можно сделать за счет применения новых технологий или методов производства, внедрения инноваций.

Таким образом, контроллинг можно определить как процесс сбора, обработки и анализа информации о деятельности организации и внешних обстоятельствах (процесс исследования предметной области), цель которого заключается в формировании оптимальных управленческих решений для обеспечения максимизации выпускаемого экономического блага, минимизации затраченных ресурсов и повышения эффективности использования факторов производства.

С точки зрения экономической теории, отличие государственного сектора от частного заключается в ограничениях, налагаемых на субъекты: экономические ресурсы ограничены бюджетными обязательствами, а объем производимых благ определяется целевыми показателями.

График производства переменного продукта и использования факторов производства приведен на рис. 1.

5 = / С1, с2,..., С),

(1)

КОНТРОЛЛИНГ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Зона эффективности

Ор —/(Ср) - мероприятие (план)

О/ — ]{С]) - мероприятие (факт)

Целевое значение показателя

* С

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Закон убывающей предельной производительности

Пусть ось х(С) — стоимость реализуемых мероприятий в денежном выражении, а ось у(О) — благо, необходимое для достижения целевого показателя (непосредственный результат), тогда кривая £ =уС) — функция реализации мероприятия (процесс преобразования экономических ресурсов в экономические блага).

Сдвиг кривой Ор =У(Ср в положение О =УСУ свидетельствует о более эффективном использовании ресурсов:

— Ор > О при постоянных С (достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств — принцип экономности);

— Ср > Су при постоянном £ (достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств — принцип результативности).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение эффективности использования факторов производства будет приводить к увеличению зоны эффективности:

[оГ~вР> 0 (2)

_ Ср-С/> 0

Стоимость реализации мероприятий в денежном выражении (С) будет определена стоимостью использования ресурсов:

С = Ь • Р1 + К • Рк, (3)

где Ь — трудовые ресурсы, затраченные в реализации мероприятия; Р1 — оплата труда привлекаемых трудовых ресурсов; К — имущество (капитал), необходимое для осуществления мероприятия; Рк — стоимость имущества (капитала). Для целей настоящего исследования капиталом является имущество организаций сектора государственного управления, используемое в целях выполнения функций и полномочий, реализации инициатив, направленных на достижение целевых показателей.

Повышение эффективности данных инициатив возможно в следующих случаях:

— сокращение стоимости используемых факторов производства;

— сокращение их объемов;

— увеличение отдачи от их применения (например за счет повышения мотивации сотрудников или инновационных технологий, позволяющих автоматизировать отдельные операции).

Уровень задач контроллинга (стратегический или оперативный) задается предметной областью (рис. 2.):

— обеспечение высокого качества планирования целей и задач деятельности организации, отражающих экономические потребности (стратегический контроллинг);

— планирование оптимального объема экономических ресурсов, необходимых для удовлетворения этих потребностей (стратегический контроллинг);

— гарантия выпуска благ, удовлетворяющих экономические потребности (стратегический контроллинг);

— достижение наилучших значений целевых показателей с использованием наименьшего объема ресурсов (оперативный контроллинг);

— поддержка эффективного использования факторов производства для максимизации непосредственных результатов, выпуска экономических благ (оперативный контроллинг);

— контроль и обеспечение соответствия целей организации непосредственному результату (оперативный контроллинг).

Рис. 2. Предметная область контроллинга

Непосредственный результат (экономическое благо) Определяется организацией Целевое назначение — максимизация

Потребность (экономическая потребность) ^

Стратегический

контроллинг (планирование)

Оперативный контроллинг (контроль)

Ресурс

сы

экономические ресурсы) Определяется организацией Целевое назначение — минимизация

Цели организации (планируемый выпуск) Определяется организацией Целевое назначение — максимизация

><А V

Составлено авторами по материалам исследования

ьгнком

СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов образуют систему, в связи с чем можно определить систему контроллинга как структуру взаимозависимых компонентов (организационное, нормативное, методическое и технологическое обеспечение), определяющих своевременность, качество и эффективность контроллинга (рис. 3).

Организационное обеспечение Нормативное обеспечение

Контроллинг

Методическое обеспечение Технологическое обеспечение

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 3. Элементы системы контроллинга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организационное обеспечение — подходы к организации деятельности контроллеров (например создание самостоятельной службы контроллинга или распределение его функций среди уже имеющихся структурных подразделений; решение вопроса о подотчетности контроллера в организации; определение порядка взаимодействия контроллера с иными подразделениями и другие вопросы).

Нормативное обеспечение — нормативно-правовая база, регулирующая порядок осуществления контроллинга (например упорядочение функций, прав и обязанностей контроллера или службы контроллинга в соответствующем положении о структурном подразделении, в должностных регламентах сотрудников и иных документах).

Методическое обеспечение — совокупность методик оценки деятельности организации и внешних факторов, используемых для достижения целей контроллинга (качественные и количественные методы).

Технологическое обеспечение — автоматизированная электронная среда контроллинга, эксплуатируемая в целях поддержания деятельности контроллеров и обмена информацией между различными подразделениями предприятия (базы данных, программное обеспечение, каналы обмена информацией).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования авторами сформулированы определения понятий контроллинга, системы контроллинга, предметной области контроллинга, разработаны подходы к оценке эффективности деятельности организаций государственного сектора с учетом положений экономической теории.

Предметную область контроллинга составляют базовые экономические категории: потребности, ресурсы, экономические блага.

Понятие контроллинга может быть определено как процесс сбора, обработки и анализа информации о деятельности предприятия и внешних факторах в целях принятия оптимальных управленческих решений для максимизации выпускаемого блага, минимизации затраченных ресурсов и повышения эффективности их использования.

Эффективность деятельности учреждений, находящихся в государственной собственности, с точки зрения базовых положений экономической теории представляет собой соотношение объемов затраченных ресурсов (С£) и произведенных благ Повысить эффективность возможно при сокращении стоимости или объемов применяемых факторов производства или при увеличении отдачи от их использования.

Список литературы

1. Шешукова Т.Г., Гуляева Е.Л. Теория и практика контроллинга: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». М.: Инфра-М; 2008. 173 с.

2. Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.: Юнити-Дана; 2015. 279 с.

3. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага АА, Иванова Н.Ю. Контроллинг. 2е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, Инфра-М; 2009. 336 с.

4. Серебрякова Т.Ю., Бирюкова О.А. Внутренний контроль и контроллинг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 38.04.01 «Экономика», 38.04.08 «Финансы» (квалификация (степень) «магистр»). М.: Инфра-М; 2019. 236 с.

5. Липатова И.В., Савина Н.В., Плужникова Т.В. Сравнительный анализ подходов к определению сущности контроллинга. Учет. Анализ. Аудит. 2022;9(3):27-38. http://doi.org/10.26794/2408-9303-2022-9-3-27-38

6. Сигидов Ю.И., РыбянцеваМ.С. Взаимосвязь контроллинга и управленческого учета. М.: Инфра-М; 2016. 168 с.

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по финансово-экономическим специальностям. 2е изд., перераб. и доп. М.: Норма; 2009. 560 с.

References

1. Sheshukova T.G., GulyaevaE.L. Theory and practice of controlling: textbook for students studying in specialties "Finance and Credit", "Accounting, Analysis, and Audit". Moscow: Infra-M; 2008. 173 p. (In Russian).

2. Anankina E.A., Danilochkin S.V., Danilochkina N.G. Controlling as a tool for enterprise management. Moscow: Unity-Dana; 2015. 279 p. (In Russian).

3. KarminskijA.M., Falko S.G., ZhevagaA.A., IvanovaN.Yu. Controlling. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow: Finansy i statis-tika, Infra-M; 2009. 336 p. (In Russian).

4. Serebryakova T.Yu, Biryukova OA. Internal control and controlling: textbook for university students studying in specialties 38.04.01 "Economics", 38.04.08 "Finance" (qualification (degree) "Master"). Moscow: Infra-M; 2019. 236 p. (In Russian).

5. Lipatova I.V., SavinaN.V., Pluzhnikova T.V. Comparative analysis of accesses to determining the controlling essence. Accounting. Analysis. Audit. 2022;9(3):27-38. (In Russian). http://doi.org/10.26794/2408-9303-2022-9-3-27-38

6. Sigidov Yu.I., RybyantsevaM.S. Correlation between controlling and management accounting. Moscow: Infra-M; 2016. 168 p. (In Russian).

7. Nureev R.M. Microeconomics course: textbook for university students studying in financial and economic specialties. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow: Norma; 2009. 560 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.