Научная статья на тему 'Теоретические основы конкурентоспособности предприятий'

Теоретические основы конкурентоспособности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
964
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / конкурентоспособность / предприятие / повышение конкурентоспособности / конкурентные преимущества / competition / competitiveness / company / increased competitiveness / competitive advantages.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К. М. Скаделова

В статье определена важность и актуальность исследования понятия конкурентоспособности предприятия и конкуренции. Представлены и проанализированы взгляды отечественных и зарубежных авторов, а также нормативные акты по теме исследования. В результате полученной обобщенной информации определена сущность конкурентоспособности предприятия и цели эффективной конкурентной борьбы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

The article defines the importance and relevance of the study of the concept of enterprise competitiveness and competition. Presented and analyzed the views of domestic and foreign authors, as well as regulations on the research topic. As a result of the obtained summarized information, the essence of the enterprise competitiveness and the goals of effective competitive struggle are determined.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы конкурентоспособности предприятий»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ К.М. Скаделова, магистрант

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411 -0450-2020-10237

Аннотация. В статье определена важность и актуальность исследования понятия конкурентоспособности предприятия и конкуренции. Представлены и проанализированы взгляды отечественных и зарубежных авторов, а также нормативные акты по теме исследования. В результате полученной обобщенной информации определена сущность конкурентоспособности предприятия и цели эффективной конкурентной борьбы.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, предприятие, повышение конкурентоспособности, конкурентные преимущества.

В условиях рыночной экономики основополагающим признаком современной модели рынка является конкуренция. Она выступает основным фактором, который определяет развитие не только отдельных социально- экономических систем, но и всей экономики в целом. В настоящее время основной целью для любого современного предприятия является сохранение, развитие и расширение занимаемых позиций на рынке или его сегменте, стабильное получение прибыли и ее увеличение. Поставленные цели достигаются поведения предприятия в конкурентной борьбе и использовании имеющихся у него конкурентных преимуществ. Вышеизложенное определяет важность и актуальность исследований понятия конкуренции и конкурентоспособности предприятия.

Изучению теории конкуренции особое внимание уделяется в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Многие из них определяют конкуренцию как соперничество нескольких лиц в достижении одной и той же цели. Конкуренция всегда носит характер борьбы, в которой конкуренты стремятся вытеснить друг друга, получить исключительное обладание тем или иным хозяйственным благом. Авторы также отмечают, что конкуренция несет большую выгоду, в первую очередь для потребителя, так как она влияет на понижение цены товаров. Благодаря конкуренции в организации запускаются процессы, связанные с поиском путей усовершенствования технологий, рас-

ширению сбыта товаров, снижению стоимости производства. К основным способам борьбы относят снижение цен товаров, сохранение и улучшение качества производимых товаров и обслуживания, привлечение внимания покупателя к своей продукции при помощи рекламы, использование инновационных технологий.

Американский экономист М. Портер впервые определил, что работа любого предприятия с целью получения прибыли влечет за собой повышение конкурентоспособности товара. Он впервые рассмотрел конкурентоспособность страны на уровне конкурентоспособности предприятий. С его точки зрения, конкурентоспособность предприятия определяется, как способность получать прибыль, достаточную для научно-технического развития предприятия, и стимулирования персонала [1]. Мнение М. Портера в вопросах конкуренции разделяют большое число экономистов.

В условиях современности конкурентная среда существует во всех отраслях экономики. Большое количество предприятий, для укрепления и сохранения своих конкурентных позиций, активно совершенствуют систему и методы управления. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг выступает основным критерием повышения уровня конкурентоспособности [2].

Современные авторы дополняют и дают новые определения конкурентоспособности предприятия. Это, прежде всего, свя-

зано с часто меняющейся внешней средой, и отраслевым фактором. Ключевыми аспектами в вопросах изучения конкуренции выступают: адаптация предприятия к изменяющимся условиям внешней среды; способность удовлетворения потребностей потребителей; уровень эффективности управления потенциалом предприятия; эффективность использования имеющихся ресурсов и др. [3].

Такие авторы как Г.Л. Азоев, А.А. Амбарцумов, И.А. Спиридонов,

Ф.Ф. Стрельников, Р.А. Файхутдинов рассматривают конкуренцию как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями. Данное соперничество осуществляется в целях обеспечения наилучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получение наибольшей прибыли посредством использования конкурентных преимуществ, позволяющих достичь поставленные перед организацией цели [4].

Необходимо отметить, что более полное значение понятия конкуренции представлено в Федеральном законе Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция есть соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [3].

Основополагаясь на выводы отечественных деятелей науки по поводу сущно-

приятия, можно сделать вывод, что конкурентоспособность - это умение предприятия подготавливать «фундамент» и занимать определенный сегмент рынка, а также умение анализировать настроение потребителя и удовлетворять его предпочтения. Включая во внимание зарубежный опыт, можно отметить, что каждая отрасль народного хозяйства исследуется в общности взаимосвязанных между собой производственных сил. Большим положительным фактором зарубежного опыта является момент, когда данное объединение преобразуется в целостный механизм - кластеры, дает предприятиям огромное конкурентное преимущество.

Однако, стоит учитывать тот факт, что в условиях современной экономики и финансовой нестабильности, помимо всего остального, вышеизложенного, для грамотной и эффективной конкурентной борьбы, организациям необходимо ставить и выполнять следящие основные задачи: анализ сегментов и удовлетворение требований рынка, которому необходимо регулярная поставка товаров и услуг, отвечающим всем современным требованиям качества; самообучение, увеличение количества высококвалифицированных специалистов; расширение и завоевание новых рынков сбыта имеющейся продукцией на основаниях агрессивной маркетинговой политики и инновационной деятельности; формирование устойчивых контактных отношений с финансовыми и кредитными учреждениями на основаниях сформировавшегося имиджа.

Все перечисленные цели помогают предприятиям сохранять и поддерживать их конкурентоспособность.

сти понятия конкурентоспособности пред-

Библиографический список

1. Портер М. Международная конкуренция // пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с.

2. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 85-87.

3. Климовских Н.В., Искандарян Г.О. Экономика предприятия: учебно-методическое пособие. - Краснодар, 2015.

4. Крупинина Ю.К. Теоретико-методологические основы повышения конкурентоспособности предприятия // Инновационное развитие. - 2019. - №3 (30). - С. 47-49.

THEORETICAL BASES OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Ch.M. Scadelova, Graduate Student Trubilin Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article defines the importance and relevance of the study of the concept of enterprise competitiveness and competition. Presented and analyzed the views of domestic and foreign authors, as well as regulations on the research topic. As a result of the obtained summarized information, the essence of the enterprise competitiveness and the goals of effective competitive struggle are determined.

Keywords: competition, competitiveness, company, increased competitiveness, competitive advantages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.