Список литературы
1. Бродовская Е.В. Взаимовлияние политической трансформации
и эволюции ценностной системы современного российского общества. Тула: Изд-во ТулГУ. 2006. С. 332.
2. Петрова А.С. Ценностные ориентации россиян и политические партии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://bd.fom.m/report/cat/societas/image/valuable/oTO33303#.
Ivanova O.
Specifics of regional society’s consolidation-adaptation
Integration capacities have been covered and consolidating features of the political elite of the Tula region have been indicated
Key words: internal consolidation, driving values, democratization
Получено 20.10.2010 г.
УДК 32
Ю.Б. Киняшева, канд. полит. наук,8-4872-55-44-91, kinjacheva 76@mail.ru ( Россия, Тула, ТулГУ)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЫБОРОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
Рассматриваются различные подходы к изучению конфликтной составляющей выборов, проявляющейся в разнотипных конфликтных столкновения и взаимодействиях основных участников избирательного процесса.
Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, конфликт, конфликтное взаимодействие, противоречие, противоборство
Становление современного демократического государства, формирование и функционирование его институтов должны основываться на свободных, периодических, справедливых выборах. Обеспечивая воспроизводство, обновление государственной и местной власти на демократических основах в соответствии с различными политическими интересами, выборы способствуют также политическому самоутверждению граждан, политической самоорганизации гражданского общества. Одной из важнейших функций избирательного процесса является снижение уровня социально-политической напряженности в обществе. В этом во многом заключается социально-политическое значение выборов. Однако следует также учитывать, что наряду с предупреждением развития конфликтных ситуаций между социальными, элитными и массовыми группами выборы
сами выступают как конфликтное явление, при этом порождая многие противоборства после их проведения.
В настоящее время выборам посвящено большое количество научных изысканий, существует достаточно много определений данного понятия. Однако в большинстве подходов конфликтная составляющая не учитывается, что усложняет процесс понимания многогранного характера выборов и снижает возможности управления им в практической деятельности субъектов.
Под политическим конфликтом следует понимать борьбу субъектов политики, доверенных лиц больших социальных групп, мобилизованных для усилий по трансформации или сохранению данного социального порядка. Такое понимание конфликта свидетельствует об осознанном характере вступления политических сил в противоборство, ведущее к разрешению различных проблем в обществе. Политический конфликт должен рассматриваться как динамический тип взаимодействия в политическом пространстве, т. е. развитие конфликтного столкновения предполагает активные действия со стороны политических сил. К данным политическим силам, в том числе, можно отнести и участников избирательного процесса, т.е. кандидатов на избираемые должности, политические партии, избирательные объединения, членов избирательных комиссий, представителей органов власти и т.д. Учитывая, что социально-политический конфликт представляет собой определенный тип взаимодействия субъектов, в данном противоборстве происходит разрешение спорных или проблемных вопросов, удовлетворение своих потребностей и реализация интересов.
Многообразие подходов к выявлению сущности конфликта позволило определить ряд его признаков, в том числе проявляющихся в ходе выборов. В основе любого конфликтного взаимодействия должны принимать участие как минимум две стороны, имеющие несовместимые противоречия и цели, то есть несовпадение потребностей, интересов, мнений, ценностей. Важным признаком является и то, что противоречия, возникающие между людьми, должны носить осознанный характер. Конфликт -это взаимодействие двух и более людей, отражающее их поведение, реакцию. Наличие негативных эмоций, нарастание социальной напряженности придает конфликту определенную окрашенность. Существенной характеристикой конфликтных столкновений также является разрешение каких-либо противоречий в процессе взаимодействия субъектов. Кроме того, конфликт определяется как реальная ситуация, имеющая реальные последствия.
Обозначив основные признаки конфликта, обратимся к различным трактовкам понятия "выборы", что позволит нам соотнести эти явления. Можно выделить несколько подходов к определению сущности выборов.
Представители первого из них лишь косвенно указывают на конфликтный характер этого явления (наличие как минимум двух сторон, пре-
тендующих на власть) и акцентируют внимание на «непосредственном избрании или выдвижении тех или иных лиц путем открытого или закрытого голосования для выполнения гражданских функций», а также «наиболее распространенном механизме формирования органов и институтов власти» [1]. Кроме того, достаточно часто выборы рассматриваются как «один из важнейших институтов демократически организованной власти, представляющий собой процедуру периодической смены состава представительных органов власти или руководителей исполнительной власти соответствующего уровня» и как «политическая технология обновления власти и мобилизации граждан, позволяющая избирателям и политическим силам использовать свое конституционное право», тем самым отмечается институ-ционализированность политического конфликта, его периодичность [2]. Согласно точке зрения немецкого политолога Д. Нолена, выборы следует понимать «как акт, благодаря которому выражается доверие избирателя к избираемым, посредством которого формируется функциональное представительство, осуществляется контроль над правительством» [3]. В данном определении указывается один из возможных источников конфликтных столкновений - борьба за доверие и голоса избирателей. Все вышеперечисленные определения лишь косвенно говорят о конфликтности выборов, отражая некоторые признаки политического конфликта.
Вместе с тем, ряд исследователей считает необходимым изучать выборы через конфликтное взаимодействие основных участников избирательного процесса. Известный американский политолог С. Липсет, рассматривающий выборы как «современное выражение демократической классовой борьбы», подчеркивает его конфликтный потенциал, выражающийся в несоответствие интересов различных общностей людей [4]. По словам Р. Михельса, конфликтные столкновения в избирательном процессе возникают из-за совпадения целей участников - стремление к власти, властным ресурсам. «Ненависть партии направлена в первую очередь не на противников ее точки зрения на мировой порядок, а против внушающих страх соперников на политическом поле, против тех, кто борется за те же самые цели», - отмечает он [5]. Другие исследователи, Й.А. Шумпетер, Л. Даймонд, Д. Гакси, А.Ю. Мельвиль, анализируют выборы, соотнося их с понятием «конкуренция», что в переводе с латинского языка означает «столкновение», «борьба за достижение наилучших результатов на каком-либо поприще» [6]. Интересны мнение Е.В. Попова, рассматривающего выборы как «ключевую характеристику демократии, реальное соперничество двух и более кандидатов, представляющих различные партии», а также точка зрения А.Н. Ребяткина, характеризующего выборы как «поле жесткой конкурентной борьбы между крупными политическими партиями» [7]. В этих и других подобных им определениях не только отмечается наличие конфликтного взаимодействия между политическими силами в избирательном процессе, но и указывается на то, что противостояние раз-
личных ценностей, политических программ, взглядов и идей является основой любых выборов. Особое внимание стоит уделить замечанию А.А. Вешнякова, который в своем интервью четко определяет выборы как конфликт, причем главной целью данного процесса, по его мнению, является возможность выявить, а затем и решить существующие в обществе и среди основных кандидатов противоречия цивилизованным и законным путем: «Всякие выборы - это выявление различных позиций, противоречий, которые возникли, накопились, выборы - это конфликт» [8]. Существует также ряд определений, которые учитывают не только конфликтный потенциал выборов, но и его динамику, развитие во времени: «избирательный процесс всегда был и будет одним из видов политической борьбы, и, следовательно, любой его этап изначально является конфликтогенной средой», «выборы следует понимать как столкновение политических сил, интересов разных социальных групп, при этом противостояние оппонентов оказывается тем сильнее, чем острее конфликтность их взаимоотношений в предвыборный период» [9].
Следующий подход позволяет анализировать выборы через отношение к правовым нормам, законодательству. Прежде всего, интересна трактовка выборов через понятие «избирательные споры», возникающие и протекающие в период избирательной кампании. Этот подход находит отражение в работах С.Д. Князева, Р.А. Охотникова, Е.П. Ищенко, А.Е. Ищенко, А.О. Казанцева, Н.В. Волковой. Данные авторы под избирательным спором понимают «во-первых, реальное противоборство сторон электорального правоотношения; во-вторых, противоречие, которое непосредственно связано с их избирательными правами и интересами; в-третьих, такой конфликт, юридическое прекращение (разрешение) которого возможно лишь уполномоченным законом органом на основе специальной процедуры» [10]. Это определение подчеркивает не только институционализированный характер избирательного процесса, но и возможность урегулирования конфликтного взаимодействия с помощью правовых норм. По мнению С.Козловой, выборы - это ««война без правил» политических группировок, когда избиратели оказываются в эпицентре «грязных избирательных технологий» [11]. Такая трактовка выборов подразумевает наличие острой политической борьбы между кандидатами с нарушениями норм избирательного права. В качестве конфликтующих сторон выступают различные политические силы, а также избиратели, которые вовлечены в данное противоборство. Однако поскольку избирательные споры возникают в связи с нарушением избирательных прав граждан при проведении избирательной кампании, то такого типа конфликты можно рассматривать лишь как разновидность выборного конфликта.
В противовес представленной точке зрения ряд исследователей определяет выборы как «мирный и легальный способ регулирования политических конфликтов, которыми характеризуется политический процесс в
современной России» [12]. Подобная трактовка избирательного процесса выделяет одну из его важнейших функций - снижение уровня социальнополитической напряженности в обществе, регулирование конфликтов между властью и обществом электоральными средствами. Такое понимание выборов находит свое отражение и в Декларации принципов международного наблюдения за выборами, принятой ООН: «Подлинно демократические выборы служат цели мирного разрешения борьбы за политическую власть в стране и поэтому играют центральную роль в поддержании мира и стабильности» [13].
Кроме того, существует ряд ученых, считающих выборы источником актуализации других конфликтов: социальных, экономических, политических и т.д. Американские политологи Х.Дж. Линц и А.Степан, изучая демократический режим различных государств, подчеркивают двойственный характер избирательного процесса. Они определяют выборы как «необходимое соперничество», «открытое и прямое избрание главы исполнительной власти», а также «механизм, приводящий к обострению отношений в обществе и его поляризации» [14]. К его деструктивным последствиям можно отнести дестабилизацию ситуации в обществе, появление различных коалиций, возрастание влияния экстремистских партий и т.д. К. Шмитт, Х. Келсен, Н. Боббио, К. Кондорсе, в свою очередь, исходят из неизбежности перераспределения доходов в результате выборов одержавшей победу партией, что вызывает недовольство проигравших сторон и, как следствие, возникновение новых форм конфликтного взаимодействия [15].
Интересна точка зрения Ю. Любашевского, рассматривающего избирательную кампанию как «набор или систему конфликтов» с целью применения к ней теории рефлексивного управления [16]. Данное понимание выборного конфликта показывает важность разработки кандидатом своей избирательной стратегии в процессе создания негативного и ложного образа своих оппонентов.
Анализ теоретико-методологических подходов позволил показать многогранный и многомерный характер выборов, проявляющийся, с одной стороны, в их конструктивном конфликтном потенциале (мирный и легальный способ разрешения накопившихся в обществе противоречий), с другой - в возникновении определенных негативных последствий (нестабильность в обществе, государстве, акции протеста, конфликты в различных общественных сферах, поляризация общества, перераспределение ресурсов, снижение доверия к властным институтам и т.д.). Таким образом, под выборами понимается управляемый политический конфликт, представляющий собой осознанное взаимодействие различных противоборствующих сил в процессе ведения избирательной кампании с целью распределения властных ресурсов.
Среди особенностей данного конфликтного взаимодействия можно назвать следующие. Во-первых, выборы, являясь социально-политическим
конфликтом, проводятся в соответствии с законодательством, а значит, основываются на принципах легальности. Следует отметить, что в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств косвенно закрепляется конфликтная сторона избирательного процесса. Например, в ст. 4 п. 1 Конвенции сказано, что «граждане голосуют на выборах соответственно за кандидата и (или) список кандидатов или против кандидата, кандидатов и (или) списка кандидатов непосредственно, или против всех кандидатов и (или) списков кандидатов» [17]. Данное положение подразумевает наличие как минимум двух противоположных сторон, которые будут бороться за голоса избирателей. В 9 статье этого документа освещены вопросы политического плюрализма, идеологического многообразия и многопартийности, которые, несомненно, приводят к конфликту идей, ценностей между различными политическими силами на выборах. Также Конвенция предоставляет право гражданам свободно проводить свою агитационную деятельность в условиях плюрализма мнений и отсутствии цензуры, что может привести к конфликтным столкновениям различных участников избирательного процесса [17]. В Декларации принципов международного наблюдения за выборами также фиксируется конфликтный потенциал избирательного процесса, выражающийся в частом употреблении словосочетаний «политическая борьба между различными участниками», «изучение потенциальных факторов для возникновения конфликтов» [13]. В связи с этим избирательное законодательство способствует возникновению выборного конфликта и позволяет кандидатам открыто вести предвыборную борьбу, основываясь на его положениях. Следовательно, выборы совмещают в себе две особенности - их законность, цивилизованность и конфликтность, политическую борьбу.
Во-вторых, в рамках избирательного процесса могут возникать различные конфликты, конфликтные ситуации и инциденты, которые в совокупности и образуют выборы-конфликт, подчеркивая его сложносоставной характер. Поэтому существование выборного конфликта обусловлено интенсивностью возникновения в избирательном процессе моноконфликтов, а его эскалация связана с увеличением количества участников, усилением противоборства, ростом эмоционального напряжения, применением различных методов борьбы, в том числе насилия.
Таким образом, выборный конфликт представляет собой комплекс разнотипных конфликтных взаимодействий и столкновений, возникающих между политическими акторами из-за дефицита различных ресурсов (власти, статусов, материальных благ) и несовпадения позиций (по поводу ценностей, мнений, интересов) в рамках избирательного пространства, проходящий на основе правовых норм.
Список литературы
1. Пугачев В.П. Выборы: общая теория в российских иллюстрациях.// Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки. 1997. №4. С. 4
2. Выборы и журналистское расследование. М.: Политиздат, 2001. С. 24; Гакохидзе Э. Грузия: Политические партии до и после «Революции Роз» // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 12. С. 34.
3. Nohlen D. Wahlrecht und Parteiensystem. Opladen, 1990. S. 24.
4. Липсет С.М. Консенсус и конфликт. Очерки по политической социологии. М.: ИНИОН РАН, 1987. С.10.
5. Michels R. Political Parties. Glencoe, III: The Free Press, 1949. Р.
375.
6. Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты (теоретикометодологический и прикладной аспекты). М.: МОНФ, 1999; Gaxie D. Les logiques du recrutement politique // RFSP. 1980. № 1. P. 28-40; Diamond L. Is the Third Wave Over? // Journal of Democracy. 1996. № 3. P. 23-35; Diamond L. The Clobolizations of Democracy. // Clobal Transformation and the Third Wave / Ed. Bi R. Slaater, B. Schuts. - St. Dorn Boulder: LunnerReinner, 1993. P. 34-40; Шумпетер Й. Капитализм, Социализм и Демократия. М.: Экономика, 1995. 540 с.
7. Попов Е.В. Проблемные измерения электоральной политики в России: губернаторские выборы в сравнительной перспективе// Полис. 2001. № 3. - С.50.; Ребяткин А.Н. Выборы в Государственную Думу: взгляд изнутри // Электоральное поле и стратегии избирательных кампаний. Н. Новгород, 2004. С.111.
8. Вешнякова А.А. Интервью «Демократия грязи не боится» // Российская газета. 2002. 24 октября. №202. С. 4.
9. Покровский Е.А. Проблемы реализации избирательного процесса в регионе Российской Федерации как источник конфликтности // Правоведение. 1999. № 1. С. 244; Пеньков В.Ф. Выборы-2003: успех или поражение // Проблемы политологии. Вып. 5. М., 2004. - С. 20-24
10. Князев С.Д., Охотников Избирательные споры: понятие, природа, значение // Академический юридический журнал. 2006. №1. С. 34-40; Ищенко Е.П., Ищенко А.Е. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение. М.: РЦОИТ, 2002. С. 13; Казанцев А.О. Избирательные споры в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование / Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005; Волкова Н.В. Конституционно-правовые процедуры разрешения избирательных споров на стадии выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов) / Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
11. Козлова С. Молодежь и выборы: от культуры избирательных войн к культуре партнерства // Молодежь и выборы. 2006. № 1. С. 12
12. Нелюба И.В. Конфликтный потенциал выборов в современной России: причины возникновения и пути регулирования / автореф. дис.... специальности 23.00.02. М., 2005; Шевченко Ю.Д. Подводя итоги: результаты российских выборов 1993-1996 гг. // Первый электоральный цикл в России (1993-1996) / под общ. ред. В.Я. Гельмана, Г.В. Голосова, Е.Ю.Мелешкиной. М.: Весь мир, 2000. С.216
13. Декларация принципов международного наблюдения за выборами от 27.10.05 / Режим доступа: http://www.cikrf.ru, свободный.
14. Linz J., Stepan А.. Problems of Democratic Transition and Consolidation / Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1996. P.48; Linz J. Transitions to Democracy ./ The Washington Quarterly, 1990. vol. 13. - № 3. Р. 28
15. Bobbio N. The Future of Democracy. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984. - P. 125; Шмитт К. Понятие «политическое» // Вопросы социологии. 1992. №1. С. 32-45; Kelsen H. La démocratie. Sa naturesa valeur. Paris: Economica, 1988. 112 с.; Condorcet С. Essai sur l’application de l’analyse à la probablité des décisions rendues à la pluralité des voix. In Sur les elections et autres textes. Ed. Oliver de Brenon. Paris: Fayard, 1986. 84 с.
16. Любашевский Ю. Конфликты и рефлексивное управление в избирательных кампаниях // Политический маркетинг. 2001. №4. С. 19-23.
17. Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 2002. № 2(41). С. 138
Kinyasheva J.
The theoretical bases of studying of elections as social political conflict.
The different approaches to the examination of the elections conflict component manifested in conflicts of different types and interactions of main participants of the electoral process are described in the article.
Key-words: elections, electoral process, conflict, conflict interaction, contradiction, confrontation.
Получено 20.10.2010 г.