Научная статья на тему 'Теоретические основы изучения проблемы воспитания личности в разновозрастном взаимодействии участников подростково-молодежного клуба'

Теоретические основы изучения проблемы воспитания личности в разновозрастном взаимодействии участников подростково-молодежного клуба Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черепанова Наталия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы изучения проблемы воспитания личности в разновозрастном взаимодействии участников подростково-молодежного клуба»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧАСТНИКОВ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОГО КЛУБА Черепанова Н.И.

Черепанова Наталия Игоревна - аспирант, кафедра социально-педагогического образования, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования,

г. Санкт-Петербург

Личность является предметом изучения многих наук - таких, как философия, социология, психология, физиология, изучающих их под различным углом зрения. Личность - это социальная сущность человека. Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.[]

Ролевая теория личности (Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.

Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

Психологические теории личности.

Психодинамическая теория личности. Эта теория известна еще под названием «классический психоанализ». Ее представителем и основоположником является Зигмунд Фрейд. В рамках этой теории - личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств и отдельных защитных механизмов. З. Фрейд выделяет три основных блока личности: ид, эго и суперэго.

52

Аналитическая теория личности. Согласно данной теории личность - совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношений отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной и интровертированной установок личности. В структуре личности К. Юнг выделяет три основных блока: коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное, индивидуальное сознательное. Архетипы - наследственно передающиеся первичные идеи (идеи Бога, зла и др.). Архетипы проявляются в сновидениях, встречаются в виде символов в искусстве, литературе и т.д.

Когнитивная теория личности. По своей природе она близка к гуманистической. Основоположник - Джордж Келли. Он считал, что единственное, что хочет знать человек - это то, что с ним происходило и произойдет в будущем. Личность - система личностных конструктов, которых происходит обработка личного опыта человека.

Деятельностная теория личности. Это направление получило наибольшее распространение как отечественные теории личности. Представителямикоторой являются С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,А.В. Брушлинский. Согласно этой теории личность - это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль.Структура же личности - иерархия отдельных блоков (самоконтроля, направленности) и системных свойств каждой личности.

По мнению В. М. Бехтерева «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая - с социальной сферой». Рассматривая характер взаимоотношений между ними В. М. Бехтерев отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями». В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции».

По мысли В. Н. Мясищева отношение - это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности - от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом.

Поведенческая теория личности. (А. Бандура). Она имеет еще название как «наученческая». Главный тезис этого направления гласит о том, что личность - это продукт учения. То есть личность - это совокупность системы социальных навыков и условных рефлексов. Структура - это иерархия социальных навыков, в которой главную роль играют внутренние блоки субъективной значимости.

Когнитивная теория. (Дж. Келли) Согласно теории личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личностный опыт человека. Структура личности есть индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Диспозициональная теория личности. С точки зрения этой теории, личность - это система темперамента и социально обусловленных свойств. Структура - иерархия биологических свойств, которые входят в конкретные соотношения и образуют определенные черты и типы темпераментов.

Приведенные выше определения показывают, что большинство исследователей говорят о том, что личностью человек не рождается, а становится. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся.

Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности.

Список литературы

1. Ананьев Борис Герасимович. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Издательство ЛГУ, 1968.

2. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Москва: Издательство политической литературы, 1985.

3. Леонтьев Алексей Николаевич. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. М.: Смысл; Академия, 2004.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев (под ред. Бодалева А.А). М.: Модэк МПСИ, 2004.

5. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб., доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

6. Психология личности в трудах отечественных психологов/ сост. Л.В. Куликов. СПб; Издательство «Питер», 2000.

7. Рубинштейн Сергей Леонидович. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб: «Питер», 2000.

8. Философская антропология / П.С. Гуревич. М., 2001.

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

НОВЫЕ МЕХАНОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА И ЭФФЕКТЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Гущин А.Г.1, Игнатов А.С.2

1 Гущин Алексей Геннадьевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой; 2Игнатов Александр Сергеевич - магистрант, кафедра безопасности жизнедеятельности, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского,

г. Ярославль

Аннотация: статья посвящена вопросам физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих двигательные нарушения. Рассматриваются новые механотерапевтические устройства. Приводятся положительные результаты их применения.

Ключевые слова: механотерапевтические устройства, физическая реабилитация, пациенты с двигательными нарушениями.

В настоящее время одной из причин возникновения и прогрессирования болезней нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. является гиподинамия [1]. Дозированные физические нагрузки используются как с диагностической, так и с лечебной целью [2]. Нередко для усиления их эффекта применяется специальное оборудование. Весьма высока социальная значимость этого оборудования, особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих двигательные нарушения. Используемые на практике медицинские тренажёры не всегда дают желаемые результаты.

Цель исследования. В связи с вышеизложенным представляется обоснованной и актуальной разработка новых механотерапевтических устройств, которые позволили бы повысить эффективность лечения заболеваний и обеспечить профилактику возможных осложнений, что и явилось целью данной работы.

Методы исследования. Проводилась оценка симптомов мышечного утомления в баллах. Измерялась кожная температура с помощью инфракрасного бесконтактного электротермометра. Определялись частота сердечных сокращений и артериальное давление. Оценивался тонус мышц с помощью метода отпечатков. Выполнялось измерение интенсивности боли с использованием визуально-аналоговой шкалы, а также определение величины отёка нижних конечностей и амплитуды движений в суставах. Регистрировалась скорость передвижения пациента с помощью компьютерной программы Кшоуеа. Указанные методы использовались для оценки эффективности применения разработанных аппаратов физической реабилитации.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования были изучены эффекты применения четырёх новых механотерапевтических устройств. Первое разработанное устройство представляло собой модернизированное инвалидное кресло на колёсах, которое давало возможность пациенту находиться не только в положении сидя, но и в горизонтальном или вертикальном положении, а также позволяло создавать инверсию (антиортостатическую нагрузку). Было установлено, что под влиянием антиортостатической нагрузки у пациентов отмечалось повышение температуры кожи лица, что свидетельствовало об увеличении притока крови к голове. При этом частота сердечных сокращений и артериальное давление изменялись незначительно. Благодаря использованию данного устройства достигалось устранение гипертонуса мышц спины, уменьшение отёка нижних конечностей, снижение интенсивности боли под влиянием

антиортостатической нагрузки. Второй разработанный аппарат под названием «Активатор движений» давал возможность больным с параличом конечностей осуществлять одновременные движения рук и ног, а также позволял воспроизводить некоторые приёмы массажа. Также у больных с тугоподвижностью суставов достигалось расслабление спазмированных мышц и повышение амплитуды движений в суставах. Третье разработанное устройство, имевшее название «Реабилитационный шагоход», обеспечивало самостоятельное передвижение пациента с параличом или парезом нижних конечностей. В результате использования этого аппарата у пациентов регистрировалось увеличение скорости их передвижения, а также уменьшалась степень выраженности симптомов мышечного утомления при ходьбе. Четвёртое созданное устройство под названием «Лестничный движитель» позволяло больному с двигательными нарушениями самостоятельно осуществлять подъём по лестнице и спуск с неё, а также обеспечивало вертикализацию пациента. С помощью данного аппарата осуществлялась эффективная тренировочная терапия.

Заключение. Созданные механотерапевтические устройства имеют защиту интеллектуальной собственности. Они могут быть рекомендованы к применению в таких отраслях медицины, как невропатология, травматология, ревматология, ангиология, восстановительная медицина и др.

Список литературы

1. Кардозу В.М., Фернандеш Д.М., Бакытжанова А.Е. Гиподинамия - болезнь цивилизации // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2014. Т. 4. № 5. С. 704.

2. Марущак Л.А. Комплексная реабилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2009. Т. 15. № 2. С. 302-308.

КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МЕХАНИЧЕСКОЙ ЖЕЛТУХИ, СОЧЕТАЮЩЕЙСЯ С

ХРОНИЧЕСКИМИ ДИФФУЗНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ПЕЧЕНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 1 2 Уроков Ш.Т. , Хамроев Х.Н.

1Уроков Шухрат Тухтаевич - доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой; 2Хамроев Худойшукур Нутфиллоевич - магистрант, направление: хирургия, кафедра хирургических болезней, реанимации и анестезиологии, Бухарский государственный медицинский институт им. Абу Али ибн Сино, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в представленном обзоре о механической желтухе (МЖ) рассматриваются различные аспекты заболевания - этиопатогенетические механизмы развития, клиника, диагностика и методы лечения. Делается акцент на то, что многие вопросы лечения МЖ остаются нерешенными и дискутабельными. В дальнейшем следует разработать эффективные методы коррекции сочетанных заболеваний: МЖ и хронических диффузных заболеваний печени (ХДЗП). Ключевые слова: механическая желтуха, острый холецистит, хронические диффузные заболевания печени, желчный проток, холедохолитиаз, желчнокаменная болезнь, холедохолитиаз, урсодезоксихолевая кислота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.