УДК 37.018.4
И.В. Коваленко, канд. пед. наук, доц., (4872) 35-60-17, kafedra [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
На основе анализа научной литературы раскрываются теоретические основы исследования непрерывного образования, новая парадигма которого противопоставляется традиционной системе образования.
Ключевые слова: образование взрослых, концепция, методология, новая парадигма, структура, содержание образования.
Фрагментарные представления о непрерывном образовании появляются в конце 50-х гг. XX столетия. Они формируются в рамках кризисного подхода к образованию и выступают в качестве реакции на его дисфункциональное развитие. В большинстве стран существующие системы образования оказались неготовыми к новым требованиям, выдвигаемым человеческим сообществом. Началось переосмысление роли и возможностей образовательных учреждений; усилилась тенденция противопоставлять формальной образовательной системе нечто иное, отказаться от традиционных концепций образования, форм, методов и средств их реализации. Именно в подобных условиях складывается концепция непрерывного образования,
В конце 50-х - середине 60-х гг. под непрерывным образованием понималась всеобъемлющая система просвещения взрослых и самообразования. Известный английский специалист в области экономики образования Дж. Вэйзи в своей книге «Образование. Дискуссии в Соединенном Королевстве, США и Канаде» (1976 г.) декларирует подобное отождествление [4]. По мнению шведского ученого Т. Хюсена, непрерывное образование — это новая концепция образования взрослых
[5].
Подобная тенденция проявляется и в названиях большинства работ того времени. Примером могут служить материалы II Международного семинара по проблемам рабочих и образования взрослых, изданные под характерным заглавием «Образование не заканчивается никогда», а также отдельная публикация из материалов Международного конгресса по университетскому образованию взрослых, имеющая характерное название: «Понятие пожизненного интегрированного образования, перманентное образование и некоторые выводы для университетского образования взрослых».
В данных работах осознается необходимость концепции
281
непрерывного образования, приходит понимание того, что оно — качественно иное, нежели простая реформация образования взрослых и самообразования. Именно в этот период впервые констатируется необходимость перестройки имеющихся образовательных форм, а также постановка новых образовательных целей.
Начавшая формироваться концепция непрерывного образования и мыслилась ее создателями как теоретическое основание для решения этих задач.
В числе лучших трудов этого периода выделяются две работы: французского ученого А. Гартунга «К перманентному образованию» и канадского Дж. Кидда «Последствия непрерывного образования».
Вторая половина 60-х - начало 70-х гг. XX века характеризуется попытками всесторонне описать явление НО (структуру, принципы, формы организации, содержание), подвергнуть его реальной оценке, упорядочить основные положения и устранить хаотичность мнений. В это время произошло осмысление теоретической и практической значимости непрерывного образования, были высказаны блестящие идеи, догадки, выявлены пути и указаны направления дальнейших исследований. Наметилась тенденция преодоления' однобокого отождествления непрерывного образования с образованием взрослых и самообразованием. Еще одна характерная черта этого этапа - конкретное изучение нетрадиционных форм (в основном образования взрослых), а также их взаимодействия со звеньями традиционной образовательной системы. В исследованиях этого периода высказывается мысль о необходимости разработки принципов интегрированности и преемственности школьного и внешкольного образования (М. Дюрко, П. Шукла, А. Корреа). В 1968 г. ЮНЕСКО окончательно приняла термин «непрерывное образование» в качестве одного из основополагающих понятий.
В 70-х гг. происходит интенсивная и плодотворная разработка методологических проблем непрерывного образования. Именно тогда были заложены его концептуальные основы, изучены условия реализации (социальные, социально-психологические, экономические, политические, организационные, управленческие), разработаны принципы, функции, сущности и специфика НО. Большое внимание было уделено выработке концептуальных характеристик непрерывного образования. Наиболее полный, подробный список таких характеристик принадлежит известному индийскому ученому Р. Дейву. В нем дается определение и методологическая трактовка ключевых терминов концепции непрерывного образования: «жизнь», «образование», «на протяжении жизни» и т.д. Обосновывается необходимость нового взгляда на образование как на процесс, длящийся всю жизнь, как на такую целостность и интегрированность, которая включает «формальный», «неформальный» и
«информальный» аспекты.
На этой стадии интенсивная разработка оснований НО привела к попыткам создания моделей преемственности общего и профессионального образования (Г. Паркин, Т. Хесбург). Рассматривался вопрос о перестройке программ на новых основаниях и по новым принципам. Предпринимались попытки теоретически интегрировать образование и жизнь, образование и профессиональную деятельность. Предлагались первые организационные формы воплощения непрерывного образования - «обучение по спирали», «образовательный круг» и др. Детально анализируются проблемы «учить учиться», самообразования, индивидуального и группового самонаправляемого образования в рамках традиционных учебных заведений и др. Продолжается работа с основными терминами, в результате чего понятия более четко дифференцируются, уточняется их содержание.
В начале 80-х годов XX века возникла потребность в частнотеоретических исследованиях, касающихся вопросов перестройки форм, методов, процесса образования и разработки практических аспектов воплощения непрерывного образования в жизнь. Основная цель данного периода - превратить абстрактные идеалы и устремления в конкретные мероприятия и рекомендации, а также просчитать неизбежные последствия. Интенсивно разрабатываются педагогические и социальнопсихологические аспекты проблемы, раскрываются структура, функции, полномочия, задачи и цели отдельных звеньев системы, их стыковка. Особое внимание уделяется школе, её учебным программам, усилению в них элементов, способствующих формированию и закреплению позитивного отношения учащихся к непрерывному образованию.
Период с конца 80-х гг. и по сей день характеризуется стремлением практически применить идею непрерывного образования. Это проявляется в виде попыток перестройки отдельных ступеней образования, масштабных реформ, цель которых в создании единой системы, построенной на принципах непрерывности. Специфика данного этапа в том, что, по сути, впервые появляется возможность изучения и осмысления практического опыта НО. На этой стадии исследования становятся все более комплексными, интегративными, междисциплинарными, концентрирующими интеллектуальный потенциал многих исследовательских центров. Для этого этапа характерна такая тематика работ зарубежных ученых:
• непрерывное образование для постиндустриального общества;
• учебные программы непрерывного образования;
• непрерывное образование и высшее образование;
• будущее образование, проблемы образовательной политики;
• образование для нового тысячелетия.
В книге «Образование для нового тысячелетия» 132 ведущих ученых мира предлагают рекомендации по организации и перестройке образования с учетом принципов непрерывного образования и того, что это образование должно всесторонне и адекватно подготовить обучаемых к грядущему тысячелетию. Эти рекомендации носили общий характер, рассматривали вопросы организации учебного процесса, методов и содержания образования[2].
Отечественные исследователи начали работать над концепцией непрерывного образования лишь с начала 80-х гг.
Особо следует отметить книгу А.П. Владиславлева «Непрерывное образование: проблемы и перспективы», которая, по сути, является первым крупным исследованием. Ценность работы в том, что она содержит анализ практических задач, стоящих перед отечественной системой образования, по перестройке ее в систему непрерывного образования, а также конкретную программу мероприятий [1].
В.Н. Турченко уделил внимание разработке методологических основ социологической концепции непрерывного образования и стратегии ее реализации.
В целом был выдвинут ряд теоретических и практических рекомендаций по перестройке системы или созданию новых ступеней. В контексте принципов непрерывного образования были разработаны новые учебные программы и формы обучения, соответствующие идее непрерывности. Об этом свидетельствуют материалы трёх Всесоюзных конференций и Всесоюзного симпозиума по непрерывному образованию. В 1978 году состоялись две первые Всесоюзные конференции: «Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции» и «Проблемы непрерывного образования в условиях ускорения научно-технического прогресса». В 1979 году был проведен Всесоюзный симпозиум «Психологические проблемы непрерывного образования». В ноябре 1988 года состоялась Всесоюзная конференция «Формирование единой системы непрерывного образования в свете решений XXVII съезда КПСС».
Непрерывное образование является новой парадигмой, которая противопоставляется традиционной системе. Иначе говоря, происходит переосмысление самой концепции образования: его целей, сущности, функций, принципов, организации. Так, по мнению Г.П. Зинченко, непрерывное образование - это новый способ деятельности, целью которой является процесс целостного формирования личности, поступательного обогащения ее творческого потенциала, постоянного развития способностей [3].
В отличие от традиционного способа образования, который
задается рамками материального производства, новый, определяет темпы его развития, обеспечивает непрерывность обучения определенным видам деятельности в тесной связи с самой практической деятельностью.
Традиционная система образования углубляет и закрепляет социальные различия между людьми. Она рассматривается как средство для получения определенных социальных привилегий. Поэтому только незначительная часть населения достигает высших ступеней образования. Система непрерывного образования, развивая способности каждого человека, способствует преодолению социальных различий между людьми.
Существует множество точек зрения на наиболее вероятную или оптимальную структуру системы непрерывного образования. Появилось немало вариантов региональных и отраслевых систем, всё многообразие которых можно свести к трем видам:
1) организационно-функциональная структура непрерывного образования;
2) системное непрерывное содержание;
3) человек - саморазвивающаяся система.
На позиции организационно-функциональной структуры непрерывного образования стоят ученые Б.С. Гершунский, В.Г. Осипов, А.А. Вербицкий, В.А. Юрисов, Н.Н. Нечаев, В.Г. Онушкин и др.
Непрерывное образование рассматривается как целостная система, имеющая свою структуру. Результаты исследований наших ученых А.П. Владиславлева, В.А. Горохова, JI.A. Кохановой, В.Г. Онушкина, публикации И.В. Бестужева, труды Л.П. Буевой, АА. Вербицкого, Б.С. Гершунского, О.В. Купцова, Ф.И. Перегудова, В.Н. Турченко, Ф.Г. Филиппова, Г.П. Зинченко и др. были положены в основу концепции непрерывного образования, которая после обсуждения на Всесоюзном съезде работников народного образования бьгца доработана и одобрена Государственным комитетом СССР и Всесоюзным советом по народному образованию.
Целостность образовательной системы означает, что в её структуре нет более или менее важных звеньев. Целостность ей придает интегративность свойств, например, преемственность всех звеньев образования. Авторами ставится вопрос о личности в системе образования. Главным считается то, что учение, познавательная деятельность, система отношений с другими людьми должны опираться на собственную активность личности, что каждого человека нужно научить учиться, привить интерес к знанию.
Меняется и функция педагога: он выступает как организатор, преобразователь познавательной деятельности учащихся, которые становятся субъектами учебно- воспитательного процесса. В центре любой
системы, по мнению авторов, должен быть поставлен человек. В качестве основополагающего, выступает следующий принцип: не учащийся для системы образования, а система образования для учащегося. Отсюда выделяются основополагающие принципы системы: гуманизация,
индивидуализация, дифференциация, гуманитаризация, демократизация, интеграция, преемственность.
«Непрерывность» подчеркивает охват всей жизни человека и обоснованный переход с уровня на уровень. Педагогический смысл непрерывности - в систематичности обучения, в преемственности и перспективности. Непрерывное образование должно стать потребностью и условием постоянного развития людей.
Одновременно изменяется понятие «образование». До сих пор оно подразумевало «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни, к труду». В новой системе образование становится не только подготовкой к труду, но и его неотъемлемой частью. В непрерывном образовании усиливается субъективный фактор: усвоение готовых знаний органически соединяется с трудовой и творческой деятельностью.
Под содержанием образования понимается система потребностей, способностей человека, его мировоззренческие и поведенческие качества. Содержание обучения - это педагогически обоснованная, логически упорядоченная и зафиксированная в учебной документации (программа, учебники) научная информация, определяющая содержание обучающей деятельности преподавателей и познавательной деятельности учащихся. Личностные и профессиональные качества человека становятся результатом осуществления взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося через научное содержание. Содержание обучения имеет двойственную природу: с одной стороны, это социальный опыт,
опредмеченный в определенной знаковой форме (программа и учебник), а с другой - деятельность учащегося с использованием опыта, организованная деятельностью учителя. Содержание и процесс обучения, взятые в единстве, определяют учебный предмет как целостность, включающую в себя часть содержания, которое нужно усвоить, и средства для усвоения этого содержания.
На каждом этапе непрерывного образования в содержании обучения должен быть представлен фундамент той или иной науки, служащей теоретической основой решения практических задач. На этапе самостоятельной профессиональной деятельности фундаментальные теоретические знания способствуют систематическому самообразованию специалистов.
Список литературы
1.Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и
перспективы. М.: Молодая гвардия. 1978. С. 175.
2.Гончаренко Т.В. Педагогические основы системы непрерывного многоуровневого профессионального образования. Н.Новгород: ВГиПА. 2003. С. 12-13.
З.Зинченко Г.П. Непрерывное образование - веление времени. М.: Знание. 1988. С. 63.
4.Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван: Изд. АН. 1989. С. 35.
5.Хюссен Т. К обучающемуся обществу //Курьер Юнеско. 1983. С.14.
Kovalenko I.V.
THEORETICAL BASES OF LIFELONG EDUCATION RESEARCH AS AN INNOVATION SYSTEM
On the basis of scientific literature analysis are disclosed theoretical bases of lifelong education research, a new paradigm that is contrasted with a traditional education system.
Keywords: adult education, conception, methodology, new paradigm, structure, education content.
Получено 2.02.2012 г.
УДК 371.3.016.091.313:81
Л.А. Константинова, д-р пед. наук, проф., зав. каф., (4872)33-25-12, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
Т.М. Романова, доц., (4872)33-25-12, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ»
Рассмотрены предпосылки создания условий преемственности формирования знаний учащихся в системе школа - вуз в контексте организации научноисследовательской деятельности школьников по русскому языку. Выявлены основные задачи организации научно-исследовательской деятельности школьников и пути их решения.
Ключевые слова: научное исследование, профессиональное самоопределение, организационно-педагогические условия, преемственность формирования знаний, общеучебный навык.
Научная педагогическая концепция исходит из идеи целостного становления личности в системе общественных отношений, деятельности, общения, в органическом единстве её мировоззренческого сознания,