Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / МАТЕРИНСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочесокова З.А.

Изучив исследования в отечественной и зарубежной психологии эмоционального выгорания матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить, что данное состояние часто становится причиной развития тревожного состояния, а также апатии, депрессии, неуверенности в себе, самоуничижения. Синдром эмоционального выгорания, подкрепленный чувством вины матери за здоровье ребенка, часто провоцирует ее скрытые агрессивные реакции по отношению к себе и окружающим людям, в том числе отцу ребенка и самому ребенку. В этой статье приведены теоретические основы выгорания и его распространения среди женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочесокова З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE RESEARCH OF EMOTIONAL BURNOUT IN MOTHERS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

The present article is devoted to the problem of research in a domestic and foreign psychology of emotional burnout of mothers raising children with disabilities. The emotional burnout becomes one of the reasons of apathy, depression, self-doubt, self-deprecation. The burnout syndrome and the mother's sense of guilt for the child's health provokes her latent aggressive reactions towards herself and others, including the child's father and the child himself.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 159.9

Кочесокова З.А. аспирант

Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова

Россия, г.Нальчик

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: Изучив исследования в отечественной и зарубежной психологии эмоционального выгорания матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить, что данное состояние часто становится причиной развития тревожного состояния, а также апатии, депрессии, неуверенности в себе, самоуничижения. Синдром эмоционального выгорания, подкрепленный чувством вины матери за здоровье ребенка, часто провоцирует ее скрытые агрессивные реакции по отношению к себе и окружающим людям, в том числе отцу ребенка и самому ребенку. В этой статье приведены теоретические основы выгорания и его распространения среди женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, материнство, психологические факторы выгорания.

Kochesokova Z.A. graduate student

Institute of Pedagogy, Psychology and Sports Education Kabardino-Balkarian University named after HM. Berbekova

Russia, Nalchik

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE RESEARCH OF EMOTIONAL BURNOUT IN MOTHERS RAISING CHILDREN WITH

DISABILITIES

Abstract: The present article is devoted to the problem of research in a domestic and foreign psychology of emotional burnout of mothers raising children with disabilities. The emotional burnout becomes one of the reasons of apathy, depression, self-doubt, self-deprecation. The burnout syndrome and the mother's sense of guilt for the child's health provokes her latent aggressive

reactions towards herself and others, including the child's father and the child himself.

Keywords: emotional burnout syndrome, motherhood, psychological factors of emotional burnout.

Изучая тему эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья стоит отметить, что в целом переход к материнству влечет за собой существенные изменения в жизни и личности любой женщины [3]. Часть исследователей, таких как M. Grossman, E. Margolis, придерживались культурной модели перехода к материнству, которая основывалась на определяющем значении культурной среды в формировании у женщин материнских качеств. Другая группа ученых определяли материнство, как один из этапов становления личности женщины, характеризующихся взятием на себя новой социальной роли, соотносящейся с определенным уровнем ответственности.

Описанные феномены также характеризуют материнство при рождении ребенка с особенностями развития. Вместе с тем стоит отметить, что «особенное материнство» характеризуется еще большим уровнем ответственности и как следствие высоким уровнем нервно -психического напряжения, тревожности и выгорания.

Изучению темы эмоционального выгорания матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, посвящено много работ в зарубежной литературе. Вместе с тем в отечественной практике вопрос изучался не так глубоко.

Большинство работ, посвященных теме эмоционального выгорания относится к профессиональной сфере - синдром исследуют применительно к руководящим кадрам и людям «помогающих профессий» - педагоги, психологи, медики. В качестве диагностического средства при этом используется опросник «Профессиональное выгорание», который является модификацией опросника MBI, разработанного на основе модели Маслах и Джексон. Также в отечественной практике часто используется опросник «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, в котором представлено видение автора о выгорании как о процессе, включающем несколько стадий. Поэтому считаем актуальным изучение вопросов эмоционального выгорания в сфере детско-родительских отношения. Будем исходить из того, что эмоциональное выгорания может относиться как к профессиональным отношениям, так и к отношениям родителей к собственным детям.

Впервые на возможность эмоционального выгорания в других сферах, кроме профессиональной сферы указали A Pines. и E. Aronson в 1988 г. Логично предположить, что эмоциональное выгорание имеет место и у родителей, так как отчасти родительские функции сходны с трудовой

деятельностью, при этом имеют в своей основе другие мотивационные факторы. На эмоциональное выгорание в родительской сфере обращали внимание и некоторые российские специалисты (Л.А. Базалева, Н.Н. Королева, Е.В. Лесовая, Ю.В. Попов). Л.А. Базалева, рассматривая эмоциональное выгорание у матерей, предполагала, чтоисполнение матерью родительских обязанностей похоже на форму трудовой деятельности [1]. Л.А. Базалева отмечает, что сформированные диадные отношения могут «замкнуть» мать в психологическом пространстве. Соглашаясь с автором, стоит отметить, что родительские функции не являются только прерогативой матери. Воспитание ребенка - это процесс, в котором принимают участие все члены семьи, поэтому важно рассматривать детско-родительские отношения в целом и стараться объединять понятия психологического выгорание матери и отца под единым термином - «родительское выгорание». Синдром эмоционального выгорания - это набор негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения значимых взрослых, связанных с детско-родительскими отношениями, возникающий в процессе воспитания и развития детей. Особо следует отметить, что синдром эмоционального выгорания кратно чаще встречается у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае выявляется целый комплекс особенностей личности, соответствующий симптомам эмоционального выгорания. В связи с тем, что большая часть забот по уходу за ребенком в подобной семье ложиться на плечи матери и признаки синдрома эмоционального выгорания в первую очередь наблюдается у матерей, а не у отцов. Исследования подтверждают, что матери детей с особенностями развития, независимо от вида нозологии, имеют различные личностные особенности. Депрессии, неврозы и психопатические реакции, искажение установок по отношению к ребенку и к себе со стороны матери -это признаки о нарушения адаптационных механизмов в связи с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве травмирующего фактора, который влияет на характер личностных переживаний родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья В.В. Ткачева выделяет целый комплекс двигательных, сенсорных и эмоционально-личностных расстройств, сопровождающих развитие [4]. Автор отмечает, что глубина переживаний родителей связана со сложностью нарушений, а также со степенью их необратимости. Также В.В. Ткачева замечает интересную закономерность - эмоциональное травмированиеродителей, вызванное нарушениями в развитии ребенка, интенсивнее в случае, если они сами психически здоровы и не имеют нарушений [5].

А вместе с тем крайне важно отметить, что от эмоционального состояния близких (в первую очередь матери) зависит психологическое состояние и поведение ребенка. Порой данный фактор оказывается более

значимым, чем собственно физическое здоровье ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем сильнее его эмоциональное состояние связано с состоянием матери и других близких. По мнению Е.Н. Ермаковой, «родительский стресс и эмоциональные проблемы являются значимыми факторами риска нарушения адаптации ребенка» [2].

Психическое состояние включает в себя общее самочувствие, которое формируется под влиянием внешних и внутренних факторов. Речь идет об отражении личностью ситуации в виде целостного синдрома в динамике психической деятельности. Данный синдром выражается в единстве поведения и переживания. Рассматривая синдром как систему взаимосвязанных между собой симптомов, имеющих свою историю происхождения и развития, мы отталкиваемся от идеи Л.С. Выготского о том, что для описания особенностей следует использовать не перечень отдельных показателей, а более крупную единицу - синдром. Л.С. Выготский указал и на возможность появления у ребенка вторичного дефекта. Причиной вторичного дефекта как правило становятся искаженные отношения ребенка со взрослыми. «Всякий физический недостаток - будь то слепота, или глухота - не только изменяет отношение ребенка к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми».

Данная идея отражается в работе А.Л.Венгера, в которой синдром рассматривается как «форма адаптации (не всегда успешной) к социальной ситуации», а существенными причинами для его возникновения выступают следующие факторы: личностные черты и состояния человека, события и обстоятельства жизни. В ядро синдрома А.Л. Венгер включал три блока: психофизиологические особенности ребенка; зависящие от них особенности его деятельности; складывающиеся в этой деятельности взаимоотношения со значимыми взрослыми (матерью). Далее, по мнению автора, замыкается обратная связь, что обеспечивает целостность синдрома (его ядра).

У матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, следствием синдрома эмоционального выгорания часто становится развитие депрессивного состояния. Оно как правило выражено следующими признаками и проявлениями - снижение настроения, повышенная слезливости, развитие чувства вины и идеи самоуничижения, неуверенность в себе и своих силах, пессимистическое отношение к будущему, хроническая усталость, стремление к одиночеству. Также проявлениями депрессивного состояния могут быть тоска, вялость, грусть, угнетенность, подавленность, тревога, пессимизм, утрата любых личных интересов. Многие родители отмечают, что перестают чувствовать себя счастливыми, не испытывают радости, утрачивается привязанность к ребенку, возникает боязнь общения с людьми, замкнутость. Некоторых преследует постоянное чувство собственной «вины» в диагнозе ребенка. На фоне этого чувства развивается самоуничижение.

Депрессия формирует стойкую убежденностью в отсутствии каких-либо перспектив в будущем. Занятая самоуничижением, мать все больше убеждает себя в собственной ущербности и неспособности справиться с возникшими проблемами жизни. Как результат возникает сперва апатия, затем враждебность к окружающему миру и людям. Мир в ее представлении разделен на две стороны: по одну находится она сама и ребенок, а по другую -окружающие. У женщины возникает чувство, что никто в этом мире никогда не сможет понять и представить ее проблемы и трагедию жизни.

Синдром эмоционального выгорания приводит к повышенной утомляемостьи, «разбитости», снижению концентрации и внимания, а также памяти. Родители отмечают у себя снижение физической и психической работоспособности. Чаще всего матери сталкиваются со слезами по малейшему поводу, агрессией на окружение, а также обидчивостью. Наблюдается лабильность настроения. Причиной такой формы поведения является чувство вины, которое выражается в перманентном поиске оправданий и обстоятельств, снижающих интенсивность переживаемого чувства. Такой поиск приводит к возникновению механизма переноса вины на других людей. Мать, которая видит причину болезни ребенка в себе, стремиться к тотальному контролю, даже в тех обстоятельствах, которые контролировать в принципе невозможно. Это состояние обусловлено душевными переживаниями, которые только обостряют и без того напряженную ситуацию в семье. Появляется склонность к обвинению себя и других в появлении и развитии болезни ребенка. Чувство вины часто провоцирует скрытые агрессивные реакции по отношению и к самому ребенку - мать неосознанно легализует свою агрессию в форме раздражения, недовольства поведением, повышением требований к ребенку. Объектом скрытых агрессивных реакций часто становится отец ребенка.

По мнению многих авторов, к тому времени, когда детям с ограниченными возможностями здоровья становилось четыре и более лет, только у одной трети матерей отмечалась адаптированность к сложившейся семейной ситуации.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что психологическая работа по снижению уровня эмоционального выгорания родителей является одной из приоритетных задач организации психологической поддержки всей семье.

Использованные источники: 1. Базалева Л.А. Возможности исследования эмоционального «выгорания» у матерей в психологии личности // Вестник Адыгейского гос. ун-та. -Серия «Педагогика и психология». - 2010. - Вып. 1. - С. 174-182.

2. Ермакова Е.Н. Психологическое консультирование родителей детей с хроническими заболеваниями // Психотерапия и клиническая психология. 2004 № 1

3. Никитская Е. А., Дорошенко О.М. Теоретические основы исследования феномена эмоционального выгорания у женщин-матерей// Вестник Московского ун-та МВД России. - «Психологические науки». - 2021. -Вып. 3. - С. 344-348.

4. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014.

5. Ткачева В.В. Об итогах и перспективах развития направления психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. С. 154 -160. М.: Изд-во МПГУ, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.