11. Кудрявцев, В.А. Культура инклюзии как стратегический ориентир в построении общества равных возможностей / В.А. Кудрявцев, С.Н. Каштанова, Е.А. Ольхина и др. // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой под-ход. - М.: МГППУ, 2018. - С. 30-40.
12. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Дефектологические знания как основа построения системы инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 10.
13. Огольцова Е.Г., Тимохина А.Э., Сергеева Е.А. Развитие инклюзивного образования в России // Молодой ученый. — 2017. — №50. - С. 66-69.
14. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. Л.В. Байбородовой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 241 с.
15. Уфимцева Л.П., Беляева О.Л. Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 9. - С. 34-38.
Педагогика
УДК 372.881.161.1
доцент, кандидат педагогических наук Кулакова Наталья Васильевна
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск); старший преподаватель Колесникова Татьяна Алексеевна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка Назранова Ксения Андреевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в ходе преподавания русского языка на ступени начального образования в контексте развития словарного запаса учеников. Под рассмотрением теоретической основы подразумевается описание особенностей применения, преимуществ, а также характеристика методического инструментария использованной технологии.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, словарный запас, активизация словарного запаса, методический инструментарий, обогащение речи, интерактивные задания.
Annotation. This article discusses the theoretical basis of using information and communication technologies in the course of teaching Russian at the primary education level in the context of developing the vocabulary of students. The review of the theoretical basis implies a description of the application features, advantages, and characteristics of the methodological tools of the technology used.
Keywords: information and communication technologies, vocabulary, vocabulary activation, methodological tools, speech enrichment, interactive tasks.
Введение. Основной задачей обучения родному языку, согласно ФГОС НОО является «развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью» [13]. К тому же, в современной школе одним из приоритетных направлений работы является гражданско-патриотическое воспитание, которое подразумевает «воспитание у детей любви к родному краю, к своей Родине и стране» [12]. Однако анализ уровня развития речи младших школьников показывает, что, несмотря на повышенный интерес к данной проблеме, словарный запас учеников начальной школы является недостаточно обширным. В связи с этим большое значение приобретает инновационная и методически грамотно организованная работа по обогащению словарного запаса на уроках русского языка.
Изложение основного материала статьи. Одним из наиболее популярных инновационных направлений в образовании на данный момент является использование информационно-коммуникационных технологий. Компьютеризированное обучение повышает эффективность усвоения семантики слов, активизирует мыслительную деятельность, а также обладает широким спектром возможностей, для создания благоприятной основы по осмыслению словарного запаса.
Исследованиями в области использования информационно- коммуникационных технологий в преподавании русского языка как средства развития словарного запаса младших школьников занимались такие ученые как Т.В. Атапина, С.А. Жажева, Д.Д. Жажева, М.В. Пацкалева и др.
Для того чтобы представить информацию о данной проблеме в полном объеме, для начала стоит рассмотреть особенности развития словарного запаса в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст - период максимального впитывания, освоения и накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции способствуют характерные особенности детей этого возраста: «доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» [10].
Словарный запас обучающегося начальной школы очень динамично пополняется, так, по мнению В.И. Курносенко «количество используемых ребенком слов увеличивается от 4 тысяч в 7-8 лет до 75 тысяч к 10-11 годам, усваиваются новые значения уже известных слов» [9]. Подсчитано, что более половины новых слов ребенок узнает в первую очередь на уроках русского языка и литературного чтения. Такое явление обусловлено тем, что ученик получает знания «не только из своего практического опыта и непосредственного общения с взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах общественно-исторического опыта» [14].
Также, подтверждение данных слов можно найти в работе М.Т. Баранова «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка», в которой указано, что «источники обогащения словарного запаса -это художественные произведения, тексты в учебниках различных учебных предметов, речь учителя» [3]. Неудивительно, что учебным книгам уделяется особая роль в обогащении речи, ведь используемый в них текст составлен с учётом возрастных особенностей, примерного уровня словарного запаса на момент прочтения и т.д.
По своей сути, словарный запас младшего школьника состоит не только из совокупности отдельно вычлененных слов, но и из словесных конструкций. Поэтому работу над его обогащением недопустимо сводить только к введению в активный словарь ребенка отдельных слов и выражений. К тому же, несмотря на ежедневное обогащение словаря в среднем на 4-5 слов, исследователи детской речи отмечают скудность словарного запаса младшего школьника. Данное явление как раз-таки и выражается в слабом владении синонимией, что приводит к тавтологии. В своих работах М.В. Груздева среди причин тавтологических ошибок обозначает:
1. Недостаточный словарный запас у детей, им не хватает нужных слов для выражения мыслей, хотя часто в пассивном словаре ученика могут быть необходимые слова, но их он своевременно не вспоминает.
2. У младших школьников проявляется слабо развитое критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль над выбором слов. Ученик не может правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли. Он не замечает в своем тексте повторяющихся слов [7].
Другим фактором, обуславливающим возникновение речевых ошибок у младшего школьника, можно назвать влияние окружающей его языковой среды. Так, как зачастую, не все взрослые, окружающие ребенка, соблюдают нормы литературного языка в своей речевой практике. Эти нарушения могут касаться лексического, морфологического, синтаксического и фонетического аспекта русского языка.
Тогда, становится возможным рассмотреть задачи обогащения словарного запаса, через устранение основных факторов, обуславливающих вышеперечисленные ошибки. Так, в работах Л.С. Выготского определены следующие «задачи обогащения словарного запаса младшего школьника:
1. Уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.);
3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные)» [6].
В исследованиях других ученых можно встретить отличные от вышеприведенных задачи обогащения словарного запаса младшего школьника. Так, в работе М.Т. Баранова задача обогащения речи младших школьников решается в двух направлениях «в плане порождения речи и в плане восприятия речи» [3]. Рассмотрим работу по каждому направлению более подробно.
1. В плане порождения речи учителю начальных классов необходимо добиться от учеников следующих положительных показателей: во время построения высказывания свободно владеть языковыми системными объединениями слов, владеть умением создавать собственно-авторские высказывания, с целью смыслового уточнения. Работа по данному направлению в большей мере проводится над синонимическими рядами слов, отличающихся в своем многообразии смысловыми оттенками.
2. В плане восприятия речи учитель начальных классов предъявляет к детям требования по адекватному восприятию смысловой компоненты произведения, учитывая при этом контекстуальные оттенки, наращения и одновременно формируя у них способность, объяснять значение слова и особенности при его употреблении. При работе по данному направлению у детей происходит «расширение пассивного словаря детей, т.е. расширение круга знакомых слов, которые дети (до определенного момента) не используют в речи» [5].
Исходя из вышеперечисленных задач, становится возможным определить приемы работы над обогащением словарного запаса в младшем школьном возрасте. Самый простой в применении - показ предмета или явления, которое обозначает новое изучаемое слово. При этом для введения нового понятия, следует учитывать часть речи внедряемого слова. Так, если слово является существительным или прилагательным, то следует показывать предметную картинку, а для введения глагольных понятий стоит использовать сюжетные картинки. Данный вид приема называется предметным, в дополнении к нему используются языковой и логический приемы.
Например, способ подстановки из синонимического ряда. Путем подбора слов, близких по значению вводимому, обучающийся прочнее усваивает его лексему. Особенность использования данного приема состоит в том, что значение синонимического ряда отличается оттенками и различиями. Таким образом, не стоит забывать, что значения слов синонимичного ряда не тождественны, и учитывать это при использовании данного способа в своей педагогической практике [9]. Иногда, при внедрении нового слова используются антонимические пары.
Также, часто можно встретить в практике учителя начальных классов во время введения нового слова в словарный запас ученика использование способа логического определения. Логическое определение -подведение определяемого слова под его ближайший род и дифференциация видовых признаков. Чаще всего, с помощью данного способа определяются явления, встречающиеся в окружающем мире (природные, растительные и т.д.).
Еще одним приемом введения новых слов можно назвать анализ морфологической структуры и словообразования. Использование данного способа не только расширяет словарный запас, но и способствует усвоению орфографической грамотности, систематизации языковой структуры языка, так как «объясняя значение слова путем его словообразовательного анализа, дети приучаются проникать в структуру слова, обнаруживать его корень, другие морфемы, улавливать родство слов» [2].
Использование разнообразных приемов во время обогащения словарного запаса младших школьников позволит учителю начальных классов разнообразить уроки, дать возможность ученикам овладевать свободной контекстуальной заменой слов, избегать тавтологических ошибок в речи.
Таким образом, совершенствование языковой деятельности происходит на практике, при взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми. Необходимым является обращение внимания на
характер речи, средства ее выражения и допущенные ошибки. Чтобы эффективно воздействовать на речевое развитие младшего школьника, стоит учитывать его возрастные особенности и создавать наиболее благоприятные условия для обогащения словарного запаса.
Говоря же об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средства развития словарного запаса младших школьников стоит рассмотреть понятие используемого средства. Под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) понимается «совокупность средств, методов и способов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определённых результатов» [13]. Использование этих технологий имеет особые возможности дидактической направленности: включение в деятельность интерактивных диалогов, визуализация изучаемых явлений и закономерностей, составление и представление информации в виде модели чего-либо, появление автоматизации педагогического процесса.
Следует отметить, что преимуществами использования данных технологий «можно назвать:
1. активизацию познавательной деятельности, повышение качественной успеваемости школьников.
2. достижение целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе.
3. развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышение уровня комфортности обучения.
4. снижение дидактических затруднений у учащихся.
5. повышение активности и инициативности младших школьников на уроке; развитие информационного мышления; формирование информационно- коммуникационной компетенции.
6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности» [8].
Компьютерное сопровождение урока русского языка в начальной школе, при правильной организации позволяет поддерживать традиционный курс обучения. Использование электронных средств схематизации и моделирования позволяет учителю «представить изучение русского языка в более привлекательном свете, затратив при этом меньше времени на подготовку дидактических материалов к уроку» [1]. То есть, ниша, отводимая изучению русского языка в начальной школе, как нельзя лучше может реализовать и оправдать использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе.
Если говорить о конкретных направлениях применения ИКТ, то в первую очередь стоит говорить об аспекте развития словарного запаса младших школьников. Применение анимированных предметных картинок позволит учащимся более полно и точно осознать смысл вводимого понятия, структурировать понятия с помощью интерактивных схем и таблиц, позволит определить новое слово во взаимосвязи с уже знакомыми понятиями.
Говоря о широком круге применения ИКТ на уроках русского языка, отдельно стоит отметить использование видеоматериалов при конструировании урока. По мнению М.В. Пацкалевой, просмотр видеоконтента позволяет «активизировать психическую активность, повысить интерес к уроку и предмету в целом, расширить объём усваиваемого материала, сформировать нравственные и моральные ценности» [11]. К тому же, отмечается, что использование видеосюжетов позволяет добиться лучшей подготовке учеников к написанию сочинений и изложений. Однако такой вид применения информационно-коммуникационных технологий является инновационным и не всегда получает должное внимание в педагогической практике.
Интерактивные задания-тренажеры могут являться одной из форм организации контрольно-оценочной работы на уроках русского языка. Для лучшего усвоения материала задания можно проработать и добавить к ним дополнительные вопросы. Интерактивные задания способствует углублению знаний и развитию речи обучающихся. Такие задания могут выполняться не только индивидуально, но и в групповой или парной работе, где все ученики активно взаимодействуют между собой. Каждый связный устный ответ обучающегося является упражнением в устной речи и, следовательно, отвечает требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.
При работе над обогащением словарного запаса младших школьников путем использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка Т.В. Атапина в своих исследованиях предлагает методический инструментарий, который включает в себя:
1. Слайд - заполнение всей доступной площади интерактивной доски тематическим изображением, видео или фоторядом и др. Использование слайдов позволяет улучшить запоминание новых слов. Наглядность обеспечивает более полное понимание терминов, выделение особенностей графического написания.
2. Видеовыдержка из словаря. Под этим термином понимается точное цитирование словарной статьи, которое демонстрируется через экран проектора или на компьютере. Используется для «более точного и прочного усвоения лексического значения слова путем анимации или представления предметной картинки» [4]. Применяемое изображение может быть, как условным, так и до мелочей передавать особенности лексико-семантического значения вводимого понятия. Ко всему прочему, видеовыдержки обязательно имеют звуковое сопровождение, которое позволяет привлечь внимание учеников и заинтересовать в изучении вводимого слова.
3. Видеовыдержка из произведения художественной литературы, представляет собой цитату или несколько цитат, взятых из какого-либо произведения и проецируемых с помощью проектора или показанных на экране компьютера. Данныйэлемент сопровождается иллюстрациями к произведению. Иллюстрации могут служить как основное дополнение или фоновое сопровождение цитируемого отрывка. Использование данного средства позволяет проводить связь между словом и его контекстным, конкретным употреблением, разграничивать смысловые и эмоциональные оттенки вводимого слова.
4. Видеозадачи - элемент, включающий в себя упражнения на уроках русского языка, предъявляемые на экране компьютера. Решение этих задач происходит посредством умозаключений и установления логических связей. Использование данного средства универсально подходит под любой этап урока, будь это актуализация знаний или открытие нового знания. Посредством использования данного мультимедийного средства достигается упрочнение логических и семантических связей новых слов.
5. Видеокроссворды - дидактическая игра. Представляет собой изображение фигуры, состоящей из перекрещивающихся слов, которое проецируется на монитор или через проектор. Эта игра может применяться учителем как оценочно-контрольное средство. Ее смысл заключается в том, что ученику нужно
заполнить квадраты согласно заданному вопросу, и, если все заполнено, верно, появляется какое-то обозначение или контрольное слово. Таким образом, ученики формируют устойчивое запоминание графического отображение слов, более полно понимают и усваивают семантический аспект вводимого понятия.
6. Видеоигры - пожалуй, самое увлекательное дидактическое средство из всех вышеперечисленных. Данное средство позволяет ученикам в интересной для них форме получать, расширять и оценивать полученные знания. Если организовать сетевое взаимодействие между учениками, то появление соревновательного духа только укрепит стремление к обогащению словарного запаса. Использование данного мультимедийного средства позволяет добиться более полного укрепления семантических связей между вводимыми понятиями, запоминания значения нового слова и др.
7. Видеотаблицы - это печатный видеоматериал, выводимый учителем или учениками непосредственно на экран компьютера, сгруппированный в виде нескольких столбцов, имеющих самостоятельные заголовки и отделенные друг от друга горизонтальными и вертикальными линиями. Видеотаблицы применяются учителем при изучении нового материала, закреплении знаний о признаках текста, структурных элементах текста, анализе работы сценариста, оператора, звукооператора и так далее. Это динамичная таблица, поскольку следующая ее часть может заполняться после заполнения предыдущей.
8. Электронные образовательные ресурсы. Под ними в общем случае понимают «совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети» [15]. В силу того, что в Интернете существует огромное количество мультимедийных изданий, была создана Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕКЦОР), где любой пользователь может воспользоваться ее ресурсами. Это «собрание цифровых ресурсов, включающее предметные и тематические коллекции, объединенные единой системой описания ресурсов и единой поисковой системой» [8].
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что преимущество обучения младших школьников на уроках русского языка, проводимого на основе применения информационно-коммуникационных технологий, очевидно. Кроме того, применение мультимедиатехнологий придает интерактивный характер обучению, так как позволяет осуществлять работу в деятельностном режиме с использованием групповых форм в процессе постановки задач, выполнение практической работы и обсуждения ее результата, а также упростить подготовку учителя путем взаимодействия в сетевом образовательном пространстве.
Литература:
1. Абрамова, Т.А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы / Т.А. Абрамова // Эксперимент и инновации в школе. - 2017. - №5.
2. Арбатский, Д.И. Основные способы толкования значений слова: Русский язык в школе / Д.И. Арбатский. // Москва: № 3, 2010. - 252 с.
3. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка / М.Т. Баранов. - Москва: Просвещение, 1988. - 191 с.
4. Вертилецкая, И.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка в начальной школе / М.С. Бессонова // Вестник Марийского государственного университета. -2018. - №5.
5. Власова, Е.В. Воспитание словом / Е.В. Власова, Е.М. Соломатина. // Начальная школа. - 2018. -№1. - 364 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собр. соч. / Л.С. Выготский. - Москва, 1982. - Т. 1. - 316 с.
7. Груздева, М.В. Воспитание национального характера у младшего школьника средствами русской классической поэзии и личного литературного творчества. / М.В. Груздева // Начальная школа- 2013. - №10. - 37-43 с.
8. Гудков, П.Г. Перспективы разработки образовательных комплексов и их использование в системе образования / П.Г. Гудков // Информационные образовательные ресурсы. - 2014. - N0 3. - С. 32-33.
9. Жажева, С.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку / С.А Жажева, Д.Д. Жажева // Концепт. - 2016. - №4 (20).
10. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес: Москва, 1971. - 279 с.
11. Милютина, А.А. Теоретико-методическая основа формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка / А.А. Милютина // Вестник ЧГПУ. - 2019. - №3
12. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 20.12.2015г. №1493
13. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785).
14. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова: учебно-методическое пособие. - Москва: Дрофа, 2008. - 312 с.