Постепенно в работу над проектом включалось все большее количество участников, мы заинтересовали воспитателей, детей и родителей других групп. Нами была организована выставка творческих работ детей и родителей (рисунки, аппликации, коллажи), стенгазет, кроссвордов, книжек-малышек, сборников стихов, рассказов и сказок о хоккее. Родители хоккеиста Андрея Лежанского поделились историей из опыта семейного воспитания.
На этом наша работа над проектом не заканчивается. В будущем мы планируем провести соревнования между группами по игре в хоккей, организовать на базе нашего ДОУ семейные команды, более глубоко изучить другие виды хоккея: хоккей на траве, мини-хоккей.
Таким образом, благодаря участию в проекте «Клюшка, шайба и каток принесут здоровью прок», у детей сформировались не только практические навыки игры в хоккей и знания об этой игре, но и желание заниматься спортивными играми, представления о влиянии спорта на здоровье человека.
Список литературы:
1. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
© Цветкова Н.А.*
Средняя общеобразовательная школа № 31, г. Череповец
В данной статье рассмотрено использование деятельностного подхода с целью повышения качества обучения в основной школе. Организация деятельности обучающихся на занятиях позволяет повысить их познавательную активность, уровень усвоения учебного материала, показывает практическую значимость изучаемого. В статье проанализированы дидактические принципы деятельностного подхода, позволяющие профессионально организовать образовательный процесс.
Личностное развитие обучающихся на основе деятельностной формы обучения оценивается в соответствии с рассмотренными ниже показателями.
Ключевые слова деятельностный подход, технологии обучения, принципы деятельности, структура учебной деятельности, условия обучения, развивающее обучение, активизация познавательной деятельности.
В соответствии с результатами статистики обучения на основании результатов государственной (итоговой) аттестации, одной из причин снижения ка-
* Учитель физики.
чества образования по физике является малая привлекательность преподаваемого курса. Чтобы инициировать интерес обучающихся к предмету, необходимо показать практическую направленность приобретаемых знаний, область применения их в повседневной жизни, а также в современных престижных профессиях. Для этого следует предлагать обучающимся задачи, которые требуют не пассивного участия в их решении, а активной деятельности со стороны каждого отдельного ученика. Необходимо чаще вовлекать обучающихся в различные виды деятельности, способствующие более глубокому и осознанному усвоению учебного материала. При этом роль учителя в системе современного образования меняется от учителя-источника знаний к учителю, ведущему (направляющему) к знаниям. Успешная реализация этих задач возможна при использовании деятельностного подхода обучения физике.
Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Деятельностный подход раскрыт в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б.Ц. Бадмаева, В.В. Давыдова, И.И. Ильясова, З.А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и др. и является законченной теорией учения, признанной в мире.
Следует отметить, что деятельностный подход возник в 20-е гг. XX века в период психологического кризиса 10-30-х гг. Сущность психологического кризиса проявилась в невозможности объяснения психических феноменов существующими теориями, в поиске новых направлений и методологических оснований исследования психики и сознания человека. Деятельност-ный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь - это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей» [5, с. 113].
Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться, что-либо делать, а для этого -узнать, как это надо делать. Таким образом, цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучающихся умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения
является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными и с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.
Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучающихся.
Критерий знания также неотделим от действий. Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать.
Таким образом, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения по их применению - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Процесс познания должен быть организован, как самостоятельная деятельность познающего. Учитель - организатор процесса.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний)
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрес-сообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач [8, с. 27].
Таким образом, деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
- от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме, что прослеживается при внедрении Стандартов общего образования второго поколения, где актуализация деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обес-
печивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития обучающихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности обучающихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Таким образом, деятельностный подход к организации учебной работы выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения.
В деятельности развивается психика человека, формируются его способности и личностные качества специалиста. В деятельности формируются субъективные функции образования:
- развиваются способности человека, позволяющие ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути;
- проявляются инициатива и ответственность;
- усиливаются возможности для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации, саморазвития растущего человека.
Использование деятельностного подхода в преподавании - хороший способ повышения мотивации, познавательной активности обучающихся. Совместная деятельность педагога и обучающихся способствует повышению качества знаний обучающихся.
Список литературы:
1. Анофрикова С.В. Не учить самостоятельности, а создавать условия для ее появления // Физика в школе. - 1995. - № 1. - С. 38-46.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Изд-во ИНТОР, 1996. - 544 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
4. Купавцев А.А. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 44-49.
5. Леонтьев А.А. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // «Школа 2000...» Концепции. Программы. Технологии. - М., 1998. -Вып. 2.
6. Одинцова Н.И. Теоретические исследования методам на уроках физики. - М., 1991.
7. Основы методики преподавания физики. Общие вопросы / Под ред. Л.И. Резникова, А.В. Перышкина, П.А. Знаменского. - М.: Просвещение, 1965.
8. Хуторской Л. Деятельность как содержание образования // Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 107.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.