Khasanov Elnur Rasimovich THE THEORETICAL BASIS ..
juridical science
УДК 347.78.01
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0093
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И МЕХАНИЗМОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ
© 2019
Хасанов Эльнур Расимович, преподаватель кафедры «Теории и истории государства и права» Московский государственный гуманитарно-экономический университет (107150, Россия, Москва, улица Лосиноостровская, 49, e-mail: hasanov.elnur@mail.ru)
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты защиты авторских прав, нормы Гражданского кодекса, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности, проблемы защиты авторских и смежных прав, теоретические основы института защиты авторского права, рассматриваются проблемы, возникшие в связи с появлением новых объектов авторского права, описывается процесс защиты авторского права в России. Затрагиваются проблемы защиты авторского права. Защита нарушенных или оспоренных авторских прав осуществляется не только гражданско-правовыми, но и публично-правовыми способами. В связи с тем, что в нормах российского гражданского законодательства отсутствует норма о регистрации созданного произведения, отсутствие официального подтверждения наличия субъективных авторских прав значительно затрудняет их защиту, в связи с чем, актуальность статьи заключается в изучении основных механизмов реализации защиты авторских прав в России. На законодательном уровне не решен вопрос, как доказать авторство на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, и на аудиовизуальные произведения. По гражданскому законодательству моральный вред компенсируется в денежной форме. В российском законодательстве отсутствует четкое правовое регулирование института компенсации морального вреда и определения размера денежной суммы, подлежащей взысканию.
Ключевые слова: автор, авторское право, теоретические основы защиты авторских прав, механизмы защиты авторских прав, правообладатель; произведения литературы, искусства и науки; смежные права, соавторство.
THE THEORETICAL BASIS OF THE INSTITUTE OF PROTECTION OF COPYRIGHT AND MECHANISMS OF ITS IMPLEMENTATION IN RUSSIA
© 2019
Khasanov Elnur Rasimovich, lecturer Department of Theory and History of State and Law Moscow State University of Humanities and Economics (107150, Russia, Moscow, Losinoostrovskaya street, 49, e-mail: hasanov.elnur@mail.ru)
Abstract. The article discusses aspects of copyright protection, norms of the Civil Code relating to intellectual property, problems of protection of copyright and related rights, the theoretical foundations of the institute of copyright protection, problems arising from the emergence of new copyright objects, describes the process of copyright protection in Russia. The issues of copyright protection are affected. Protection of infringed or disputed copyright is carried out not only civil law, but also public law. Due to the fact that there is no provision in the norms of Russian civil law on registration of the created work, the lack of official confirmation of the presence of subjective copyrights makes their protection much more difficult, and therefore the relevance of the article lies in studying the basic mechanisms for implementing copyright protection in Russia. At the legislative level, the question of how to prove authorship for photographic works and works obtained by methods similar to photographs and audiovisual works has not been resolved. Under civil law, moral harm is compensated in cash. In the Russian legislation there is no clear legal regulation of the institution of compensation for moral harm and the determination of the amount of money to be recovered.
Keywords: author, copyright, theoretical bases of copyright protection, mechanisms of copyright protection; righthold-er, works of literature, art and science; related rights, co-authorship.
Актуальность данной статьи заключается в том, что в современном обществе одним из основных условий развития в области науки является признание за автором исключительных прав, результатов его интеллектуальной деятельности. Авторское право в интересах общества, послужило образованием условий для занятия творческим трудом, обеспечение правового признания, охрану достигнутых творческих результатов интеллектуальной деятельности [1]. В ряде стран законы об авторском праве предусматривают охрану произведений собственных граждан. Результаты творческой деятельности, которые публикуются в других странах, не обеспечиваются защитой и охраной произведений. Культурный обмен, производимый в области авторского права, например, купля-продажа книг, произведение печати и т.д., на протяжении длительного времени имеют международный характер. Многие страны стремятся к заключению международных соглашений, в целях обеспечения охраны граждан и их авторских прав за рубежом.
Авторское право представляет собой сочетание норм гражданских прав, контролируемых авторские и смежные права в сфере искусства, литературы, науки, а также определяет основной режим их использования, наделение правами авторов указанных произведений или их законных правообладателей [2]. Понятие авторского права следует рассматривать в двух аспектах: в объективном и субъективном.
В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют имущественные, личные не имущественные отношения по созданию, использованию произведений таких типов как литературы, науки, искусства. Авторское право в объективном смысле - это совокупность правовых норм, установленных в законном порядке компетентными на то органами власти, регулирующими общественные отношения, имеющие сферу действия на необнаро-дованные и обнародованные произведения науки, культуры, литературы, результаты творческой деятельности
[3].
В субъективном смысле авторское право - это личные имущественные и неимущественные права, принадлежащие лицам, создаваемым произволения литературы, искусства, науки [4].
Понятие авторского права в широком смысле - это совокупность норм гражданских и иных отраслей права, регламентирующих отношения, возникающие в связи с созданием, использованием произведений литературы, искусства, науки [1]. Авторское право применительно к определенным лицам - это совокупность принадлежащих автору имущественных и личных неимущественных прав в отношении созданного им произведения литературы, науки, искусства, обладающее новизной, оригинальностью, в данном случае речь идет об авторских правах.
360
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
юридические науки
Хасанов Эльнур Расимович ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...
Основной список объектов авторских и смежных прав безграничен со стороны законодательства, этому способствует активная творческая деятельность человека в современном обществе. Чтобы объект творческой деятельности получил статус объекта интеллектуальной собственности и охранялся на законодательном уровне, необходимо соблюдать ряд требований [5]. Основным требованием должно быть то, что произведение автора было оригинально и отличалось от других произведений новизной, а так же выражало объективную форму. Обозначение творческой деятельности выражается в письменной, устной, электронной форме, а так же в виде презентаций на материальных носителях.
Российское авторское право, как и российское гражданское право в целом, принадлежит к семье европейского континентального права, и оно всегда, даже в советский период, развивалось в целом в рамках традиций последнего. В частности, несмотря на то, что уровень охраны авторских прав в России был всегда ниже европейского, в российском авторском праве одно из центральных мест занимала категория субъективных авторских прав; в составе этих прав выделялись личные неимущественные права; авторские права считались неотчуждаемыми от личности создателя творческого произведения и т.д. С принятием Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., образцом для которого послужил Типовой закон ВОИС об авторском праве и смежных правах, положение дел несколько изменилось [2]. Поскольку Типовой закон ВОИС представляет собой своеобразный сплав двух основных сложившихся подходов к авторскому праву, в авторском законе России оказались отраженными как идеи, характерные для европейского авторского права, например, личные неимущественные права авторов, так и некоторые положения, свойственные англо-американскому авторскому праву, например, возможность свободного отчуждения имущественных авторских прав.
Объектами творческой деятельности признаются такие работы, как фольклор, официальные документы, новостные ленты, символика государства и т.д. Однако есть исключение, которое выражается в наличие информации, содержащей связь с авторской работой.
Основной функцией, которой обладает авторское право это то, что автор получает призвание в сфере авторских прав, его произведения подлежат охране и защите, как на территории ее создания, так и на других территориях [6]. В настоящее время на законодательном уровне нет четкого определения понятия произведения, поэтому изучив теоретическую литературу в данной области, можно выделить наиболее подходящее определение понятия произведения. Произведение - это система научных и технических категорий, художественных, литературных образов. В законе даются определения для отдельных видов произведений [5]. Еще одной функцией авторского права является то, что автор вправе ограничить доступ к произведению, определить порядок его использования.
Существующие в современном законодательстве нормы авторского права предусматривают определенный режим использования авторского произведении, однако нет четкого критерия процедуре практического его применения. Основная регламентация процессов применения творческой деятельности, авторских работ, выходит за рамки гражданского законодательства. Автор и его законные наследники, правопреемники наделяются согласно действующему законодательству определенными имущественно - личностными правами. Права автора и его законного правопреемника определены в нормах российского гражданского законодательства, а именно в четвертой части [3].
Субъектами авторского права выступают лица, которые владеют субъективными авторскими правами, к ним относятся авторы произведений, их правопреемники. Основным субъектом авторского права является автор
произведения. Создателем произведений может стать любое физическое лицо. Авторские права возникают после того, как произведение достигает объективной формы, которая обеспечивает его воспроизведение, с момента создания работы в определенном виде [5].
По современному российскому законодательству, авторы произведения признаются физические лица. Авторское право создано благодаря творческому труду двух и более человек, оно принадлежит обоим, в зависимости от того, является работа разрывным целым произведением или состоит из нескольких частей.
Существует два вида коллективных произведений, два вида соавторства [4]:
- неразделенное соавторство - это произведение нескольких авторов, части которого не имеют самостоятельного значения. Например, достопримечательностью Чернигова является церковь Св. Прасковы Пятницы, эта церковь является памятником культуры, признанным таковым более восьми веков назад. Церковь Св. Прасковы Пятницы возведена в центральной части древнего Чернигова.
- раздельное соавторство - коллективное произведение, которое имеет самостоятельнее значение.
После смерти автора субъектом авторского права становятся его правопреемники, ставшие таковыми по завещанию, либо по закону. Авторские права могут переходить к издательству, театру, киностудии, на основании заключенных ранее договоров.
По действующему российскому законодательству, объектами авторского права является широкий круг произведений литературы, науки, искусства. Например, к таковым литературным произведением можно отнести повести, стихи, романы, детективы, статьи, тексты песен с музыкальным произведением, опубликованные и не опубликованные речи и т.д.
К объектам авторских прав относят аудиовизуальные, фотографические, составные произведения. К произведениям искусства относят не только рисунки, но и традиционные картины, в том числе и макияж, так как он создан в результате творческой деятельности. Объект авторского права охраняется гражданскими и правовыми способами [5].
Права авторов распространяются на произведения искусства, литературы, науки, при этом охраняются законом как обнародованные и необнародованные произведения [7]. Независимо от способа выражения, от назначения, достоинств, объектами авторских прав являются произведения искусства, литературы, науки. Произведение - это совокупность образов, идей, которая выражается в результате творческой деятельности, выражается в форме, которая допустима для восприятия и возможности воспроизведения. В объективной форме, на произведения, которые выражаются в устой, видео и звуковой форме, распространяются авторские права. Объектом авторского права может стать целое произведение, или его часть, которая представляет собой результат творческой деятельности [1].
Оценивая современное состояние авторского законодательства России, можно отметить следующее. Прежде всего, с его принятием российское авторское право впервые за всю его историю сблизилось с уровнем авторско-правовой охраны, которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира. Первый серьезный шаг к этому был сделан Основами гражданского законодательства 1991 г., однако содержащиеся в них нормы были явно недостаточны для урегулирования возникающих на практике вопросов. Иными словами, если Основы гражданского законодательства определили принципиальный подход законодателя к регулированию авторско-правовых отношений, то Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» впервые подробно регламентировал все основные их аспекты с учетом гарантий, которые обеспечиваются Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведе-
Khasanov Elnur Rasimovich juridical
THE THEORETICAL BASIS ... science
ний [8]. Что касается отношений, связанных со смежными правами, то их развернутое правовое регулирование вообще дано впервые в истории российского законодательства. При этом безусловным достоинством Закона является то, что подавляющая часть его норм рассчитана на прямое применение. Напротив, число бланкетных (отсылочных) норм, чрезмерным количеством которых характеризовались ранее действовавшие акты по авторскому праву, в Законе весьма невелико
Далее, характерной чертой Закона является его рыночная направленность. Закон значительно расширяет возможности участников авторских и смежных с ними отношений по свободному распоряжению принадлежащими им правами [8]. Имущественные права авторов стали своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок. Одновременно отменены многие из существовавших ранее в законе гарантий и ограничений, которые были призваны ограждать права создателей творческих произведений. Такой подход, конечно, является достаточно жестким, но он характерен для рыночных отношений, которые внедряются в рассматриваемую сферу.
Наконец, особенностью Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является изменение некоторых ключевых моментов правового регулирования авторских отношений по сравнению с ранее действовавшим законодательством [1]. Указанные изменения прямо не связаны ни с повышением уровня авторско-правовой охраны, ни с рыночной ориентацией нового Закона, а выражаются лишь в ином юридико-техническом подходе к регулированию некоторых аспектов авторских правоотношений. В качестве примера можно сослаться на отказ законодателя от конструкции авторства юридических лиц на некоторые виды произведений, в частности энциклопедические издания, словари, журналы и т. п., введение понятия коллективного управления имущественными правами и т. д. [5].
В России на результаты творческой деятельности применяются исключительные права, определенные в рамках договора между участниками отношений в сфере авторских и смежных прав, регулируемых гражданским законодательством. Между странами-участниками взаимоотношений по охране и защите авторских и смежных прав заключаются договора. (ст.1231ГКРФ).
При признании исключительного права на объект творческой деятельности, по условиям договора, заключенного между странами-участниками в сфере защиты и охраны авторских прав, действуют нормы российского гражданского законодательства [3]. Данные нормы определяют порядок заключения договора, права, обязанности сторон, ограничения, порядок охраны и защиты прав автора и его(их) законного правопреемника, при этом не имеет значение в какой стране возникло исключительное право, если международным соглашение не предусмотрено иное.
Нормы российского гражданского законодательства определяют право на творческую деятельность науки, литературы, искусства, на которые применяется исключительное право [9]:
- на те произведения, которые созданы и опубликованные в России, или не опубликованные, однако признанные за автором или его правопреемниками независимо от места рождения,
- на те произведения, которые опубликованы или неопубликованные на территории России, но находящиеся за пределами страны, признанные за автором и его правопреемниками, являющимися гражданами Российской Федерации,
- на те произведения, которые опубликованы или неопубликованные на территории России, но находящиеся за пределами страны авторов, являющихся гражданами иностранных государств в рамках международного соглашения в сфере авторского права [4]._
Произведение автора публикуется в России в течение тридцати дней после первой публикации за рубежом, таким образом, обнародованным произведение может считаться лишь в том случае, если оно опубликовано на территории России [9].
На территории Российской Федерации при представлении охраны произведению, согласно нормам международного договора, автор произведения или его первоначальный правообладатель определяется по закону того государства, на территории которого имело место юридическое событие, послужившее основанием для приобретения данных прав [2].
Произведения авторов на территории России охраняются на основании международных соглашений, договоров, конвенций и относятся к тем произведениям, которые не перешли в достояние страны вследствие истечения срока исключительного права, или согласно гражданскому законодательству.
Основной срок исключительного права в России на произведения науки, литературы, искусства не превышает срок действия самого исключительного права, предусмотренного действующим российским гражданским законодательством [3].
В российском гражданском законодательстве правоотношения в сфере авторских права регулируются четвертой частью Гражданского кодекса, данные правоотношения возникают в процессе образования, применения творческой деятельности, и на основании указанного законодательного акта подлежат охране и защите [9]. Российское гражданское законодательство определяет автора творческой деятельности на тот момент, когда его произведение признают правовым актом. Нормы гражданского российского законодательства определяют сроки по защите и охране прав творческой деятельности авторов произведений, данные нормы отражены в статьях 1281,1318,1327,1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, и действуют на те произведения, которые опубликованы до 1 августа 1993 года [5].
Возникшее до 3 августа 1993 года авторское право юридических лиц прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, в случае, если оно не было обнародовано, то со дня его создания. По аналогии, к соответствующим правоотношениям применяется часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации.
Часть четвертая российского гражданского законодательства определяет порядок заключения, форму договоров, порядок государственной регистрации авторских прав [4]. Обязательными для сторон договора, согласно части четвертой российского гражданского законодательства, являются нормы о порядке расторжения договора, которые применятся к договорам, продолжающим действовать после введения части четвертой указанного закона, независимо от даты заключения [3]. Данная норма определяет ответственности сторон за нарушение договорных обязательств.
Имя автора, авторство, неприкосновенность произведения литературы, искусства, науки, имя исполнителя, неприкосновенность исполнения, охраняются в соответствии с нормами части четвертой российского гражданского законодательства, независимо от того, представлялась ли им правовая охрана в момент создания произведения или нет.
Имя автора, охрана авторства, неприкосновенность произведения литературы, науки искусства, имя исполнителя, неприкосновенность исполнения осуществляется в рамках действующего гражданского законодательства, на основании ст.ст. 1228,1267,1316 российского гражданского законодательства, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие четвертой части указанного закона [10].
На результаты интеллектуальной собственности в области картографии, геодезии, исключительное права, полученные за счет средств республиканского бюдже-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
юридические науки
Хасанов Эльнур Расимович ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...
та, находящиеся на территории Российской Федерации, признается за Российской Федерацией, если исключительное право не было передано или не принадлежало другому лицу согласно законодательству [11].
Таким образом, авторским правом признается ряд норм, которые определяются исключением в российском гражданском законодательстве, они возникают после создания произведения. Авторское право действует на основании заключенных между рядом стран международных договоров, конвенций, соглашений в сфере защиты и охраны авторских прав, как на территории России, так и за рубежом. Как любой другой правовой акт, произведение требует официальной регистрации, в противном случае, автор может столкнуться с использованием его произведения третьими лицами. Защита авторских прав входит в структуру системы охраны прав, и включает в себя ряд мероприятий, направленных на подтверждение, восстановление объектов интеллектуальной собственности. Охрана авторских прав направлена на предоставление правообладателю творческой деятельности полномочий по распоряжению своего произведения. Защита авторских права направлена на восстановление прав на интеллектуальную собственность в случае, если они были подвержены оспариванию или утеряны, к целям по защите авторских прав относятся и меры, применяемые к лицам, являющимся причастными к возникновению необходимости защищать права автора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вострикова А.М. Международный процесс экономическое право. — М.: Статут, 2016. с. 414.
2. Дашян, М.С. Авторское право: абсурд и гениальность: монография /М.С. Дашян. — М.: Волтерс Клувер, 2011. — 632 с.
3. Богатова К.Н. Правовое регулирование смежных и авторских прав в Российской Федерации и за рубежом. Закон и Право. — Спб.
2014. с. 87.
4. Баранова А.Д. Основные принцип международной охраны прав интеллектуальной собственности //Журнал российского права, 2014. - с. 138
5. Боготова A.A. Нормы авторского права. Интеллектуальная деятельность. — М. 2016. с.52.
6. Андрюшева П. Г. Субъекты и объекты интеллектуальной собственности отечественных и зарубежных авторов. Право и жизнь.
2015. с.25.
7. Алехина Е.Е. Авторские права в современном обществе. Бюллетень. — М. 2015. с 32.
8. Баканова Е.Н. Правовые аспекты международных соглашений в сфере авторских и смежных прав //Е.Н. Баканова. Право. — М. 2016 с .41.
9. Башкарева О.Л. Правовые особенности интеллектуальной деятельности, МЭиМО №6 2015. с. 314.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006№ 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) //Российская газета. — № 289. — 22.12. — 2006.
11. Волов Л. А. Гражданское право. Учебник в 2-х частях. Изд.: Буквоед, 2014. с. - 224.
Статья поступила в редакцию 06.02.2019
Статья принята к публикации 27.02.2019