Теоретические основы информационного обеспечения оценки факторов и рисков организации
сч сч о сч
<0
о ш т
X
<
т О X X
Камалетдинов Анвар Шагизович
к.ф.-м.н., доцент, доцент Департамента математики Финансового университета при Правительстве РФ, [email protected]
Ксенофонтов Андрей Александрович
к.ф.-м.н., доцент, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ, [email protected]
В статье рассмотрены современные методы стратегического анализа. Показана необходимость использования стратегического планирования для всех современных компаний. Одной из основ стратегического планирования является проведение анализа внешней и внутренней среды организации. В этой связи рассмотрены основные факторы, влияющие на организацию со стороны внешней среды, а также определены ключевые факторы внутренней среды. Рассмотрен один из методов проведения стратегических исследований, а именно SW0T-анализ. На основе данного метода проведена оценка деятельности компании ПАО «Газпром нефть». Сделаны обоснованные выводы.
Ключевые слова: менеджмент, риск-менеджмент, стратегическое планирование, количественные методы менеджмента, SWOT-анализ
В современном мире предприятиям и крупным компаниям необходимо иметь долгосрочную стратегию развития для того, чтобы успешно противостоять внешним фактором, увеличивать прибыль и иметь сильную конкурентную силу на рынке. Специалисты подчеркивают, что грамотная формулировка целей и необходимых задач наполовину определяет успех решения приведённых выше задач для современной компании. Выявление факторов, необходимых для достижения стратегической цели, требует планирования деятельности организации и проведения стратегического анализа. Данное направление поможет ответить на вопрос «что делать для того, чтобы достичь желаемого состояния?» и также учесть факторы угроз и рисков, которые могут препятствовать поставленным целям.
При планировании стратегии организации необходимо учитывать воздействие внешней среды, так как в ней довольно часто происходят резкие изменения, которые могут неблагоприятно повлиять на состояние компании в целом и дальнейшее ее развитие. Сюда можно отнести, например: изменения конъюнктуры рынка, появление новых и укрепление старых конкурентов, повышение уровня насыщения рынков сбыта, появление новых товаров, изменение политической и экономической ситуации в стране и мире, наступление кризиса, снижение платежеспособности клиентов.
Подобные колебания затрудняют принятие решений и ставят предприятие в условия неопределенности. Чтобы понять , сможет ли компания выйти из затруднительной ситуации и пройти тяжелые времена, необходимо также знать ее сильные и слабые стороны. Грамотный анализ факторов внутренней среды организации позволит в нужной ситуации задействовать сильные стороны и защитить слабые. К внутренней среде любого предприятия относится та составляющая среды, которая расположена в ее границах. Она оказывает постоянное влияние на работоспособность предприятия и состоит из ряда срезов, состояние которых характеризует потенциал и возможности, имеющиеся у предприятия. Благодаря изучению внутренней среды становится возможным определить все сильные и слабые стороны предприятия. Процесс анализа внутренней среды организации осуществляется с целью сравнения текущего положения организации по отношению с конкурентами.
Также случается, что в зависимости от обстоятельств сильные и слабые стороны могут поменяться местами. Это говорит о том, что при постановке тех или иных задач стратегического развития необходимо произвести полноценный анализ внутренней среды компании с выделением ее достоинств и недостатков. К числу основных факторов предприятия, требующих наибольшего внимания со стороны менеджмента, относятся цели, задачи, структура, рабочие и технологии.
Важным этапом разработки любого стратегического плана является анализ рисков. При данном анализе проводится тщательное изучение существующих внешних и внутренних рисков предприятия, а также рассматриваются факторы наступления рисковых событий и их последствий. Риски обязательно присутствуют в любой области деятельности организации. Под риском будем понимать угрозу недостижения целевых показателей, то есть невозможность решения поставленных стратегических задач в процессе реализации стратегического плана. Показателем влияния риска на выполнение плана является оценка последствий недостижения заданных показателей.
Очевидно, анализ внешней и внутренней среды организации является сложным и многоэтапным процессом. Он, как правило, включает в себя анализ множества элементов, при котором проводится обработка большого объема данных. Для проведения такого анализа в работе предлагается использовать SWOT - анализ, являющийся одним из основных методов оценки внешней и внутренней среды организации. После проведения данного анализа на основании последовательного рассмотрения факторов принимаются решения по корректировке целей и стратегии объекта исследования.
Проведение полного и тщательного анализа требует работы с множеством показателей. Если учитывать, что более точные расчеты проводятся на основе анализа временного ряда, становится очевидным, что большой объем данных необходимо структурировать с целью их более наглядного представления, например, в виде таблиц и графиков. Для сбора и хранения данных требуется создание продуманной и удобной в использовании информационной системы, с которой без проблем сможет справиться менеджер компании при составлении плана стратегического развития организации.
Целью данной работы является описание теоретических основ, необходимых для создания информационной системы, обеспечивающей всесторонний sWOT-анализ внутреннего и внешнего окружения организации, основанный на обработке значительного объема данных.
Основными задачами при разработке такой системы являются:
• определение направления проводимого анализа - как показывает практика, в случае проведения организацией SWOT - анализа по всей деятельности организации (при наличии нескольких направлений) полученные результаты будут слишком обобщенными;
• сбор данных по основным факторам внешней и внутренней среды объекта исследования;
• выделение сильных и слабых сторон - внутренних характеристик организации, которые ей подконтрольны;
• определение возможностей и угроз - характеристик внешней среды организации, которые ей неподконтрольны;
• создание наглядной и удобной в использовании информационной системы, имеющий быстрый доступ к данным по рассматриваемым показателям;
• построение матрицы SWOT-анализа и выявление возможных стратегий развития.
Объектом исследования в работе, как пример, была выбрана одна из крупнейших и наиболее динамично растущих нефтяных компаний России ПАО «Газпром-нефть», являющаяся дочерней компании ОАО «Газпром». Предметом исследования является внешняя и внутренняя среда объекта исследования.
Далее будут исследованы факторы внешней среды организации. Под организацией понимается определенная открытая система, которая находится в процессе постоянного взаимодействия с внешним миром. Под внешней средой понимаются факторы и набор условий, которые оказывают определенное влияния на процессы функционирования организации и ее реакции на соответствующие изменения [1]. Любая организация, которая представляет собой открытую систему, имеет зависимость от данных факторов, потому что она напрямую связана с доставкой ресурсов, кадров, людей, выступающих в качестве потребителей и пр. В связи с этим каждая организация должна в процессе своей деятельности принимать во внимание указанные факторы и адаптироваться к ним.
В сложившейся ситуации организации достаточно близки к биологическим системам. В соответствии с эволюционной теорией, которая была разработана Ч. Дарви-ном, все существующие в настоящее время виды выжили по причине того, что они смогли найти способ, который позволил им приспособиться к текущим жизненным условиям. По аналогии с этим организации также должны приспосабливаться для того, чтобы сохранять свою высокую эффективность и продолжать существование [2].
Окружающая среда может быть охарактеризована такими важными параметрами, как неопределенность, сложность и подвижность. Дадим им понятия. Под неопределенностью окружающей среды понимается недостаток необходимых данных и их низкая «правдивость». Чем достовернее информация, которая описывает факторы окружающей среды, тем труднее сделать верный управленческий выбор из множества альтернативных решений.
Под сложностью принято понимать число факторов, возникновение которых должно быть учтено каждой организацией. Также необходимо учитывать их вариативность. Данные факторы могут быть охарактеризованы разнообразной информацией, которую следует использовать при создании и выборе необходимых управленческих решений. Под подвижностью понимается скорость, которая характеризует изменение факторов внешней среды. Наибольшие изменения наблюдается в тех сферах, где наблюдается высокий уровень инновационной активности [3].
Все основные факторы окружающей среды могут быть сгруппированы в две группы: факторы прямого и косвенного влияния. Это делается для того, чтобы упростить процесс учета степени их воздействия на рассматриваемую организацию (см. рисунки 1 и 2).
X X
о
го А с.
X
го m
о
Рисунок 1 - Виды факторов дальней внешней среды организации
Источник: рисунок построен авторами
ю
2 О
м м
В таблице 1 представлены основные факторы дальней внешней среды.
В таблице 2 представлены основные факторы ближней внешней среды организации.
Таблица 1
Таблица 2
to
OI
О Ш
m х
<
m о х
X
Вид Фактор
1. Государ-ственно-по-литические a) политической стабильности; b) государственного регулирования предпринимательской деятельности
2. Экономические a) рост инфляции; b) изменение курсов валют; c) рост/снижение налогов и пошлин; d) изменение ключевой процентной ставки; e) рост/снижение безработицы
3. Соци- ально-демо- графические a) социокультурные: • уровень жизни различных групп населения; • образ жизни и привычки; • нравственные и этические нормы; b) демографические: • изменение численности населения; • изменение структурного состава населения (по возрасту, полу)
4. Научно-технологические a) совершенствование технологии производства; b) изменение рекламных технологий; c) развитие информационных технологий; d) совершенствование менеджмента
5. Правовые Регулирование с помощью законов и иных нормативных актов: • экономического поведения организации; • взаимоотношения организации с контрагентами; • взаимоотношения организации с персоналом; • уровня налогов, таможенных пошлин; • деятельность кредитно-финансовых структур
6. Физико-географические a) наличие природных предпосылок к производству; b) влияние климатических условий
7. Международные a) крупные политические события; b) катастрофы; c) военные конфликты и т. д.
Источник: таблица составлена авторами
Вид Фактор
1. Поставщики a) поставщики сырья и материалов; b) поставщики оборудования и энергии; c) поставщики капитала; d) поставщики трудовых ресурсов
2. Потребители a) конечные потребители (consumer); b) организации - производители (business); c) организации - посредники; d) государственные организации (government)
3. Конкуренты конкуренты за: • потребителей; • материальные и трудовые ресурсы; • капитал и право использовать определенные технические нововведения и т.д.
4. Контактные аудитории a) государственные учреждения надзора и регулирования предпринимательской деятельности; b) средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, журналы, радиостанции и телецентры); c) общественные организации (профсоюзы, гражданские группы общественного мнения и др.); d) местные контактные аудитории (общины, религиозные организации и др.)
Рисунок 2 - Виды факторов ближней внешней среды организации
Источник: рисунок построен авторами
Источник: таблица составлена авторами
Рассмотрим факторы внутренней среды организации. Каждое предприятие существует в так называемой функциональной среде. В теории менеджмента среда организации - это наличие таких условий и факторов, оказывающих влияние на работоспособность предприятия и приводящих к принятию необходимых решений, которые направлены на управление ими или же приспособление к ним [4].
Внутренняя среда представляет собой хозяйственный организм предприятия, в состав которого входит механизм управления, используемый для оптимизации научной, технической и производственной деятельности организации. Когда производится рассмотрение внутренней среды, то рассмотрению подлежит полная структура предприятия, охватывающая все ее подразделения, независимо от того, в каком месте они находятся и какими вопросами занимаются.
Процесс изучения внутренней среды предприятия дает возможность руководящему звену своевременно проводить оценку внутренних ресурсов предприятия и его возможностей. Зная о своих сильных и слабых сторонах, руководящее звено может проводить соответствующий политический курс и тем самым пресечь возникновении всевозможных проблемных ситуаций. Как и в вопросах изучения внешней среды, задача менеджмента предприятия заключается в поддержке и увеличении эффективности тех сторон, которые отвечают за существенное увеличение конкуренции предприятия в долгосрочном временном периоде.
К числу основных факторов предприятия, требующих наибольшего внимания со стороны руководящего звена, относятся цели, задачи, структура, ресурсы и технологии (рисунок 3, таблица 3).
Структура
Ресурсы
Культура
Технологии
Рисунок 3 - Факторы внутренней среды Источник: рисунок построен авторами
Таблица 3
Вид Фактор
1. Цели a) общие - отражают направление деятельности согласно с реализацией миссии (основной цели); b) специфические - охватывают средне- и краткосрочные периоды планирования, выражаются в количественных показателях и служат основой для формирования планов
2. Структура логическая взаимосвязь и взаимозависимость уровней управления, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать поставленные перед организацией цели
3. Задачи предписания, указания, работы, которые должны быть выполнены в заранее установленные сроки
4. Технология способ преобразования сырья (труд, информация, материалы) в конечные продукты или услуги
5. Ресурсы подразумеваются различные категории ресурсов: материальные, интеллектуальные, трудовые, финансовые и т. д.; различные средства, пригодные для использования в процессе осуществления деятельности организации и достижения поставленных целей, совокупность которых является одним из факторов формирования потенциала организации.
слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из ее микро- и макроокружения (внешней среды). SWOT - анализ является одним из основных методов стратегического анализа, используемого для оценки внешней и внутренней среды организации. На основании последовательного рассмотрения перечисленных факторов принимаются решения по корректировке целей и стратегии предприятия.
Существуют определенные правила проведения SWOT - анализа:
• во-первых, необходимо определить направление анализа (из практики известно, что в случае проведения организацией SWOT - анализа по всей деятельности, при наличии нескольких направлений, полученные результаты будут слишком размытыми, нечеткими);
• сильные и слабые стороны организации - это внутренние характеристики, а значит, они поддаются контролю. Возможности и угрозы - это характеристики внешней среды, следовательно, они не поддаются контролю со стороны организации;
• при проведении анализа концентрация внимания должна фокусироваться только на ключевых факторах (6-8 факторов);
• при проведении анализа желательно использовать входную информацию, полученную из различных источников.
Выделим основные этапы проведения SWOT-анализа:
1) исследование сильных и слабых сторон (внутренних факторов) организации в таких областях, как: финансы, производство, организация и управление, кадровый состав и пр.;
2) изучение факторов макросреды организации с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз и своевременного предотвращения убытков;
3) оценка стратегических и тактических возможностей организации, необходимых для предотвращения угроз, уменьшения слабых и увеличения сильных сторон;
4) согласование силы с возможностями организации при формировании стратегии организации;
5) надлежащее формулирование полученных результатов и аргументация предложенных решений.
Таблица 4
Контрольный лист SWOT-анализа
Источник: таблица составлена авторами
В большинстве ситуаций каждая из организаций сама решает, какие из факторов следует учитывать в процессе ее работы и какие оказывают наибольшую эффективность. Анализ внешней и внутренней среды организации - это сложный и многоэтапный процесс, как правило, включающий в себя анализ множества элементов экономической системы. В рамках данной работы рассмотрим анализ внутренней и внешней среды с точки зрения изучения конкурентной среды. К наиболее популярным методам анализа внутренней и внешней среды можно отнести SWOT -анализ. Данный анализ поможет в определении сильных и
Поскольку при проведении SWOT-анализа большое значение имеет оценка значимости воздействия внутренних и внешних факторов на организацию, то возникает необходимость измерения этого воздействия. Для этого используем количественный анализ оценки значимости внутренних и внешних факторов. Далее будут рассмотрены внутренние факторы организации. Для
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м м
ем ем
0 ем
<о
01
О ш ш
X
<
ш
о
X X
наиболее точной оценки сильных и слабых сторон организации необходимо заполнить контрольный лист SWOT - анализа (см. таблицу 4), демонстрирующий положение организации по отношению к конкурентам.
В графах 1-5 контрольного листа отмечают место, занимаемое организацией на рынке (сегменте рынка), по следующему принципу:
1) лучше, чем кто-либо на рынке - лидер в данной отрасли;
2) выше среднего уровня - показатели отличаются стабильностью и довольно высоким уровнем;
3) средний уровень - полное соответствие сложившимся отраслевым стандартам, устойчивые позиции на рынке;
4) ниже среднего - отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности, следует предпринять необходимые меры по улучшению и укреплению своих позиций на рынке;
5) крайне тяжелое положение - предприятие попало в кризисную ситуацию, следует самым решительным образом улучшить свои позиции на рынке.
В результате обработки контрольного листа можно получить количественные оценки сильных и слабых сторон организации, т.е. итоговый рейтинг сильных и слабых сторон.
Таблица 5
Оценки сильных и слабых сторон ПАО «Газпром нефть»
Анализируемая компания является мировым лидером по запасам нефти._
Сильные стороны
Доминирующее положение компании в отрасли позволяет устанавливать правила игры для остальных участников рынка. Государство лоббирует интересы компании на международном уровне._
Монополия на экспорт нефти
Балл
Слабые стороны
Балл
Компания имеет низкие темпы 5 роста добычи нефти -4
Высок уровень государственного
Компанию не отличает высокий 5 уровень эффективности и контроля -3 _над затратами__
Непрофильные активы компании
продаваемую продукцию возрастут доходы компании. Развитие партнерских отношений с розничным сегментом также может привести к повышению прибыльности организации. Также сильной стороной корпорации является активизация работ в области геологоразведки. К сильным позициям компании отнесены: лидерские позиции по объемам разведанных залежей нефти, монополия на экспорт нефти и пр. К угрозам можно отнести: временное падение цен на углеводородную продукцию в мире, повышение налоговых ставок и риски, связанные с транзитом нефти через недружественные страны. К слабым сторонам отнесены трудности в строительстве новых трубопроводов в недружественных странах и проблемы в стратегическом планировании.
Таблица 6
Возможности и угрозы, исходящие от внешней среды ПАО «Газпром нефть»
Источник: таблица составлена на основании данных о деятельности организации в 2014-2018 гг.
Внешние факторы.
Для наиболее точной оценки возможностей и угроз, исходящих от внешней среды организации, используем метод взвешенной оценки значимости факторов внешней среды (см. Таблицу 6). Отметим, что взвешенная оценка воздействия фактора внешней среды определяется, как произведение веса фактора на его бальную оценку, которая, как правило, определяется по шкале от -10 до +10. В результате обработки контрольного листа возможностей и рисков организации можно получить количественные оценки возможностей и угроз, исходящих от внешней среды (см. Таблицу 7).
В таблице 7 представлен итоговый рейтинг возможностей и угроз ПАО «Газпром нефть», т. е. проведена оценка возможностей и угроз для анализируемой компании.
Результатом проведённого анализа наиболее значимых факторов внутренней и внешней среды организации является сводная матрица SWOT-анализа. Один из возможных вариантов ее представления показан в таблице 8. Из таблицы следует, что рассматриваемая компания обладает значимым потенциалом и имеет серьезные предпосылки для своего развития. В связи с увеличением цен на
Источник: таблица составлена на основании данных о деятельности организации в 2014-2018 гг.
Таблица 7
Оценка возможностей и угроз ПАО «Газпром нефть»
Рост регулируемых цен на нефть позитивно отразится на доходах компании.
Активизация геологоразведочных работ и приобретение новых лицензий могут привести к расширению ресурсной базы н росту добычи нефтн.
Возможности
Различные формы партнерства компании с крупнейшими западными компаниями позволят привлекать инвестиции и более активно осуществить разработку
месторождений.
Приобретение активов в сегменте сбыта позволит компании повысить рентабельность бизнеса
Оценка
Вероят-
Ухудшение ситуации мировом рынке углеводородов может привести к падению экспортных доходов компании.
Изменение политической
ситуации, налогообложения.
Угрозы
Утрата контроля компании над издержками.
Риски, связанные со странами-транзитерами через территорию которых анализируемая компания экспортирует большую часть нефти
Оценка
Вероятность
Источник: таблица составлена тельности организации в 2014-,
на основании данных о 2018 гг.
дея-
Таблица в
Сводная матрица SWOT-анализа ПАР «Газпром нефть»
Внешняя среда
Внутренняя среда
Компания является мировым лидером по запасам нефти
Доминирующее i анализируемой компании в отрасли позволяет устанавливать правила игры зля остальных участников рынка_
Государство лоббирует интересы компании на международном уровне_
Сильные стороны
Разработка новых природных ресурсов поз!
укрепить и увеличить долю на мировом рынке
Монополия на экспорт нефти
Слабые стороны
Компания имеет юга роста добычи нефти
Высок уровень государственного контроля_
Компанию не уровень эффективности и контроля над затратами
практически не приносят ей дохода_
Рост регулируемых цен на нефть
Возможности
Активизация геологоразведочных работ и приобретение новых лицензий могут привести к расширению ресурсной базы и росту добычи
крупнейшими западными ко привлекал) инвестиции и более активно
Приобретение активов в сегменте сбыта позвол рентабельность бизнеса
Сильные стороны - возможности (SO)
Строительство трубопроводов пс
Слабые стороны - возможности (WO)
Получив дополнительный доход, i разработкуt
Необходимо избавлялся от непрофильных активе перераспределяя средства на профильные
Ухудшение ситуации на мировом рынке углеводородов может привести к падению
:
над издержками
Риски, связанные со странами-транмперами через территорию кото-рых анализируемая дня экспортрует большую часть нефти
Сильные стороны - угрозы (ST)
Следует повысить уровень эффективности и контроль
над затратами, путем четкого контроля за всеми _уровнями управления_
Осуществить строительство новых трубопроводов, минуя страны проблемные страны
Слабые стороны - угрозы (WT)
Строить и разрабатывать не
Создание долгосрочных планов, с учетом изменения налогового законодательства и политической ситуации
В заключении можно сделать следующие выводы.
К достоинствам SWOT-анализа следует отнести [5]:
• определяет силы и слабости бизнеса, выявляет факторы роста и внешних угроз;
• прост для проведения и эффективен для любых форм коммерческой деятельности, экспресс-анализ способен провести любой предприниматель без помощи профессионалов;
• выявляет возможности компании, которые оказывают влияние на работу с реальными проблемами бизнеса;
• устанавливает связи между недостатками и сильными сторонам в разрезе возможностей роста с учетом внешних рисков, это одна из главных задач, которую решает анализ - найти рычаги воздействия на недостатки и стать лучше;
• не требуется собирать массивы информации для проведения расчетов. обычно все данные уже под рукой, нужно их только систематизировать;
• проектирует перспективы организации;
• приводит количественный расчет факторов, вариантов эффективного развития с учетом всех реалий рынка;
• оценивает рентабельность проекта в существующих условиях;
• укрепляет конкурентные преимущества, показывает ситуацию на рынке;
• проводит оценку внутреннего потенциала компании, ресурсов предприятия, определяет возможные проблемы и разрабатывает мероприятия по их нивелированию;
• выявляет угрозы, являющиеся наиболее критичными в существующем положении, принимает меры для эффективной защиты.
В недостатках выделяют:
• SWOT-анализ представляет собой аналитический инструмент, который не дает четких числовых показателей или руководств к действию. В первую очередь
- это наглядная, структурированная информация. Но для полного анализа и расчета основных показателей потребуется работа аналитика;
• отсутствие временной динамики. При изменении ситуации на рынке переменах внутри компании расчеты приходится делать заново;
• оперирует субъективными показателями, что усложняет работу.
С целью еще большего расширения возможностей SWOT-анализа и уменьшения его недостатков, автоматизации вычислений, сбора и обработки исходных данных, визуализации полученных результатов и т. п. удобно использовать электронные таблицы, например: MS Excel, Google документы, LibreOffice Calc, МойОфис. Авторы при разработке информационной системы SWOT-анализа использовали возможности MS Excel.
Литература
1. Стандарт AZ/NZS 4360:2004 «Risk management» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.cfin.ru/finanalysis/risk/main_meths.shtml. - Обзор основных аспектов риск-менеджмента.
2. Ряховская А.Н. Антикризисное бизнес-регулирование: Монография / В.М.Распопов, Е.В.Арсенова и др.; под ред. проф. А.Н. Ряховской; Финансовый университет при Правительстве РФ. - М.:Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 240 с.
3. Екатеринославский Ю. Ю., Медведева А. М., Щенков С.А. Риски бизнеса: диагностика, профилактика, управление. - М: Анкил, 2010. - 280 с.
4. Кудрявцев А. А. Интегрированный риск-менеджмент: Учебник / А. А. Кудрявцев. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2010. - 656 с.
5. Екатеринославский Ю. Ю., Медведева А. М., Щенков, С. А. Риски бизнеса: диагностика, профилактика, управление. - М: Анкил, 2010. - 280 с.
Theoretical foundations of information support for the assessment of
the organization' factors and risks Kamaletdinov A. Sh., Ksenofontov A.A.
Financial University under the Government of the Russian Federation JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
The article discusses modern methods of strategic analysis. The necessity of using strategic planning for all modern companies is shown. One of the foundations of strategic planning is the analysis of the external and internal environment of the organization. In this regard, the main factors affecting the organization from the external environment are considered, as well as the key factors of the internal environment are identified. One of the methods of conducting strategic research, namely SWOT analysis, is considered. Based on this method, an assessment of the activities of PJSC Gazprom Neft was carried out. Reasonable conclusions have been drawn.
Keywords: management, risk management, strategic planning, quantitative
management methods, SWOT analysis References
1. Standard AZ/NZS 4360:2004 "Risk management" [Electronic resource]. -
Access mode: URL:
http://www.cfin.ru/finanalysis/risk/main_meths.shtml. - An overview of the main aspects of risk management.
2. Ryakhovskaya A.N. Anti-crisis business regulation: Monograph / V.M.
Raspopov, E.V. Arsenova and others; ed. prof. A.N. Ryakhovskaya; Financial University under the Government of the Russian Federation. -M.: Master: NIC Infra-M, 2012. - 240 p.
3. Yekaterinoslavsky Yu. Yu., Medvedeva A. M., Shchenkov S.A. Business
risks: diagnostics, prevention, management. - M: Ankil, 2010. - 280 p.
4. Kudryavtsev A. A. Integrated risk management: Textbook / A. A.
Kudryavtsev. - M .: CJSC "Publishing House" Economics "", 2010. - 656 p.
5. Ekaterinoslavsky Yu. Yu., Medvedeva A. M., Shchenkov S. A. Business
risks: diagnostics, prevention, management. - M: Ankil, 2010. - 280 p.
X X
О
го А
с.
X
го m
о
2 О
to to