Удк 378.016:159.9 + 159.947.5 ББк ч 448.026 + ю 933.22
Людмила Александровна Коханова,
доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (125009, Россия, г.Москва, ул. Моховая, 9) e-mail: [email protected]
теоретические основы и принципы мотивационного обучения (из опыта подготовки журналистов в филиале московского государственного университета им. м. в. ломоносова в городе Севастополе)
Автор рассматривает теоретические основы и принципы мотивационного обучения студентов специальности «Журналистика». В основу концепции мотивационного обучения журналистов положено представление о том, что обучение должно быть мотивирующим, особенно, когда речь идет о профильных дисциплинах. Результатом такого обучения следует считать сформированные студентами умения и навыки использовать то новое, что они получили в процессе занятий уже во время практики в средствах массовой информации. В процессе исследования автором были разработаны концепция и принципы мотивационного обучения журналистов, среди которых можно выделить: технологическую грамотность, расширение диапазона восприятия мира, баланс комфорта и дискомфорта. Особое значение занимает принцип направленности на применение результатов практической журналистской деятельности. Реализация этого принципа осуществлялась в ходе научно-исследовательской работы студентов. В работе обобщён опыт подготовки будущих журналистов филиала Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе. Автор подчёркивает, что важным элементом концепции мотивационного обучения является организация, при которой студенты получают возможность на собственном опыте ощутить парадоксальность действия мотивационных сил, например, эффекта Зайгарника, эффекта Лисснер или механизма автономизации мотива.
Ключевые слова: психология, мотив, мотивационное обучение, принципы, журналистика.
Ludmila Aleksandrovna Kokhanova,
Doctor of Philology, Professor, Moscow State University (9 Mokhovaya St., Moscow, Russia, 125009) e-mail: [email protected]
Theoretical Bases and principles of Motivational Training (on the Experience of the Journalists Training in the branch of Moscow State university named after M.v. Lomonosov in Sevastopol)
The author examines the theoretical foundations and principles of students' motivational training of "Journalism". The concept of motivational training for journalists on the idea that education should be motivating, especially when it comes to specialized disciplines. The result of such training should be considered as formed by students' skills to use something new that they have received in the course of employment already during practice in the media. During the study, the authors have developed the concept and principles of motivational training for journalists: technological literacy, expanding the range of perception of the world, the balance of comfort and discomfort. The particular importance takes the principle - focus on the practical application of the results of journalism. Implementation of this principle is carried out using the research work of students. The paper summarizes the experience of training future journalists in the branch of Moscow State University named after M.V. Lomonosov in Sevastopol. The author stresses that an important element of the concept of motivational training is an organization in which students have the opportunity to experience first hand the paradox of action motivational forces, for example, Zaygarnik effect, Lissner effect or mechanism autonomy motive.
Keywords: psychology, motive, motivational training, principle, journalism.
В основу концепции мотивационного обучения журналистов в Филиале Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в городе Севастополе положено представление о том, что обучение должно быть мотивирующим, особенно, когда речь идёт о профильных дисциплинах. Результатом такого обучения следует считать сформированные студентами умения и навыки
использовать то новое, что они получили в процессе занятий уже во время практики в средствах массовой информации. Затем, придя в редакции разных СМИ, они должны способствовать обновлению видов деятельности в этих коллективах, используя своё новое знание и новый опыт в профессиональной деятельности и трансформируя его коллегам.
158
© коханова л. А., 2015
Это вызвано, прежде всего, тем, что журналистика как вид деятельности кардинально усложняется и видоизменяется. Принципиально другая технологическая основа требует иных знаний, умений и навыков не только у студентов, но и у уже работающих журналистов, среди которых много и тех, кто не владеет новыми технологиями работы с информацией. Преференции в этом плане остаются за студентами - новым поколением, выросшим в компьютерную эру.
Компьютер, сеть, в частности Интернет, цифровизация или дигитализация - всё это по праву можно называть новым этапом технологической революции в информационно-коммуникационном пространстве страны. Их появление коренным образом изменяет журналистскую профессию, вбирающую массу её производных составляющих, как в своё время это сделал станок Гутенберга, радио Попова,телевидение Зворыкина.
Однако в учебных программах подготовки и переподготовки журналистов практически во всех учебных заведениях страны традиционно акцент делается на содержательной модели обучения, то есть даётся достаточно большой объём знаний по разным предметам, который студенту или слушателю надо выучить, сдать в виде экзамена или зачёта. Может быть, со временем он будет применять массив этих книжных знаний на практике.
Следует отметить, что понимание изменяющегося наполнения профессии приходит, и в учебных программах уже обозначаются компетенции, которыми должен обладать будущий журналист. Но и они исходят из объёма определённого прочитанного и изученного материала. Умения и навыки пока ещё отходят на второй план, хотя именно они должны стать мотивационным началом для овладения профессией. Это как при обучении вождению автомобилем. Как бы хорошо ни были выучены правила дорожного движения, ещё нужно овладеть навыками и умениями водить автомобиль. Причём их необходимо довести до совершенства, то есть сделать автоматическими.
Задача эта не из простых, но организация обучения будущих журналистов в Филиале Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в городе Севастополе заставила сменить акценты в обучении и идти от навыков и умений к теоретическим знаниям. Кафедра и соответственно отделение журналистики в составе историко-филологического отделения Филиала существуют
с 1999 года - даты создания самого Филиала. За это время дипломы университета по специальности «Журналистика» получило более 230 человек. Большинство выпускников успешно работают в профессии.
Именно поэтому появилась потребность обобщить опыт подготовки будущих журналистов в достаточно непростых условиях, в которых все эти годы работал Филиал в Севастополе. Сложностей было достаточно, но главная из них - на отделение журналистики приходила в основном не мотивированная на профессию молодёжь, в основном девушки. Более того, имея незначительный опыт соприкосновения с профессией, они выстраивали мифическое представление о ней, которое тут же приходило в противоречие с реальностью.
Специфика Московского университета как раз и заключается в том, что принцип его деятельности - не только транслировать накопленные человечеством знания, но и создавать своё. Именно поэтому, отвечая на вызовы ситуации, мы начали разрабатывать авторскую методологию обучения: философию и психологию изменений. При этом мы исходили из того, что человек как субъект изменений может, осознанно делая выбор, осуществлять преднамеренные изменения в себе и в своём окружении.
Масштаб изменений определяется осознанностью, своевременностью и обоснованностью выбора, возможностями человека действовать, выдерживать напряжение, связанное с последствиями совершённого выбора и готовностью нести ответственность, то есть - психическими процессами. «Психика, -по мнению Е. В. Сидоренко, - один из путей реализации этого главного стремления всего живого. Главной действующей силой, породившей и порождающей всё новые и новые формы существования, является стремление к преодолению конечности существования в пространстве и времени. Жизнь зародилась как попытка достичь бесконечности существования. Психика - следующая попытка реализации этого стремления» [9, с. 11].
Этот принцип как основной мы последовательно реализовали в своей работе, разрабатывая концепцию мотивационного обучения журналистике. Мы ориентировались на тех, кто, сегодня представляя то или иное СМИ, уже управляет людьми и в своей деятельности неминуемо сталкивается с необходимостью решения многообразных моти-вационных задач. А также обращались к тем, кто этим будет профессионально заниматься
завтра и сегодня должен этими навыками овладеть. Он должен уже сегодня понимать, что как журналист он входит в чужой дом, в чужую судьбу, куда его и не звали, и не ждали. Но чтобы выполнить свои профессиональные обязанности, ему приходится побуждать других людей к выполнению определённой деятельности, приводить направленность их побуждений в соответствие с задачами, поставленными журналистской структурой.
Журналист ориентирует этих людей на достижение определённого результата иногда во вред им, когда им приходится сообщать информацию нелицеприятную для них и своих близких во имя справедливости. Он воодушевляет их на принятие правильного решения и поддерживает их стремление добиться правды, побороть зло и т. д. Но сам он совершает эти действия затем, чтобы справиться с редакционным заданием, подготовить соответствующий информационный или аналитический продукт, назначение которого - оповестить общество о событии, явлении, наметившейся тенденции в развитии государства и государственности и т. д.
Другими словами, журналист выполняет миссию, предначертанную его профессиональным статусом. Чтобы выполнить её профессионально, то есть максимально качественно, он должен быть сам мотивирован на свою деятельность по сбору, обработке и трансляции информации в разных форматах в традиционных и новых средствах массовой информации. Поэтому в данном случае мотив - формальный термин, обозначающий побуждение любого происхождения. По мнению А. Н. Леонтьева, «в пёстром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током» [6, с. 189].
Под мотивом можно понимать и основную тему, лейтмотив жизни, как в музыке. Л. И. Божович, например, считает, что «направленность = вектор личности, устойчивое доминирование одних мотивов над другими» [1, с. 189].
Тогда как «мотивация - весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека» [11, с. 317]. Е. П. Ильин предлагает говорить в этих случаях о «внеш-нестимулируемой, или внешнеорганизован-ной, мотивации, понимая при этом, что обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания» [4, с. 512].
Анализ работ по данной тематике позволят утверждать, что термином «мотивация» могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается термином «мотивирование», а в современной литературе обозначается как мотивационный менеджмент.
Таким образом, мотивация - это:
- система мотивов определённого человека.
- система действий по активизации мотивов определённого человека.
И те, и другие явления часто не осознаются, остаются в «подводных глубинах» психики. По мнению Е. В Сидоренко, «мотивация - одна из важнейших проблем современной психологии и одна из самых интригующих и загадочных её областей». Она может это утверждать, так как занимается проблемами мотивации с 1974 года. Осознав, «что измерить мотивацию, скорее всего, невозможно», автор пришёл к выводу, что можно использовать её силу. Это «та возможность, которая всегда сохраняется у человека, остановившегося перед загадкой природы» [9, с. 10].
Как следствие, эффективное решение задач мотивационного обучения журналистов затрудняется тем, что мотивация как система мотивов будущих и нынешних профессионалов информационно-коммуникативного пространства существует по собственным законам. Мотивы не всегда понятны и, тем более, не всегда доступны для регуляции извне, так как помимо личностных качеств есть специфика профессии, которая диктует свои условия. Поэтому уже на стадии обучения, а затем и профессиональной деятельности можно наблюдать, как мотивационные силы отдельного человека и всего коллектива возникают, развиваются, сталкиваются и борются друг с другом. Они могут ослабевать и замирать, но процесс идёт по своим собственным законам, как силы природной стихии. В процессе работы пришло понимание, что эти силы можно использовать во благо студенческого коллектива, нацеленного на обучение, но при этом не во вред носителям этих сил -людям, в данном случае, студентам и работающим журналистам, повышающим свою квалификацию в вузе.
Пользуясь образным сравнением Е. В. Сидоренко, можно сказать, что «сила ветра может быть преобразована в движение жерновов мельницы, в стремительный ход парусника, в кипение воды над костром. Природная, органически присущая человеку,
естественная мотивация может быть преобразована в увеличение объёма продаж, повышение качества продукта, совершенствование работы офиса, создание новых проектов» [9, с. 18].
В нашем конкретном случае перед нами стояла задача направить мотивацию на приобретение знаний, овладение умениями и навыками. Казалось бы, что в этом нового, так как каждый вуз решает именно эти задачи. С этим нельзя не согласиться. Но проведённый нами анализ деятельности студентов показал, что в одних группах чётко выражена мотивация на овладение профессией, а в других - на беззаботную студенческую жизнь со всеми вытекающими отсюда последствиями: пропусками занятий, наспех написанными низкого качества курсовыми работами и т. п.
Находясь в специфических условиях работы Филиала, определяемых вахтовым методом обучения, внедрением дистанционного обучения и другими факторами, мы оказались в ситуации без выбора. Чтобы подготовка журналистов качественно соответствовала уровню головного вуза, и географическое расположение Филиала не было оправданием того, что не дотягиваем до требуемых параметров, надо было решить непростую для кафедры журналистики задачу.
Студенты в процессе изучения, прежде всего, профильных дисциплин, таких как «Основы журналистики», должны были испытывать действие мотивационных сил на самих себе. Затем им предстояло научиться использовать эти знания для решения моти-вационных задач и вне аудитории в форме навыков и умений в редакциях газет, журналов, радио и телевидения города Севастополя и Крыма.
Но, приходя в редакции, студенты сталкивались с реальной журналистской жизнью и с расхожим мнением о том, «что человек ходит на работу, чтобы "затрачивать усилия", уставать, терпеть, преодолевать трудности, мучиться от неразберихи и неорганизованности, проявлять хитрость для избегания репрессий, возвращаться домой как "выжатый лимон" и два раза в месяц получать за все эти неприятности денежную компенсацию под названием зарплата» [5, с. 55].
Правда, в журналистской деятельности к зарплате может добавляться гонорар, но он может быть и единственной формой оплаты. То есть и в форме оплаты труда журналистика имеет свою специфику, но, в общем-то, это такая же каждодневная рутинная работа, как служба бухгалтера, вагоновожатого или сле-
саря. Получалось, что к ней-то мы и готовим сегодняшних студентов, и никакого романтического флера в профессии нет. Зачем же они пришли в этот вуз учиться этой профессии? Начиналось разочарование в профессии, в мире, в себе.
Чтобы человек, начинающий жизнь, не сделал ложный шаг и не принял непродуманное решение, ему надо было показать профессию в полном объёме и максимально честно рассказать о ней, а главное, объяснить очевидное - выбор зависит от него, но при одном условии. Этот выбор определяет отношение человека к профессии, его профессиональная мотивация. Можно относиться к своей работе как к рутине и тогда видеть в ней только издержки информационного производства, как и любого другого. А можно считать её той сферой деятельности, где человек может раскрыть свои творческие возможности, реализовать себя.
Это можно увидеть уже при знакомстве со СМИ. Очевидно, что есть редакции как творческие коллективы, куда ноги сами несут, а есть и такие, где только тем и занимаются, что «затрачивают усилия» и живут от зарплаты до зарплаты. Различаются они мотивацией (собственно, как и студенческие группы), определяющей их взгляд на профессию и своё место в ней. Поэтому нам предстояла небольшая революция в отношении студента к обучению как к его будущей работе с реальным карьерным ростом, и сам студент в этой затеваемой нами самой благородной из всех революций - ключевая фигура. Мы исходили из того, что «чтобы создать высокую мотивацию, надо создать условия для удовлетворения потребностей. Нужно превратить работу из занятия по производству продукции в занятие по реализации потребностей работника» [5, с. 57].
Как следствие, был сделан акцент на реализацию потребностей студента в знаниях, умениях и навыках, которые требуются ему для выполнения конкретной работы в редакциях, которая делала бы их значимыми в коллективе профессиональных журналистов. Это уже была потребность в признании, в возможности продвижения по службе или создании своего информационного бизнеса.
В данном случае нам помогли сами студенты. Сильная составляющая этого поколения - их технологическая грамотность, увлечение сетевыми коммуникациями, умение жить в виртуальном мире и, соответственно, добывать в нём информацию. Тем самым мы вышли за рамки представлений об обязанно-
стях, договорённостях, компенсации усилий и т. п. в студенческих и трудовых коллективах редакций, куда буквально с первых курсов стали ходить наши студенты. По сути, обучение стало приобретать индивидуальные черты.
Мы отказались от практики большинства преподавателей, рассчитывающих развивать мотивацию студентов, апеллируя к рациональному сознательному началу в них, и тем самым создавать движение ветра в замкнутом пространстве душной аудитории. Мы не побоялись поверить в то, что мотивация во многом является иррациональной и бессознательной. «Масштаб бессознательного неизвестен», - писал З. Фрейд.
Организуя процесс обучения, мы целесообразно обращались и к этим слоям мотивации, а может быть, и сами того не ведая, прежде всего - к ним. Таким образом, было разработано мотивационное обучение журналистов, построенное на представлении о том, что естественные мотивы студента должны получать свободу самовыражения. Однако этот термин не выражал вседозволенности: пропусков занятий, ничегонеделания, изучения курса за ночь перед экзаменом, и,как следствие, проявлений своих страстей и диких импульсов, например, сексуальности и агрессивности, которые в молодости очень активны.
Мы сразу старались сместить акцент с проблемы высвобождения «недозволенных» импульсов на более широкую и продуктивную проблему использования живой природной энергии в стремлении овладеть профессией. Причем предлагались соревновательные формы работы.
В процессе работы сформировались определённые принципы организации моти-вационного обучения журналистов, в основу которых положены данные теоретические постулаты.
Одним из основных следует считать технологическую грамотность нынешних студентов, превышающую по ментальности технологические навыки работы с информацией журналистов старшего поколения, как бы те им не обучались. Этот принцип был сформирован на основе фундаментальных изысканий в области коммуникативных технологий, которые получили название «визуализация интеллекта». Эксперт в области визуализации Д. Сиббет отмечает, что вначале их «вдохновляли методы работы архитекторов и дизайнеров, а с развитием социальных сетей в Интернете - способы организации
естественных систем» [8, с. 11-12]. Далее он пишет, что «люди могут добиться большего, если работают не в одиночку, а вместе. Новые инструменты и методы не помогут, если нет мотивации и стремления к цели, но они открывают пути к освоению динамичных процессов современного мира» [Там же].
Следует отметить, что крайне важно это утверждение, так как явно выраженной тенденцией развития журналистики является индивидуализация производства и потребления информации, но при этом она остается формой коллективного труда. Именно сеть выстраивает коммуникацию по принципу «один - одному, но многим». Тогда как массовая информация потому и считается массовой, что предлагает схему распространения информации «многие - многим».
Поэтому в процессе чтения основных курсов «Введение в специальность», «Основы журналистики», «Основы теории журналистики» и других, название которых видоизменялось по мере обновления учебных программ, эти тенденции уже учитывались. На практике это означало, что данный курс читается, как правило, в компьютерном классе. Студенты имеют возможность по мере изложения теоретического материала находить иллюстративное ему подтверждение, обращаться к научной литературе, которая тут же находится в сети.
Далее темы курса разрабатываются как обычное журналистское задание, но с применением приёмов визуализации. На последних курсах эти навыки оказываются необходимыми при подготовке видео и слайд-презентаций своих выпускных работ, что стало хорошей традицией на кафедре и её своеобразной визитной карточкой.
Следующим столь же важным принципом мотивационного обучения можно назвать расширение диапазона восприятия мира с помощью введения метафорической экологизации, использования литературных источников, в частности, сказок в процессе чтения курсов и проведения семинарских занятий, которые органично объединялись в единое целое вместе со специальными семинарами и специальными курсами вплоть до дипломного сочинения. Иначе его можно назвать, используя приём стилистического синонима, «другой или непривычный ракурс видения мира».
Этот принцип сформировался в процессе работы, когда нами была обоснована необходимость введения метафорических координат анализа студенческой организа-
ции как формальной, так и неформальной: учебная группа во главе со старостой как формальным лидером, и группы внутри по интересам и привязанностям, возглавляемые неформальными лидерами. В частности, экологическая координата дополняла четыре предложенные Л. Болманом и Т. Дилом координаты: структурную, психологическую, политическую и символическую [12].
Именно работы этих и других авторов по лидерству, таких как Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки, [2], Д. Статут [10] легли в основу теоретического обоснования этого принципа. Экологическая координата помогла реализовать его на практике в процессе чтения профильных дисциплин. Обращение к анализу поведения животных и растений, находящихся во взаимосвязи в форме экологических цепей, открывает перед студентами новый неожиданный и привлекательный мир. Это притягивает их внимание, даёт толчок к исследованию, постижению окружающего мира, что собственно и нужно уметь делать журналисту. Он пытается понять его и научиться использовать то, что ранее было за пределами привычного поля зрения, так как он не догадывался ранее сменить ракурс своего взгляда, да и не стремился к этому. Иными словами, обращение к мотив-экологии само по себе мотивирует.
В этом реализуется данный принцип разработанного нами формата обучения -его мотивирующая сила. Одна из студенток по результатам одного из таких занятий сказала: «Память о том, что в процессе изучения этого курса по журналистике я сама была мотивирована, и хотела сделать презентацию по теме лучше всех, - для меня лучшей помощник в деле мотивирования других людей или самомотивации вне обучения. Ведь я иду на журналистское задание, и я должна во чтобы то ни стало выполнить его. Для этого мне только одного желания мало. Я должна знать, как это сделать, как мотивировать других людей мне помочь выполнить это задание и предоставить нужную информацию».
Примеры таких заданий: описать аудиторию глазами кошки, черепахи муравья, жирафа, страуса и т. д.; представить группу, семью, редакцию, с которой сотрудничаешь, в виде сада, леса, луга или любой другой экосистемы и т. д. Однажды на семинарском занятии мы просто рисовали дерево, а потом пытались понять, что означал каждый отличный от других рисунок. В другой раз в рамках домашнего задания надо было сходить в
детский сад и с детьми провести занятие по рисованию на тему: «Дети, природа, город».
За эти годы было проведено достаточное количество лабораторных работ такого плана, которые в свою очередь способствовали появлению следующего принципа мотивированного обучения журналистов - парадоксальности. В данном случае мы ориентировались на работы Е. В. Сидоренко, которая задалась вопросом: «Разве не парадоксально преобразование силы ветра в муку? Не парадоксальны порывы и превращения сил природы? Аналогичным образом, парадоксальна изменчивость мотивационной стихии, её противоречивость. Её капризы и бури, её способность преобразовываться в целесообразную, упорядоченную, а главное - продуктивную, деятельность только потому, что вовремя и в нужном направлении были повернуты парус или крыло мельницы» [9, с. 22].
Поэтому важным элементом концепции мотивационного обучения является такая его организация, при которой студенты получают возможность на собственном опыте ощутить парадоксальность действия моти-вационных сил, например, эффекта Зайгар-ник, эффекта Лисснер или механизма авто-номизации мотива.
Так, цель эффекта Зайгарник - добиться реального переживания при выполнении того или иного задания, то есть напряжения, обусловленного незавершённостью задачи, работа над которой была прервана. При этом материал лучше запоминается, если студент не справился с заданием, скажем, не решил поставленную перед ним задачу. И наоборот, те из студентов, что успешно решают поставленную перед ними задачу, как правило, не помнят её деталей [9, с. 152].
Результат эффекта Лисснер несколько иной. Его цель - добиться реального переживания студентами при условии падения интереса к предыдущей незавершенной задаче после того, как поработал над более трудной и интересной новой задачей [9, с. 158].
Обычно этой теме посвящалось одно из лабораторных занятий, так как оказалось, что эффект Лисснер лучше демонстрировать на реальном жизненном материале. После того, как был проанализирован эффект Зейгар-ник, проводилась командная работа «авто-номизации мотива».
Это трудная и интересная работа была, как правило, направлена на создание реальной мотивации. После того как она была завершена, мы вместе со студентами анализировали ситуацию и выясняли, кто хочет
вернуться к задачам, которые давались для демонстрации эффекта Зейгарник. Обычно те студенты, которые отвечали «Нет», тем самым демонстрировали эффект Лисснер. Те же, кто стремился вернуться к нерешённым задачам, - эффект Зейгарник. По сути, преподаватель получал важные для него знания, как работать с данной аудиторией, как мотивировать её на профессию в целом и каждого студента, в частности.
В данном случае мы рассмотрели основные принципы, которые были сформированы в процессе разработки концепции мотиваци-онного обучения журналистики. Последующая практика не позволяла останавливаться на достигнутом, к тому же полученный материал позволял идти дальше, и появлялись новые сформулированные принципы. Так, общепринято, что журналистика - творческая профессия. Но одновременно это и ремесло. Собственно, так и был сформулирован вопрос: «Журналистика: творчество или ремесло?». На протяжении нескольких лет мы задавали его студентам сначала на первом, а потом на последнем курсах. Ответы анализировали. В итоге появился ещё один принцип концепции - образность.
Пришло понимание того, что образному восприятию мира студентов надо обучать. Тенденции развития журналистики, явления, происходящие в окружающем мире, изучаемые и испытываемые в процессе чтения профильных дисциплин, должны быть обязательно отражены в рисунках и схемах, метафорах и символах.
Основой для реализации этого принципа стал курс «Слайдология» [7], который помогает не только понять, усвоить и запомнить, но и почувствовать внутреннюю гармонию феномена или объясняющего его принципа, развить его, открыть новое. В процессе работы студенты расшифровывали и объясняли создаваемые ими образы или «непонятные записи». Очень помогали в этом плане сказки, например, на занятии мы разбирали сказки «Колобок», «Репка», «Курочка-ряба» и многие другие. Позже нашли подтверждение нами разработанной методики в книгах М. Паркин [7].
Таким же образом был сформулирован нами и принцип - баланс комфорта и дискомфорта. На основе изученной литературы поначалу дискомфорт рассматривался нами лишь как один из парадоксальных мотива-ционных механизмов. Однако постепенно мы убеждались в том, что это принцип, а не приём. Это послание преподавателя, кото-
рое становится стержневым в процессе всего чтения курса и параллельного проведения семинарских занятий.
Суть его состоит в том, что в целом атмосфера в группе во время занятий должна быть комфортной, удобной, безопасной и даже весёлой. Таким образом, стратегический принцип в процессе мотивационного обучения - комфортность. Однако тактически, в отдельные моменты занятий, у студентов должен возникать дискомфорт.
Причины его могут быть разными: неуспешные попытки ответить на вопрос преподавателя, выполнить данное им задание, добиться позитивного результата любого рода или получить от преподавателя «правильный» ответ. Но мы решили, что у всех этих трудностей может быть другое назначение, и оно заключается в том, чтобы помочь студентам почувствовать «великую мотивирующую силу дискомфорта».
Более того, даже лекционная форма обучения может быть использована для овладения навыками и умениями, которыми должен обладать журналист. На первой лекции я говорю о том, что у нас получается два в одном - мы изучаем журналистику, её основы, но в то же время мы овладеваем журналистскими приёмами сбора и фиксации информации. К тому же мы учимся слушать, одновременно фиксировать услышанное и прогнозировать свою дальнейшую работу: продумываем следующий вопрос, пытаемся понять, какой информации не хватает, в чём суть происшедшего и т. д. Учиться этому будем прямо сейчас на лекции, для этого будем писать конспекты и одновременно записывать её на имеющиеся под рукой технические средства, чтобы затем уже дома соотнести эти варианты.
К сожалению, в большинстве своём студенты не могут писать правильно конспекты, к тому же усиленное обучение в школах Крыма украинскому языку привело к тому, что они не могут грамотно писать по-русски. Но необходимость сдавать записанные от руки и на диктофон или телефон лекции, чтобы получить промежуточный зачёт, заставляет их быть внимательными максимально возможное для каждого из них время. Более того, задача усложняется по ходу лекции, усиливая дискомфорт. Это могут быть и ещё более «дробные» трудности, например, необходимость записывать лекцию в неудобных условиях, прямо на коленях, когда занятия проходят в телевизионном павильоне; писать левой рукой; выполнять задание в шумном поме-
щении, когда включается телевизор в студии; обращаться с предложением к соседу или команде, когда группа работает по командам, зная, что тебя ждёт заведомый отказ и др.
Как итог работы, каждый сдает уже три варианта записанных им лекций: рукописный, набранный на компьютере, записанный на любом техническом средстве, который представлен на диске или флэш-носителе. Занятие по анализу работ, как правило, не оставляет никого равнодушным, в том числе и преподавателя. Порой, он встречается с весьма интересной интерпретацией им сказанного и совсем по-другому услышанного аудиторией. Ещё одним значимым результатом таких занятий является обращение студентов к учебной литературе. Как правило, в перепечатанных лекциях есть ссылки, как минимум, на учебник по курсу. Но таких работ - единицы, что можно рассматривать как фактор мотивации аудитории на обучение профессии в комплексе: знания, умения, навыки.
Пожалуй, принцип - направленность на применение результатов практической журналистской деятельности - на сегодня завершает их перечень. Этот принцип призван помочь студентам перенести полученный во время занятий опыт на практику. Любой теоретический курс, особенно по профильным дисциплинам, должен иметь практическое значение, в чём мы убеждались на протяжении всех лет работы в Филиале. Поэтому постоянно наполняли его данными, полученными из опыта работы редакций, результатами исследований в социальной и организационной психологии журналистской деятельности, фактами из собственного журналистского опыта и, по возможности, обращались к консультированию ведущими журналистами не только Крымского полуострова, Севастополя, но и всей страны.
Реализации этого принципа во многом помогла научно-исследовательская работа студентов. Сначала кафедра несколько лет вела проект «Крым: журналистика вчера, сегодня, завтра», который сегодня в свете последних геополитических событий трансформировал-
ся в проект «Информационно-коммуникативное пространство Крыма: время перемен». Этому же принципу отвечает и использование чётких алгоритмов мотивирующего действия учебных дисциплин согласно учебному плану, которые органично взаимодействуют с научно-практической деятельностью студентов, дополняя её.
Все предлагаемые методы, разработанные кафедрой журналистики Филиала, имеют алгоритм, ясную последовательность действий, которая может быть применена на практике в любом вузе. Для людей дела всегда важен «сухой остаток» и возможность использовать полученные знания для своей пользы, своего развития и процветания. Тем более, что все эти сформулированные нами принципы мотивационного обучения журналистики находятся в стадии практической апробации. Что-то уточняется, что-то корректируется, а что-то и отвергается, так как журналистика сегодня как никогда динамично развивается как вид деятельности. Она постоянно требует новых компетенций от профессионала, которые следует формировать у них ещё на студенческой скамье.
Но по прошествии шестнадцати лет со дня создания Филиала МГУ им. М. В. Ломоносова кафедрой журналистики, благодаря реализации методики мотивационного обучения, были получены неплохие результаты. Они выражались не только в хороших оценках и «красных дипломах», так как главный показатель - состоявшиеся судьбы наших выпускников. За это время на кафедре сформирована представительная база данных о выпускниках отделения журналистики Филиала. Числящиеся в ней наши выпускники стали сегодня известны всей стране по информационным выпускам, посвящённым возвращению Крыма и Севастополя в Россию. Можно сказать, что им повезло, и эта тематика стала первополосной. А может быть, и они внесли свой посильный вклад в эти геополитические процессы, мотивированные на успех свой личный, и своей страны.
Список литературы
1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 7-44.
2. Гоулман Д., Бояцис Р, Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 301 с.
3. Дуарте Н. Slide: ology. Искусство создания выдающихся презентаций. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 288 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
5. Каверин С. Б. Мотивация труда. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. 224 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
7. Паркин М. Сказки для коучинга: как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и с малыми группами. М.: Добрая книга, 2009. 304 с.
8. Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. 280 с.
9. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2007. 240 с.
10. Статут Д. Лидерство: от загадок к практике. М.: Добрая книга, 2002. 320 с.
11. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.
12. Bolman L. G., Deal E. T. Refraining Organizations, Artistry, Choice and Leadership. San Francisco: Jossey-bass Publishers, 1997. 424 p.
References
1. Bozhovich L. I. Izuchenie motivatsii povedeniya detei i podrostkov. - M.: Pedagogika, 1972. S. 7-44.
2. Goulman D., Boyatsis R., Makki E. Emotsional'noe liderstvo: iskusstvo upravleniya lyud'mi na os-nove emotsional'nogo intellekta. M.: Al'pina Pablisherz, 2010. 301 s.
3. Duarte N. Slide: ology. Iskusstvo sozdaniya vydayushchikhsya prezentatsii. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2012. 288 s.
4. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy. SPb.: Piter, 2000. 512 s.
5. Kaverin S. B. Motivatsiya truda. M.: In-t psikhologii RAN, 1998. 224 s.
6. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat 1975. 304 s.
7. Parkin M. Skazki dlya kouchinga: kak ispol'zovat' skazki, istorii i metafory v rabote s otdel'nymi lyud'mi i s malymi gruppami. M.: Dobraya kniga, 2009. 304 s.
8. Sibbet D. Vizualizirui eto! Kak ispol'zovat' grafiku, stikery i intellekt-karty dlya ko-mandnoi raboty. M.: AL''PINA PABLIShER, 2014. 280 s.
9. Sidorenko E. V. Motivatsionnyi trening. SPb.: Rech', 2007. 240 s.
10. Statut D. Liderstvo: ot zagadok k praktike. M.: Dobraya kniga, 2002. 320 s.
11. Yakobson P. M. Psikhologicheskie problemy motivatsii cheloveka. M.: Prosveshchenie, 1969. 317 s.
12. Bolman L. G., Deal E. T. Reframing Organizations, Artistry, Choice and Leadership. San Francisco: Jossey-bass Publishers, 1997. 424 p.
Статья поступила в редакцию 19.01.2015