Научная статья на тему 'Теоретические основы и аспекты управленческого учета ритейловых компаний'

Теоретические основы и аспекты управленческого учета ритейловых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGEMENT ACCOUNTING / РИТЕЙЛОВЫЙ БИЗНЕС / RETAIL BUSINESS / РИТЕЙЛОВЫЕ КОМПАНИИ / RETAIL COMPANIES / РИТЕЙЛ / RETAIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ламанова Юлия Сергеевна, Корзоватых Жанна Михайловна

В статье рассмотрены теоретические аспекты управленческого учета для предприятий ритейлового бизнеса Российской Федерации. Приведены отличительные черты управленческого и бухгалтерского учета. Проанализированы ключевые особенности управленческого учета, раскрывающие его сущность. Определяется важность применения управленческого учета. Делается акцент на проблемах учета в торговых предприятиях. В заключение автор приводит оценку практического применения управленческого учета для контроллинга в ритейловых компаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы и аспекты управленческого учета ритейловых компаний»

3. Sigidov Y.I. History of Accounting: Textbook / Y.I. Sigidov. M.: NIC INFRA-M, 2016. 160 p.

4. Sokolov Y.V. History of Accounting: Textbook / Y.V. Sokolov. Moscow: Finance and Statistics, 2004. 272 p.

THEORETICAL FOUNDATIONS AND ASPECTS

OF MANAGERIAL ACCOUNTING OF RETAIL COMPANIES 1 2 Lamanova Yu.S. , Korzovatykh Zh.M. (Russian Federation)

Email: Lamanova232@scientifictext.ru

1Lamanova Julia Sergeevna - Student; 2Korzovatykh Zhanna Mikhailovna - Associate Professor, DEPARTMENT ACCOUNTING, AUDIT AND TAXATION, FACULTY OF ACCOUNTING, TAX ACCOUNTING AND FINANCIAL ANALYSIS OF BUSINESS, STATE UNIVERSITY OF MANAGEMENT, MOSCOW

Abstract: the article considers theoretical aspects of management accounting for enterprises of the retail business of the Russian Federation. The distinctive features of management and accounting are given. The key features of management accounting, revealing its essence, are analyzed. The importance of the use of management accounting is determined. The focus is on the problems of accounting in trade enterprises. In conclusion, the author gives an assessment of the practical application of management accounting for controlling in retail companies.

Keywords: management accounting, retail business, retail companies, retail.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И АСПЕКТЫ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА РИТЕЙЛОВЫХ КОМПАНИЙ 12 Ламанова Ю.С. , Корзоватых Ж.М. (Российская Федерация)

1Ламанова Юлия Сергеевна - студент; 2Корзоватых Жанна Михайловна - доцент, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, факультет бухгалтерского, налогового учета и финансового анализа бизнеса, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические аспекты управленческого учета для предприятий ритейлового бизнеса Российской Федерации. Приведены отличительные черты управленческого и бухгалтерского учета. Проанализированы ключевые особенности управленческого учета, раскрывающие его сущность. Определяется важность применения управленческого учета. Делается акцент на проблемах учета в торговых предприятиях. В заключение автор приводит оценку практического применения управленческого учета для контроллинга в ритейловых компаниях.

Ключевые слова: управленческий учет, ритейловый бизнес, ритейловые компании, ритейл.

На сегодняшний день, одним из наиболее динамичных бизнесов России считается ритейл, который отмечается высокой скоростью, переменчивостью и волатильностью результатов. По этой же причине, важным элементом системы менеджмента в

ритейловых компаниях является управленческий учет, задачей которого выступает ответ на поставленный вопрос: «в каком состоянии находится предприятие и как стоит распределить ресурсы для повышения эффективности производственной деятельности данного предприятия».

В целом, сравнение управленческого учета с бухгалтерией не уместно по многим причинам. Среди них:

- управленческий учет введется для внутреннего пользования (для руководства и учредителей), а для внешних - зачастую эта информация скрыта (от акционеров, кредиторов и т.д.); бухгалтерский учет - предназначен как для внутренних, так и внешних пользователей;

- управленческий учет может оперировать неподтвержденной информацией, сторонними документами и прогнозами со стороны маркетинговых агентств; бухгалтерский учет основан исключительно на подтвержденных данных;

- управленческий учет зачастую содержит в себе «коммерческую тайну», а показатели могут быть, как денежными, так и натуральными, в зависимости от задачи; в соответствии с нормативными актами, бухгалтерская отчетность подлежит раскрытию, следовательно, никакой коммерческой тайны быть не может;

- управленческий учет включает в себя оценку объема продаж конкурентов, распределение складской логистики, сметы и прочую информацию; бухгалтерский учет, напротив, содержит полную информацию лишь по конкретной организации.

Если говорить о предприятиях торговли, то использование системы управленческого учета предопределяется отдельными особенностями [2]:

- размер выручки зависит от сезонных колебаний, например, дней недели и праздников;

- являются конечным звеном в товарном производстве;

- конечная цель данных предприятий - удовлетворение потребительского спроса.

Стоит заметить также то, что методы и формы управленческого учета

определяются руководством самого предприятия, поскольку нормативной базы ее регулирования нет. Это сказывается и на том, что ритейловые компании сами разрабатывают номенклатуру статей затрат и методы калькуляции. Как правило, все расходы бизнеса распределяются на постоянные и переменные, прямые и косвенные [1, с. 210].

По этой причине, руководство торгового предприятия может использовать следующие формы управленческого учета: определение точки безубыточности; бюджетирование; процессный расчет затрат; проектный расчет затрат; передельный расчет затрат; нормативный расчет затрат; инвентарно-индексный метод расчета затрат и директ-костинг [3].

Помимо разработки собственной методологии управленческого учета, управляющие ритейловых компаний сталкиваются и с другими проблемами:

- постановка целей и внедрение управленческого учета;

- сложность подбора специалистов по управленческому учету и оценка эффективности их деятельности;

- достоверность и существенность информации системы управленческого учета.

Чтобы решить вышеперечисленные проблемы, связанные с трудностями

внедрения управленческого учета в организации, необходимо решить некоторые важные задачи, что позволит быстро и эффективно наладить работу рассматриваемого учета. К таким задачам можно отнести [4]:

- создание финансовой структуры;

- разработка бюджетного регламента;

- разработка управленческого плана счетов;

- разработка общей управленческой политики предприятия.

Таким образом, управленческий учет ритейловых компаний обретает индивидуальный характер, в силу влияния множества факторов, среди которых сфера

61

отрасли и нормативная база регулирования. Из-за не столь давнего появления управленческого учета в России, предприятия сферы ритейла сталкиваются и с влиянием многочисленных проблем, для решения которых необходимо принятие общей системы управленческого учета с настроенной системой и ее интеграции с другими структурами компании, в частности, бухгалтерии, финансового и бюджетного отдела.

Список литературы /References

1. Кальницкая И.В. Управленческая учетно-аналитическая система для целей управления организацией // Международный бухгалтерский учет, 2013. № 45. С. 11-17.

2. Кавич А.Ю., Трунина В.Ф. Проблемы внедрения управленческого учета в организации // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). С. 125-128.

3. Корзоватых Ж.М. Костромина А.Ю. Роль управленческого учета в деятельности торговой организации // Современные инновации, 2017. № 4 (18). С. 18-24.

4. Лукина В.Л. Особенности управленческого учета в торговых организациях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. № 4-1. С. 15-18.

5. Петрова В., Корзоватых Ж.М. Управленческий учет как инструмент формирования и поддержки управленческих решений // В сборнике: Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2017. С. 75-78.

6. Чепракова Т.Н. Особенности системы управленческого учета в торговых организациях // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 февр. 2017 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 209-210.

THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF ACCOUNTING (FINANCIAL) REPORTING: HISTORICAL ASPECT Okisheva E.V. (Russian Federation) Email: Okisheva232@scientifictext.ru

Okisheva Evelina Vasilievna - Undergraduate, ACCOUNTING DEPARTMENT, ROSTOV STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, ROSTOV-ON-DON

Abstract: at present, accounting (financial) reporting is one of the important tools in the hands of business owners for making strategic financial and economic decisions in the field of management and marketing. Accounting reporting makes it possible to assess the financial condition of enterprises on the economic sustainability criteria. In this article, a retrospective analysis of the development and formation of accounting (financial) reporting in the historical aspect is carried out. The prerequisites for reporting from the time of the Ancient World, the problems of formation and the solution of the problem of the in formativeness of the accounting (financial) reporting of each of their epochs are considered. Keywords: analysis, accounting (financial) reporting, sources, prerequisites for the development of accounting statements, historical aspect, retrospective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.