Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИВОТНЫЙ МИР / WILDLIFE / ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА / WILDLIFE PROTECTION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНОГО МИРА / THE USE OF THE ANIMAL WORLD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Светлана Витальевна

В статье говорится о теоретических основах государственного управления в сфере охраны и использования животного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations of public administration in the field of the protection and use of fauna

In this article it's refered to the theoretical foundations of public administration in the field of the protection and use of fauna.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА

ИВАНОВА Светлана Витальевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и трудового права Оренбургского государственного аграрного университета (ОГАУ). E-mail: servis-05@list.ru

Краткая аннотация: В статье говорится о теоретических основах государственного управления в сфере охраны и использования животного мира.

Abstract: In this article it's refered to the theoretical foundations of public administration in the field of the protection and use of fauna.

Ключевые слова: Животный мир, охрана животного мира, государственное управление, использование животного мира.

Keywords: Wildlife, wildlife protection, public administration, the use of the animal world.

Животный мир выполняет важную роль для человека. Объекты животного мира могут быть источником пищи, источником пушнины, используются для изготовления лекарственного и парфюмерного сырья, составляют генофонд животноводства. В целях упорядочения отношений по использованию и охране животного мира в Российской Федерации действует система государственных органов, деятельность которых направлена на выполнение требований и условий законодательства о животном мире. Проблема управления в сфере охраны и рационального использования животного мира является одной из приоритетных. Создание надежного, оптимального и эффективного механизма управления, способного обеспечить выполнение экономических, социальных задач и проблем сохранения объектов животного мира с целью удовлетворения потребностей населения для настоящего и будущего поколений, является основной задачей управления в сфере охраны и рационального использования животного мира. «После передачи с 1 января 2008 года ключевых полномочий Российской Федерации в регионы начался новый этап в истории государственного управления охраной и использованием животного мира, одним из признаков которого стала реорганизация ранее существовавшей системы и формирование новых региональных государственных органов управления охраной и использованием животного мира[1]. В настоящее время по-прежнему актуальным остается вопрос об эффективном функционировании всей системы управления органов государственного власти в сфере охраны и рационального ис

пользования животного мира.

Понятие «управлять» означает «руководить, направлять деятельность кого-чего-нибудь»[2]. По характеру и объему охватываемых управлением общественных явлений называют "управление государством, управление отраслями, сферами народного хозяйства, управление предприятиями и т.д."[3]. Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что объясняется некоторыми только ему присущими свойствами. Таких "свойств можно выделить три[4]. Прежде всего, определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект - государство. При заметных различиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почти все выделяют заложенную в нем огромную властную силу. Таким образом "суждение о том, что государство является структурой, способной властно определять линию поведения людей и добиваться с ее помощью принуждения, стало практически классическим"[5]. Государственное управление обычно рассматривается в узком и широком смысле. В узком смысле под государственным управлением понимается «деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов"[6]. В широком смысле под государственным управлением понимается «практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающиеся на его вла-

стную силу». [7]

В учебной литературе по экологическому праву "государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды рассматривается как составная часть государственного управления в целом. Управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования можно определить как совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства[8]. С.А.Боголюбов определяет экологическое управление как совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды. По мнению О.С. Колбасова, "хорошо организованное и эффективно действующее государственное управление наряду с всесторонне развитым законодательством является важнейшим социальным условием достижения целей охраны окружающей среды"[9].

Управление в области охраны и рационального использования животного мира является составной частью управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования и, одновременно, частью управления в целом. В науке фауни-стического права нет единообразия в отношении определения "управление в области охраны и рационального использования животного мира". В частности, ряд авторов рассматривают это понятие как "деятельность институтов государственной власти, направленная на обеспечение биоразнообразия, устойчивое использование всех его компонентов, создание условий для устойчивого существования животного мира, сохранение генетического фонда диких животных и иной защиты и сохранения животного мира как неотъемлемого элемента природной сре-ды"[10]. А.А. Белых под управлением в сфере охраны и использования животного мира понимает "регламентированную правовыми актами деятельность, в рамках которой осуществляется целенаправленное воздействие управляющих органов на общественные отношения, складывающиеся по поводу использования и охраны животного мира"[11]. Таким образом, авторы сходятся во мнении, что управление в области охраны и использования животного мира - это определенная деятельность. При этом не обосновывают, "какие виды деятельности, осуществляемые органами государственной власти при реализации своих полномочий, необходимо относить к функциям государственного управления с рассмат-

риваемой сфере"[12]. Также, в юридической литературе нет единства мнений по поводу того, в чем эта деятельность заключается, что является целью этой деятельности, т.е. на достижение какого результата она направлена. Следует предположить, что это связано со сменой исторических формаций и экономических условий в современной России по сравнению с теми, что существовали при советской власти. По мнению М.Н. Андреева, "в 80-х годах XX века вопросы государственного управления охраной и использованием объектов животного мира рассматривались в рабочем порядке и не требовали углубленного анализа и разработки специальных механизмов для их разрешения". Следует согласиться с мнением автора, что после изменений социально-экономического уклада общества, реформирования государственных органов управления охраной и использованием животного мира, ряд направлений государственного управления этой сферой деятельности приобрели характер проблем, важных не только в теоретическом, но и практическом плане. Следует отметить, что в 70-х годах XX века советскими учеными рассматривались лишь отдельные вопросы управления в сфере охраны и рационального использования животного мира[13]. На современном этапе в юридической литературе предметом исследования являются чаще всего вопросы организации структуры специальных органов государственного управления[14], а также рассмотрение их полномочий[15]. Комплексного анализа управленческих отношений в сфере охраны и использования животного мира не проводилось. Таким образом, возникает необходимость в детальном исследовании, анализе теоретических вопросов, касающихся особенностей управления в сфере охраны и рационального использования животного мира, характеристике основных его признаков, видов и принципов. Также важно проанализировать систему управления государственных органов власти в рассматриваемой сфере, их полномочия с целью определения эффективности ее функционирования, выявить проблемы реализации полномочий специальных органов государственной власти и сделать предложения по их решению.

В юридической литературе не выделены и не проанализированы признаки управления в области охраны и использования животного мира. Однако, на наш взгляд, определение и характеристика признаков управления в области охраны и использования животного мира позволит отразить сущность данного

явления, его особенности. Существенными признаками управления в целом являются: обратная связь, информационное содержание, целенаправлен-ность.[16] Как составной части управления в целом, управлению в области охраны и использования животного мира присущи указанные признаки. Обратная связь выражается в том, что уполномоченные государственные органы в целях организации оптимального управленческого воздействия получает информацию о проделанных этими органами мероприятий в сфере охраны и рационального использования животного мира, о результатах изданных распоряжений, приказов и их соответствии поставленным управленческим целям. "Налаживание обратной связи между субъектами и объектом обеспечивает единство, целостность, автономность системы, ее устойчивость к внешним раздражителям и оперативность управленческого реагирования на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды"[17]. Информационное содержание составляет основу управления в сфере охраны и рационального использования животного мира. Внутри системы управления между ее субъектами происходит обмен документацией, сведениями, письмами, сообщениями и другими информационными ресурсами о состоянии объектов животного мира. Подобная информация воспринимается, накапливается, хранится и перерабатывается внутри системы управления. С помощью информационного ресурса уполномоченные органы государственной власти в сфере управления животным миром передают необходимые требования, условия, правила поведения пользователям животного мира. А в качестве обратной связи уполномоченные органы получают сообщения, сведения о результатах их выполнения. Целенаправленность управления в сфере охраны и рационального использования животного мира означает стремление к выполнению установленной цели всеми доступными, установленными законом способами и средствами. Вся система управления в рассматриваемой области функционирует с целью сохранения объектов животного мира для настоящего и будущего поколений, основываясь на требованиях законодательства о животном мире и обеспечивая выполнение мероприятий в сфере охраны и использовании животного мира.

Управление животным миром "есть особый вид управленческой деятельности, представляющий собой воздействие на сложную систему"[18]. Управ-

ление характеризуется внутренней целостностью и неизменно предполагает присутствие в рамках системы субъекта (управляющего элемента) и объекта управления (управляемых элементов)»[19]. Так, управление представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. Отсюда видно, что в управлении участвуют две стороны: субъект управления, который оказывает воздействие на объект управления, и объект управления, который испытывает воздействие со стороны субъекта управления. Под управляемой системой (объектом управления) в сфере охраны и использования животного мира понимаются, прежде всего, общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны и использования животного мира. Субъектами управления являются органы (должностные лица), обеспечивающие разработку и реализацию управленческих решений, воздействующие на объект управления на основе информации об его состоянии. Основываясь на общетеоретических положениях, субъекты государственного управления в области охраны и рационального использования животного мира можно классифицировать по нескольким основаниям. Так, «в зависимости от федеративного устройства России различаются федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, министерства, федеральные службы, федеральные агентства); органы исполнительной власти субъектов РФ (администрации, правительства, министерства и др.). В зависимости от организационно-правовых форм следует выделить следующих субъектов: Правительства (Правительство РФ, правительства субъектов РФ); Министерства (федеральные, субъектов РФ); Федеральные службы; Федеральные агентства»[20]. Согласно Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"[21], органы исполнительной власти в сфере охраны и рационального использования животного мира можно подразделить на министерства, службы, агентства.

Органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое управление, делятся по своему статусу на общие и специальные, по масштабам деятельности -на федеральные и территориальные (субъектов РФ). К органам общего управления относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной вла-

сти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). "Компетенция звеньев этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства. Иногда в литературе их называют государственными органами общей компе-тенции"[22]. Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управления развитием социальной сферы, культуры, космоса и т.д."[23]

Специальная подсистема органов экологического управления имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ на осуществление экологического управления.

Управление осуществляется при помощи системы органов, которые "традиционно подразделяются на следующие категории: 1) органы общей компетенции; 2) органы специальной компетенции; 3) другие органы исполнительной власти функционального, отраслевого характера, которые в рамках своих полномочий принимают участие в охране окружающей среды"[24]. Основываясь на указанной классификации к органам общей компетенции в области охраны и рационального использования животного мира относятся Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и правительства (администрации) субъектов РФ; к органам специальной компетенции - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. К числу других органов исполнительной власти функционального, отраслевого характера, которые в рамках своих полномочий принимают участие в охране и рациональном использовании животного мира следует отнести Министерство внутренних дел РФ, Федеральная таможенная служба. Все перечисленные выше органы образуют систему органов исполнительной власти как "единого, динамично развивающегося государственного правового механизма взаимодействия, взаимосогласованности,

взаимообусловленности ее элементов и определяющем каждому из них конкретное место и роль в управлении"[25].

По мнению В.А. Власова, "в качестве субъектов управления выступают государственные органы, органы местного самоуправления, организации (предприятия, учреждения, общественные объединения и другие). Поэтому различают государственное управление, муниципальное управление, производственное управление"[27]. Одновременно в юридической литературе отдельными авторами признается лишь государственное управление[28], другими - государственное и муниципальное управление[29]. М.М. Бринчук в зависимости от субъектов управления природопользованием и охраной окружающей среды, выделяет "общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное), государственное управление"[30]. На наш взгляд, в сфере управления в области охраны и использования животного мира можно выделить только государственное управление. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации[31], вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. В соответствии с этим, регулирование отношений по рациональному использованию и охраны животного мира осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов федеральных органов государственной власти, так и на региональном уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ[32]. При этом Конституционный суд Российской Федерации, разъяснил, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить соответствующим федеральным законам (статья 76, части 2 и 5)[33]. К предметам совместного ведения, по которым субъекты Российской Федерации могут принимать

законы и иные нормативные правовые акты (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации), относятся только вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (статья 72, пункт "в" части 1, Конституции Российской Федерации)[34]. Так, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 15 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 29 апреля 1996 г. "О животном мире" по кассационным жалобам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира при Министерстве лесного хозяйства и природных ресурсов Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 декабря 2001 г. Прокурор РБ в заявлении просил признать абзац 15 статьи 4 названного Закона противоречащим абзацу 14 статьи 5 ФЗ "О животном мире", недействующим и не подлежащим применению. Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 декабря 2001 г. заявление прокурора удовлетворено. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации оставила Решение ВС РБ без изменения, а кассационные жалобы Госсобрания Республики Башкортостан и Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира при Министерстве лесного хозяйства и природных ресурсов Республики Башкортостан - без удовлетворения[35].

Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования животного мира закреплены в Федеральном законе "О животном мире". Часть своих полномочий федеральные органы государственной власти передают органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом "О животном мире", "животный мир в пределах территории Российской Федерации является государст

венной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира"[36]. Поэтому управление осуществляется государством как органом власти, обладающим территориальным верховенством в отношении всех объектов животного мира. В этом случае государство адресует свои предписания неограниченному кругу лиц, которые могут являться, а могут и не являться субъектами отношений по использованию и охране животного мира. Право территориального верховенства в отношении животного мира проявляется в установлении единой системы осуществления государственного надзора, порядка ведения государственного кадастра животного мира, осуществления мониторинга животного мира и т.д. Названные функции государства распространяются на все объекты животного мира и всех пользователей животного мира.

Как уже было отмечено выше, в юридической литературе выделяют муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды, которое "направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России"[37]. Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами. Органы местного самоуправления наделены рядом полномочий по охране окружающей среды, правами и обязанностями по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов, обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий. По мнению ряда автором, «такая деятельность осуществляется непосредственно органами местного самоуправления или через подведомственные организации. В частности, во всех муниципальных районах и городских округах имеются должностные лица, отвечающие за организацию работы по охране окружающей среды и природопользова-ния»[38]. Следует не согласиться с мнением авторов, поскольку законодательством о животном мире самостоятельных полномочий в рассматриваемой сфере органам местного самоуправления не предоставлено. Ссылка на ФЗ "Об общих принципах организа-

ции местного самоуправления в Российской Федерации" "не может быть принята во внимание, поскольку вопросы, связанные с государственным управлением в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания урегулированы специальным Федеральным законом "О животном мире"[39]. Действующим законодательством предусмотрена лишь возможность участия органов местного самоуправления в государственном управлении путем передачи отдельных государственных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Таким образом, вопросы рационального использования и охраны животного мира к ведению местного самоуправления не относятся. Согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с частью 2 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться законом лишь отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Однако из этого не следует включение их в систему государственных органов. Поэтому говорить о муниципальном управлении как отдельном виде управления в сфере использования и охраны животного мира преждевременно. В юридической литературе неоднократно высказывались мнения о наделении органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере «правами по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также функциями по организации и непосредственному регулированию численности объектов животного ми-ра»[40]. Однако, авторы этой идеи не делают вывод о том, будут ли указанные полномочия осуществляться в рамках государственного или муниципального управления. А если в рамках муниципального управления, то в этом случае необходимо выдвинуть суждения о механизме, порядке реализации этих полномочий. На наш взгляд, было бы целесообразным рассмотреть предложение о передаче на уровень муниципалитетов полномочия проведения учета объектов животного мира и выполнению мероприятий по восстановлению и среды их обитания. Также целесообразно передать полномочия по выдаче разрешений на охоту гражданам в пределах

общедоступных охотничьих угодий.

Основываясь на вышеизложенном, можно сформулировать следующее определение понятия "управления в области использования и охраны животного мира". Под управлением в области охраны и использования животного мира следует понимать исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов исполнительной власти в пределах их полномочий, направленную на регулирование отношений по охране и использованию животного мира, в целях обеспечения его охраны и устойчивого использования. Следует выделить следующие особенности управление в сфере охраны и использования животного мира. 1. Государственное управление в сфере рационального использования и охраны животного мира это исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов в сфере использования и охраны животного мира. 2. В рамках государственного управления в рассматриваемой сфере уполномоченные органы в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов права (объектов управления) правила поведения и в последствии контролируют соблюдение этих правил. 3. В процессе осуществления государственного управления решаются задачи сохранения биоразнообразия, осуществляются основные направления политики государства по рациональному использованию и сохранению животного мира, обеспечивая интересы пользователей животного мира. 4. Государственное управление в сфере рационального использования и охраны животного мира осуществляется специальными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые образуют систему органов государственного управления. Специальные органы государственной власти действуют в пределах полномочий, закрепленных законодательством о животном мире. Предоставленные полномочия носят государственно-властный характер. 5. Управление в сфере использования и охраны животного мира строится на основе вертикальных связях и горизонтальных связях. В рамках вертикальных отношений между субъектами используется метод власти и подчинения. В последние годы появились новые формы организации - горизонтальные отношения, основанные на равенстве субъектов управления. Примером подобных отноше-

ний в сфере использования и охраны животного мира являются охотхозяйственные соглашения. 6. Специальными органами государственной власти в сфере использования и охраны животного мира осуществляются полномочия юрисдикционного характера, "т. е. обеспечивают административный (внесудебный) порядок осуществления органами ис-

полнительной власти так называемого "принуждающего" управления"[41]. Так, Федеральное агентство по рыболовству принимает решения о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации[42].

Библиография:

1. Андреев Н.А., Колесников В.К. Региональное государственное и муниципальное управление охраной и использованием животного мира: современное состояние и направления развития // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2011. № 4. С. 74-79

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. - М., 1985. - С. 726.

3. Пикулькин А.В. Система государственного управления /Учебник для вузов. - М.: Закон и право, 1997. С. 349

4. Атаманчук В.Г. Теория государственного управления./курс лекций. М.: Юридическая литература, 1997. С. 22.

5. Воронина А.Б., Долгополова А.А., Рущицкий И.Е. Управление природопользованием и охраной окружающей природной среды // Молодежь и наука. 2015. № 2.

6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004. С. 31

7. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 1997. - С. 38.

8. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М., 2005. С. 174.

9. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. Том 5 / под ред. О.С. Колбасова. - М., 1978. С. 86

10. Андреев Н.А., Колесников В.К. Региональное государственное и муниципальное управление охраной и использованием животного мира: современное состояние и направления развития // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2011. № 4. С. 74

11. Белых А.А. Государственное управление в сфере охраны и использования животного мира: вопросы разграничения компетенции // Бизнес, менеджмент и право. 2005. № 2(8). С. 44

12. Землякова Г.Л. Понятие государственного управления в земельном праве и законодательстве // Сб. статей по материалам международной научно-практической конференции "Современные приоритеты в развитии аграрного, земельного и экологического права". - М.: Институт государства и права, 2012. С. 241.

13. Константиниди С.С. Охрана животного мира (правовые вопросы). - Алма-Ата: Издательство "Кайнар", 1975; Марционас А.П. Организационно-правовые формы регулирования охотничьего хозяйства и охрана животных в Литовской ССР. В кн.: "Развитие государственно-правовых наук в советстких прибрлтийских республиках в 1940-1975 г.г. Материалы конференции". Тарту, 1975. С. 170-175; Колбасов О.С. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. Том 5 Правовые исследования по охране окружающей среды в СССР. М. 1978. С. 86

14. Андреев Н.А., Колесников В.К. Региональное государственное и муниципальное управление охраной и использованием животного мира: современное состояние и направления развития // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2011. № 4. С. 74; Андреепв М.Н., Краев Н.В., Краева В.Н. О государственном управлении охраной и использованием животного мира // Вестник охотоведения. 2013. Том 10. № 1. С 95-106

15. Белых А.А. Государственное управление в сфере охраны и использования животного мира: вопросы разграничения компетенции // Бизнес Менеджмент Право. № 2(8). С. 44

16. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М., 2000. С. 1-2

17. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 218

18. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. М., 2000. С. 1

19. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 216-217

20. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. С. 195.

21. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 (с изм. от 4 апреля 2016 г.) // http://base.garant.ru

22. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М., 2003. С. 206-208

23. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - М., 2005. С. 179

24. Белых А.А. Государственное управление в сфере охраны и использования животного мира: вопросы разграничения компетенции // Бизнес Менеджмент Право. № 2(8). С. 44

25. Новоселов В. П. Административно-правовые проблемы управления здравоохранением в субъектах Фе

дерации: Автореферат диссертации доктора юридических наук. Екатеринбург, 1999. С. 6.

26. О разграничении полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, и среды их обитания на территории Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 24 декабря 2012 года N 1308/369-V-03 // http://docs.cntd.ru/document/499200882

27. Власов В.А. Государственное управление в сфере окружающей среды и природопользования: вопросы теории и практики. Диссер. ...к.ю.н. - Екатеринбург, 2007

28. Экологическое право России: Учебник / Под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. М., 1997. С.180.

29. Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю.М., Административное право Российской Федерации. М., 1997. С. 5.

30. Бринчук М.М. Экологическое право: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2010. С. 132

31. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237

32. О животном мире. Закон Республики Башкортостан от 29 апреля 1996 года N 30-з // http://docs.cntd.ru/document/; Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Закон Республики Бурятия от 13 октября 2010 года N 1585-IV // http://docs.cntd.ru/document/

33. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27571/

34. Мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.О. Лучина // www.consultant.ru/document

35. Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2002 N 49-Г02-50. Дело № 49-Г02-50 // http://zakonbase.ru/content/base/162198/

36. О животном мире. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6542/

37. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. С. 176

38. Андреев Н.А., Колесников В.К. Региональное государственное и муниципальное управление охраной и использованием животного мира: современное состояние и направления развития // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2011. № 4. С. 76

39. Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2002 N 49-Г02-50. Дело № 49-Г02-50 // http://zakonbase.ru/content/base/162198/

40. Андреев Н.А., Колесников В.К. Региональное государственное и муниципальное управление охраной и использованием животного мира: современное состояние и направления развития // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2011. № 4. С.77

41. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004. С. 35

42. О Федеральном агентстве по рыболовству (с изменениями и дополнениями). Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444 // http://base.garant.ru

43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.