Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования заданного ресурса при ремонте'

Теоретические основы формирования заданного ресурса при ремонте Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
92
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРС / ДОПУСК / ПОСАДКА / СТОИМОСТЬ РЕМОНТА / СТОИМОСТЬ ОБРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Леонов Олег Альбертович

В статье рассмотрены теоретические основы формирования равности и кратности ресурсов соединений при ремонте агрегатов сложной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования заданного ресурса при ремонте»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Анализ результатов.

Результаты испытаний приведены в таблице №1. Формально, по методике описанной в ОДМ, удельный коэффициент агрессивности исследуемого реагента равен 1, так как критическая потеря массы Ашуд = 0,07 г/см3, усреднённая по трём образцам, произошла на 20 цикле как в контрольной так и в основной группе образцов. Тем не менее, следует отметить, что средние потери массы в контрольной группе после 20 циклов составили Ашуд = 0,078 г/см3, а в основной группе - Ашуд = 0,101 г/см3. Таким образом исследуемый реагент чуть более агрессивен к цементобетону, но количественно это можно оценить если модифицировать методику измерений.

Таблица 1

Результаты измерения объёма образцов и потери массы. Реагент №1 - №С1, реагент №2 - исследуемый

Реагент № Образ-ца масса после насыщения раствором Объём, см3 Убыль массы, после 5 циклов, г Убыль массы, после 10 циклов, г Убыль массы, после 15 циклов, г Убыль массы, после 20 циклов, г Потеря массы, на единицу объёма г/см3

№1 1 2678.34 1082.8 -10.45 -21.44 -37.97 -61.05 -0.056

2 2613.19 1001.0 -16.43 -31.28 -44.73 -73.19 -0.073

3 2650.69 1012.0 -6.26 -25.43 -51.32 -104.51 -0.103

№2 1 2598.95 1030.2 -12.39 -24.69 -42.72 -72.69 -0.071

2 2635.71 1003.0 -15.96 -33.44 -54.30 -89.26 -0.089

3 2579.64 995.0 -16.82 -31.72 -47.67 -144.17 -0.145

Список используемой литературы:

1. ОДМ " МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЯ ПРОТИВОГО-ЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ"

2. ГОСТ 10060.0-95 " Методы определения морозостойкости. Общие требования"

3. Баженов Ю. М. «Технология бетона»

©К.Ю.Лебедева, 2015

УДК 621.731.1

Леонов Олег Альбертович

д.т.н., профессор РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева

г. Москва, РФ E-mail: oaleonov@nm.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАДАННОГО РЕСУРСА ПРИ РЕМОНТЕ

АГРЕГАТОВ

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические основы формирования равности и кратности ресурсов соединений при ремонте агрегатов сложной техники.

Ключевые слова Ресурс, допуск, посадка, стоимость ремонта, стоимость обработки.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

В настоящее время назначение допусков и посадок практически всех ответственных соединений ведется методом аналогии. Исследования массово применяемых в с.-х. машиностроении соединений «вал -втулка» со шпонкой, проведенное в работах [1] и [2] показали, что износ соединений происходил очень интенсивно из-за несоответствия норм точности. Грамотный расчет посадок позволил повысить ресурс в несколько раз [3]. Но этот случай - единичный. Посадки большинства соединений не рассчитываются, а назначаются по аналогии. Отдельно стоит вопрос о метрологическом обеспечении ремонтного производства [4], где в технических условиях средства измерений имеют погрешность больше допустимой [5], что влечет за собой большие потери [6].

Отказало одно соединение, и агрегаты поступают в ремонт с полуизношенными деталями, которые нужно восстанавливать или утилизировать. Слой металла, который предусматривался под износ, использован не до конца, а геометрические параметры уже не соответствуют требованиям [7].

Проблема состоит в определении рационального ресурса агрегата, и этот ресурс определяется ресурсами соединений. Отсюда вывод - экономически выгодно, когда предельного состояния достигнут все соединения одновременно.

Теоретически идеально, когда заданный ресурс соединения равен ресурсу агрегата, в котором находится данное соединение. Возможно и неравенство ресурсов соединения и агрегата. Уменьшение ресурса экономически нецелесообразно из-за простоя машины и необходимости проведения ремонта. Иногда кратность уменьшения ресурса возможна и даже необходима, если это экономически целесообразно. Например, замена изношенных дешевых, стандартных, деталей в период межсезонья для сельскохозяйственной техники [8].

Теоретически возможна и применима кратность увеличения ресурса. Для ответственных соединений, лимитирующих ресурс агрегата, это теоретическое положение редко, но достижимо. Например, при использовании недорогих способов ремонта с образованием поверхностей деталей с большей износостойкостью. Кратность с увеличением ресурса прогрессивна для будущего увеличения ресурса агрегата при проектировании новых модификаций и методов ремонта.

На основании известной зависимости стоимости обработки Со от величины допуска Т [9] формируется основное положение минимизации стоимости ремонта элементов i-го соединения при определенных ограничениях: сумма затрат на восстановление Св1 и чистовую обработку Coi должна быть наименьшей при заданном ресурсе безотказной работы t (можно оценить по модели параметрического отказа [10]). Математически это выражается так

t = const, РВБР;

TKij = Tdij + TDij ^ Coij = Cdoij + CDoij;

C = C + C • C = C + C •

^ву ^вв^ ^ввр ij ^^ oij ву'

q{j = Cij/t ^ min,

где Рвбр - вероятность безотказной работы; Тщ - конструктивный допуск посадки для j-го способа восстановления; Tdij и Tdij - допуски на обработку вала и отверстия; Cm} = Cdoij + Cdoij - стоимость обработки формируется из стоимости обработки отверстия Cdoij и вала Cdoij; Свщ = CDвlj + Cdвlj - стоимость восстановления j-м способом формируется из стоимости восстановления отверстия CDвlj и вала Cdвlj; С = Coij + Cbij - стоимость ремонта j-м способом i-го соединения есть сумма стоимости обработки и восстановления; qij - функция эффективности.

Список использованной литературы:

1. Вергазова Ю.Г. Влияние точностных и технологических параметров на долговечность соединения «вал -втулка» // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 3. С. 17-19.

2. Вергазова Ю.Г. Точность и долговечность отремонтированных соединений «вал - втулка» со шпонкой // Наука и практика в управлении качеством, метрологии и сертификации. Сб. науч. ст. - М. 2014. С. 161-165. 4. Леонов О.А., Вергазова Ю.Г. Расчет посадок соединений со шпонками для сельскохозяйственной техники // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 2. С. 13-15.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

5. Шкаруба Н.Ж. Метрология. - М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. 162 с.

6. Шкаруба Н.Ж. Технико-экономические критерии выбора универсальных средств измерений при ремонте сельскохозяйственной техники. Монография. - М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2009. 118 с.

7. Вергазова Ю.Г. Расчет потерь при допусковом контроле изделий // Наука и практика в управлении качеством, метрологии и сертификации. Сб. науч. ст. - М. 2014. С. 152-154.

8. Ерохин М.Н., Леонов О.А. Особенности обеспечения качества ремонта сельскохозяйственной техники на современном этапе // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2005. № 1. С. 9-12.

9. Ерохин М.Н., Леонов О.А. Ремонт сельскохозяйственной техники с позиции обеспечения качества // Экология и сельскохозяйственная техника. Материалы 4-й научно-практической конференции. СПб. 2005. С.234-238.

10. Белов В.М. и др. Расчет точностных параметров сельскохозяйственной техники. - М.: МИИСП, 1990, 125 с.

11. Ерохин М.Н., Леонов О.А. Взаимосвязь точности и надежности соединений при ремонте сельскохозяйственной техники // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2006. № 2. С. 22-25.

© О.А. Леонов, 2015

УДК 620.93

Лузин Петр Александрович

Аспирант ИрГТУ г.Иркутск, РФ E-mail: banzaiman@bk.ru

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПЕРЕГРЕТОГО ПАРА КОТЛОВОГО АГРЕГАТА

Аннотация

Данная статья посвящена регулированию температуры перегретого пара котлового агрегата. В тексте статьи приводится описание регулирования температуры перегретого пара путем впрыска «собственного» конденсата котлового агрегата. Представлена математическая модель регулирования температуры перегретого пара.

Ключевые слова

Регулирование температуры перегретого пара котлового агрегата с помощью впрыска «собственного»

конденсата.

Регулирование температуры перегретого пара котлового агрегата осуществляется путём впрыска «собственного» конденсата в пароохладители первой и второй ступеней. Первый впрыск выполнен после фронтовых ширм, второй - после третьей ступени пароперегревателя. Для впрыска используется конденсат, получаемый в установках «собственного» конденсата путём охлаждения насыщенного пара, поступающего из барабана, питательной водой, прошедшей первый (по ходу воды) пакет водяного экономайзера. После конденсаторов питательная вода направляется во входные камеры второго пакета водяного экономайзера. Через конденсаторы проходит вся питательная вода. Конденсаторы работают в затопленном режиме. Подача конденсата в пароохладители первой ступени осуществляется за счёт перепада давления между пароохладителем и раздающей камерой, а также перепада, создаваемого с помощью паровых эжекторов, расположенных в камерах пароохладителей. Подача конденсата в пароохладители второй ступени осуществляется за счёт перепада давления между раздающей камерой и камерой каждого из пароохладителей. Для впрыска в нем используется питательная вода.

Математическая модель температуры перегретого пара.

Регулирование впрыском конденсата основано на снижении энтальпии пара путем отбора части тепла перегретого пара. Изобразим этот процесс на графике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.