Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования внешнеэкономической стратегии РФ и её субъектов в современных условиях (инновационный аспект)'

Теоретические основы формирования внешнеэкономической стратегии РФ и её субъектов в современных условиях (инновационный аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1527
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инновационная политика / внешнеэкономическая стратегия / экспорт / импорт / диверсификация экспорта / инновационная диверсификация экспорта

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васютченко Ирина Николаевна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с укреплением позиции России в сфере международной конкуренции, поскольку структурные изменения, происходящие в системе мирового хозяйства, обусловлены ускорением НТП и глобальным финансово-экономическим кризисом. В этой связи особую актуальность приобретает проблема перехода российской экономики на инновационный путь развития и рассматривается в качестве основного направления её внутренней и внешней политики. Дальнейшая интеграция страны в систему мирохозяйственных связей предполагает разработку и реализацию действенной инновационной политики и эффективной внешнеэкономической стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования внешнеэкономической стратегии РФ и её субъектов в современных условиях (инновационный аспект)»

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

И.Н. ВАСЮТЧЕНКО

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РФ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с укреплением позиции России в сфере международной конкуренции, поскольку структурные изменения, происходящие в системе мирового хозяйства, обусловлены ускорением НТП и глобальным финансово-экономическим кризисом. В этой связи особую актуальность приобретает проблема перехода российской экономики на инновационный

путь развития и рассматривается в качестве основного направления её внутренней и внешней политики. Дальнейшая интеграция страны в систему мирохозяйственных связей предполагает разработку и реализацию действенной инновационной политики и эффективной внешнеэкономической стратегии.

Инновационная политика, внешнеэкономическая стратегия, экспорт, импорт, диверсификация экспорта, инновационная диверсификация экспорта.

В условиях глобализации одной из основных задач российской экономики является обеспечение национальной конкурентоспособности на основе реализации инновационной политики.

По мнению российских учёных, отсутствие действенной (эффективной) государственной инновационной политики на протяжении ряда лет способствовало усилению существующих диспропорций в экономическом развитии страны. В результате усиления деформационных процессов в экономике и нерешённости существующих проблем (отсутствие национальной конкурентоспособности, сырьевая ориентация экспорта, слабое развитие отдельных отраслей промышленности т.д.) позволяет осуществлять социально-экономическое развитие страны на основе функционирования сырьевого сектора за счёт меняющейся конъюнктуры цен на мировом рынке. Выходом из сложившейся ситуации должно стать широкомасштабное развитие инновационной деятельности в базовых отраслях промышленности и сельском хозяйстве, способной обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики на внешнем рынке [1].

В настоящее время в экономической литературе исследованы основные проблемы формирования государственной инновационной политики) РФ [2-11], предложены теоретические подходы, позволяющие сформировать практические рекомендации с использованием опыта зарубежных стран.

Рассматривая «Стратегию инновационного развития РФ до 2020 г.» с точки зрения изложенных подходов необходимо отметить, что в формировании инновационной политики (стратегии) на федеральном уровне отсутствует единый научно обоснованный методологический подход к переходу на инновационный путь развития.

В. Иванов [12] отмечает, что разработка и последующая реализация политики (стратегии) инновационного развития страны требует осуществления критического анализа экономических теорий, рас -

сматриваемых в качестве методологической базы экономической политики России, и формирования новых подходов, обеспечивающих вывод страны в мировые лидеры. В плане инновационного развития Россия стоит перед выбором:

- формирования экономики по схеме догоняющего развития на базе сырьевого сектора, что не даст возможности сформировать современную инновационную экономику;

- формирования экономики на базе собственного научного, образовательного, промышленного, ресурсного, внешнеэкономического потенциала путём адаптации зарубежного опыта к потребностям страны в рамках инновационного развития. Основные направления государственной инновационной политики РФ на современном этапе представлены на рис. 1. Вышеперечисленные направления государственной инновационной политики яв-ляются равнозначными и должны стать неотъемлемой частью социально-экономического развития страны. Однако в условиях присоединения России к ВТО и последующей интеграции в мировую экономику необходимо пересмотреть и доработать существующие направления государственной инновационной политики.

Современная инновационная политика должна включать научный, образовательный, промышленный, региональный, внешнеэкономический компоненты и давать чёткое представление о механизмах их взаимодействия.

В связи с этим обеспечение наиболее выгодных условий участия национального хозяйства в международных экономических отношениях и укрепление страны в мировом хозяйстве невозможны без разработки действенной инновационной политики и, соответственно, без эффективной внешнеэкономической политики, которая связана с использованием и укреплением внешнеэкономического потенциала России.

28

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Направления государственной иннов анионной политики РФ

Совершенствование нормативноправового обеспечения инновационной деятельности

Формирование системы комплексной поддержки инновационной деятельности

Формирование национальной инновационной системы

Формирование инфраструктуры инновационного процесса

Активизация инновационной деятельности за счет участия различных ассоциативных структур

Поддержка системы образования

Сохранение и активизация имеющегося научно-технического потенциала

Рис. 1. Направления государственной инновационной политики РФ (Составлено автором с использованием [1])

Под внешнеэкономической политикой государства понимается целенаправленная и комплексная программа действий законодательной и исполнительной власти по развитию и повышению эффективное -ти всей совокупности внешнеэкономических связей как важного средства укрепления национальной экономической безопасности государства [13;14].

Внешнеэкономическая политика призвана способствовать приумножению национального богатства. Она базируется на взвешенной внешнеэкономичес -кой стратегии, основанной на долгосрочных направ-лениях развития макроэкономики.

В условиях глобализации и дальнейшей интернационализации хозяйственной жизни практически все регулирующие меры государства приобретают внешний эффект. Давление международной конкуренции предопределяет каждый аспект государственной политики - от содействия повышению эффективности промышленного производства, субсидирования сельскохозяйственного производства до системы образования и социального обеспечения, вследствие чего вопросы позиционирования каждого государства зависят от набора различных направлений его стратегии. Концентрация на одном направлении приводит к неустойчивому положению государства в мирохозяйственных связях, что отрицательно сказывается на его существовании, поскольку может быть поглоще-

но или лишено своих основных ценностей. Поэтому необходимо расширить возможности маневрирования с тем, чтобы усилить позиции государства, которые рассматриваются в первую очередь с точки зрения социально-экономического потенциала страны [13].

Формирование внешнеэкономической стратегии осуществляется под воздействием целого ряда факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. В первую очередь её определяют сдвиги в производительных силах, в уровне международного разделения труда и обобществления производства и капитала, т.е. общие условия воспроизводства.

На современном этапе разработка и реализация внешнеэкономической стратегии России связана с целым рядом внутренних проблем (рис. 2). География внешнеэкономических связей имеет традиционно одностороннюю направленность на западноевропейские рынки, в то время как существует опасность недоиспользования потенциала рынков стран СНГ -основного стратегического партнёра России, а также растущих рынков Юго-Восточной Азии, Китая, стран Африки и Латинской Америки [13].

Внешнеэкономическая стратегия России должна учитывать весь комплекс быстро меняющихся внешних условий её реализации (рис. 3), связанных с интенсификацией процессов глобализации.

29

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Формирование внешнеэкономической стратегии предопределяет применение системного подхода, учитывающего влияние как внешних, так и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на дальнейшее интегрирование России в мировое хозяйство [13].

Важно отметить, что отсутствие в условиях присоединения России к ВТО достаточно проработанной инновационной политики и, соответственно, внешнеэкономической политики (внешнеэкономической стратегии) значительно осложняет эффективную

интеграцию России в систему мирохозяйственных связей, не позволяет ей в полной мере использовать преимущества внешнеэкономической деятельности для укрепления конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста. Не имея чётко выраженной позиции по многим актуальным вопросам развития мировой экономики и международной торговли, торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, Россия представляется пассивным участником процессов глобализации [13; 14; 15].

Внутренние проблемы на этапе формирования внешнеэкономической стратегии России

Топливно-сырьевая направленность российского экспорта

Неразвитость институтов и механизмов государственного содействия экспорту

Внутренние барьеры развития внешнеэкономической деятельности

Отток капиталов и интеллектуальных ресурсов из РФ

Низкая конкурентоспособность товаров и услуг

Усиление процесса импортозамещения на внутреннем рынке страны

Незначительный уровнь инвестиций в отрасли экономики с высокой степенью переработки продукции и наукоемкие отрасли

Рис. 2. Современные проблемы внутреннего характера на этапе формирования внешнеэкономической стратегии России

Г

Внешние проблемы на этапе формирования внешнеэкономичес-' кой стратегии России

Изменения в пространственной конфигурации, отраслевой и технологической структуре

Неразвитость институтов и механизмов государственного содействия экспорту

Повышение трансграничной мобильности капитала и растущая интернационализация производственносбытовых цепочек

Появление новых стран-лидеров и др.

Рис. 3. Современные проблемы внешнего характера на этапе формирования внешнеэкономической стратегии России

В рамках «Концепции долгосрочного социально- щественное внимание уделяется внешнеэкономичес -

экономического развития РФ до 2020 г.» [13,16] су- кой политике, основная цель которой в долгосрочной

30

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

перспективе заключается в создании условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности её национального хозяйства.

По мнению российских экономистов, поставленные стратегические цели и задачи в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020г.» достаточно амбициозны, и их решение потребует от государства значительных усилий.

Многие вопросы внешнеэкономической стратегии, рассмотренной учёными Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), нашли своё воплощение в Концепции-2020, отражающей подходы и позицию Минэкономразвития РФ по рассматриваемой проблеме.

Необходимо отметить, что в 2009-2010 гг. реализация основных приоритетных направлений ВЭС-2020 в условиях мирового финансово-экономического кризиса была затруднена. Это касается как количественных индикаторов, так и мер институционального характера. Совершенствование системы государственного содействия ВЭД, формирование новых институтов в этой сфере осуществлялось недостаточно активно и последовательно [13].

В этой связи необходимо заново осмыслить существующие направления инновационной политики России и, соответственно, внешнеэкономическую политику (внешнеэкономическую стратегию) в социально-экономическом развитии РФ. Необходимо создать действенные механизмы поддержки экспорта и привлечения иностранных инвестиций, для формирования которых должны быть выделены финансовые, организационные и кадровые ресурсы.

Согласно концепции внешнеэкономической стратегии, представленной учёными Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), «цель внешнеэкономической стратегии заключается в эффективном встраивании российской экономики в мировое хозяйство и процессы глобализации, обеспечении максимального и:пользования возникающих в связи с этим преимуществ и минимизации неизбежных при этом рисков»[13]. В соответствии с поставленной целью конкретизируются задачи, то есть «качественные описания требований к результатам функционирования системы» [14; 17], обязательные к рассмотрению в рамках данной внешнеэкономической стратегии:

- усиление позиций России в перспективных сегментах мирового рынка товаров, услуг и капитала;

- эффективное геоэкономическое и торгово-политическое позиционирование России на международной арене;

- устранение препятствий и ограничений для осуществления предпринимательской деятельности во внешнеэкономической сфере;

- модернизация государственных институтов регулирования внешнеэкономической деятельности;

- повышение конкурентоспособности российских компаний;

- диверсификация форм и направлений участия России в мирохозяйственных связях;

- формирование средствами внешнеэкономической политики условий функционирования отраслей и секторов национальной экономики.

В рассматриваемой концепции выделяют шесть взаимосвязанных субстратегий:

- диверсификация экспорта;

- эффективная транснационализация российского экспорта;

- повышение участия в международном обмене результатами интеллектуальной деятельности;

- привлечение эффективных иностранных инвесторов в экономику России;

- эффективное использование иностранной рабочей силы в интересах балансирования рынка труда и обеспечения потребностей растущей экономики;

- оптимизация импорта и повышение его вклада в модернизацию экономики.

По мнению авторов [14; 15] внешнеэкономичес-кой стратегии, при всей равнозначности представленных субстратегий в вопросах реализации внешнеэкономической стратегии необходимо исходить из приоритета диверсификации экспорта как на уровне сферы внешнеэкономических связей в целом, так и применительно к её отдельным составляющим -экспорту, импорту, инвестиционному, производственному и технологическому сотрудничеству. Диверсификация экспорта способствует более равномерному распределению доходов в экономике, выравниванию рентабельности различных производств и повышению интенсивности межотраслевого перелива капитала, обеспечивает устойчивость и предсказуемость результатов внешнеэкономической деятельности, выход на перспективные рынки и новых партнёров. Основные направления диверсификации российского экспорта представлены на рис. 4.

В свою очередь, успешное решение задач инновационной и инерционной диверсификации экспорта предполагает наличие эффективно функционирующей системы государственной поддержки экспортной деятельности - финансовой, налоговой, таможенно-тарифной, организационной, маркетинговой, информационно-консультационной и др.

Основным направлением инновационной дивер -сификации экспорта является вовлечение в экспортную деятельность регионов Российской Федерации.

Во внешнеэкономической стратегии, по мнению В. Иванова, региональному аспекту необходимо уделять повышенное внимание, поскольку в условиях глобализации вхождение в систему мировой торговли существенно усиливает внутренние различия меж -ду регионами страны, теми, которые реально участвуют во внешнеэкономических связях, и теми, которые в них не участвуют, а потому все более отстают в развитии [13; 14].

Как подчёркивает академик ПМинакир, Россия имеет значительную пространственную дифференциацию, и вопрос о пространственном распределении текущих и прогнозируемых эффектов от внешнеэкономической деятельности субъектов РФ очень важен, так как произошли значительные изменения, а в перспективе они будут более существенными, поэтому необходимо представлять основные направления региональной внешнеэкономической стратегии [14].

31

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

В условиях присоединения к ВТО главная цель внешнеэкономической деятельности страны и регио-нов заключается в наращивании экономического потенциала, поскольку количественные и стоимостные параметры национального экспорта обусловлены экономическим потенциалом субъектов РФ. В каждом из российских регионов внешнеэкономические связи хозяйствующих субъектов имеют свои особенности, определяющиеся спецификой ресурсной базы, инфраструктуры, состоянием предприятий, уровнем социально-экономического развития и развития предпринимательства и поддержки его региональными властями. Значимым в современных условиях остаётся вопрос о компетенции регионов во внешнеэкономической деятельности, о направленности, степени самостоятельности регионов в её осуществлении [13; 18].

В этой связи вопросы эффективного вхождения регионов в мировое хозяйство в первую очередь зависят от оценки и оптимизации регионального экс -портного потенциала, что позволяет обосновать интеграционные возможности территориальных образований в рамках разрабатываемой внешнеэкономичес -кой стратегии.

Однако в решении задач внешнеэкономической стратегии, как подчёркивают А. Спартак [14], А. Пахомов [19], ведущая роль отводится государству

через устранение ресурсных, институциональных, инфраструктурных и иных ограничений и барьеров для развития ВЭД; совершенствование институтов, механизмов и инструментов регулирования и координации ВЭД [13].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что основное направление инновационного развития страны сопряжено с формированием действенной инновационной политики (стратегии) и, соответственно, эффективной внешнеэкономической политики (стратегии) России в долгосрочной перспективе, реализацию которой на современном этапе предпочтительнее осуществлять в направлении инновационной диверсификации экспорта, что предполагает вовлечение в ВЭД субъектов РФ и локальных территориальных образований и способствует повышению интенсивности и росту масштабов внешнеэкономической деятельности. Эффективная интеграция регионов России в систему мирохозяйственных связей должна обеспечиваться мерами государственного регулирования внешнеэкономической сферы и включать различные методы поддержки российских экспортёров, что позволит активизировать их деятельность и повысить значимость регионов и их территориальных образований в процессе интеграции в мировую экономику [13].

Базовые направления диверсификации российского экспорта

Инерционная диверсификация экспорта

- мобилизация, консолидация и комбинирование существующих конкурентных преимуществ, т.е. вовлечение в экспорт товаров и услуг, принципиально не меняющих, а корректирующих сложившуюся специализацию за счет:

• расширения номенклатуры выпускаемой продукции;

• изменения производственных программ в пользу наиболее востребованных на внешнем рынке товаров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличение поставок комплектующих в рамках субподрядных отношений с зарубежными партнерами;

- восстановление и развитие производственной и научно-технической кооперации на пространстве СНГ;

- превращение России в региональный

^^финансово-экономический центр_______^

Инновационная диверсификация экспорта

- осуществление проектов инновационного развития и структурной диверсификации национальной экономики;

- становление новых конкурентоспособных производств, специализирующихся на выпуске высокотехнологичной продукциии;

- увеличение инвестиций в обрабатывающую промышленность, сферу услуг;

- создание стратегических межфирменных альянсов с участием иностранных компаний

Рис. 4. Направления диверсификации российского экспорта (Составлено автором с использованием [ 14; 15]).

32

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

ЛИТЕРАТУРА

1. Караева Е.У. Состояние инновационного развития России и перспективы формирования инновационной политики //Экономический вестник Рос -товского государственного университета. 2008. Т.6. №2.

2. Макаров В. Экономика знаний: уроки для России // Вестник РАН. 2003. №5.

3. Макаров В., Клейнер Г. Микроэкономика знаний. М.: ЗАО «Экономика», 2007.

4. Попов Е., Власов М. Институты микроэкономики знаний. М.: Academia, 2009.

5. Инновационный тип развития экономики /под общ. ред А Фоломьева. 2-е изд М: РАГС, 2008.

6. Инновационные приоритеты государства /под ред. АДынкина, НИвановой. М.: Наука, 2005.

7. Иванов В. Национальные инновационные системы: теория и практика формирования. М.:

Абелия, 2004.

8. Инновационная экономика / под ред. АДынкина, Н. Ивановой. 2-е изд. М.: Наука, 2004.

9. Еуриева Л.К. Стратегия инновационного развития регионов. Владикавказ: СОГУ, 2007.

10. Иванов В. Механизм инновационного развития локальных территорий. М.: Абелия, 2007

11. Иванов В. Пространственный подход к формированию национальной инновационной системы // Инновации. 2010. №5.

12. Иванов В. Инновационная политика России: варианты и перспективы // Инновации. 2011. №2(148).

13. Васютченко И. К вопросу о формировании внешнеэкономической стратегии России и её регионов

в условиях глобализации // Вестник ТИУиЭ. 2012. №16.

14. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации: тезисы доклада А Спартака // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №5.

15. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №7.

16. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.rn

17. Могилевский В. Методология систем: вербальный подход. М.: ОАО «Издательство Экономика», 1999.

18. Архипов А. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов в условиях глобализации // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. №3.

19. Пахомов А. Стратегия развития внешнеэкономического комплекса РФ // Проблемы теории и практики управления. 2010. №12.

20. Информационно-аналитическая база данных по

внешней торговле, инвестициям и инновациям [Электронный ресурс ]. URL: http:

//www.polpred.com.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.