УДК 374
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Л.С. Кудинова
В статье рассмотрены теоретические основы формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий, проведен анализ передовых идей отечественных и зарубежных педагогов, что позволило установить зависимости, которые определяют интенсивность и характер существования познавательной активности в обучении. Статья представляет собой описание основных подходов к данной проблематике, имеющей большое общевоспитательное значение, т. к. именно в процессе игры происходят глубокие изменения во всей психике ребенка и появляются важнейшие психические новообразования возраста (образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность к взаимодействию со сверстниками и др.).
Ключевые слова: познавательная активность; игровые технологии; личность; дети дошкольного возраста.
Изучение передовых идей отечественных и зарубежных педагогов прошлого позволило установить зависимости, которые определяют интенсивность и характер существования познавательной активности в обучении. Исследователи рассматривают познавательную активность как синтетическое образование, включающее в себя такие компоненты, как: интеллектуальные, эмоциональные и волевые факторы (Л. А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); склонность (Б.И. Додонов,
A.В. Запорожец, А.В. Петровский и др.); избирательная направленность личности (В.Б. Бондаревский, Г.И. Щукина и др.); выражение потребности индивида (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Б.А. Теплов и др.); выражение эмоционального отношения (В.Г. Иванов, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов,
B.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); мотив учебной деятельности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Л.С. Славина, Г.И. Щукина и др.); мотивационная сфера личности (Б.И. Додонов, А.К. Дусавицкий, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.М. Фридман); интегративное качество личности (Ф.К. Савина, О.В. Науменко).
Познавательная активность рассматривается нами как интегративное качество личности, представленное совокупностью мотива-ционно-стимулирующего, содержательно-
деятельностного и эмоционально-оценочного компонентов, которые с формированием познавательного интереса обеспечивают одновременно и развитие личностных функций.
Так, мотивационно-стимулирующий
компонент содержит в себе мотивы учения предмета (почему школьник учится) и личностную значимость изучения предмета (субъективная значимость). Содержательнодеятельностный компонент включает в себя обученность по предмету (наличие определенных знаний, умений и навыков); особенности предпочтения различных компонентов учебной деятельности (форма, содержание или процесс предстоящей деятельности); преобладающий характер учебной деятельности; познавательную активность (воспроизводящая, интерпретирующая и др.); познавательную самостоятельность и сотрудничество (стремление работать в группе). Эмоционально-оценочный компонент охватывает эмоции (как переживает учение школьник -положительно или отрицательно) и рефлексию (взгляд на свою познавательную деятельность со стороны).
Важную роль в формировании познавательной активности детей дошкольного возраста играет такой вид деятельности, как игра. Так, согласно Л.С. Выготскому, игра представляет собой источник развития личности, создающий зону ближайшего развития [1]. По его мнению, в процессе игровой деятельности формируется не только познавательная активность личности ребенка, но и происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров дают следующее определение игры: «Игра есть
то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат» [2, 3].
Не менее интересно определение игры у Г.К. Селевко: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [4].
Анализ предлагаемых в русле разных научных подходов дефиниций игры свидетельствует об их чрезвычайном разнообразии и неоднородности.
В принципиальных подходах к изучению природы детской игры с определенной степе -нью условности можно выделить два направления. С одной стороны, прослеживается преимущественно биологический взгляд на ее происхождение и развитие, с другой стороны, многие исследователи в определении природы детский игры считают приоритетными социальные, или средовые, факторы.
Так, по мнению М.Я. Басова, правильно понять игру можно только путем структурного ее анализа как общего типа поведения, с учетом всей совокупности характеризующих ее черт и их взаимосвязей [5]. При этом должен быть принят во внимание характер взаимоотношений организма со средой и условия его существования. С этой точки зрения игровая деятельность отличается тем, что она в наименьшей степени подчиняется каким-либо внешним целям и в наибольшей степени сама является своим собственным двигателем («деятельность ради деятельности»). Характер этой деятельности зависит от социальных причин, которые у одних детей сокращают период детства, отрывая их от игры и переводя к труду, а у других делают чуть ли не всю жизнь сплошной игрой, свободной от каких-либо продуктивных целей.
Взгляд на игру как на социальное явление содержится и в трудах В.В. Зеньковского [6], который считал, что социальное созревание, развитие и упражнение социальных сил, усвоение общественного опыта лишь частично осуществляется в серьезном и деловом взаимодействии с социальной средой. В самом же главном и существенном оно достигается в играх.
Называя игру «великой учительницей», П.П. Блонский видел в ней естественную форму и труда, и активной деятельности, в которой ребенок упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни [7].
По мнению Д.Б. Эльконина, детская игра в своих основных формах (игра, упражнение, ролевая игра) является историческим образованием и представляет собой вид деятельности, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной направленности [8].
Сходные выводы о социальной сущности игры содержатся и в других отечественных исследованиях. Например, Н. С. Пантина считает, что появление игры отражает все более четко осознаваемую необходимость включать подрастающее поколение в целенаправленную и управляемую систему воспитания и обучения, начиная с возможно более раннего возраста [9].
Таким образом, основываясь на деятельностном подходе, мы рассматриваем игру как форму деятельности в условной ситуации, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игровая деятельность интегрирует предметно-практическую, интеллектуально-познавательную деятельности и саморегуляцию личности.
С этой точки зрения игра является не только мощным средством воздействия на формирующуюся познавательную активность дошкольника, но и оказывает влияние на развитие всех структурных элементов базовой культуры личности дошкольника, формирование новых ее качеств (активность, уверенность, целенаправленность и т. д.), что впоследствии обеспечит гармоничное социальное взаимодействие.
Выбор игры в качестве основного средства по реализации задач формирования познавательной активности дошкольников основывается на том факте, что при работе с этими детьми игра становится не просто универсальным, а оптимальным психологопедагогическим средством, позволяющим всесторонне влиять на их развитие.
На наш взгляд, особое место в формировании отводится игровым технологиям.
В целях наиболее эффективного использования позитивного влияния игровой дея-
тельности на процесс формирования познавательной активности детей дошкольного возраста оптимальным является использование игровых технологий.
Игровые технологии позволяют ребенку быть лично причастным к процессам, протекающим в общественной жизни, дают возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Игровые технологии позволяют дошкольникам осуществить массу социальных проб, принять на себя различные социальные роли, увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки, в т. ч. и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия.
Советский энциклопедический словарь определяет задачу технологии как «выполнение физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов» [10]. Словарное толкование термина допускает использование его в педагогической сфере и связано с поиском таких подходов, которые могли бы превратить обучение и воспитание в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом» [11].
Так, по мнению М.В. Кларина, педагогическая технология означает совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических приемов, используемых для достижения педагогических целей [11].
В понимании Е.Е. Асташкиной, педагогическая технология представляет собой построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнозируемый характер [12].
В современной науке педагогическая технология рассматривается с позиций анализа культурно-исторического развития игры
[13]; в русле концепции социализирующего смысла игры детей, подростков и юношества
[14]; с позиций логико-методологического анализа [15]; в рамках защиты тезиса об игровом характере культуры [16].
Структура педагогической технологии включает в себя следующие компоненты [4]:
- концептуальную основу, т. е. опору на определенную научную концепцию;
- содержательную часть (цели, задачи учебно-воспитательного процесса, его целостное содержание, выстроенное с логичной взаимосвязью всех частей, т. е. система);
- процессуальную часть - технологический процесс (проектирование, планирование, организация деятельности, формы и методы деятельности воспитанников, формы и методы педагога, рефлексия и поэтапная диагностика).
Таким образом, технологии представлены рядом педагогических операций, из последовательности которых складывается воспитательный процесс, направленный на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста.
Любая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность ребенка. В игровых технологиях эти средства (т. е. игры) составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Относительно содержания необходимо определить ряд условий, способствующих успешному проведению игровой технологии. К ним можно отнести: опору на знакомый материал, т. к. игра опирается на предыдущий опыт; должно быть заложено преодоление чего-либо, т. к. только в этом случае возможна активность действия; игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение как правил, так и содержания); в основе игры может лежать соревновательность, что дает толчок к развитию принятых игровых ролей; игра должна контролироваться организаторами; не допускается «зацикленность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности; наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием, оформлением), т. к. это позволяет создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.
Таким образом, игровые технологии как основное средство игровой деятельности представляют собой систематизированные наборы игр, упражнений, заданий игрового характера, которые будут направлены на реализацию задач развития у детей тех или иных значимых социально-культурных способностей и коррекции их недостатков. Игровые технологии являются оптимальным педагогическим средством формирования
познавательной активности детей дошкольного возраста, т. к. в их основу заложен ведущий вид педагогической деятельности -игра, в ходе которой ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности и более эффективно усваивает социально-культурный опыт человечества.
В игре развиваются качества личности, имеющие большое значение для формирования деятельностного социального опыта дошкольника: толерантность, самостоятель-
ность, креативность, активность, решительность, инициативность и т. д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценностях. Игра не может быть исключительным содержанием жизни, но она помогает ребенку адаптироваться к социальной среде, к взаимодействию в конкретном коллективе, готовит к переходу на иные, неигровые виды деятельности.
1. Выготский Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка // Вопр. психики. 1996.
2. Андреева Г.М. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.
3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в общении и развитии. М 1996.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1996.
5. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
6. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.
7. Блонский П.П. Педология. М., 1999.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1998.
9. Усова А.П. Роль игры в детском саду. М., 1961.
10. Советский энциклопедический словарь. М., 1987.
11. Кларин М.В. Педагогическая технология в педагогическом процессе. М., 1989.
12. Асташкина Е.Е. Игровые технологии как средство адаптации старшеклассников к социальной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2002.
13. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3.
14. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994.
15. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований: методологический анализ // Педагогика и логика. М., 1993..
16. Хейзинга, И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
Поступила в редакцию 6.04.2009 г.
Kudinova L.S. Theoretical bases of formation of preschool children’s cognitive activity by means of game technologies. The article considers theoretical bases of formation of pre-school children’s cognitive activity by means of game technologies, the analysis of ideas of leading home and foreign teachers is made, that let to establish dependencies defining intensity and nature of existing of cognitive activity and training. The article represents the description of main approaches to the problem that has a great educational importance i.e. namely in the process of game a profound changing in the child’s mentality and most important mental formations of age happens (vivid mind, imagination, orientation in problems and reasons of person activity, ability to cooperate with contemporaries etc).
Key words: knowledge activity; game technologies; personality; pre-school children.
21б