А.С.Нурмухамбетова,
старший преподаватель, филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 свздер: патриотизм, цалыптастыру, жогары сынып оцушылары, цогам, Отан, руха-ни-патриоттыц цундылыцтар, тулга цалыптастыру, сыныптас тыс цызмет, влкетану.
Ключевые слова: патриотизм, формирование, старшеклассики, общество, Отчизна, нравственно-патриотические ценности, становление личности, внеурочная деятельность, краеведение.
Keywords: раМвйзт, formation, senior pupils, society, Motherland, moral and patriotic values, the formation of personality, extracurricular activities, local history.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Ацдатпа
Макалада патриотизмге тэрбиелеудеп кейбiр тео-риялык аспектшер ашылган. Автор кыскаша гана тYсiнiктiк аппаратты аша отырып, сыныптан тыс уакытта жогары сынып окушыларын патриотизмге тэрбиелеуге токталып кетедi. Сыныптан тыс уакытта патриотизмге тэрбиелеу когамда белсендi жара-тушы позиция тургысынан жогары дамыган тулга ретiнде карастырылады. Ол тулга Отан Yшiн езшщ кабiлеттерiн аямайтын, жагымды кундылыктар мен касиеттерiне ие болуы тиiс. Бул зерттеудщ езектш-гi жeнiнде мемлекет пен когамдык бiрлестiктердщ аталган проблемага аса назар аударылып жYргенi дэлел. «Патриотизм» деп Отанга деген аса ерекше кезкарас аталады, оны коргап, сактай бшуге эзiр-лiк ретiнде карастырылады. Бул ецбектщ практи-калык мацыздылыгы зор: практикалык корытынды
мен Fылыми-эдiстемелiк усыныстар жогары сынып ^
К
окушыларын патриотизмге тэрбиелеу мен езект д проблемаларды шешуге жол ашады. ^
Аннотация О
В статье раскрываются теоретические аспекты О патриотизма. Автор раскрывает понятийный аппа- Щ рат, останавливаясь на формировании патриотизма 2 у старшеклассников во внеурочной деятельности. н Формирование патриотизма старшеклассников в процессе внеурочной деятельности рассматривается как становление личности с активной созидатель- ^ ной позицией в обществе, обладающей осмысленно позитивными ценностями и качествами, способной ^ проявить их на благо Отечества. Об актуальности ис- ¡5 следования говорит тот факт, что в последнее время стало больше внимания уделяться данной проблеме со стороны государства и общественных объединений. «Патриотизм» рассматривается как особое отно- ^ шение к Отчизне, которое выражается в готовности § беречь ее и защищать, как становление личности с щ активной созидательной позицией в обществе. Прак- ^ тическая значимость заключается в том, что теоретические выводы и научно-методические рекоменда- ^ ции способствуют эффективному решению проблем ^ формирования патриотизма старшеклассников.
m
ш
ш
Annotation
The article reveals the theoretical aspects of patriotism. The author briefly reveals the conceptual apparatus, dwelling on the formation of patriotism in high school students in after-hours activities. Formation of patriotism of high school students in the course of extracurricular activities is considered as the formation of a person with an active creative position in a society that has meaningfully positive values and qualities that can show them for the benefit of the Fatherland. The relevance of the study is evidenced by the fact that recently more attention has been paid to this problem by the state and public associations. "Patriotism" is seen as a special relation to the Motherland, which is expressed in the readiness to cherish it and protect it, is seen as the formation of a person with an active creative position in society. The practical significance lies in the fact that theoretical conclusions and scientific and methodological recommendations contribute to an effective solution of the problems of the formation of patriotism of high school students.
В современном мире происходят не только финансовые и экономические кризисы, но и социально-политические катаклизмы, к сожалению, свидетелями которых мы являемся. Во многих, некогда спокойных государствах гремят террористические акты, все больше и больше развивается расовая нетерпимость, эмигрирующие потоки бе-§ женцев приносят с собой достаточно боль-
ьн
и шие проблемы, гражданские беспорядки
О становятся обыденным делом. О Важность решения проблем патриотиче-
О ского воспитания подтверждается издани-
м ем ряда законодательных актов, созданием
2 центров патриотического образования, ^ организацией мероприятий, разработкой ^ программ и учебных пособий, в которых Ч вопросы гражданского и патриотического С воспитания в центре внимания.
К Президентом Н.А. Назарбаевым под-<С черкивается, что «.. .мы приступаем к моК дернизации общественного сознания. Как с
^ вы знаете, этому посвящена моя статья
м «Взгляд в будущее: модернизации обще-л
^ ственного сознания» [1]. ^ Важным направлением всей воспитаем тельной работы в стране является воспи-С тание казахстанского патриотизма, которое
3 сводится к одной простой мысли: «Наша К
л Родина - Казахстан».
1—>
«Патриотизм» ученые Росси и Казахстана рассматривают как особое отношение ^ граждан к Отчизне, которое выражается в
готовности беречь ее и защищать. Это особое отношение к широким бескрайним просторам, ее богатым недрам, историческому прошлому, обычаям, традициям всех проживающих на ней этнических сообществ. В патриотизме чувство гражданина сочетается с его чувством любви к «малой родине», родной республике, области, краю, т.е. оно связано с формированием таких понятий, как Родина, Отчизна, «родные края».
Патриотический акт "Мэцгшш ел" был принят на XXIV сессии Асамблеи народа Казахстана, прошедшей в Астане под председательством Президента РК, Председателя Ассамблеи Нурсултана Назарбаева. Полный текст Патриотического акта "Мэц-гшк ел" содержит общенациональные ценности, созданные народом Казахстана.
Особую актуальность сегодня приобретает воспитание патриотизма у старшеклассников во внеурочной деятельности, способствующей формированию - патриотических ценностей (любви к Отчизне, малой родине, окружающей природе, к культуре, обычаям, традициям) в различных видах творческой, научной, исследовательской работы. Прежде всего, это формирование у старшеклассников общественно-значимых патриотических ориен-таций, сочетание личных и общественных интересов, неприятие чуждых обществу процессов и явлений, нарушающих его прогрессивные традиции и устои.
Формирование патриотизма старшеклассников в процессе внеурочной деятельности рассматривается как становление личности с активной созидательной позицией в обществе, обладающей осмысленно позитивными ценностями и качествами, способной проявить их на благо Отечества. Об актуальности проблемы воспитания патриотизма говорит и тот факт, что в последнее время стало больше внимания уделяться её решению со стороны государства и общественных объединений. Об этом свидетельствуют данные министерства обороны, связанные с формированием патриотизма.
Это во многом отвечает потребностям современного казахстанской и российской общественности, заинтересованной в том, чтобы старшеклассники принимали активное участие в социально-культурном развитии государств, отстаивали принципы патриотизма в различных сферах деятельности, чему способствует организованная внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность - это комплексная деятельность всестороннего развития личности. Она направляет старшеклассников на активное познание родного края, его природных богатств, культуры и истории. Следовательно, педагогически правильно организованная внеурочная деятельность может обеспечить комплексный подход в воспитании патриотизма, так как положительно воздействует на все сферы личности: интеллектуальную, эмоциональную, физическую, волевую и нравственную, способствуя всестороннему и гармоничному развитию личности.
В XVIII в. к проблеме человека, его обязанностей как гражданина и патриота обращались многие русские просветители: М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.В. Попугаев. Ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов считал, что воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать главной целью педагогического процесса. Он
невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», дав им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших «чувствование» Отечества, Ломоносов называл «нищими». По мнению просветителя, потребность жить «для пользы Отечества» должна быть мерилом жизненного смысла» [2, с. 7-8]. Вопросы о воспитании истинных сынов Отчизны был также важны для педагогической мысли начала 19 века, они отражены в трудах Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, декабристов.
К.В. Ельницкий подчеркивал, что для государства «более полезны такие граждане, которые проникнуты патриотическим чувством и готовы посвятить Отечеству свои силы и даже жизнь, чем такие, которые равнодушно относятся к его судьбе и славе» [3, с.12]. При этом он указывал на прямую зависимость благоденствия государства от силы патриотического чувства его граждан, от их умения служить Отечеству. Среди средств, формирующих чувство Отечества, педагог называл следующие: влияние старших, сила примера; рассказы о замечательных деятелях России и их доблестных подвигах, обязательно проникнутые искренним патриотическим чувством самого наставника; поэтические произведения; пение патриотических песен; торжественное празднование дней, имеющих особенно важное значение в жизни Отече-ства...[2, с. 12].
Значимость практического исследования заключается в том, что теоретические выводы и научно-методические рекомендации будут способствовать эффективному решению проблем формирования патриотических качеств старшеклассников во внеурочной деятельности. Разработанная технология организации данного процесса, спецкурс факультативных занятий по краеведению для учащихся 9-11 классов «Туган Елим», Программа деятельности школь-
*
К X
ш Ч
О
«
о с о
1-4
м ^
2
с н
о «
о
с *
к
X
<с н
с о о т
ш
ч
РЧ
О о. С
ш
X -а
¡3
Н *
С
X
ш
ч
о
«
о с о
1-4
м ^
2
с н о
£ «
о
с ^
К
X
<с н
с о о т
ш
ч
РЧ
О о. С
ш
X -а
£
н <
ного краеведческого клуба «Земля Отцов - Атамекен», Цифровой образовательный ресурс «Методические рекомендации по организации краеведческой деятельности», а также полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы в практике общеобразовательных школ России и Республики Казахстан, на курсах повышения квалификации учителей, а также могут оказать большую помощь практическим работникам - педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе.
Мы рассматриваем патриотизм с позиций естественного подхода к его формированию, т.е. как чувство, которое присуще каждому человеку; формируется независимо от политических и экономических изменений в обществе; является результатом освоения личностью ценностей своей Родины, а, следовательно, идентификацией с культурой как синтезом ценностей. Для патриотического воспитания на основе естественного подхода ценным является мнение Б.М. Бим-Бада, который считает воспитание через непосредственную среду «наиболее эффективным из принципов педагогики». Обучающую и воспитывающую среду ученый определяет как «естественную стихию обучения и воспитания» [4, с. 158].
Сердцевина человека — любовь к Отечеству — закладывается еще в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой. Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз и заключается в том, чтобы он постиг
это счастье [5, с.175 ]. Воспитание гражданина-патриота — это гармония разума, мысли, идей, чувств, духовных порывов и поступков. Это и воспитание убеждений, и воспитание сердца — чуткого, нежного, отзывчивого к добру, к людям труда и сурового, беспощадного, непримиримого к злу, к врагам трудящихся. Сердца, способного к тончайшему движению человеческого духа — могучей и ласковой, мужественной и сильной, горячей и деятельной любви к Отечеству [5, с.16].
Все в нашем обществе делается для того, чтобы детство, отрочество и юность были радостными. Но если мир нашего подрастающего поколения будет наполнен только радостями потребления, они вырастут бездушными, бессердечными монетами, в их сердце не будет ничего святого. Нередко, к большому своему удивлению, родители вдруг открывают в сыне грубость, лень, неповиновение; открывают и изумляются: откуда это взялось, ведь мы делали все для того, чтобы он жил радостно и беззаботно. В том-то и дело, что сын был перекормлен радостями потребления и не постиг радости творения, радости труда для людей. Воспитание патриотических чувств с того и начинается, что завтрашний гражданин находит радость жизни в том, что он что-то дал людям. Это чувствование подлинной радости бытия уходит своими корнями в детство. Именно в детстве, когда человек пытливо и жадно познает окружающую жизнь, он впервые переживает красоту того, что сам создал для людей, вначале для самых близких, родных. Не случайно слова Родина, Отечество — единокровные братья слов родить, отец. Радость творения, радость создания красоты в самом себе, питающая своими животворными соками большое патриотическое чувство, эта радость начинается с творения добра для матери и отца, дедушки и бабушки — для того, кто тебя породил, вскормил и взлелеял. От радости труда для матери, для родных к радости труда для других людей прямая дорога, идя
Щ
по которой, человек поднимается к осознанию таких понятий, как соотечественник, народ, общество, Отчизна [5, с.19-20].
Познание отечества, формирование патриотического сознания это очень сложный и многогранный процесс. Родина открывается перед нами и в цветущих садах, и в зеленых лугах, и в склонившейся над прудом вербе, и в стае перелетных птиц в голубом небе, но самое главное, самое яркое и сильное, что на всю жизнь запечатлевается в сердце патриота и что воплощает в себе Родину, — это люди, благодаря которым возвышается имя народа, его могущество и слава [5, стр. 29].
Великий В.А.Сухомлинский в свое книге «Родина в сердце» писал: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы. Когда я припоминаю свое детство, в памяти моей всплывает то солнечное утро с дремлющими вербами над тихим прудом, то тревожный шелест тополей перед грозой, то куст калины с красными гроздьями, горящими на желтеющем лугу, то горячий летний день в поле — наливается золотая пшеница, в глубоком небе звенит серебряная песня жаворонка; то вечерняя зарница и стая журавлей над седым небосклоном, то крона могучего дуба с багряной листвой, то белое цветение вишни под окном, то древние скифские курганы на горизонте в дрожащем мареве летнего дня. И все это на фоне дорогого материнского лица, склонившегося надо мной: тревожные и задумчивые глаза матери сопровождают все мои воспоминания о том, что окружало меня...» [5, с.38-39]. В истории русской философской мысли понятиям «Отечество», патриотизм» уделялось серьезное внимание. Формирование истинного патриотизма связывалось с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане, предполагающим бескорыстное, беззаветное служение Отечеству [2, с.21 ]. А.Н. Радищев в работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»
исследовал сущность патриотизма. По его мнению, сына Отечества характеризует бескорыстное стремление служить делу процветания Родины, установления в ней демократических порядков, развития науки и искусства. «Те, кто гонится за славою и похвалою, не только не приобретают для себя оных, но паче лишаются». Радищев пришел к выводу, что только свободный Человек, обладающий высокими нравственными достоинствами, исполняющий сознательно законы государства есть сын Отечества (патриот) [2, с.22].
Безусловно, мы попытались раскрыть только некоторые теоретические аспекты формирования патриотизма, останавились на формировании патриотизма у старшеклассников во внеурочной деятельности. Формирование патриотизма старшеклассников в процессе внеурочной деятельности непременно рассматривается как становление личности с активной созидательной позицией в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Назарбаев, Н.А. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания [Электронный ресурс] http:// www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/ press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya.
2. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст]/Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова, Л.Д.Чернухо Издательство: Каро, 2004.- 224 с.
3. Бердяев, Н.А. Судьба России. [Текст]/Н.А. Бердяев.- Москва. Советский писатель, 1990.- 349 с.
4. Березина В.А. О патриотическом воспитании [Текст] /В.А. Березина В.А. // Молодой учёный. - 2011.- № 3 (26). - С. 158 - 162.
5. Сухомлинский, В.А Избранные педагогические произведения [Текст] Сост.: А.И.Сухомлинская, Л.В.Голованов;. - Москва, Молодая гвардия, 1978. - 383с.
*
S X
ш
4
О
«
о с о
1-4
W
Ei
2
с н о
п о
с. *
5
X
<с н s с о о m
ш
ч
W О о. X
ш
X -а
Н *
С