Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования готовности старшеклассников к семейному самоопределению в условиях общеобразовательного учреждения'

Теоретические основы формирования готовности старшеклассников к семейному самоопределению в условиях общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / FAMILY SELF-DETERMINATION / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / FAMILY LIFE EDUCATION / ЦЕННОСТИ / VALUES / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рылеева Анастасия Сергеевна

В данной статье рассматривается проблема семейного самоопределения, которое рассматривается как составляющий компонент жизненного самоопределения личности; приводятся данные исследования старшеклассников по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Для исследования была взята группа детей в возрасте 16-17 лет в количестве 60 человек, обучающихся общеобразовательного учреждения г. Кургана. Данные диагностики (низкий уровень ответственности, размытое представление о семейных ценностях, преобладание гедонистических мотивов) показали необходимость организовать работу по подготовке молодых людей к будущей семейной жизни в рамках разработанного курса «Шаг навстречу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF READINESS OF SENIORS TO FAMILY SELF-DETERMINATION IN CONDITIONS OF GENERAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

His article discusses the issue of family self-determination, which is regarded as the vital component of self-determination; the given researches of high school students according to the method "Value orientations" by M. Rokicha. For the study was taken a group of children aged 16-17 years in the amount of 60 people, students of educational institutions of the city of Kurgan. Diagnostic data (low level of responsibility, fuzzy family values, the predominance of hedonistic motives) showed the need to organize work on the preparation of young people for family life within the framework of the course "Step forward".

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования готовности старшеклассников к семейному самоопределению в условиях общеобразовательного учреждения»

структуры, координируя частные государственные инвестиции, позволяют решать проблемы инфраструктуры отрасли (создавать и модернизировать спортивные объекты, предприятия спортивной направленности, решать проблемы медицинского обслуживания спортивной работы, обучать специалистов судейской квалификации).

Спортивные федерации при наделении их полномочиями и ресурсами способны как никто лучше осуществлять последовательную работу по пропаганде соответствующих видов спорта на всех уровнях систем физической культуры и спорта.

И, наконец, федерациям по видам спорта, гораздо, проще выстраивать как формальные, так и неформальные контакты с аналогичными международными федерациями, тем более что общественные структуры (международный олимпийский комитет, спортивные ассоциации) оказывают, сегодня, приоритетное воздействие на развитие физической культуры и спорта в мировом масштабе.

В то же время необходимо понимать, что институты гражданского общества в сфере физической культуры и спорта не могут возникнуть и дорасти до необходимого уровня сами собой. В Приднестровье необходимо создание системы поддержки деятельности физкультурно-спортивных организаций различных организационно-правовых форм по развитию массового спорта, расширению сети действующих спортивных коллективов, укреплению их материально-технической базы. Они должны получить определенные полномочия (по присвоению спортивных разрядов и судейских категорий, по проведению чемпионатов и первенств, по формированию сборных команд республики) после прохождения государственной аккредитации. Государство должно компенсировать аккредитованным спортивным организациям их расходы по выполнению общественно значимых функций. Механизмом такой компенсации могут стать гранты, социальный заказ на реализацию определенных проектов. Спортивные федерации должны быть допущены к участию в жизни спортивных школ. Их роль может быть очень велика в осуществлении методической работы с тренерами в подготовке команд к республиканским и международным соревнованиям, в поиске негосударственных источников финансирования. Именно умелая работа спортивных федераций может скоординировать работу муниципальных спортивных школ и частных спортивных клубов.

Литература:

1. Статистический отчет организаций спортивной направленности Государственной службы по спорту ПМР за 2016 год.

2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Курамшина. - 2-е изд., испр. -М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

Педагогика

УДК 37.017.7

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Рылеева Анастасия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет» (г. Курган)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема семейного самоопределения, которое рассматривается как составляющий компонент жизненного самоопределения личности; приводятся данные исследования старшеклассников по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Для исследования была взята группа детей в возрасте 16-17 лет в количестве 60 человек, обучающихся общеобразовательного учреждения г. Кургана. Данные диагностики (низкий уровень ответственности, размытое представление о семейных ценностях, преобладание гедонистических мотивов) показали необходимость организовать работу по подготовке молодых людей к будущей семейной жизни в рамках разработанного курса «Шаг навстречу».

Ключевые слова: семейное самоопределение, старшеклассники, общеобразовательное учреждение, подготовка к семейной жизни, ценности.

Annotation. His article discusses the issue of family self-determination, which is regarded as the vital component of self-determination; the given researches of high school students according to the method "Value orientations" by M. Rokicha. For the study was taken a group of children aged 16-17 years in the amount of 60 people, students of educational institutions of the city of Kurgan. Diagnostic data (low level of responsibility, fuzzy family values, the predominance of hedonistic motives) showed the need to organize work on the preparation of young people for family life within the framework of the course "Step forward".

Keywords: family self-determination, pupils, educational establishment, family life education, values.

Введение. В эпоху информационного общества актуальным становится обращение к выстраиванию и формированию в сознании подрастающего поколения высших человеческих ценностей, формированию активной жизненной позиции, направленной на сохранение добрых взаимоотношений между людьми, развитие взаимопомощи и поддержки, сохранение традиций и культуры. Институт семьи относится к разряду тех социальных явлений, значение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества, и в этой своей ипостаси семья, как никакая иная система, служит связующим звеном между человеком и обществом.

Однако в современных условиях институт семьи отличается нестабильностью, значимость традиционной семейной функции, такой как, воспитание детей, снижается, изменяются требования супругов к психологической и нравственной основе брака и межличностным отношениям.

Формулировка цели статьи. Учитывая, что сложившаяся ситуация в стране определена государством как национальная проблема, перед образовательными учреждениями стоит задача обеспечить условия для преодоления негативных тенденций в молодежной среде по отношению к семье и браку, создать условия для формирования готовности к созданию будущей семьи, осознанию роли отцовства и материнства.

На важность подготовки старшеклассников к семейной жизни указывали классики отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Цель и задачи подготовки к семейной жизни они видели,

прежде всего, в совершенствовании нравственной культуры старшеклассников, в воспитании ответственного отношения к материнству и отцовству [8, 9, 10].

Этико-философское осмысление проблемы сущности нравственной культуры личности всегда находилось в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, стремящихся выявить социокультурную специфику нового времени и пространственно-временные инварианты морали (Л.М. Архангельский, С.Ф. Анисимов, А.Н. Титаренко, В. Франкл, Э. Фромм и др.) [1, 2, 11, 13, 14].

Педагогические аспекты рассматриваемой проблемы отражен в работах И.В. Бестужева-Лады, И.В. Гребенникова, Т.А. Куликовой, С.Н. Токаревой, где определены содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни [3, 4, 7, 12].

Ученые М.С. Каган, И.С. Кон, А.Г. Харчев рассматривали психологические, медицинские, гигиенические вопросы воспитания будущего семьянина [5, 6, 15].

Изложение основного материала статьи. В основе духовно-нравственной составляющей формирования готовности старшеклассников к семейному самоопределению находятся религиозный и светский векторы.

Религиозный вектор состоит в том, что программа воспитания молодежи направлена на сознательное усвоение догм, основанных на смирении и подчинении воли Божественному промыслу. Наиболее важными моральными ценностями в рамках религиозной составляющей является сама человеческая жизнь, смирение, отказ от гордыни, соборность как взаимопомощь и сострадание, честность, готовность творить добро ближнему, любовь к человечеству и Отечеству, святость семейного союза, почитание старших по возрасту и по званию, верность присяге, долг, свобода воли, трудолюбие. Как мы видим, они не вступают в противоречие с общечеловеческими ценностями.

Светский вектор включает общечеловеческие ценности (аксиологический аспект), нравственные качества (личностный аспект), нравственное воспитание (педагогический аспект).

Таблица 1

Аксиологический аспект можно представить в форме таблицы

Ценностно-смысловые основы формирования готовности к семейному самоопределению

Направленность личности К вещи К делу На себя На других

Образ жизни выгода конкуренция эгоизм служение

Проявление во вне манипулирование карьеризм потребительство ответственность

Результат фетишизм выгорание одиночество внутренняя сила

Направленность личности К вещи К делу На себя На других

Образ жизни выгода конкуренция эгоизм служение

Проявление во вне манипулирование карьеризм потребительство ответственность

Личностный аспект формирования готовности молодежи к семейному самоопределению представлен следующими компонентами:

1 Волевой компонент (саморегуляция, ответственность, жизнестойкость).

2 Нравственный компонент (милосердие, честность, уважение, преданность, верность, поддержка другого, зрелость морального сознания).

3 Духовный компонент (мировоззрение, ценностно-смысловые установки национального характера).

4 Эмоциональный компонент (неравнодушное отношение к традициям, принятие другого, чувство привязанности к семье, дому).

5 Мотивационный компонент (потребность в соблюдении норм, правил, сознательное отношение к социальным ролям, потребность в конструктивном взаимодействии).

6 Деятельностный компонент (готовность выполнять социальные роли(отца, матери), готовность действовать ради семьи, страны).

7 Когнитивный компонент (знание традиций, культуры, знание функционального содержания социальных ролей).

Формирование готовности молодежи к семейному самоопределению включает в себя следующие уровни:

Стимулирующе-мотивационный содержит мотивы поступков, определяющие деятельность по уходу, воспитанию и обучению детей, взаимоотношения между супругами.

Эмоционально-оценочный уровень включает субъективное ощущение себя в социальной роли (родителя, супруга), отношение к детям, отношение к партнеру и супругу.

Национально-когнитивный уровень содержит моральные знания: принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки, руководствуясь которыми личность умеет конструктивно взаимодействовать в семье и поддерживать гармоничные детско-родительские отношения, выбирать стиль семейного воспитания.

Результатом формирования готовности к семейному самоопределению является ответственная личность, осознанно определяющая стратегию личностного и социального поведения в семье, умеющая строить зрелые межличностные отношения.

Для определения ценностных ориентиров в среде старшеклассников в качестве контрольно-измерительного материала мы использовали методику «Ценностные ориентации», разработанную М. Рокичем. В исследовании приняло участие 60 респондентов в возрасте 16-17 лет.

Мы будем рассматривать упрощенную интерпретацию результатов. В таблице будут показаны лишь ценности, занимающие 1, 2 и 17, 18 места. Данных результатов будет достаточно для критерия определения базовых ориентаций. Такой способ будет применен как к блоку терминальных ценностей, так и инструментальных ценностей. Рассмотрим подробней результаты теста (таблица 2).

Ценности первого порядка: I среди терминальных по количеству выборов заняла ценность «здоровье», II место «уверенность в себе», III место поделили между собой такие ценности как «любовь», «развлечения»и

«свобода». Среди инструментальных ценностей I место занимает «честность», на II месте «воспитанность», III место поделили «независимость», «рационализм», «образованность».

Ценности второго порядка: I место среди терминальных по количеству выборов заняли ценность «материально обеспеченная жизнь», «интересная работа», «активная деятельная жизнь», II место поделили «жизненная мудрость», «здоровье», «уверенность в себе», «наличие хороших и верных друзей». Среди инструментальных ценностей I место заняла «жизнерадостность», II место поделили «широта взглядов» и «аккуратность», III место заняли «самоконтроль», «твердая воля».

Ценности семнадцатого и восемнадцатого порядка являются наименьшей ценностью для испытуемых, поэтому эти ценности будем считать «антиценностями».

Ценности семнадцатого порядка: I место среди терминальных ценностей занимает«счастье других», II место заняло «творчество», III место поделили «активная деятельная жизнь»,»наличие хороших и верных друзей», «красота природы и искусства». I место среди инструментальных занимает ценность «высокие запросы», II место поделили «исполнительность», «чуткость».

Ценности восемнадцатого порядка: I место в терминальных занимает «красота природы и искусства», II место - «жизненная мудрость», III место-«общественное призвание». Среди инструментальных ценностей I «непримиримость к недостаткам в себе и других», II место «ответственность».

Таблица 2

Результаты диагностики ценностных ориентиров

Терминальные ценности Инструментальные ценности

Порядок 1

Ценности Выбор(%) Ценности Выбор (%)

Здоровье 50 Честность 50

Уверенность в себе 20 Воспитанность 20

Любовь 10 Образованность 10

Развлечения 10 Рационализм 10

Свобода 10 Независимость 10

Порядок 2

Ценности Выбор(%) Ценности Выбор (%)

Материальная обеспеченность 20 Жизнерадостность 40

Интересная работа 20 Широта взглядов 20

Активная деятельная 20 Аккуратность 20

жизнь

Жизненная мудрость 10 Самоконтроль 10

Уверенность в себе 10 Твердая воля 10

Наличие хороших и 10

верных друзей

Здоровье 10

Порядок 17

Ценности Выбор(%) Ценности Выбор (%)

Счастье других 30 Высокие запросы 50

Творчество 20 Исполнительность 30

Счастье других 20 Чуткость 20

Активная деятельная 10

жизнь

Наличие хороших и 10

верных друзей

Красота природы и 10

искусства

Порядок 18

Ценности Выбор(%) Ценности Выбор (%)

Красота природы и 50 Непримиримость к 60

искусства недостаткам в себе и других

Жизненная мудрость 30 Ответственность 40

Общественное 20

призвание

Таким образом, среди терминальных отсутствует ценность «счастливая семейная жизнь», а среди инструментальных не встречаются такие, которые необходимы для эффективного взаимодействия с людьми в семье, для конструктивных и гармоничных межличностных отношений, например,как «чуткость», «ответственность», «терпимость». Можно говорить о том, что у обследуемых старшеклассников ценностная картина мира сформирована с акцентом на гедонистический мотив и карьеру. «Любовь» присутствует в выборе терминальных ценностей I порядка, но среди инструментальных ценностей I порядка преобладают независимость и рационализм.

В связи с этим возникает необходимость организовать педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к семейному самоопределению. Этой цели служит разработанный нами курс «Шаг навстречу».

Цель курса: формирование у учащихся готовности к будущей семейной жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи курса: - повысить уровень информированности в области семейной психологии; - осуществить профилактику рисков на пути создания учащимися будущей семьи; - способствовать формированию традиционных семейных ценностей: материнства и отцовства, почитания родителей и старших, пожизненности брака и др.- развивать умения осуществлять осознанный, адекватный выбор спутника жизни;-гармонизация детско-родительских отношений в конфликтных семьях; -развивать личностные качества, необходимые для успешного формирования семейных отношений: уважение, эмпатию, ответственность и др.

Объем и структура курса. Содержание курса рассчитано на один год обучения по одному часу в неделю, общим объемом 34 часа. Курс включает в себя теоретические, практические занятия.

Программа носит ценностно-ориентирующий характер. Уроки предполагают различные формы работы: информационный урок, семинар, тренинг, урок-диспут, беседа, практикум, экскурсия, деловая игра.

Обучающиеся должны знать:

1. Правила поведения в семье, семейные роли.

2. Модели, образы успешного построения будущей семьи.

3. Обязанности, социальные нормы поведения семьянина, значение и содержание роли матери и отца.

4. Объективные (биологические, нормативно-правовые, социальные, экономические и др.) и субъективные (нравственные, личностные, межличностные) основы формирования будущей семьи.

Обучающиеся должны уметь:

1. Управлять своим эмоциональным состоянием.

2. Соблюдать нормы поведения, принятые в семье.

3. Находить пути выхода из конфликтных ситуаций.

4. Поддерживать семейные традиции.

Обучающиеся должны владеть:

1. Представлениями о том, что такое семья и для чего она создается.

2. Навыками самоконтроля, конструктивного взаимодействия с разными членами семьи, с представителями разных поколений.

3. Представлениями о нормативно-правовой базе семейных отношений.

4. Навыками ведения домашнего хозяйства.

Текущий и итоговый контроль. Текущий контроль знаний заключается в оценке знаний учащихся на семинарских занятиях. Итоговый контроль предполагает варианты: сдача зачета по темам курса, написание реферата, собеседование, защита творческих работ.

Учебно-тематический план курса

« о Наименование темы Количество часов

а ^ Теорет. Практ.

1. Введение. Зачем человеку семья. Функции семьи. 1

2. Состав семьи. Отношения между членами семьи. Семейный кодекс РФ. 2

3. Модели семьи. Стиль родительского отношения и его влияние на формирование личности 1

4. Семейное счастье. 1

5. Факторы семейного благополучия: любовь, дети, дом, деньги, вещи. 1

6. Нравственные основы взаимоотношений между юношами и девушками. Мужественность и женственность 1 1

7. Стадии формирования семьи. 1

8. Добрачные отношения. Ошибки добрачного периода и их последствия. Планирование семьи. 2

9. Свадебные традиции и обряды. 2

10. Ранний брак. 1

11. Молодожены. Первый год совместной жизни. 1

12. Семья в ожидании ребёнка. Отцовство и материнство 3

13. Что такое искусственное прерывание беременности. Последствия абортов. 1

14. Уроки семейного благополучия. Причины и последствия разлада семейных отношений. Пути их преодоления. 2 2

15. Родители и дети. Значение детей в жизни семьи. Особенности воспитания мальчиков и девочек. 1 1

17 Традиционный уклад жизни в русской семье. Семейный труд и семейный отдых. Семейные ритуалы. Семейные праздники. 1 2

18 Экономика домашнего хозяйства. 1 3

19 Итоговое занятие. (Защита проектов). 2

Итого: | 32 (34)

Выводы. Таким образом, реализация в условиях образовательного учреждения общего образования курса «Шаг навстречу» будет содействовать преодолению негативных тенденций в молодежной среде по отношению к семье и браку, создаст условия для формирования готовности к созданию будущей семьи, осознанию роли отцовства и материнства, основанного на чувстве взаимоуважения, заботы о другом и ответственности.

Литература:

1. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский. М., 1990. - С. 64-67.

2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф.Анисимов. М.: Мысль, 1988. - 253 с.

3. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением / И.В.Бестужев-Лада. М., 1988. - 215 с.

4. Гребенников И.В., Дубровина И.В., Разумихина Г.П. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителей / И.В.Гребенников, И.В.Дубровина, Г.П.Разумихина; Под ред. И.В. Гребенникова. М.: Просвещение, 1984. - 356 с.

5. Каган М.С. Эстетика как философская наука / М.С.Каган. СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с.

6. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И.С.Кон. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студентов ср. пед. учеб. заведений / Т.А.Куликова. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 232 с.

8. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С.Макаренко. Л.: Лениздат, 1981. - 320 с.

9. Макаренко А.С. О воспитании: Сборник / А.С.Макаренко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 414 с.

10. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

11. Титаренко А.Н. Структура нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования / А.Н.Титаренко. М., 1976. - 340 с.

12. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н.Титаренко. М.; 1998. - 240 с.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

14. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви / Э.Фромм. - М., 1990. - 319 с.

15. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы / А.Г.Харчев, М.С. Мацковский. -М., 1978. 24 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Садриева Лилия Мирзаяновна

Альметьевский государственный нефтяной институт (г. Альметьевск); старший преподаватель Салихова Гульнара Линаровна

Альметьевский государственный нефтяной институт (г. Альметьевск)

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена организации проблемного обучения при подготовке инженера нефтедобывающей отрасли. В статье проанализировано определение понятия проблемного обучения на основе анализа научной психолого-педагогической литературы, предложена концепция проблемного обучения студентов-бакалавров в процессе изучения базового курса информатики.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, новые технологии обучения, программирование, технический вуз.

Annotation. The article is devoted to the organization of problem training in the training of an engineer in the oil industry. The article analyzes the definition of the concept of problem training on the basis of the analysis of scientific psychological and pedagogical literature, suggests the concept of problem training for bachelor students in the process of studying the basic course of computer science.

Keywords: problem training, problem situation, new teaching technologies, programming, technical college.

Введение. Масштабность задач, стоящих перед современным бакалавром нефтегазовой отрасли повышает актуальность проблемы профессиональной компетентности. Нестабильность на мировом рынке нефти, соглашение ОПЕК о сокращении добычи черного золота способствуют направленности вектора развития нефтегазовой отрасли на инновации, наукоёмкость производства, снижение издержек, экономию ресурсов и экологически безопасные технологии. Активное внедрение инструментов бережливого производства, проектного и процессного управления, интеллектуализация труда - источники роста отечественных нефтяных компаний. Развитие компетенций, необходимых в условиях современных вызовов для успешной профессиональной деятельности и определяющих готовность будущего бакалавра-инженера к решению нестандартных проблем на производстве - одна из приоритетных задач нефтегазового образования. Анализ научной литературы, дискуссии с коллегами о проблемах нефтегазового образования собственный опыт авторов преподавания в вузе обусловили вывод о том, что умение самостоятельно решать возникшую проблему является немаловажным условием подготовки квалифицированных специалистов.

Формулировка цели статьи. Проанализировать определения понятия проблемного обучения на основе анализа научной психолого-педагогической литературы, представить авторское определение, приемы реализации технологии проблемного обучения при изучении курса информатики в техническом вузе.

Изложение основного материала статьи. Проблемное обучение является не абсолютно новым типом обучения в педагогической практики, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе.

В зачатке проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). В книге «Как мы мыслим» он заявил о высокой эффективности обучения, в котором организована активная деятельность по самостоятельному решению детьми учебных проблем. Отвергая догматическое обучение, Дьюи впоследствии обосновал и психологические механизмы способности ребёнка решать проблемы.

В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг., а в 1960-е гг. в научно-педагогической и методической литературе обосновывается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.