Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе'

Теоретические основы формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФОРМИРОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИЯ / READINESS / PRESCHOOL CHILDREN / FORMATION / PRIMARY SCHOOL / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина А.С., Евтеева Е.Ю.

В статье исследователями раскрывается особенность систематического школьного обучения. Особое внимание уделено теоретическим основам формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе. Раскрывается актуальный уровень психического развития ребёнка. Приводится значимость личностноориентированного обучения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of formation of readiness of children of preschool age to training in an elementary school

In the article, researchers reveal the peculiarity of systematic school education. Particular attention is paid to the theoretical foundations of the readiness of pre-school children for primary school education. Reveals the actual level of mental development of the child. The importance of personally oriented education in primary school is given.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе»

Теоретические основы формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе

А.С. Москвина1, Е.Ю. Евтеева2

'^Московский государственный областной университет

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А

Moscow State Regional University

Radio str., 10А, Moscow 105005 Russia

'e-mail: anna.moskvina@list.ru

2e-mail: evgenia.evteeva@yandex.ru

Ключевые слова: готовность, дети дошкольного возраста, формирование, начальная школа, инновация.

Key words: readiness, pre-school children, formation, primary school, innovation. Резюме: В статье исследователями раскрывается особенность систематического школьного обучения. Особое внимание уделено теоретическим основам формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе. Раскрывается актуальный уровень психического развития ребёнка. Приводится значимость личностноориентированного обучения в начальной школе. Abstract: In the article, researchers reveal the peculiarity of systematic school education. Particular attention is paid to the theoretical foundations of the readiness of pre-school children for primary school education. Reveals the actual level of mental development of the child. The importance of personally oriented education in primary school is given.

[Moskvina A.S.1, Evteeva E.Yu.2 Theoretical bases of formation of readiness of children of preschool age to training in an elementary school]

В современной России образованию с каждым годом всё больше и больше отдаются приоритеты. Разрабатываются специальные программы, законы поддержки образования. Школьное обучение становится более разнообразным, оно ориентировано на развитие личности, способностей, творческого мышления. Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Современные дошкольные образовательные организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования призваны не просто готовить ребенка к школе, а осуществлять эту работу в режиме тесного взаимодействия со ступенью начального образования.

Готовность к обучению - это сформированность всех

психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.

Изучением проблемы формирования готовности к школе занимались и занимаются такие учёные, как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев и др.

Проблема формирования знаний, умений и навыков у детей до поступления в школу нашла свое отражение в работах Т. И. Тарунтаевой, Л.И. Журовой, Ф. А. Сохина и др.

Вопросы развития элементов учебной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста разрабатывались Л.А. Венгером, А.Н. Давидчук, К.Н. Поливановой, С.А. Козловой Т.А. Куликовой и др. Эти исследования направлены на подготовку к успешному обучению в школе дошкольников в семье и детском саду (Борисова, 2017).

Вместе с тем, современная практика ставит перед необходимостью расширения диапазона исследования вопросов подготовки дошкольников к школе и связанной с этой проблемой стимулирования социально- педагогической подготовки дошкольников к школе. В этом смысле потребности дошкольной практики в научно-педагогической и социально-педагогической разработке совершенно очевидна.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школьному обучению» или «школьной зрелости».

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты

Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина и др.

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребёнка.

Если актуальный уровень психического развития ребёнка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, которые подчёркивают, что у ребёнка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной (Третьяков, 2016).

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Учебная деятельность, в отличие от процесса обучения, представляет собой, с точки зрения Д.Б. Эльконина, целенаправленную познавательную деятельность обучаемого. Учебная деятельность - общественна по содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством), общественна по смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой), общественна по форме осуществления (она реализуется в

соответствии с общественно выработанными нормами), но она вместе с тем индивидуальна по результату, то есть усвоенные в процессе учебной деятельности знания, умения, навыки, способы действий - приобретение отдельного ученика. И это, по мнению Д.Б. Эльконина, основная характерная черта школьного обучения.

Вторая существенная особенность систематического школьного обучения

- обязательное выполнение всеми обучаемыми одинаковых правил, которым подчинено поведение ученика во время пребывания в школе. По своей природе эти правила -общественно выработанные способы поведения, обеспечивающие прежде всего продуктивность работы всего классного коллектива, и, следовательно, они общественно направлены по своему содержанию. Подчинение правилам, с одной стороны, требует от ребенка умения регулировать свое поведение и, с другой, формирует более высокие формы произвольного управления поведением в соответствии с правилами, имеющими общественную коллективистическую направленность, - важнейшая воспитывающая функция в школе. При индивидуальном репетиторстве многие из этих правил отпадают.

Третья существенная особенность систематического школьного обучения заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Система научных понятий не тождественна сумме житейских представлений. Научные знания непосредственно не совпадают с практическим. Эмпирическим знанием, которое складывается у ребенка в процессе личного опыта употребления предметов, или решения практических задач, опыта, приобретаемого под руководством взрослых в дошкольный период. Но сущность вещей не лежит на поверхности, не может быть непосредственно воспринята, она раскрывается в ходе общественно-исторического процесса познания и производства. Переход к изучению науки - это переход к познанию мира таким, каким он является объективно для человеческого познания.

Четвертая существенная особенность школьного

обучения заключается в том, что при переходе к нему ребенку приходится радикально менять всю систему отношений с воспитывающим его взрослым. Для общения с учителем ученику необходимо овладеть особыми средствами. Это относится прежде всего к умениям правильно воспринимать образцы действий, показываемые учителем во время объяснения, и адекватно интерпретировать оценки, которые дает учитель действиям производимым учениками, и их результатам.

Особенности систематического школьного обучения предполагают определенный уровень психического развития ребенка, поэтому успешность обучения начинающего школьника во многом обусловлена уровнем его психологической готовности к обучению.

В настоящее время очень популярен термин «личностно-ориентированное обучение». Но чем же «личностно ориентированное обучение» отличается от «традиционного», ведь всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. Следовательно, оно является развивающим и личностно-ориентированным? С нашей точки зрения, этот вопрос очень хорошо рассмотрен в работе И.С. Якиманской. Она выделяет следующие позиции личностно-ориентированного обучения:

• личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

• образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведением;

• содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду форме;

• критериальная база личностно-ориентированного

обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);

• образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика и выступает основной целью современного образования;

• в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения;

• личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться учителем-предметником, воспитателем с учетом цели развития каждого ребенка, его педагогической поддержки в познавательном процессе, затруднительных жизненных обстоятельствах.

Таким образом, проблематика готовности дошкольников к обучению в школе выступает ведущим инновационным вектором развития дошкольного детства и глобальной проблемой общеобразовательных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

Борисова В.А. 2017. Влияние развития творческого воображения на эмоциональную сферу младших школьников. - Системная психология и социология. № 2: 31-37. Новейший философский словарь. Под ред. А.А. Грицанова. 3-е изд-е, испр.

Минск: Книжный Дом, 2003. 1280 с. Третьяков А.Л. 2016. Гражданское общество и права человека: опыт реализации петербургской модели гражданского и этико-правового образования и воспитания детей и молодёжи. - Управленческое консультирование. № 7: 128-136.

Получена /Received: 02.09.2018 Принята/Accepted: 03.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.