Научная статья на тему 'Теоретические основы экономического анализа института банкротства в антикризисном управлении несостоятельными организациями'

Теоретические основы экономического анализа института банкротства в антикризисном управлении несостоятельными организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА / АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / КРЕДИТОРЫ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безбородова Т.И.

Согласно статистике о рассмотрении арбитражными судами РФ дел о несостоятельности (банкротстве), лишь малая их доля заканчивается прекращением производства в связи с восстановлением платежеспособности Теоретические основы экономического анализа оценки несостоятельности (банкротства) организаций заложены, прежде всего, в юридические основы деятельности института банкротства, что и послужило предметом авторского исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы экономического анализа института банкротства в антикризисном управлении несостоятельными организациями»

21 (324) - 2013

Антикризисное управление

УДК005. 334.4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Т. И. БЕЗБОРОДОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: bezborodovati@mail. ru Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Согласно статистике о рассмотрении арбитражными судами РФ дел о несостоятельности (банкротстве), лишь малая их доля заканчивается прекращением производства в связи с восстановлением платежеспособности Теоретические основы экономического анализа оценки несостоятельности (банкротства) организаций заложены прежде всего в юридические основы деятельности института банкротства, что и послужило предметом авторского исследования.

Ключевые слова: институт банкротства, арбитражный управляющий, кредиторы, риск-менеджмент, жизненный цикл систем.

В системе современного отечественного права несостоятельность (банкротство) представляет собой институт, характеризующийся совокупностью юридических норм (институтов), содержащихся в различных отраслях права, в том числе гражданского, и регулирующих правоотношения, возникающие между юридическими лицами и государством в лице его органов, гражданином, общественными объединениями.

Общее руководство деятельностью института банкротства осуществляет Правительство РФ через возложение определенных функций на федеральные органы исполнительной власти, в частности:

- Федеральную регистрационную службу как орган по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих через национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемые организации арбитражных управляющих;

- Федеральную налоговую службу как уполномоченный орган, представляющий интересы государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей);

- Минэкономразвития России как регулирующий орган, обеспечивающий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

После длительного господства планово-распределительного типа экономической системы этот институт до сих пор остается относительно новой формой экономических отношений, находясь в процессе перманентного развития и трансформаций под действием динамично меняющихся нормативных актов, составленных с учетом интересов как должника, так и кредиторов. Развитие кризисных явлений в мировой экономике, а также новые факторы экономической жизни страны (членство России в ВТО, участие в Таможенном союзе и едином экономическом пространстве) выдвигают дополнительные требования к институту банкротства. Однако с учетом продолжающегося процесса формирования института частной собственности столь быстрая и относительно простая процедура возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) с использованием критерия неплатежеспособности представляется достаточно опасной, поскольку может нанести ощутимый вред институту частной собственности. Поэтому своевременное введение антикризисных мер поможет свести подобные просчеты к минимуму.

Под банкротством понимается процедура, применяемая по отношению к должнику, направленная на оценку его финансового состояния, выработку

Рассмотрение арбитражными судами Росс (банкротсве) в 2008-2010 гг.

мер по улучшению финансового состояния, а в случае, если применение таких мер будет признано нецелесообразным или невозможным, - на наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника [11].

При проведении финансового анализа арбитражный управляющий руководствуется принципами полноты и достоверности, в соответствии с которыми:

- в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются все данные, необходимые для оценки его платежеспособности;

- в финансовом анализе используются документально подтвержденные данные;

- все заключения и выводы основываются на расчетах и реальных фактах [1, 16]. Однако, как показывает статистика о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротсве), лишь малая их доля заканчивается прекращением производства в связи с восстановлением платежеспособности (табл. 1). Из чего можно заключить: либо принципы не выполняются, либо существующие нормативные акты по оценке финансового состояния организации-должника нуждаются в доработке.

Таблица 1

¡йской Федерации дел о несостоятельности и в первом полугодии 2011 г.

Показатель 2008 2009 2010 Первое полугодие 2011

Поступило заявлений о признании должников несостоятельными 34 367 39 570 40 243 16 853

(банкротами)

В том числе принято к производству 27 032 35 545 33 270 13 938

Количество дел, по которым проводилась процедура финансового 48 53 91 76

оздоровления

В том числе прекращено производство по делу в связи 6 2 6 4

с погашением задолженности

Количество дел, по которым проводилась процедура внешнего 579 604 908 839

управления

В том числе прекращено производство по делу в связи 40 11 14 7

с восстановлением платежеспособности

Принято решений о признании должника банкротом 13 916 15 473 16 009 6 955

и об открытии конкурсного производства

Завершено производство по делам о несостоятельности 35 051 30 840 31 195 (13 268) 13 348

(банкротстве)

В том числе:

- завершено конкурсное производство 20 174 15 604 13 268 5 965

- отказано в признании должника банкротом 520 766 702 559

- прекращено производство по делу в связи с утверждением 126 127 255 0,8 150

мирового соглашения

Рассмотрено заявлений, разногласий, жалоб и ходатайств 111 521 169 023 232 846 104 543

в рамках дел о банкротстве

В том числе об отстранении арбитражного управляющего 1 783 1 363 1 394 769

Теоретические основы экономического анализа оценки несостоятельности (банкротства) организаций заложены прежде всего в юридические основы деятельности института банкротства (рис. 1), что и послужило предметом авторского исследования.

Законодательное регулирование по защите прав добросовестных собственников (учредителей, участников) организации-должника осуществляется по направлениям, представленным в табл. 2 [13-17].

Однако лишь в первом случае результаты проведенного финансового анализа являются основанием для включения организации-должника в программу финансового оздоровления, в других случаях этого не требуется [4].

Среди оснований для подачи заявления в арбитражный суд по инициативе организации-должника о проведении процедуры банкротства [11] указывается на обоснование невозможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника, не связывая их с оценкой его финансового состояния.

Иные нормативные акты в этом случае оперируют чистыми активами. В частности, в п. 4 Феде-

рального закона [9] указано: «Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество обязано принять меры, предусмотренные законом об акционерных обществах».

Но размер чистых активов не отражает платежеспособности организации-должника.

Законодательноерегулирование обязанностей органов финансового контроля осуществляется через налоговое администрирование, органами которого являются федеральные службы и их территориальные подразделения. Это Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба по экономическим и налоговым преступлениям, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, а также Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Федерации и иные органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов [3]. Как показывает статистика, эффективность процедур банкротства должников, в которых участвует Федеральная налоговая служба как уполномоченный орган, представляющий интересы Российской Федерации, составила 7,1 % на 01.11.2012 [2].

Законодательное регулирование института банкротства

Защита прав добросовестных собственников (учредителей, участников) организации-должника

Финансовый контроль

Включение организации-должника в программу финансового оздоровления на внесудебном этапе _развития несостоятельности_

Изменение статуса и процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего

Обеспечение прав и законных интересов кредиторов

Использование инвестиционного налогового кредита как формы изменения срока исполнения налогового обязательства

Проведение процедур банкротства по инициативе организации-должника

Рис. 1. Направления законодательного регулирования института банкротства

Таблица 2

Законодательное регулирование по защите прав добросовестных собственников (учредителей, участников) организации-должника

Виды законодательного регулирования Формы защиты прав добросовестных собственников

Включение в программу финансового оздоровления на внесудебном этапе развития несо стоятельно сти Форма предоставления государственной поддержки: реструктуризация кредиторской задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет. Хозяйствующие субъекты: - сельскохозяйственный товаропроизводитель; - организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость; - государственные унитарные предприятия; - прочие организации

Предоставление инвестиционного налогового кредита Производится в виде изменения срока исполнения налогового обязательства. Налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов в течение срока действия договора. Кредитование производится по налогу на прибыль (в части, зачисляемой в региональный и местные бюджеты), а также по региональным и местным налогам сроком от одного года до пяти лет. При получении инвестиционного налогового кредита организация производит уменьшение по каждому платежу соответствующего налога за каждый отчетный период, до тех пор пока сумма, не уплаченная организацией в результате таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором

Проведение процедуры банкротства по инициативе организации-должника Проведение процедур банкротства по инициативе организации-должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в установленный срок

По мнению Торгово-промышленной палаты РФ, необходимо расширить полномочия органов контроля в сфере банкротства при осуществлении ими надзорных функций.

Изменение статуса и процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего, инициаторы которого представлены на рис. 2.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан анализировать финансовое состояние должника, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденными правилами. Но в составе неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанностей не указано на качество полученных выводов.

Конкурсный кредитор или

Выдвижение к

кандидатуре

арбитражного

управляющего

дополнительных

требований

Собрание кредиторов

Арбитражный суд

Выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, членом которой он является. Установление размера и порядка выплаты дополнительного и (или) фиксированного вознаграждения арбитражному управляющему. Выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей

Утверждение арбитражного управляющего или его отстранение в случае

неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанностей

Саморегулируемая организация

I "

^Ходатайство перед арбитражным судом об отстранении арбитражного управляющего в связи с исключением его из саморегулируемой организации или прекращением его членства

Рис. 2. Изменение статуса арбитражного управляющего

Законодательное регулирование обеспечения прав и законных интересов кредиторов осуществляется через реализацию принципов, заложенных в конкурсном праве:

- осуществление мероприятий конкурсного процесса исходя из соображений экономической целесообразности;

- последовательное развитие конкурсных отношений в рамках определенных стадий, каждая из которых предполагает определенный комплекс прав и обязанностей и проведение ряда мероприятий;

- применение норм конкурсного права только с учетом критериев и признаков несостоятельности при строгой дифференциации признаков, достаточных для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и для признания должника банкротом;

- наличие больших возможностей у кредиторов с большим количеством требований, что порождает необходимость защиты мелких кредиторов;

- пропорциональность и соразмерность при удовлетворении требований кредиторов в порядке очередности.

Для наиболее эффективного управления имуществом должника собрание кредиторов принимает ряд управленческих решений, направленных прежде всего на взыскание кредиторской задолженности с организации-должника в ходе восстановления платеже способно сти.

Если стоит задача восстановления платежеспособности организации-должника, то для этого существуют реабилитационные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должника: финансовое оздоровление и внешнее управление. В первом случае производится введение финансового оздоровления, изменение срока его проведения, утверждение графика погашения задолженности. Во втором - введение и продление внешнего управления, утверждение и изменение плана внешнего управления.

При признании должника банкротом в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов вводится конкурсное производство (обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства).

При прекращении производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между

должником и кредиторами заключается мировое соглашение.

Во всех случаях принятия управленческих решений собрание кредиторов должно опираться на результаты анализа хозяйственной деятельности, однако статистика о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (см. табл. 1) больше склоняется в пользу ликвидационных процедур, нежели к санационным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на все усилия, принимаемые Правительством РФ на проведение судебной реформы и появление нескольких разновидностей судов, существует острая необходимость оценки кризисных явлений, происходящих в хозяйствующем субъекте, на ранних этапах развития несостоятельности в условиях антикризисного управления.

Поэтому с точки зрения антикризисного управления в теоретических основах экономического анализа необходимо выделить концепции риск-менеджмента и жизненного цикла систем.

Управление рисками, риск-менеджмент (англ. risk management) - процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией. Современная экономическая наука представляет риск как вероятное событие, в результате наступления которого могут произойти только нейтральные или отрицательные последствия

В российском законодательстве система управления рисками наиболее полно представлена в таможенном регулировании таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и клиринговой деятельности.

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля [21].

Клиринговая организация обязана организовать систему управления рисками, связанными с осуществлением клиринговой деятельности и операций с собственным имуществом, которая должна соответствовать объему и характеру операций, совершаемых клиринговой организацией [10].

Для кредитных организаций Банком России представлен расчет величины рыночного риска,

который предусматривает, в частности, более широкий перечень финансовых инструментов, на которые распространяется его действие [12].

Однако способность организации нести определенные риски - это выраженный в абсолютных цифрах финансовый показатель, который отображает способность компании пережить риск. И в этом случае заслуживает внимания мнение основателя и первого президента Ассоциации по управлению рисками и страхованию Южной Африки, члена совета директоров Международной федерации ассоциаций риск-менеджмента Герта Крайвэгена. В основе обновленного подхода риск-менеджмента положен профессиональный кодекс, получивший название King III [22].

Чтобы дать гарантию того, что риск-менеджмент эффективен и продолжает поддерживать производственные организации, такая организация должна:

- измерять эффективность риск-менеджмента относительно показателей, которые периодически анализируются на соответствие требованиям;

- время от времени измерять рост относительно и отдельно от плана риск-менеджмента;

- вести отчет о рисках и росте в соответствии с планом риск-менеджмента, а также о том, как соблюдается политика риск-менеджмента;

- анализировать эффективность концепции риск-менеджмента [5].

Понятие «жизненный цикл» широко используется в практике менеджмента применительно к таким системам, как определенный вид экономической деятельности, организация, производственная технология, продукт (изделие) и т. д.

Теория жизненного цикла систем требует дальнейшего развития, что связано с переходом мирового сообщества от индустриальной экономики к экономике информационного типа (экономике знаний), которая имеет ряд особенностей:

- увеличение нематериальной (информационной) составляющей в хозяйственной деятельности организации;

- усиление роли новизны (новых идей, инноваций) в обеспечении конкурентных преимуществ организации;

- нестабильность организационной среды, увеличение интенсивности изменений во внешней и внутренней среде организации;

- усиление влияния человеческого фактора на результаты хозяйственной деятельности организации;

- дальнейшая дифференциация потребностей потребителя, стимулирующая появление новых видов продуктов;

- увеличение доли творческого, интеллектуального труда человека по сравнению с физическим, ручным трудом.

В различных дисциплинарных направлениях теории управления учеными даются разные определения понятия «жизненный цикл», но в любом случае выделяются следующие существенные свойства: протяженность во времени и наличие несколько последовательных и взаимосвязанных стадий (фаз). Несмотря на наличие множества фаз, сущность жизненного цикла системы выражается тремя основными фазами-векторами:

- развитие, подготовка к определенному виду существования (деятельности) системы;

- деятельность системы;

- деградация, сокращение деятельности с последующей ликвидацией системы либо воспроизведение системы, новое развитие для другой деятельности.

Применительно ко всем видам систем «жизненный цикл системы (System Lifecycle) - это множество ее закономерных изменений во времени (фаз) от момента возникновения (появления) системы до момента ее исчезновения (ухода)» [6].

Свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы, такие как непрерывность функционирования и развития системы; альтернативность путей функционирования и развития; синергичность; инерционность, создают прочную базу для синтеза методов и средств комплексного исследования экономики. Экономическая система, как всякая система, имеет входные и выходные параметры. С точки зрения В. Н. Попова, для увеличения скорости изменения выходных параметров при изменении входных параметров необходимо опираться на такие принципы закона развития, как инерция, самозависимость, эластичность, непрерывность и стабилизация [19].

Например, реализация принципа инерции (запаздывания) осуществляется в двух основных направлениях (рис. 3) [20].

Равновесное свойство системы «сохраняет силу, пока в системе не происходят существенные инновации. С точки зрения равновесного подхода наличие последних означает переход на новый уровень равновесия. В результате экономическое развитие можно представить как последовательную

К;

Начало эксплуатации новых ресурсов

Ri

Зона инерции для нового ресурса

смену равновесных состояний, или как так называемое пунктирное равновесие. Именно этот подход и нашел отражение в теории циклов Шумпетера» [8].

То есть подъем, наблюдаемый в экономической системе, «кончается, а депрессия наступает по истечении того времени, которое должно пройти до появления на рынке продукции новых предприятий. А новый подъем следует за депрессией, когда закончен процесс поглощения новых товаров» [23].

«Подъем сам по себе создает объективную ситуацию, которая, даже исключая все побочные и случайные обстоятельства, означает его завершение, легко вызывает кризис и неизбежно ведет к депрессии, а через нее к состоянию временного относительного равновесия и отсутствию развития» [18, с. 413].

Согласно основополагающему принципу системной динамики по достижении критической точки количественныеизмене ниш вызывают качественное трансформирование системы и не всегда в ожидаемом направлении.

Когда состояние зависитотнекоторогонабора переменных, достаточно, чтобыхоть однаизних достигла критического значения, чтобызапустить фазовый переход, в результате которого установятся новые связи между перемеиными, что повлечетза собой непременное измене ниепривычногооблика системы.

Системные аналитики различают три основные причины гибели систем:

- нарушение устойчивостифункционирования;

- нарушение обращения веществ, энергии или информации по каналам связи между элементами системы;

- истощение ресурсов.

Потери устойчивости могут возникнуть из-за нарушения ее параметров, повлекших за собой изменения в структуре капитала или (и) нарушения

Т2 - время

продолжения

эксплуатации

Выбытие из эксплуатации ресурсов

Зона инерции для нового ресурса

Проектирование нового ресурса

Т

Начало эксплуатации нового ресурса

Выбытие из эксплуатации ресурса

б

Рис. 3. Потенциал системы при вводе в эксплуатацию и выбытии ресурсов: а -первоенаправлениереализации; б - второенаправлениереализации

обращения материальных субстанций по каналам связи между элементамисистемы [7].

Поэтомуформирование механизма антикризис-ногоуправленияследует осуществлятьспозиции кризисного состоянш! в границах, соответствую-щюсдиапазонамкаждогоиливыборочногоэтапов жизненного цикла предприятия [24], опираясь на концепцию жизненногоцикла, доведеннуюдо количественных оценок в работах Н.П.Любушина, Н.Э.Бабичево й [1].

Сущность исследованныхконцепций изало-женныевних принципы отображены втабл. 3.

Концепции, харакгеризующиетеоретические основы экономического анализа в институте банкротства, и реализация заложенных в них принципов осуществляются через методологию, включающую гипотезы, реализующие решение поставленных задач антикризисного управления способами и средствами экономического анализа, что находит отражение в методологических основах анализа несостоятельных организаций.

Таблица 3

Концепции и принципы, заложенные в теоретических основах экономического анализа несостоятельности (банкротства) организаций в условиях антикризисного управления

Концепция Сущность концепции Принципы, заложенные в концепции

Риск- менеджмента Набор компонентов, которые представляют основы и организационные мероприятия для проектирования, внедрения мониторинга анализа и постоянного улучшения риск менеджмента всей организации Совет директоров или иной руководящий орган отвечает за риск, определяет его уровень и берет на себя обязанности по его управлению. Оценка риска осуществляется постоянно. Увеличить вероятность предвидения непредвиденных рисков. Обеспечение всеохватывающего, своевременного, надежного, точного и приемлемого раскрытия рисков

Жизненного цикла систем Жизненный цикл системы опирается на множество ее закономерных изменений во времени (фаз) от момента возникновения (появления) системы до момента ее исчезновения (ухода) В период развития экономической системы при ускоренном росте необходим контроль показателей оборачиваемости и рентабельности производства. При замедлении роста развития экономической системы необходим контроль показателей стабилизации роста рентабельности при реализации готовой продукции, товаров, работ и услуг. В период зрелости часто наблюдается замедление или прекращение роста оборачиваемости оборотных средств, что может послужить скрытой причиной неплатежеспособности. В период спада, а это может быть в любой точке кривой жизненного цикла системы, экономическая рентабельность организации не увеличивается

Список литературы

1. Бабичева Н. Э. Теоретико-методологические основы экономического анализа развития организаций на основе ресурсного подхода: монография. М.: ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2012.

2. Банкротство предприятия: смерть или новый шанс? // Эффективное антикризисное управление. 2012. № 6. С. 10.

3. Безбородова Т. И. Предоставление отсрочки уплаты налогов и взносов при угрозе возникновения признаков банкротства с учетом налоговой нагрузки // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 7.

4. Безбородова Т. И. Российское законодательство о финансовом оздоровлении неплатежеспособных организаций // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 17.

5. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство http://docs. спМ. гиМоситеП/1200089640 .

6. Дресвянников В. А. Особенности жизненных циклов различных экономических систем // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 6.

7. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 31-74.

8. История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашовой. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 629.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций: Федеральный закон от 27.12.2009 № 352-ФЗ (в ред. от 18.07.2011).

10. О клиринге и клиринговой деятельности: Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2012).

11. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2012, с изм. от 30.12.2012).

12. О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска: положение Банка России от 28.09.2012 № 387-П.

13. О применении постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. № 1002: приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 211, Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству № 295 от 28.06.2001.

14. О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных то-

варопроизводителей» (вместе с «Методикой расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей», «Требованиями к участнику программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей»): постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 № 52 (ред. от 31.12.2008).

15. Об утверждении Методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления: приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 57, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 134 от 25.04.2007.

16. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа: постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367.

17. Об утверждении формы отчета руководителя федерального государственного унитарного предприятия и методических указаний по ее заполнению: приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.01.2012 № 18.

18. Орехов А.М. Методы экономических исследований: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2006.

19. Попов В. Н. Системный анализ в менеджменте: учеб. пособие / В. Н. Попов, B. C. Касьянов, И. П. Савченко; под ред. проф. В. Н. Попова. М.: КноРус, 2007.

20. Смирнов Э. А. Теория организации: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2003

21. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010).

22. Управление рисками: переход на новый уровень. Мастер-класс // Эффективное антикризисное управление. 2012.№ 5. С. 11-15.

23. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

24. Юн Г. Б. Формирование механизма антикризисного управления в российской экономике // Финансы и кредит. 2002. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.