ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 372.851
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
© И. А. БУРМАТКИН Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике e-mail: i_bur@mail.ru
Бурматкин И. А. - Теоретические основы диагностики обучаемости учащихся в современной школе // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 579-581. - На основании анализа научной литературы и собственных разработок рассмотрен вопрос о диагностике обучаемости учащихся в современной школе. Показано, что данная проблема является одной из наиболее актуальных проблем в современном образовании. Рассмотрены понятия диагностики и обучаемости, выявлены задачи и функции диагностики, выделены три уровня обучаемости. Сделан вывод, что любому педагогическому вмешательству должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть методикой ее применения.
Ключевые слова: педагогическая диагностика, обучаемость, образование, инновация.
Burmatkin I. A. - Theoretical Foundations of diagnostics of students’ teachability in the modern school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 579-581. - Based on the analysis of the scientific literature and on the our own elaboration of a problem concerning diagnosis of students’ teachability in the modern school was considered. It is determined that this problem is one of the most actual problems of the modern education. The concepts of diagnosis and teachability were analyzed, the tasks and functions of diagnosis were identified and three level of learning were marked out. It was concluded that any teacher’s intervention must be preceded by the diagnosis, therefore each teacher should be able to apply it.
Keywords: pedagogical diagnosis, teachability, education, innovation.
Современное развитие образования невозможно без разработки и внедрения педагогических инноваций, которые по своей сути творчески развивают и заряжают на теоретический и практический поиск новых способностей и возможностей. Важной задачей современного этапа развития образования является обеспечение необходимого соответствия потребностям государства, общества, различных его сфер, самих обучающихся как качественных, так и количественных результатов образовательной деятельности.
В связи с этим актуальной проблемой современного образования является проблема педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научные методы контроля [2].
Под диагностикой (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) будем понимать общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. [5]
Диагностика является более широким и глубоким способом получения информации об учащихся, чем традиционная проверка знаний, умений и навыков. Результаты полученные с помощью диагностики не только констатируются, но и подвергаются тщательному анализу и объясняется их происхождение. Диагностирование исследует полученные результаты по способу их достижения, выявляет определенные тенденции и динамику формирования продуктов обучения. Так как диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий, то из логических соображений можно констатировать, что педагогическая диагностика призвана:
• во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения;
• во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения;
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 24 2011 г.
• в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения.
Педагогические исследования последнего десятилетия показывают, что педагогическая диагностика является очень сложным элементом образовательного процесса, педагогической деятельности, призвана решать как дидактические, так и воспитательные и развивающие задачи. Педагогическая диагностика, понимаемая, прежде всего, как распознавание уровня, степени, характеристик обученности, воспитанности, развития обучающихся является необходимым условием совершенствования процесса обучения. Реализация этого условия в значительной степени зависит от продуманности и обоснованности методов и приёмов диагностики, их инновационного характера.
Диагностика решает следующие задачи:
1. Анализирует процесс и результаты развития обучающихся;
2. Анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформирован-ности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности);
3. Анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность поведения).
Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:
• психотерапевтическую - различные диагностические технологии (рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
• коррекционную - цель многих методик - снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
• развивающую - в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности. [1]
Одним из ключевых элементов педагогической диагностики являются приёмы диагностики. Соответственно, в качестве инновационных приёмов педагогической диагностики можно рассматривать целенаправленно измененные способы педагогической диагностики, вносящие в процесс изучения новшества, улучшающие распознавание и учет знаний, навыков и умений обучающихся в данной предметной области, успешность освоения ими учебного материала.
При этом важно учитывать, что новизна инновационных приёмов является относительной как по содержанию, объему так и во временном плане. Новизна носит конкретно-исторический характер, она со временем может стать нормой или устареть. С учетом этого, инновационность приёмов педагогической диагностики в общеобразовательной школе будет обусловлена прежде всего не их абсолютной новизной, а отно-
сительной, применительно ко времени, содержанию и другим характеристикам применяемых приёмов.
В современной школе совершенно очевидны существенные изменения педагогической реальности, всей совокупности взаимоотношений, которые возникают в педагогическом процессе, и выражаются в новом содержании образования, организации образовательного процесса, системе оценки. Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.
Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.
Традиционные способы оценки, существующие в системе образования, нуждаются в систематическом дополнении объективными методами. Методика педагогической диагностики требует научного обоснования. Исходя из этого, с одной стороны, не следует сводить педагогическую диагностику к простому тестированию, а с другой стороны, без разумного использования информативных тестов добиться существенного улучшения в нашей оценочной практике невозможно.
Систематическое наблюдение учителя за своими учениками является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т. д.) или без него (например, методом простого наблюдения).
Диагностирование обучаемости и обученности неотделимы друг от друга, поскольку правильное представление о достигнутых результатах может быть получено только в связи с условиями (путями, способами) их достижения.
Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются:
1) обобщенность мыслительной деятельности ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале;
2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
3) гибкость мыслительной деятельности;
4) устойчивость мыслительной деятельности;
5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
Характер сочетания указанных свойств определяет индивидуальные различия в обучаемости, является ее качественным показателем. Уровень развития этих свойств мышления есть показатель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний; он обозначается как «экономичность мышления» и является количественным показателем обучаемости.
В целом обучаемость - это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности [3].
Выделим следующие уровни обучаемости:
1. Репродуктивно-творческий (учащиеся умеют делать простые обобщения, сцеплять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового; учебные задания первоначально выполняют на уровне копирования, в процессе закрепления проявляют догадливость, сообразительность, но проявить собственное отношение к фактам не могут, предпринимают попытку открыть новое знание; принимают участие в решении проблемы, но самостоятельно преобразовать её не могут, умеют работать с несколькими информационными источниками).
2. Продуктивный (учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию).
3. Творческий (учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, легко переводят письменную речь в устную, формируют новые обобщения, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом) [4].
Преподавательская деятельность и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно, любому педагогическому вмешательству (будь то обучение
или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть педагогической диагностикой. Результаты многочисленных опросов свидетельствуют, что классные руководители в своем большинстве не выполняют даже организационных функций (проверка дневников, контроль успеваемости, проведение родительских собраний), не говоря уже о каких-либо других. Многие учителя слабо владеют материалом, который они пытаются объяснить детям, не знают о существовании эффективных методик, проверенных годами, а тем более о новых веяниях в области образования. Только тогда, когда учителя освоят программу (причем не по бумажке, а реально), когда у них будут не просто знания, а опыт применения различных методов, только тогда станут, востребованы знания диагностики.
А этого не произойдет, пока преподаванием не станут заниматься люди, которые сознательно пошли на эту работу не потому, что им больше негде устроиться, а потому, что им нравиться такая деятельность. Более того, хороший учитель обязан быть энтузиастом: кто же пойдет на работу с детьми, на бессонные ночи проверки домашних заданий и подготовки материала к урокам, на бесконечные споры с родителями, когда гораздо проще и выгоднее пойти на фирму менеджером, и там спокойно зарабатывать свой хлеб. Только когда люди поймут это, поймут, что их детям необходимы талантливые педагоги, только тогда можно чего-то ожидать от образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в школе // Педагогическая диагностика. 2002. № 1.
2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. 240 с.
3. Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред.
З. И. Калмыкова. М., 1975.
4. Куликова Т. Н. Диагностические исследования уровня обучаемости школьников // Интернет и образование. 2008. № 1.
5. Подласый И. П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 576 с.