УДК 316.334:321.01
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЩЕСТВА КАК ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к теоретическому анализу государства как динамической социальной системы и области их применения в образовательном процессе.
Ключевые слова: государство, функционализм, факторы, потребности, динамическая система.
THEORETICAL BASES OF THE ANALYSIS OF SOCIETY AS DYNAMIC SYSTEM
Annotation. In the article the main approaches to the theoretical analysis of the state as dynamic social system and area of their application in educational process are considered. Keywords: state, functionalism, factors, requirements, dynamic system.
Длительный, почти двухсотлетний, процесс развития социологии как упорядоченной системы знаний об обществе, содержит в себе стадии, которые отличались друг от друга формулировкой такого масштабного образования, как социум. Первоначальная интерпретация данного понятия как совокупности людей, проживающих в силу определенных обстоятельств на некоторой единой географической территории, сменилась пониманием социума как совокупности элементов окружающей реальности с позиций отношений, которые наличествуют между индивидами вследствие объективных причин [4]. Таким образом, социум - это система, поскольку он состоит из множества элементов (индивидов и их различных объединений), которые пребывают в постоянном движении. Последнее есть порождение естественных индивидуалистических и социальных потребностей, а также возможности для их удовлетворения. Объективный анализ обстоятельств повседневной жизнедеятельности обнаруживает, что причиной взаимодействия элементов социальной системы друг с другом является фактор ограниченности ресурсов для удовлетворения в достаточной степени наличествующих потребностей. Таковыми являются нужды как естественного, так и социального происхождения, что предполагает функциональную направленность контактов между отдельными индивидами, группами, организациями и социумами. Соответствующий вектор развития обнаруживает себя в том, что обозначенные взаимодействия осуществляются до тех пор, пока нехватка значимых для индивида или социального объединения ресурсов не будет восполнена в должном объеме. Под соответствующими ресурсами правомерно понимать как информацию в некоторой области объективной реальности, так и физические ресурсы, необходимые для успешного осуществления процесса жизнедеятельности. По этой, а также ранее обозначенным причинам нам кажется вполне правомерным приступить к теоретическому анализу в области изучения общества как динамической системы со структурного функционализма. Объективность подобного выбора детерминируется еще и тем фактом, что данное направление развития социологической мысли основывается на трудах О. Конта и Г. Спенсера, которые заложили прочную базу для всего последующего развития социологии как единого комплекса специфических знаний. В работах именно этих ученых были впервые введены в научный оборот такие понятия, как «функция», «структура» и заложены основы системного взгляда на общество как единое целое, которое, тем не менее, состоит из зависящих друг от друга элементов.
Наиболее ярким представителем обозначенного теоретического направления анализа социальных систем по праву считается Т. Парсонс, поскольку именно он в рамках своей, достойной всяческих похвал и уважения, попытки создания новой социологической теории постарался охватить
Д.В. Щёлоков
Denis Shelokov
© Щёлоков Д.В., 2015
множество процессов, протекающих в обществе [3]. Ее центральным элементом являются понятия «социальный порядок» и «нормативная регуляция поведения». Первое представляет собой специфические условия формирования и развития общественной жизни, при которых создаются, закрепляются и при наличии объективной необходимости корректируются различные формы и образцы социальной организации. Под нормативной регуляцией поведения необходимо понимать такое взаимодействие между различными элементами системы, которое осуществляется в соответствии с нормами, разделяемыми подавляющим большинством членов социума. Такая интерпретация основ формирования социальной системы предполагает ее функциональное деление на подсистемы, которые взаимосвязаны друг с другом единой конечной целью процесса развития. В соответствии с таким критерием Т. Парсонс посчитал правомерным выделить четыре основные сферы, в рамках норм которых формируются и развиваются процессы социального взаимодействия. К таковым относятся: экономика - подсистема, ориентированная на адаптацию системы к внешней среде через процесс последовательного создания значимых материальных благ; попечение - совокупность общественных образований различной степени структурной сложности, которые призваны выполнять латентную функцию передачи последующим поколениям приемлемых образцов общественного поведения; социальное сообщество - подсистема, выполняющая функцию последовательной интеграции индивидов в социум посредством координации действий различных элементов общества; политика - совокупность средств достижения значимых целей при помощи мобилизации агентов влияния и наличествующих ресурсов.
Изложенное деление социума на сферы значимого взаимодействия предполагает, что любое общество есть совокупность форм организации контактов между существующими элементами, которые поддерживаются объективными нормами в состоянии равновесия. В таких условиях процесс контактирования между членами общества формируется по причине ограниченности ресурсов, необходимых для удовлетворения значимых потребностей. Равновесное состояние в таком случае представляет собой допустимые границы актуализации тех или иных аспектов повседневной общественной жизни. В том случае, когда социальная система выходит из наличествующего равновесия, правомерно говорить о существовании некоторых дисфункциональных процессов в какой-либо области социального взаимодействия. Соответствующее состояние представляется возможным определить при помощи использования различных объективных (в первую очередь математических) методов, что и позволяет детерминировать объективность применения использования соответствующего теоретического подхода в качестве логической базы для исследования процессов в соответствующей области социальной реальности.
Значимым вкладом Т. Парсонса в теоретическую разработку проблематики формирования и функционирования социальных систем является его развитие идеи М. Вебера о социальном действии как сознательном акте индивида, который имеет своей конечной ориентацию на иного члена конкретного социума. В этой связи Т. Парсонс использовал понятия «система» и «система действия» как для описания общества в целом, так и для отдельных его элементов, под которыми правомерно понимать различные объединения индивидов. Соответствующая трактовка позволяет ему определить социальную систему как единство индивидов, которое образовалось в результате множественных актов взаимодействия между субъектами соответствующего процесса, последовательное развитие которого происходит в естественных условиях. Очевидным является тот факт, что побудительным мотивом для последовательного развития процесса смены этапов взаимодействия является отсутствие достаточного количества находящихся в распоряжении отдельных индивидов или группы лиц некоторых значимых ресурсов. Таковыми в первую очередь являются продукты питания, материалы, необходимые для обеспечения безопасности и комфорта и т.п. Из всего изложенного следует, что выделение человека из естественного окружения происходит по причине последовательного совершения
эффективных действий в процессе удовлетворения актуальных потребностей. Под эффективностью здесь следует понимать соотношение затраченных ресурсов и полученного результата. Пытаясь достигнуть значимой цели оптимальным способом человек как носитель разума и логического мышления выстраивает вокруг себя наиболее оптимальную систему контактирования с себе подобными. В процессе ее эволюции изменяется и природа побудительных мотивов осуществления деятельности.
Одним из центральных моментов структурного функционализма, как было отмечено ранее, является понятие «дисфункция». Оно характеризует такое состояние системы в целом или отдельных ее элементов, когда вследствие различных объективных или субъективных причин соответствующие элементы перестают выполнять изначально предписанные им функции. Соответствующий аспект был наиболее полно и всесторонне развит в работах Р. Мёртона и впоследствии получил название релятивистский функционализм [2]. В рамках данного подхода предполагается, что у дисфункции существуют как отрицательные, так и положительные аспекты. Последние предполагают качественно новые и более эффективные способы функционирования социальной системы как единого целого в изменяющихся условиях. В соответствии с данным положением в любом социуме, вне зависимости от господствующей идеологии, не существует лишних структур и формирований (институтов, норм, правил и т.п.). Если функция данных образований не является очевидной, то в соответствии с концептуальной составляющей функционализма правомерно говорить о латентной полезности исследуемого элемента социальной системы. В виду того, что проблемы в социуме существуют всегда, то правильнее говорить об уровне их актуальности, который является объективным показателем степени дисфункциональности тех социальных образований, которые созданы для наиболее эффективного разрешения подобных проблем. Объективное выявление такого уровня (степени) является вопросом, который относится скорее к области объективных (математических) методов. Однако, основываясь на эмпирических данных, можно с достаточно высокой степенью уверенности констатировать тот факт, что таковым может являться средняя по результатам ранжирования актуальных общественных проблем из некоторого первоначального списка. Подобный переход к практическим аспектам анализируемой нами проблемы является объективным доказательством правильности выбора теоретической базы.
Весь ранее изложенный материал позволяет сформулировать следующее определение социальной системы - это есть совокупность множества акторов, осуществляющих взаимодействие друг с другом в силу наличия специфических условий. Последними являются культурные коллективные символы, которые структурируются под влиянием различных причин таким образом, чтобы наиболее полно оптимизировать процесс достижения значимой конечной цели. Объективным выводом из этого является следующее - значимым аспектом анализируемой в нашей статье проблемной области является культура как совокупность духовных и материальных ценностей, которая отражает наличествующий уровень исторического развития некоторого социума. Совокупность подобных положений позволяет сформулировать следующее видение проблемного поля. Любая социальная система базируется на ценностях, которые необходимо постоянно возобновлять как мотивацию индивидов в связи с изменяющимися условиями. Поддержание некоторого ценностного образца представляет собой латентную функцию, которую Т. Парсонс обозначает как Ь. Приспособление к динамически изменяющемуся окружению исследуемой социальной системы представляет собой одно из важнейших условий ее выживания. Адаптируясь к подобным условиям, конкретное общество изменяет наличествующие внутренние нормы, ценности, установки и механизмы взаимодействия для обеспечения наиболее оптимального процесса достижения значимых целей. Подобный механизм обозначается Т. Парсонсом как А. Реализация наиболее успешных стратегий выживания в конкретных условиях предполагает наличие у элементов системы четкого понимания первичных целей функционирования подобной совокупности и детальное осознание путей их достижения. Такой па-
раметр Т. Парсонс определяет как О. Важнейшим и существенным признаком любой социальной системы является такое понятие, как интеграция элементов, которые составляют единое целое (социальную систему). Основная цель осуществления управления тремя ранее обозначенными параметрами заключается в интеграции составляющих ее элементов в единое целое. Эффективное управление тремя ранее обозначенными параметрами предполагает реализацию их максимально возможных скоординированных действий и только после достижения этого возникает объективная возможность правомерно говорить о существовании скоординированной социальной системы. Графическое выражение данных идей представлено на рисунке 1.
Система культуры Ь Социальная система I
Поведенческий организм А Система личности в
Рис. 1. Графическое выражение идей Т. Парсонса о социальной системе
В рамках структурного функционализма культура объективно понимается как главная сила, которая способствует сплочению всех наличествующих элементов. Именно это обстоятельство и создает систему как целое. По причине своего символического характера культура достаточно легко передается от одной социальной системы к другой, а с помощью единой системы обучения и между отдельными личностями, которые являются элементами подобной системы. Однако такой субъективный формат существования позволяет культуре контролировать прочие элементы анализируемой социальной системы.
Подобная значимость культуры в рамках социума как единого целого предполагает его рассмотрение через призму отдельного теоретического подхода, у которого наличествует специфический аппарат логической обработки информации о жизнедеятельности соответствующего объекта исследования. Таковым является абсолютный функционализм Б. Малиновского. Данная концепция базируется на понимании культуры как важнейшего явления общественной жизни, которое имеет множество форм выражения. Его основой является совокупность потребностей человека. По мере развития человека как социального существа происходит его постепенное выделение из естественного окружения, что отражается в формировании иных нужд, которые представляют собой продукт культурной среды, т.е. являются результатом процесса взаимодействия индивидов друг с другом. Под иными нуждами в данном контексте следует понимать потребности социального характера, что предполагает наличие у них некоторой физической формы выражения, которая создается при непосредственном преобразовании окружающей реальности в соответствии с актуальными человеческими запросами. В соответствии с таким условием, сюда правомерно отнести совокупность приемов и методов, входящих в данный процесс. Все это обнаруживает объективное основание для формулирования культуры как физического и духовного аппарата, посредством которого индивид разрешает те задачи, которые возникают перед ним в ходе осуществления повседневной жизнедеятельности. Входящие в такой аппарат элементы существуют в качестве единого целого лишь постольку, поскольку выполняют некоторую функцию, имеющую какую-либо значимость для целого. Подобное положение было сформулировано Б. Малиновским в следующем виде: «В любом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верование выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого» [1, с. 57].
Таким образом, становится очевидным тот факт, что любой элемент социальной системы (вне зависимости от уровня ее сложности) формируется по причине функциональной необходимости и направлен на разрешение конкретных, жизненно важных задач. Развиваясь по мере усложнения человеческих потребностей, таковые значимые элементы способствуют адаптации индивидов к динамически изменяющимся условиям, в которых они живут.
Следует отметить, что изучение проблематики анализа государства как социальной системы в контексте динамических характеристик не ограничивается исключительно указанными теоретическими подходами. Однако именно указанные теории являются базой для подобного анализа. Неотъемлемой частью объективности реализации анализа с выше изложенных теоретических позиций является применение некоторого математического аппарата. Его эффективность в конкретном проблемном поле определяется четкостью формулировки изначальных критериев, которые детерминируют последующий выбор и особенности использования выбранного метода. Наиболее полезным и в подобных рамках являются те математические методы, которые направлены на выявления корреляции между значимыми компонентами в целом и определения их силы. Это позволит получить независимую оценку исследуемых процессов, которая будет являться прочным основанием последующего анализа. Более четкое определение способов, которые правомерно использовать для получения качественной информации об исследуемой социальной системе в контексте ее динамики, должно определяться исходя из конкретной цели и задач, которые должны быть однозначно сформулированы до начала проведения исследования.
Необходимо отметить, что данные теоретические основы правомерно излагать в рамках учебного процесса в высшем учебном заведении. Указанные подходы к пониманию сущности природы такого масштабного социального образования, как государство, следует раскрывать в программах по общей социологии, политологии, политической и экономической социологии и т.п. Также следует отметить универсальность ранее изложенной информации, что позволяет излагать ее не только тем студентам, которые целенаправленно обучаются на соответствующих специальностях, но и тем учащимся, для которых обозначенные предметы являются дополнением к специализированным наукам. Так, например, это относится к экономистам, географам, журналистам, историкам.
Библиографический список
1. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. - М., 1944.
2. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. -М. : Хранитель, 2006. - 873 с. - ISBN 5-9762-0143-1.
3. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т. Парсонс. -М. : Алгоритм, 2002. -345 с. - ISBN 5-89813-052-7.
4. Щелоков, Д. В. Функции институтов государственной власти на федеральном и региональном уровнях: социологический аспект / Д. В. Щелоков. - M. : URSS, 2012. - 104 с. - ISBN 978-5- 397-03062-5.