Научная статья на тему 'Теоретические основания развития самообразовательной деятельности студентов вуза'

Теоретические основания развития самообразовательной деятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / СОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова О.Л.

В статье рассматривается сущностная характеристика процесса самообразования как условие качественной профессиональной подготовки специалистов; раскрываются особенности педагогического содействия самообразовательной деятельности студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания развития самообразовательной деятельности студентов вуза»

УДК 378.147.88

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

О.Л. Карпова - д-р пед. наук, профессор Уральский государственный университет физической культуры

Челябинск

THEORETICAL BASES OF SELF-EDUCATION DEVELOPMENT OF THEHIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

STUDENTS

O.L. Karpova -doctor of pedagogical sciences, professor Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk

e-mail: olga@cheldiplom. ru

Ключевые слова: педагогическоесодействие, педагогические условия, студенты, самообразование, профессиональная подготовка.

Аннотация. Результаты реформирования образования в развитых странах, общие направления Болонского процесса позволяют определить всё возрастающую роль самообразовательной деятельности студентов как важнейшего условия развития личности и профессиональной подготовки. Анализ ряда литературных источников [1; 2; 3; 9] показывает, что на сегодняшний день практически отсутствует целостное теоретическое обоснование потенциальных возможностей самообразовательной деятельности студентов высшей школы, отвечающих новым потребностям модернизации системы профессионального образования в стране.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование профессиональных ситуаций, метод проектов.

Материал. В статье рассматривается сущностная характеристика процесса самообразования как условие качественной профессиональной подготовки специалистов; раскрываются особенности педагогического содействия самообразовательной деятельности студентов вуза.

Результаты. Проведённое исследование показало, что для активного формирования у студентов готовности к самообразованию необходимо целенаправленное педагогическое содействие, которое включает в себя комплекс педагогических условий: развитие позитивной мотивации студентов к профессионально ориентированной самообразовательной деятельности, стимулирующей избирательность и активность; обеспечение преемственности аудиторной и внеаудиторной деятельности, создающей условия их взаимодополнения и взаимопроникновения; использование потенциала содержания самообразовательной деятельности для расширения профессионального диапазона социального и личностного развития обучающихся.

Заключение.,Выделенный автором комплекс условий педагогического содействия самообразовательной деятельности студентов, апробированный в ряде вузов Уральского

региона, способствует качественной профессиональной подготовке выпускников вуза, востребованных на рынке труда.

Keywords: pedagogicalassistance, pedagogical conditions, students, self-education, professional training.

Annotation. The results of educationreformation indeveloped countries, general directions of the Bologna process allow to define the increasing role of students' self-education as an important condition for personality development and professional training. The analysis of several sources [1; 2; 3; 9] shows that nowadays there is no integral theoretical substantiation of the potential opportunities for students' self-education in higher education whichcorrespond to new demands of professional education system modernization in the country.

Research methods: psychological and pedagogical literature analysis, professional situations modeling, projects method.

Research materials. The article considers the essential characteristic of the self-education process as a condition for qualitative training of specialists; special features of the pedagogical assistance to students' self-education are revealed.

Results. The results of the research show that for active formation of students' readiness to self-education purposeful pedagogical assistance is needed. This pedagogical assistance includes a complex of pedagogical conditions: students' positive motivation development to profession oriented self-education which stimulates selectivity and activity; provision of class and extracurricular activities continuity which creates the conditions for their complementarity and diffusion; the use of self-education content potential for broadening of the professional range of students' social and personal development.

Conclusion. Defined by the author complex of conditions of pedagogical assistance to students' self-education, which was approved in some higher educational establishments of the Ural region, provides a high quality of graduates' professional training and helps them to be demanded in labour-market.

Результаты реформирования образования в развитых странах, общие направления Болонского процесса позволяют определить всё возрастающую роль самообразовательной деятельности студентов как важнейшего условия развития личности и профессиональной подготовки.

Национальная доктрина образования устанавливает приоритет данной отрасли социальной сферы в государственной политике, определяет стратегию и основные направления развития. В качестве одной из целей системы образования провозглашается «разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности» [8, с. 5].

Вместе с тем анализ ряда литературных источников [1; 2; 3; 9] показывает, что на сегодняшний день практически отсутствует целостное теоретическое обоснование потенциальных возможностей самообразовательной деятельности студентов высшей школы, отвечающих новым потребностям модернизации системы профессионального образования в стране.

При всех реально существующих возможностях самообразовательной деятельности её потенциал как социально-педагогический феномен слабо изучен и вследствие этого в полной мере не реализован. Таким образом, очевидна необходимость теоретического обоснования проблемы развития самообразовательной деятельности студентов вуза.

Актуальность проблемы исследования детерминирована обострением в теории и педагогической практике следующих противоречий между:

а) возрастающей потребностью научного (педагогического) обоснования целесообразности осуществления образовательных процессов с учётом непрерывного образования и отсутствием целостной концепции качественной профессиональной подготовки студентов;

б) стремлением студенческой молодёжи к развитию своей индивидуальности, самореализации, удовлетворению потребностей, интересов, инициатив и недостаточным осознанием значимости самообразовательной деятельности для саморазвития и профессионального становления.

В связи с возникшими противоречиями роль самообразовательной деятельности студентов вуза всё более актуализируется и выступает приоритетным условием качественной профессиональной подготовки.

Как показывают проведённые нами исследования [1; 4], образовательный процесс в вузе должен ориентироваться не на передачу как можно большего объёма знаний обучающимся, а на формирование у них самостоятельности, мобильности, умения приспосабливаться к новым информационным и образовательным технологиям.

Самообразование представляет собой вид деятельности, социальной функцией которого является самореализация личности. Это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность.

Самообразование студентов как условие качественной профессиональной подготовки рассматривается и в зарубежных исследованиях.

В диссертационном исследовании О. Л. Назаровой проведён глубокий анализ данной проблемы [5, с. 26-27]. Так, например, в Британии в рамках системы непрерывного профессионального образования создан Институт образования взрослых, где существует такой блок обучения, как «умение заниматься самообразованием». В Англии значительное количество часов отводится на самостоятельную работу студентов. Использование в образовательном процессе таких форм обучения, как краткие обзорные лекции; групповые и индивидуальные консультации по самостоятельно изученному студентами материалу; работа в малых группах; обсуждение проектов; анализ деловой, экономической, технической документации является вспомогательным механизмом оказания помощи обучающимся в образовательном продвижении. Широкое распространение в Англии получила система открытого обучения, где от человека требуются значительные волевые усилия, желание приобретать знания в условиях практически полной самостоятельности учебной деятельности. Во Франции действуют автономные телесистемы, реализуется идея фонда аудиовизуальной педагогической документации. В США большой популярностью пользуются развивающие телевизионные программы. Телепередачи ведут специалисты-политологи, социологи, правоведы, историки.

Таким образом, в зарубежной высшей школе сложилась специфическая концепция организации самообразования обучающихся, интегрированная в образовательный процесс. В процессе самообразовательной деятельности каждый студент должен овладеть эффективным стилем исследовательской работы, развить в себе способность и готовность к самостоятельной исследовательской деятельности, способность к самостоятельному усвоению и усовершенствованию научных знаний и их творческому применению на практике. Исследовательская деятельность и постоянное самосовершенствование в процессе такой интегрированной системы становятся личной потребностью каждого студента. Отмеченное направление, как показала наша собственная опытно-экспериментальная работа, может и должно быть реализовано в условиях современной Российской высшей школы.

В психолого-педагогической литературе [1-10] проблема самообразования изучается в различных аспектах:

а) как направление самовоспитания (В. В. Бондаревский, А. Г. Ковалёв, Б. Ф. Райский

и др.);

б) как целенаправленная познавательная деятельность (А. К. Громцева, Н. Д. Иванова, Л. Г. Ковтун, И. И. Колбаско и др.);

в) как средство усвоения социального опыта (Т. А. Ильина, Ю. А. Подповетная, Г. Н. Сериков и др.).

В Российской педагогической энциклопедии самообразование рассматривается как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес занимающихся в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Самообразование - одно из средств самовоспитания. Как отмечается в энциклопедии, «самообразование - составная часть непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовки специалистов» [9, с. 307].

С. И. Гёссен полагает, что последним аккордом в образовании человека является ступень самообразования, которая начинается после окончания школы, проходит вне школы и может продолжаться всю жизнь. Учёный считает самообразование творчеством, ступенью автономии: «Переход от урока к творчеству, от подчинения авторитета к подчинению разума, от ограниченной организации школы к беспредельной текучести жизни..., если урок по существу ограничен той целью, которой он определяется и, значит, допускает своё окончательное и завершённое выполнение, то творческая работа - и в этом и состоит существенный её признак - не знает пределов достижения, . цель работы в творчестве ставится самим работающим» [2, с. 200]. Целевая функция, по мнению автора, заключается в том, что самообразование является средством профессионального роста: «В этом постепенном углублении профессии человека, вырастающей до призвания и связанном с ним расширении окружающей среды как места приложения труда, и состоит задача нравственного образования по ступени автономии» [2, с. 202].

В. И. Добреньков указывает на то, что самообразование - это специфический вид занятий человека вне стационарных форм обучения, без постоянного, систематического руководства преподавателя, по собственному или кем-то разработанному плану учёбы [3, с. 153].

«Самообразование», также как и «образование», - понятие многоаспектное. Среди многих его определений можно отметить следующие:

• это процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни; абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями, навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом;

• формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определённого уровня;

• специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека;

• самообразование - образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в учебном заведении.

Самообразование имеет личностную значимость. Оно служит средством развития системы личностных смыслов, позволяет личности выработать индивидуальный стиль деятельности в соответствии с содержанием её потребностно-мотивационной сферы.

Самообразование предполагает не только освоение социального опыта, но и на этой основе участие в сотворении мира и своего собственного образа в этом мире, развитие и совершенствование личности. Современная педагогика, ориентируясь на общечеловеческие

ценности, обращена к «самости» человека, к его потребности самостоятельно и автономно действовать в мире.

Как и любая другая деятельность, самообразовательная деятельность студентов имеет свою структуру, которую можно схематически представить следующим образом (рисунок 1).

Мотивы самообразования Цель деятельности Самообразовательные задачи

Самооценка Самоконтроль Способы самообразования

Результат самообразования

Рис. 1 - Схема структуры самообразовательной деятельности

обучающихся

Обобщив и проанализировав существующие исследования по изучаемой проблеме, а также опираясь на собственный опыт [1; 4], мы рассматриваем самообразование студентовкак активную, саморегулируемую, личностно и профессионально-значимую, познавательную деятельность, направленную на содействие в усвоении социального опыта с целью самосовершенствования.

Обращаясь к этимологии термина «содействие», можно констатировать, что в русском языке приставка «со-» используется в значении совместности, общности. Это позволяет говорить о том, что в понятии «содействие» заложен внутренний глубинный смысл. Содействие - деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности [7, с. 580]. Содействовать значит вступать в совместную деятельность, «способствовать» достижению чего-либо, оказывать «помощь, поддержку, в какой-нибудь деятельности». Учитывая вышеизложенные положения, мы определили смысловую конструкцию, определяющую сущность понятия «содействие», в связи с чем были выделены два аспекта: содействие как влияние на субъекта деятельности, создание условий, оказание помощи и поддержки в осуществлении деятельности и достижении поставленных целей; содействие как совместное действие по достижению поставленных целей.

Как показало проведённое исследование, для активного формирования у студентов готовности к самообразованию необходимо целенаправленное педагогическое содействие, которое включает в себя комплекс педагогических условий.

Понятие «условие» в философии трактуется как категория, отражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, ту обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [6, с. 157].

Так, например, И. С. Якиманская под педагогическими условиями понимает «определённую совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности» [10, с. 116].

В словаре С. И. Ожегова мы находим следующее определение условия: «это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит что-нибудь; данные, требования, из которых следует исходить» [7, с. 629].

Мы опираемся на определение, которое приводится в «Современном словаре-справочнике молодого исследователя». Авторы понимают под педагогическими

условиями«совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач» [6, с. 15].

Рассмотрим более подробно педагогические условия, которые являются основой содействия самообразовательной деятельности студентов вуза. Учёные В. А. Беликов, В. И. Кондрух, А. Я. Найн, Е. Ю. Никитина, Н. Ю. Посталюк, М. А. Ушакова считают, что рассмотрение категории «условие» в качестве видовой пары понятиям «среда», «обстановка» неоправданно расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения и развития какого-либо педагогического явления. Это значит, что в число рассматриваемых объектов самообразования студентов могут попасть и случайные объекты. Поэтому, рассматривая комплекс педагогических условий, определим их совокупность как необходимыеидостаточные.

Под необходимымиусловиями содействия самообразованию студентов мы понимаем условия, без которых самообразовательная деятельность не может быть эффективной в полной мере. Необходимость выделенных условий вытекает из анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы со студентами, результатов констатирующего эксперимента.

Под достаточнымиусловиями самообразования мы понимаем те условия, которых достаточно для эффективности развития процесса самообразовательной деятельности студентов. Достаточность выводится из результатов опытно-экспериментальной работы. Полученные данные свидетельствуют об эффективности процесса самообразования и, следовательно, позволяют сделать вывод о достаточности предложенных условий.

При выявлении комплекса педагогических условий, необходимого для эффективного содействия самообразовательной деятельности студентов нами была проделана следующая работа:

• зафиксирован социальный заказ общества в аспекте исследуемой проблемы;

• проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме самообразования обучающихся;

• выявлены специфические особенности самообразовательной деятельности студентов;

• при разработке и реализации комплекса педагогических условий использованы возможности интегративно-развивающего и системного подходов.

На основании проделанной работы мы выделили следующий комплекс педагогических условий содействия самообразовательной деятельности студентов.

1. Развитие позитивной мотивации студентов к профессионально ориентированной самообразовательной деятельности, стимулирующей избирательность и активность.

2. Обеспечение преемственности аудиторной и внеаудиторной деятельности, создающей условия их взаимодополнения и взаимопроникновения.

3. Использование потенциала содержания самообразовательной деятельности для расширения профессионального диапазона социального и личностного развития обучающихся.

При реализации первого условия, как показал наш опыт, необходимо стимулировать побуждение, избирательность и активность обучающихся как субъектов деятельности. Для этого нужно моделировать профессиональные ситуации, включая обучающихся в исполнении определённых ролей. Действенными факторами развития мотивации при этом являются стимулирование самовоспитания (чёткое осознание целей внеаудиторной деятельности, наличие установки на самосовершенствование); самообразования (целенаправленная, лично регулируемая внеаудиторная деятельность студентов по их

познавательным и профессиональным интересам); самоактуализации (стремление выявить и реализовать личностный потенциал). Кроме того, необходимо создание ситуаций успеха, развивающего пространства, где и будут складываться межличностные (совместная деятельность), технологические (исследовательская деятельность обучающихся, метод проектов) и оценочные (рефлексия, самооценка) отношения.

Второе условие обеспечивается за счёт расширения границ образовательного пространства: использование возможностей социальной среды, времени и пространства для познания и самопознания будущей профессии и обогащения опыта самореализации в процессе самообразовательной деятельности.

Реализация данного условия позволяет эффективно осваивать социальный опыт; интегрировать общие, специальные и межпредметные знания; совершенствовать личностные и профессиональные качества обучающихся; развивать опыт самостоятельного проектирования собственной жизнедеятельности.

Третье условие реализуется в целях стимулирования активности студентов и их исследовательской инициативы. Важным средством реализации данного условия является проектная деятельность обучающихся, создание практических ситуаций в виде моделей будущей профессиональной деятельности.

Научно-исследовательский характер самообразовательной деятельности студентов формируется в условиях свободного выбора исследовательских проектов с постепенным переходом к междисциплинарным исследованиям. При этом важно мотивировать деятельность обучающихся с помощью создания ситуаций успеха, опоры на жизненный опыт, практического применения получаемой информации и др.

Таким образом, педагогическое содействие самообразовательной деятельности студентов целесообразно осуществлять в учебно-педагогическом взаимодействии, основанном на субъект-субъектности с учётом:

а) отражённого в содержании базового (изучаемого) материала, предъявляемого при осуществлении разных видов образовательной деятельности;

б) создания условий для работы с материалом (заданиями) творческого характера;

в) опоры на проектируемый уровень творческого мышления обучаемых;

г) сущностных свойств и природосообразности участников образовательного процесса.

Как показало проведённое исследование в ряде вузов Уральского региона, выделенный комплекс условий педагогического содействия самообразовательной деятельности способствует качественной профессиональной подготовке выпускников вуза, востребованных на рынке труда.

Литература

1. Анисимова, В. А. Организация опытно-экспериментальной работы и понятийный аппарат исследования: учебно-методическое пособие / В. А. Анисимова, А. Я. Найн, О. Л. Карпова. - Магнитогорск : МаГУ, 2007. - 64 с.

2. Гёссен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гёссен. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

3. Добреньков, В. И. Общество и образование / В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев - М. : Инфра, 2003. - 381 с.

4. Карпова, О. Л. Методологические основания содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза : научно-методич. пособие / О. Л. Карпова, С. И. Кубицкий. - Челябинск : УрСЭИ АТиСО, 2008. - 95 с.

5. Назарова, О. Л. Педагогические условия преодоления трудностей в самообразовании студентов индустриально-педагогического колледжа : дис. ... канд. пед. наук / О. Л. Назарова. - Челябинск, 1997. - 148 с.

6. Найн, А. Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А. Я. Найн, З. М. Уметбаев. - Челябинск ; Магнитогорск : УралГУФК ; МаГУ, 2007. - 116 с.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Русский язык, 1984. - 797 с.

8. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ, 4 октября 2000 г. № 751 // Российская газета. -2000. - 11 октября. - С. 4-9.

9. Российская педагогическая энциклопедия : В 2-х т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : БРЭ, 1998. - Т. 2 : М-Я. - 672 с.

10. Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. - М. : Педагогика, 1979. - 144 с.

Bibliography

1. Anisimova, V. A. Organization of the experimental work and conceptual framework of the research: manual / V. A. Anisimova, A. Y. Nayn, O. L. Karpova. - Magnitogorsk : Magnitogorsk State University, 2007. - 64 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Hessen, S. I. Pedagogics fundamentals. Introduction in applied philosophy / S. I. Hessen. - Moscow: School Press, 1995. - 448 p.

3. Dobrenkov, V. I. Society and education / V. I. Dobrenkov, V. Y. Nechaev. - Moscow: Infra, 2003. - 381 p.

4. Karpova, O. L. Methodological foundations of assistance to students' self-education development: scientific and methodical manual / O. L. Karpova, S. I. Kubitski. - Chelyabinsk : Ural Social - Economical Institute of Labor and Social Relations Academy, 2008. - 95 p.

5. Nazarova, O. L. Pedagogical conditions of difficulties overcoming in students' self-education of Industrial pedagogical college : thesis of the candidate of pedagogical sciences / O. L. Nazarova. - Chelyabinsk, 1997. - 148 p.

6. Nayn, A. Y. Modern dictionary of a young researcher / A. Y. Nayn, Z. M. Umetbayev. - Chelyabinsk ; Magnitogorsk : Ural State University of Physical Culture; Magnitogorsk State University, 2007. - 116 p.

7. Ozhegov, S. I. The Russian language dictionary / S. I. Ozhegov. - Moscow: the Russian language, 1984. -

797 p.

8. About the national doctrine of education in the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation, 4 October, 2000, № 751 // Russian newspaper. - 2000. - 11 October. - P. 4-9.

9. Russian pedagogical encyclopedia: in 2 volumes/ Editor-in-chief V. V. Davidov. - Moscow: BRE, 1998. -Volume 2: M-Y. - 672 p.

10 . Yakimansky, I. S. Developing training / I. S. Yakimansky. - Moscow: Pedagogics, 1979. - 144 p.

Статья поступила в редакцию: 30.08.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.