Научная статья на тему 'Теоретические основания профессионального развития человека'

Теоретические основания профессионального развития человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович

В психологии нет однозначного определения понятия «развитие». Оно тесно связано с понятиями «формирование» и «становление», которые в отдельных случаях, особенно в педагогике, используют как синонимы. Наиболее общим является понятие «психическое развитие» – последовательные, прогрессирующие, хотя и включающие в определенные моменты регресс, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики. Составной частью психического развития является профессиональное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания профессионального развития человека»

Теоретические основания профессионального развития

человека

В психологии нет однозначного определения понятия «развитие». Оно тесно связано с понятиями «формирование» и «становление», которые в отдельных случаях, особенно в педагогике, используют как синонимы. Наиболее общим является понятие «психическое развитие» - последовательные, прогрессирующие, хотя и включающие в определенные моменты регресс, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики. Составной частью психического развития является профессиональное развитие.

Э.Ф. ЗЕЕР,

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии профессионального развития РГППу, Екатеринбург

П

Л- _Ж. н

'рофессиональное развитие - это изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности. Трудовая деятельность - целесообразная деятельность по созданию мате-Смена профессии постепенно риальных и духовных благ.

становится нормой. Профессиональная деятель-

ность - определенный вид трудовой деятельности, требующий для выполнения специальных знаний, компетенции и качеств.

Объектом развития выступает субъект деятельности. Факторами, детерминирующими его развитие, являются социально-экономическая ситуация и ведущая деятельность, вначале учебно-профессиональная, затем профессионально-образовательная и наконец профессиональная. Профессиональное развитие человека происходит при его взаимодействии с миром профессий. Профессиональное развитие обычно отождествляют с прогрессивным изменением человека: созреванием, формированием, саморазвитием и самосовершенствованием. Наряду с этим исследователи подчеркивают, что этот процесс сопровождается периодами регресса, дезадаптации, стагнации, кризисами, деформациями, а в отдельных случаях и деградацией человека.

Профессиональное развитие взаимообусловлено личностным. В основе этих процессов лежит саморазвитие, детерминирующее самореализацию человека.

В зарубежной психологии представлены различные теории профессионального развития. Все их многообразие можно свести к четырем направлениям (табл. 1)

Таблица 1

Основные зарубежные теории профессионального развития

В постиндустриальном обществе профессиональное образование утратило свои прежние целевые ориентации - формирование социально-профессиональных знаний, умений и компетенций - и становится средством подготовки человека к общественно полезному труду, который характеризуется интегративным, метапрофес-сиональным содержанием.

направление Представители концепций и теорий Основания профессионального выбора и развития

Дифференциаль-но-диагностиче-ское Ф. Парсонсон, Г Мюнстерберг индивидуальные особенности(свой-ства, качества)

Психодинамическое 3. Фрейд, У. Мозер, Э. Роэ, Е. Бордин, А. Маслоу генетические предпосылки, потребности

Теории решений X. Томэ, Г. Рис, П. Циллер, Д. Тидеман система ориентировок в профессиональных альтернативах

Теории развития Э. Шпрангер, Э. Гин-зберг, Д. Сьюпер, У. Джейд процессуальные характеристики онтогенетического развития. Тип личности

В отечественной психологии различия просматриваются в центрации исследований на формах профессионального развития. Одни психологи большее значение придаю исследованию профессионального становления, другие - процесса профессионализации, третьи - лич ностно-профессионального развития (табл. 2)

профессиональное развитие

теория профессионального образования

Таблица 2

Подходы к профессиональному развитию в отечественной психологии

формы профессионального развития Объект развития Основания профессионального развития Представители концепции

Профессиональное становление личность социальная ситуация, ведущая деятельность Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников и др.

Процесс профессионализации субъект деятельности уровни выполнения деятельности (успешность) В. А. Бодров, Н. С. Глу-ханюк, Н. Н. Нечаев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Э. Э. Сы-манюк А. Р. Фонарев и др.

Акмепрофес-сиональное развитие зрелая личность саморазвитие и самореализация Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. За-зыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, С. А. Минюрова и др.

Профессиональное образование в постиндустриальном обществе

Решающее значение в профессиональном развитии человека принадлежит образованию. Традиционно профессиональное образование рассматривается как овладение профессией, а точнее, специальностью с определенным уровнем квалификации. Цель образования определяется как получение профессии. Но в современном постиндустриальном обществе, характеризующемся динамической профессиональностью, социально-экономической нестабильностью, внедрением высоких технологий, полученная в учебном заведении профессия (специальность) часто оказывается невостребованной. Многие выпускники не трудоустраиваются по полученной специальности.

Следует также отметить, что смена профессии в последующие годы постепенно становится нормой. Очевидно, что прежняя целевая ориентация профессионального образования -овладение профессией (специальностью) -утратила свою актуальность.

Косвенно этот вывод подтверждает введение бакалавриата в систему многоуровневого образования. Степень бакалавриата рассматривается как общепрофессиональная подготовка к выполнению широкого круга (спектра) профессиональных действий (компетенций).

О кризисе современного профессионального образования свидетельствует также широкое распространение системы непрерывного образования: повышения квалификации, корпоративного и «трансграничного» образования.

можно констатировать, что в постинду-

стриальном обществе профессиональное образование утратило свои прежние целевые ориентации - формирование социально-профессиональных знаний, умений и компетенций - и становится средством подготовки человека к общественно полезному труду, который характеризуется интегративным, метапрофессиональным содержанием. Основные контуры этого образования намечены А. М. Новиковым в полемической монографии «Постиндустриальное образование».

Анализ современной профессиологической литературы позволяет определить следующие тенденции взаимосвязи профессионального развития и непрерывного образования. Новое образование начинает ориентироваться на развитие социально-профессиональных способностей: информационно-коммуникативных, технологических, проектировочных, познавательных, творческих. Перечень этих способностей можно продолжить, но главная их функция - профессиональное развитие человека

Можно констатировать, что прежние целевые ориентиры - освоение профессии -трансформируются (преобразовываются) в общепрофессиональную подготовку, смысло-образующими факторами которой становится профессиональное развитие субъекта общественно полезной деятельности.

В современном постиндустриальном образовании распространены три модели профессиональной подготовки:

- адаптационная модель (модель X) - характеризуется выполнением деятельности в соответствии с предписанными правилами, нормами, алгоритмами. Доминирует тенденция адаптации к профессиональной деятельности и самоопределение к ней;

- модель самодеятельной организации (модель У) - ориентирована на подготовку специалистов, способных самостоятельно организовывать свою деятельность, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за осуществляемые действия (главное - самоорганизация);

- модель профессионального саморазвития (модель X) - ключевой характеристикой этой подготовки является самореализация личности в профессии, сочетание автономности с командной работой, готовность к инновациям.

Таким образом, в профессиональном развитии можно выделить три смыслообразующих фактора:

1) адаптацию;

2) самоорганизацию;

3) самореализацию.

Каждой модели соответствуют определенные дескрипторы и целевые ориентации: для адаптационной модели в качестве де-

о кризисе современного профессионального образования свидетельствует широкое распространение системы непрерывного образования: повышения квалификации, корпоративного и «трансграничного» образования.

Есть все основания утверждать, что положение о непрерывном образовании - одна из современных прогрессивных идей. Его смысл и назначение - обеспечение полноценного профессионального становления личности

скрипторов выступают знания, умения, навыки и профессионально важные качества; для модели самоорганизации - общекультурные и профессиональные компетенции; для концептуальной модели самореализации - мета-профессиональные компетенции, обобщенные надпрофессиальные компетенции, характеризующиеся (обладающие) широким радиусом действий.

Важной характеристикой профессионала в постиндустриальном обществе становятся метапрофессиональные качества человека -это свойства, способности, черты личности, обусловливающие продуктивность выполнения познавательной, социальной и профессиональной деятельности. К ним относятся: инсти-туционализм, профессиональная мобильность, инновационность, референтность, практический интеллект, самоэффективность и др.

В нижеприведенной таблице отражены смы-слообразующие составляющие основных моделей профессионального развития.

Каждой модели соответствует образовательная концепция: когнитивно, деятель-ностно и личностно ориентированные концепции, а также контекстно-компетентностное обучение. В системе непрерывного образования в разном объеме и сочетании все эти модели реализуются: адаптационная модель - в основном в системе начального и среднего образования, модель самодеятельностной организации - в системе высшего образования, а третья модель - в системе последипломного образования.

Непрерывное профессиональное образование

Непрерывное профессиональное образование основывается на концепции профессионального становления личности. В профессиональном становлении как целостном процессе можно выделить ряд стадий. Поэтому профессиональное образование, органично сопровождая весь онтогенез взрослого человека, должно строиться с учетом психологии личности на разных возрастных стадиях.

Есть все основания утверждать, что положение о непрерывном образовании - одна из современных прогрессивных идей. Его смысл и назначение - обеспечение полноценного профессионального становления личности, создание условий для постоянного обновления, развития и самоактуализации каждого человека на протяжении всей его профессиональной жизни.

Основываясь на этих исходных позициях, приведем цель и задачи непрерывного профессионального образования.

Цель: удовлетворение потребности личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации и реализации себя в профессиональной жизни.

Задачи:

- формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карьеры;

- обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста, развитие аутокомпетентности;

- обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста;

- формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им ре-пертуаров профессионального поведения.

Основные тенденции постиндустриального образования обусловливают принципы его формирования:

- смыслообразующим фактором проектирования образования становится развитие личности обучаемого. Центрация образования на становлении личности обусловливает принципиально новую организацию, содержание образования и технологии обучения;

- целью образования провозглашается формирование компетенций и социально значимых качеств обучаемого как личности, способной к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, самореализации и самоактуализации; дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых, их потребностей в самореализации;

- обеспечивается преемственность всех уровней образования (общего, начального, среднего специального и высшего) с ориентацией на целостное образование; ядром реализации этого принципа провозглашается развивающаяся личность обучаемого, которая станет фактором междисциплинарной интеграции содержания и технологий обучения; адекватность уровней образования и культуры обеспечивается вариативным, личностно-развивающим характером содержания образования и технологиями обучения.

Непрерывное профессиональное образование является важным условием полноценного профессионального развития личности. Сценарии профессионального развития индивидуальны, их вариативность зависит от социально-экономической ситуации развития, базового образования, особенностей профессиональной деятельности, жизненной стратегии, случайных событий и обстоятельств. И наконец, непрерывное образование сопровождает профессиональное становление, определяет его индивидуальные траектории, детерминирует формирование, развитие основных психологических новообразований личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.