Научная статья на тему 'Теоретические основания методики формирования «Я-образа» профессионала в системе высшего образования'

Теоретические основания методики формирования «Я-образа» профессионала в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионал / я образ профессионала / самоактуализация / развитие личности / профессионализация / профессиональное самосознание / К. Маркс / материалистическое изучение психики / professional / I am the image of a professional / self-actualization / personality development / professionalization / professional self-awareness / K. Marx / materialistic study of the psyche.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипова Яна Игоревна

Статья посвящена анализу содержания и структуры я образ профессионала у специалистов, которые хотят в перспективе стать профессионалами в своей сфере деятельности. Автор, подчеркивает, что достаточно мало литературы посвящено пониманию «я образа профессионала», его категориям, содержанию и структуре. В данном изучении сделан акцент на Марксистскую теорию познания человеком действительности посредством деятельности. К. Маркс ввел в теорию познания, понимание деятельности, придавая этому материальный характер. Будущий специалист должен иметь спектр профессионально важных качеств, быть образованным, инициативным, самокритичным, делать выводы своего поведения, мотивов, целей, для того что бы стремиться к самоактуализации. Основные задачи будущего специалиста, сформировать такой я образ профессионала, что б он удовлетворял не только внутренние потребности человека, но и отвечал требованиям труда данной сферы, мог стать перспективным конкурентом для других специалистов. Перспективы гармоничного развития в своей сфере труда, автоматически улучшит то направление деятельности, в котором будет работать потенциальный специалист, что в свою очередь сможет повысить: культурный, социальный, экономический, политический, демографический, сферы жизнедеятельности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE METHODOLOGY OF FORMING THE “I-IMAGE” OF A PROFESSIONAL IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

The article is devoted to the analysis of the content and structure of the self-image of a professional among specialists who want to become professionals in their field of activity in the future. The author emphasizes that quite a little literature is devoted to understanding the “I am the image of a professional”, its categories, content and structure. In this study, emphasis is placed on the Marxist theory of human cognition of reality through activity. K. Marx introduced into the theory of cognition, the understanding of activity, giving it a material character. A future specialist should have a range of professionally important qualities, be educated, proactive, self-critical, draw conclusions about his behavior, motives, goals, in order to strive for self-actualization. The main tasks of the future specialist are to form such an image of a professional that he would satisfy not only the internal needs of a person, but also meet the labor requirements of this field, could become a promising competitor for other specialists. Prospects for harmonious development in their field of work will automatically improve the direction of activity in which a potential specialist will work, which in turn will be able to increase: cultural, social, economic, political, demographic, spheres of life of the population.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания методики формирования «Я-образа» профессионала в системе высшего образования»

Теоретические основания методики формирования «Я-образа» профессионала в системе высшего образования

Осипова Яна Игоревна,

аспирант, Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова E-mail: 9162155565@mail.ru

Статья посвящена анализу содержания и структуры я образ профессионала у специалистов, которые хотят в перспективе стать профессионалами в своей сфере деятельности. Автор, подчеркивает, что достаточно мало литературы посвящено пониманию «я образа профессионала», его категориям, содержанию и структуре. В данном изучении сделан акцент на Марксистскую теорию познания человеком действительности посредством деятельности. К. Маркс ввел в теорию познания, понимание деятельности, придавая этому материальный характер. Будущий специалист должен иметь спектр профессионально важных качеств, быть образованным, инициативным, самокритичным, делать выводы своего поведения, мотивов, целей, для того что бы стремиться к самоактуализации. Основные задачи будущего специалиста, сформировать такой я образ профессионала, что б он удовлетворял не только внутренние потребности человека, но и отвечал требованиям труда данной сферы, мог стать перспективным конкурентом для других специалистов. Перспективы гармоничного развития в своей сфере труда, автоматически улучшит то направление деятельности, в котором будет работать потенциальный специалист, что в свою очередь сможет повысить: культурный, социальный, экономический, политический, демографический, сферы жизнедеятельности населения.

Ключевые слова: профессионал, я образ профессионала, самоактуализация, развитие личности, профессионализация, профессиональное самосознание, К. Маркс, материалистическое изучение психики.

Личностное формирование Я образа происходит в период профессионального обучения, это константная концепция представлений индивида о себе, на основании которых она формирует: 1) взаимодействие с окружающими; 2) отношение к себе; 3) создает стратегию своей будущей деятельности и перспективы роста в ней.

Залогом успешного профессионального становления личности обуславливается, полнотой и адекватностью специалиста.

В психологии изучением (Я образа профессионала) занимались:

С.В. Васьковская, С.Г. Вершиловский, Л.С. Выготский, У. Джеймс, Б.И. Додонов, С.А. Дру-жилов, Е.П. Ильин, Е.И. Исаев, В.П. Зинченко, Е.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Дж. Ле-вингер, А.К. Маркова, Л.Г. Матвеева, Л.М. Митина, О.А. Миненко, В.Ф. Моргун, Е.В. Прокопьева, Д.В. Ронзин, А.А. Реан, К.Р. Роджерс, С.В. Слав-нов, Д. Сьюпер, В.А. Якунин, и другие, но единственного подхода к этому понятию в науке не найдено.

Целью статьи является теоретический анализ содержания и структурных компонентов я образ профессионала.

Результаты теоретического анализа проблемы

К. Маркс ввел в теорию познания человеком окружающей действительности, понятие деятельность, и придал понятию материалистический смысл. Труд в своем основном представлении - является чувственной практической работой, в которой субъекты вступают во взаимодействие с предметами окружающей действительности, апробируют их воздействие, сопротивление, подчиняясь их беспристрастным качествам. «Изменение в теории познания Маркса, заключается в том, что индивидуальная практика осознана как процесс, в ходе формирования, которой, развивается восприятие, мышление индивида, возникают познавательные задачи. Познание не может существовать без жизненного процесса, который является материальным, практическим отражением реальности. Она в свою очередь развивается посредством существующих взаимосвязей, познающих индивидов, с окружающим их человеческим миром. Маркс подчеркивал, «люди совершенствующие свое материальное производство и общение, меняют их совместно со своей реальностью, которую они формируют вокруг себя». Так же в данном процессе меняется мышление и его продукты. Главным аспектом Марксисткой системы является то, что бы отношения и процес-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

сы саморазвития, рассматривались с точки зрения внутренней общей системы, а не отдельно от нее. К. Маркс, представлял человека - как индивида общественного начала; существо, как продукт общественного и исторического действия. Индивид отделенный от человеческого начала, не может существовать отдельно от общества, как и общество без этого начала. Такие процессы как: мышление, познание, эмоции, цели, задачи, не могут существовать вне общества, накопленных индивидом знаний и способов мыслительной деятельности. Человек становиться субъектом мышления, овладев способностью общаться и логикой, отражает обобщенный общественный опыт практики. В процессе трудовой деятельности человек соприкасается с элементами своей деятельности, впоследствии, происходит познание, которое выходит за рамки чувственного отражения. Рассмотрим более детально структуру и содержание образа труда будущего специалиста, с точки зрения разных подходов и взглядов. [9].

Теоретический анализ подходов к определению содержания Я «образа

профессионала» показывает следующее аспекты. Я «образ профессионала» согласно С.А. Дружилова, В.Ф. Моргуна - это психологическая особенность динамики я образа. Личность -человек, который активно осваивает и превращает свое естество, собственную индивидуальность, в четкий образ продукта деятельности, посредством труда. Развитие осуществляется посредством: пространственно-временных ориентаций, волевых переживаний, уровней осознания, форм реализации деятельности. [4].

Е.Ф. Зеер, О.А. Миненко, в своем исследовании связывали изменение образа в процессе трудовой деятельности в процессе обучения в высшем учебном заведении - профессиональным развитием. Успешное развитие в процессе трудовой деятельности специалиста обязательно обусловлено переживанием кризисных моментов в жизни каждой личности, которая развивается; по данным исследования в процессе профессионального развития при возникновении кризисов, постепенно возрастает роль непосредственных причин таких как смена я образа, переформирование осознания в процессе трудовой деятельности, возрастает уровень притязаний к самооценке, происходит появление потребностей в самоутверждении и самореализации.

Е.Ф. Зеер пришел к таким выводам: 1) особь, которая интересуется своим внутренним содержанием психических составляющих, стремиться познать свое я и чувствует вследствие этого неудовлетворение, рассматривает профессиональную биографию, как большую часть кризисных явлений. Личность, которая избегает кризисов, чаще сталкивается с разрушением заложенных кон-5 струкций труда; 2) двигателем личностного роста о является кризис индивида в деятельности его тру-Я да, правильный переход от кризиса к совершенен ствованию, дает правильное развитие в трудовой z деятельности; 3) человек, повышает свой уровень

профессионализма посредством непрерывного подбора вариантов ответа, которые помогут ему использовать приобретенные знания для качественного выполнения своей работы и дадут возможность победить кризис профессионального развития.

Развиваясь, как личность и профессионал, человек осознано поддает себя кризисной самоактуализации, что ведет к смене я образа, перестроение профессионального сознания, подтверждает логику выживания и роста человеческой особи из-за столкновения с онтогонистическим элементом с собственной внутренней структуры. [12].

Процесс переживания такого столкновения являет собой процесс личностного изменения в процессе профессионализации. Результатом данного процесса есть формирование не только «личност-но», а и «профессионально», значимых новообразований. Под профессионально значащими новообразованиями Е.Ф. Зеер, О.А. Миненко имели в виду такие образования, наличие которых есть значимыми для успешного формирования образа индивида в сфере труда, такое определение базируется на идее целостности и неразрывности личностного и профессионального факторов развития. [3,12].

Д. Сьюпер рассматривал представления человека, как индивида самопонимания своего образа, дифференцирование развития индивида в процессе деловой деятельности и тождественности Я образа. Личность Д. Сьюпер, неосознанно ищет направление трудовой деятельности, в которой он будет сохранять идентификацию с собою, а внедряясь в процесс труда, намерен искать исполнения этого соотношения, посредством своих индивидуальных установок и индивидуально типологических особенностей, качеств характера. [16].

Л.М. Митина представляет, что образ индивидуальности в процессе труда выражается в идеальном я прототипе, он связан с образом индивидуума деятельности, со сложившейся биографией в процессе деятельности, определенными ценностями труда. Образ индивидуума, в идеальном его проявлении, в процессе труда меняется и вносит в образ жизни идеальную картину миру. Неопределенность достоинств, которым определенная личность отдает предпочтение, в своей трудовой деятельности, сдвигает цели основополагающим фактором для человека, становится отбор того образа жизни с помощью трудовой деятельности, который был бы самым лучшим для индивида. [11 ].

С.В. Васьковская утверждала, человек в процессе формирования трудовой деятельности, проявляет психические свойства в сфере деятельности на основании ряда условий, возможностей и отношения индивида к своему образу посредством эмоций, как к субъекту труда. [4].

Е.В. Прокопьева предложила возможность квалификации я образа профессионала: 1) я образ профессионала приближается к общему я образу; 2) человек «равен» своему типу деятельности, её общий я образ сужен к я образу профессионала;

3) индивид состоящий в системе своей профессии представлен в общем образе, а персональный образ посредством отдельных сторон профессии. [4].

Е.И. Исаев подчеркивает, что актуализация ценностей, происходит в процессе деятельности человека, которые приобретают персональное профессиональное значение. Базируясь на этой почве, в сознании формируется образ профессионала это - совокупность целей, идей, установок; личность в процессе корректирует профессиональный опыт, переживания, убеждения, связи и отношения. [6].

Изменения индивидуальных эталонных моделей, происходящих в процессе профессионального становления, предстают как показатель и отношения человека к себе как к образцовому индивиду трудовой деятельности. А.К. Маркова, В.А. Якунин соотносят верно сформированный локус контроля и готовность к дифференциальной оценке своего уровня образа в сфере труда. Выделяют следующие признаки: стремление развивать положительные качества труда; наличие внутреннего контроля за деятельностью индивида, осмысление в полном объеме необходимых качеств индивида в процессе профессионализации, приобретение развитого профессионального сознания, развитие себя с помощью квалификационных требований, исправление недостаточных качеств для выполнения трудовой деятельности. [3, 18].

В.А. Якунин неоднократно подчеркивал, что я образ профессионала зависит от профессионального развития личности, как квалифицированного специалиста, что возможно лишь при развитости ценностных ориентаций личности и моти-вационных аспектов. Проанализировав, психологические особенности развития познавательного процесса деятельности студентов, можно разделить все время практики на три этапа. В процессе формирования этапов формируется, либо не формируется, адекватный я образ профессионала:

1 этап (1 курс обучения) деятельность обучения управляет высокий уровень мотивации к процессу обучения, и желанием достичь высоких профессиональных показателей.

2 этап (2-3 курс обучения) наблюдается общее снижение интенсивности таких компонентов: профессиональных и познавательных мотивов в учебной сфере деятельности.

3 этап (4-5 курс обучения) увеличивается уровень осознания и объединения различных форм мотивов в процессе получения знаний. [18].

А.К. Маркова определяла образ человека в процессе развития деятельности, локус контроля к своему образу трудовой деятельности влияет на понимание того, стал ли человек тем кем мечтал в своей сфере труда. [12].

Л.Г. Матвеева к выше сказанному добавляет главный аспект я образа профессионала - это системная перестройка психики, которая протекает под влиянием профессии и рабочих условий. Эти сложные и неоднозначные представления, в структуре новообразования, обеспечивают

адаптацию в процессе профессионального становления, а затем при положительном протекании данного процесса, и профессиональное развитие, а главное адекватное развитие я образа профессионала. [10].

В.П. Зинченко обдумывая проблему образования, подчеркивал насколько важно разбудить у ученика желание и волю к самоопределению своего я образа профессионала и построении его в процессе профессионального саморазвития. Настоящее образование невозможно без жажды стать человеком, поэтому «действительное получение образования», заключается в том, чтобы помочь студенту организовать внутреннее взаимодействие между получением знаний и самоопределением человека. [1].

Дж. Левингер, считал, самым главным является способность человека иметь «представление о самом себе», разграничение таких понятий, как я образ профессионала и не я образ профессионала в процессе профессионального развития. Автор выделяет семь ступеней: симбиозний, импульсивный, самозащитный, компромиссный, моральный, независимый, интегративный. Путь от первой ступени до последней происходит с возрастом, ростом интеллекта, изменением социального и экономического статуса человека, если развитие я образа профессионала отстает от физического возраста, тогда индивидуум остается на определенной ступени, которая является неадекватной возрастным и ролевым перспективам. [2].

Е.А. Климов, А.А. Реан, К.Р. Роджерс считали, что я - профессионала это относительно устойчивая осознанная система представлений человека о себе, на основе которой она строит свои взаимоотношения с другими людьми, и стратегию своей профессиональной подготовки, будущего профессионального роста. [7, 17].

Обобщая рассмотренные подходы, содержание я образ профессионала можно определить через три компонента: когнитивный, аффективный, поведенческий.

Я образ профессионала - это совокупность представлений личности о себе, как о профессионале, включающий в себя когнитивный компонент (процесс персонализации и идентификации как результат деятельности), аффективный компонент (причастность к совокупности действий, целей, задач, к путям достижения результатов; критерии оценки труда; вовлеченность в тесную взаимосвязь индивидов; взгляд на важные свойства в процессе труда индивидуума), поведенческий компонент (стремительное желание повысить личностный рост и гармоничное отношение к своему я). Исследуя образ я профессионализации, авторы выделяют не только содержание я образа, но и его структурные компоненты. Согласно виденья У. Джеймса я образ - представлен в виде иерархической структуры: на вершине располагается глобальный Я образ, личностное Я (Self), как двойное образование, в котором сочетается «Я» -осознанное (I) и «Я» - как объект (Me). [13].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

Рассмотрим структуру я образа профессионала, какие компоненты входят в это понятие согласно взглядам других ученых.

A.А. Реан, K.P. Роджерс понимали, что понятие я образ профессионала состоит из: я идеального профессионального, и я реального профессионального. Я идеальное профессиональное это представление о том, каким должен быть настоящий профессионал, какими качествами должен обладать для достижения идеального образа. Я реальное профессиональное включает представление об имеющихся качествах и свойствах у индивидуума. А.А. Реан в структуру я образа профессионала включает такую составляющую, как я зеркальное профессиональное - представление об оценке личности другими профессионалами; и такую составляющую как самооценка личности. [8].

K.P. Роджерс применил такое понятие: как «полноценно функционирующий» человека - это персона, которая применяет свой потенциал, способности и таланты, что помогает познать и осознать себя «абсолютно». Существует 5 (пять) свойств по его мнению:

1. «Открытость к переживаниям» - способность осознавать свои чувства, мысли, эмоции, быть с ними гармонии, не отрицать их, не искажать.

2. «Экзистенциальный образ жизни» - тенденция жить полноценно, с элементами яркости, насыщенности, новшества, опыт образуется в процессе данных переживаний.

3. «Организмическое доверие» - высокое качество жизни в контексте принятия решений, призмой правильного выбора, является внутреннее одобрение верности выбора.

4. «Эмпирическая свобода» - человек имеет право на свободу жизни без запретов и ограничений.

5. «Креативность» - это становление, психологическая зрелость посредством воплощения продуктов творчества, осуществления задуманных проектов. [16].

B.Ф. Моргун выводит такие структурные компоненты в Я образе профессионала:

1) содержательные профессиональные направленности личности: предметно-деловая (с ориентацией на предмет), гуманистическая (на других), индивидуальная (на себя);

2) ориентации в профессиональной карьере, реализуемых на протяжении всей жизни;

3) доминирующие эмоционально-волевые переживания, среди которых пессимистические (отрицательные), уравновешенные (амбивалентные) и оптимистичные (положительные);

4) уровень профессионализма, который реализуются через социально- психологическую компетентность, мастерство;

5 5) формы реализации опыта; о 6) важные персоналистические свойства. [2]. Я Л.С. Выготский, К.Р. Роджерс, Е.А. Климов, ° Л.М. Митина, С.Г. Вершиловский, Т.В. Кудрявцев z неоднократно подчеркивают, что главным регу-

лятором я образа профессионала является формирование персональных свойств в процессе деятельности.

Л.С. Выготский считает, я - это форма пережитых моментов своей личности, в ней человек открывает самого себя. Отображает такие свои стороны:

-я - телесное, физическое, образ своего тела, физические недочеты, сознание здоровья или болезни; в подростковом возрасте, очень важно физическое состояние тела и его нормальное восприятие в сознании человека, что помогает развиваться и двигаться вперед.

- я - выражается в восприятии себя носителем определенных ролей в социуме, в зависимости от того кем человек является в то или иное время, применения этих ролей

-я - психологическое - то в каком я образе себя видит человек, в него входят: мотивы, способности, потребности, что позволяет ответить на вопрос «какой я?»

- я - смысл я или самоотношение, в зависимости о ситуации, самооценка дает нам понимание, положительно или отрицательное у нас отношение к себе, к своему образу.

-я - ощущение себя с позиции: активности или пассивности в данном образе.[5]. Е.А. Климов понимает развитие человека в процессе труда как устойчивое становление, социальных мотивов и целей, верных установок, качеств человека, которые будут помогать расти в трудовой деятельности человека, при этом будет наблюдаться сложенная работа психической активности человека, его процесса труда. [5].

Е.П. Ильин говорит о важности такого фактора как мотивация профессиональной деятельности. Мотивы деятельности персоны можно разделить на 3 (три) типа:

1) «Мотивы трудовой деятельности» - причины, благодаря которым человек занимается трудовой деятельностью, в состав него входят: «побуждения общественного характера», желание приносить пользу окружающим; «получение денежных средств» для содержания себя и своей семьи; потребности в самоактуализации, самовыжражении, самореализации, человек хочет не только пользоваться благами, но и созидать, оправдывать свое существование благими намерениями.

2) «Мотивы выбора профессии» - выбор профессии происходит от имеющихся и сложившихся социальных ценностей, направленностей, наклонностей к тому или иному типу деятельности.

3) «Мотивы выбора места работы» - зависит от оценки внешней ситуации, от своих возможностей, интересов, направленностей. [5].

Факторы по которым личность выбирает профессиональную деятельность, согласно Б.И. До-донова следующие:

1. человек получает удовлетворение от процесса деятельности;

2. получение результата от вида деятельности, который осуществляет индивид;

3. получения вознаграждения, за осуществление системы действий;

4. уход от применения санкций, который может возникнуть при недобросовестном выполнении труда. [5].

Л.М. Митина выделяет такой процесс профессионализации:

• осмысление индивидом тенденций изменения своего содержания в сфере труда, путем полного погружения в процесс деятельности, что влечет за собой замену привычных стереотипов, сводов, стратегий при осуществлении трудовой деятельности.

• развитие свойств и качеств деятельности труда, которые коррелируют с персональным потенциалом необходимым для выведения человека на более высокий уровень развития или определенного эталона профессионализма. Основным двигателем в развитии я профессионала является расхождение между я образом профессионала действующим, и я образом профессионала воспроизведенным. [11]. Согласно К.Р. Роджерс основной мотив жизнедеятельности представляется детерминантной персоналистического и профессионального роста. Самым главным в профессиональном развитии, наряду с личностным, является соответствие я реального профессионального и я идеального профессионального личности. Я образ профессионала символизирует сформированный, последовательный концептуальный гештальт, состоящий из восприятия свойств «я» или «меня» другими людьми, и различными сторонами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. [14].

С.Г. Вершиловский, Т.В. Кудрявцев видят развитие индивида в процессе труда - долгосрочным процессом становления, сначала образования профессиональных замыслов до полного воплощения индивидуальной профессионализации. Основополагающим аспектом в этом процессе занимает квалифицированное определение.

Основополагающим результатом развития личности является - образ индивида в процессе профессионализации. Персона понимая свои лучшие и худшие стороны, свое будущее в избранной сфере труда, сличает их с шаблоном эталонной трудовой деятельности, принимает или не принимает полученный образ в труде. Отсюда, возникает выводы сделанные индивидом: верный ли выбор он седлал в сфере труда, в престижности данной работы, в реализованности своего потенциала труда, смене на другой вид деятельности. Импульсом для гармоничного развития в своей сфере деятельности является разногласия между образом реальным, настоящим и тем к которому человек стремился дорасти в сфере своей деятельности. [3]

С.В. Славнов акцентирует внимание на нормативных характеристиках я образа - эталона профессионала, ограничивая тем самым, процесс овладения эталоном, достижения субъектом профессионализма, определенным, ограниченным

перечнем профессионально необходимых способностей (свойств, качеств). Следовательно, я образ профессионала накладывает определенные ограничения на реальные и потенциальные возможности личности, как открытой в своем развитии существа. Модель будущего, которое личность себе строит, через механизм антиципации, выходит за пределы осуществляемых субъектом отдельных предметных действий (практика), превращаясь, тем самым, в интегральный механизм процесса профессионализации личности.

Структурным элементом я образа эталона профессионала со стороны его праксиса и гнози-са возникают, как предполагается: представление индивида о движущих силах профессионала, его эмоциональные характеристики, когнитивные черты, коммуникативная сфера, способности к саморегуляции и направленность. [14]

Д.В. Ронзин представляет ряд формирующихся я образов, которые являются составляющей сознания личности как профессионала. Выделял четыре компонента человека в системе труда: квалификационные эталонные свойства, систематизация различных подходов деятельности, план действий, самопознание в процессе труда. [15]

Таким образом, структура образа в процессе профессионализации состоит: из глобального я образ профессионала, я субъекта деятельности, я реального, я идеального и я зеркального профессионального; регулятором адекватного развития я образа профессионала является профессиональное развитие (прохождение кризисов), в случае положительного прохождения кризисных ситуаций личность переходит на высший уровень, самоактуализовуется, в случае негативного прохождения самооценка личности снижается и уровень развития остается таким каким был, в связи с данными обстоятельствами, личность разочаровывается в избранной профессии и уже не стремится достигать высокого уровня в данной сфере деятельности.

Выводы и перспективы

Таким образом, проведенный анализ позволяет определить образ профессионала как понимание персоной своего образа, как объект профессионализации, у которого имеются профессионально важные качества, определенные взгляды на профессию, что заставляет становиться членом профессионального союза, представителем определенной профессиональной культуры.

В связи с этим, в каждом профессиональном обществе возникает свой спектр: норм, правил, традиций, качеств, стереотипов поведения, мотивов.

Имеет спектр следующих компонентов: когнитивный, аффективный, поведенческий. Я образ профессионала включает: я реальное, я идеальное, я зеркальное профессиональное. Изучение психологических особенностей и динамики я образа профессионала студентов в вузе является

сз о со "О

1=1 А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см а>

перспективой наших дальнейших научных исследований. Проанализированы и обобщены теоретические подходы в психологии к проблеме я образа профессионала. Рассмотрено содержание и структура я образа профессионала.

Литература

1. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением / Т.М. Буякас // Вестн. Моск ун-та сер. 14. Психология. 2001, № 2. - с. 69-77

2. Долинськая Л.В. Самосознание и я-концепция личности // Общая психология: Учебное пособие / О. Скрипченко и др. - К., 1999. - с. 356360

3. Зеер Е.Ф. Профессиональное становление личности инженер-педагога / Е.Ф. Зеер // Свердловск изд-во Урал. Ун-та. 1988. - 120 с.

4. Зубкова И.Ю. Динамика Я-образа учителя-профессионала: Автореф. дис.канд. психол. наук. К., 2000. - 29 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: изд-во «Питер», 2000. - с. 275-277.

6. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчи-ков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, В.И. Слободчи-ков // Вопросы психологии. - 2000, № 3. - с. 5767

7. Климов Е.А. Пути в профессионализм / Е.А. Климов //Московский психолого-социальный институт: - М.: Изд-во «Флинта», 2003. - 280 с.

8. Куликов Л. Психология личности в трудах отечественных психологов: Питер, СПб, 2009 г, с. 234

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975 г., с. 33-38

10. Матвеева Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов. Автореф. дис.канд. психол. наук. Ч., 2004. - 28 с.

11. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях/ Л.М. Митина // Вопросы психологии, 1997, № 4. - с.28-38

12. Миненко О.А. Личностное изменение в процессе профессиональной подготовки студентов-психологов. Автореф. дис.канд. психол. наук. К., 2004. - 25 с.

13. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. /В.И. Моросанова, Е.А. Аронова // М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 213 с.

14. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1991. - 296 с.

15. Ронзин Д.В. Проблема использования в психологической деятельности научных достижений и феномена «профессионального сознания

педагога-практика» /Д.В. Ронзин // М.,1992. -с. 3-9.

16. Сьюпер Д. Профессиональное развитие./ Д. Сьюпер // Нью-Йорк, 1957. - 386 с.

17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е издание, Питер 2008 год, с. 377-378

18. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: аспект. / В.А. Якунин // Л.: ЛГУ, 1988. - 159 с.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE METHODOLOGY OF FORMING THE "I-IMAGE" OF A PROFESSIONAL IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Osipova Ya.I.

National pedagogical university Dragomanov"s name

The article is devoted to the analysis of the content and structure of the self-image of a professional among specialists who want to become professionals in their field of activity in the future. The author emphasizes that quite a little literature is devoted to understanding the "I am the image of a professional", its categories, content and structure. In this study, emphasis is placed on the Marxist theory of human cognition of reality through activity. K. Marx introduced into the theory of cognition, the understanding of activity, giving it a material character. A future specialist should have a range of professionally important qualities, be educated, proactive, self-critical, draw conclusions about his behavior, motives, goals, in order to strive for self-actualization. The main tasks of the future specialist are to form such an image of a professional that he would satisfy not only the internal needs of a person, but also meet the labor requirements of this field, could become a promising competitor for other specialists. Prospects for harmonious development in their field of work will automatically improve the direction of activity in which a potential specialist will work, which in turn will be able to increase: cultural, social, economic, political, demographic, spheres of life of the population.

Keywords: professional, I am the image of a professional, self-actualization, personality development, professionalization, professional self-awareness, K. Marx, materialistic study of the psyche.

References

1. Buyakas Tatiana Markovna The learning process as a dialogue between professional and personal formation / T.M. Buyakas // Vestn. Moscow un-ta ser. 14. Psychology. 2001, No. 2. -pp. 69-77

2. Dolinskaya Lyubov Vasilevna Self-consciousness and self-concept of personality // General psychology: Textbook / O. Skrip-chenko et al. - K., 1999. - pp. 356-360

3. Zeer Evald Fridrihivich Professional formation of the personality of an engineer-teacher / E.F. Zeer // Sverdlovsk publishing house Ural. Un-ta. 1988. - 120 p.

4. Zubkova Inessa Yurievna Dynamics of the Self-image of a professional teacher: Abstract. dis.cand. psikhol. nauk. K., 2000. -29 p.

5. Ilyin Evgeniy Pavlovich Motivation and motives. St. Petersburg: publishing house "Peter", 2000. - pp. 275-277.

6. Isaev Evgeniy Ivanovich, Kosaretsky Sergey Gennadievich, Slobodchikov Victor Ivanovich Formation and development of professional consciousness of the future teacher E.I. Isaev, S.G. Kosaretsky, V.I. Slobodchikov // Questions of psychology. - 2000, No. 3. - pp. 57-67

7. Klimov Evgeniy Aleksandrovich Paths to professionalism / E.A. Klimov //Moscow Psychological and Social Institute: - Moscow: Flint Publishing House, 2003. - 280 p.

8. Kulikov Leonid Vasilevich Personality psychology in the works of Russian psychologists: St. Petersburg, St. Petersburg, 2009, p. 234

9. Leontiev Alexey Nikolaevich Activity. Conscience. Personality. M.: Politizdat, 1975, pp. 33-38

10. Matveeva Larisa Gennadievna Formation of professional self-awareness of clinical psychologists. Abstract of the dissertation of the candidate. psikhol. nauk. Ch., 2004. - 28 p.

11. Mitina Larisa Maximovna Personal and professional development of a person in new socio-economic conditions/ L.M. Mitina // Questions of psychology, 1997, No. 4. - pp.28-38

12. Minenko Olga Alexandrovna. Personal change in the process of professional training of psychology students. Abstract of the dissertation of the candidate. psikhol. nauk. K., 2004. - 25 p.

13. Morosanova Varvara Ilinichna, Aronova Elena Alexandrovna Self-awareness and self-regulation of behavior. /V.l. Morosanova, E.A. Aronova // Moscow: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2007. - 213 p.

14. Nikiforov German Sergeevich Psychological support of professional activity // Edited by G.S. Nikiforov. - St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg University, 1991. - 296 p.

15. Ronzin Dmitriy Vladimirovich The problem of using scientific achievements and the phenomenon of "professional consciousness of a teacher-practitioner" in psychological activity /D.V. Ronzin // M., 1992. - pp. 3-9.

16. Super Donald Professional development./ E.D. Super // New York, 1957. - 386 p.

17. Hjell Larry, Ziegler Daniel Theories of personality. 3rd edition, St. Petersburg, 2008, pp. 377-378

18. Yakunin Valeriy Alexandrovich Training as a management process: aspect. / V.A. Yakunin // L.: LSU, 1988. - 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.