Научная статья на тему 'Теоретические основания актуализации физического самовоспитания школьников'

Теоретические основания актуализации физического самовоспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышев В. А., Найн А. А.

В статье показано соотношение дефиниций «актуализация» и «самоактуализация». Основаниями актуализации физического воспитания школьников является принцип интеграции функций обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения. В обобщенной, свернутой форме представлена типология объектов актуализации физического самовоспитания школьников по следующим признакам: «тип деятельности педагога физической культуры», «тип деятельности школьника», «тип активности», «тип усвоенной культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышев В. А., Найн А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания актуализации физического самовоспитания школьников»

УДК 371.613

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В. А. Барышев - кандидат педагогических наук, доцент Ан. А. Найн - кандидат педагогических наук, доцент Уральский государственный университет физической культуры

Челябинск

THEORETICAL GROUNDS FOR THE SCHOOLCHILDREN PHYSICAL SELF-EDUCATION ACTUALIZATION

V.A. Baryshev - candidate of pedagogics, associate professor A. A. Nine - candidate of pedagogics, associate professor Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk

e-mail: dissovet-2006@rambler. ru

Ключевые слова: актуализация, теоретические основания, физическое воспитание, школьники.

Аннотация. В статье показано соотношение дефиниций «актуализация» и «самоактуализация». Основаниями актуализации физического воспитания школьников является принцип интеграции функций обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения. В обобщенной, свернутой форме представлена типология объектов актуализации физического самовоспитания школьников по следующим признакам: «тип деятельности педагога физической культуры», «тип деятельности школьника», «тип активности», «тип усвоенной культуры».

Key words: actualization, theoretical grounds, physical education, schoolchildren.

Annotation. The article shows the correlation of definitions of «actualization» and «self-actualization». The grounds for schoolchildren physical education actualization are the principles of integration of education, upbringing, development and health protection functions. The generalized form of objects typology of the schoolchildren physical self-education actualization is presented on the following characteristics: «the type of physical culture teacher activity», «the type of child's activity », «the type of activity», «the type of acquired culture».

ВВЕДЕНИЕ

Новый Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» четко и внятно определяет содержание понятия «физическое воспитание». Оно представлено как целенаправленный процесс физического воспитания и физического обучения в интересах человека, общества и государства. Из этого следует, что физическое образование предполагает интеграцию физического обучения и физического воспитания, физического развития и физического здоровьесбережения, обеспечивающих высокий уровень физической культуры человека. Что же касается приоритетов, то они могут быть правильно поняты лишь в интегративно-развивающей модели образовательного процесса, поскольку связаны с созданием условий для проявления и развития особенностей каждой личности, ее индивидуальности, с идеей свободы выбора траектории развития человека в образовательном процессе [2, с. 19-20].

Актуальность исследуемой проблемы. Проблема актуализации физического самовоспитания школьников вызвала к жизни ряд публикаций и работ, направленных на осмысление и теоретическое оформление содержания «общественного заказа» (потребности, актуализация, цели, ценности) по развитию активной личности и индивидуальности средствами физической культуры - В. Т. Апостолов, В. А. Беликов, А. Н. Блеер, М. Я. Виленский, А. А. Горелов, С. С. Коровин, Л. И. Лубышева, С. Д. Неверкович, Е. А. Пархоменко, Ю. Ф. Подлипняк В. И. Сиваков и др. Публикации этих авторов и, естественно, многих других видных ученых отражают основные содержательные характеристики модернизируемой системы представлений о сущности социо- и природосообразного физического воспитания, опирающейся на понимание индивидуализации этого процесса как условия и способа формирования человеческой индивидуальности в единстве социального и биологического, духовного и телесного сознания и деятельности [3; 8; 9].

В итоге длительных дискуссий и обсуждений в науке был обоснован принцип актуализации физического воспитания и самовоспитания учащихся как один из ведущих принципов не только теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, но и общей педагогики.

Вместе с тем анализ современной теории и практики физического воспитания школьников показывает, что в его развитии проявляются явные противоречия:

- между существующими представлениями о физическом воспитании (авторитарная парадигма) как воздействии педагога физической культуры на ученика и порождающими не всегда адекватное поведение ребенка активными действиями взрослого;

- между представлениями о воспитуемости как готовности подростка принять воспитывающее воздействие взрослого и новыми представлениями о физическом воспитании как взаимодействии педагога и ученика по достижению совместных целей и результатов.

Цель исследования - определить основные подходы к обоснованию проблемы актуализации физического самовоспитания школьников в гуманно ориентированном образовательном процессе.

Методы и организация исследования. Работа, которая проводится уже на протяжении восьми лет, опиралась на ряд методов: анализ научной и методической литературы, учебной документации, медицинских карт, метод экспертных оценок, анкетирование педагогов и тренеров, педагогический эксперимент, тесты физического самовоспитания школьников, диагностику по Розенцвейгу.

Исследование проводилось на кафедре педагогики Уральского государственного университета физической культуры и в общеобразовательных школах № 11, 26, 54 г. Челябинска. С 2006 года готовился методический материал, проводилось анкетирование педагогов физической культуры, изучались статистические данные школьников, условия для занятий физической культурой. В 2007-2008 гг. проводились предварительные (локальные) эксперименты в определении эффективности педагогического тренинга, приемов и различных видов физических упражнений для снижения психологической напряженности с целью актуализации самовоспитания школьников.

Предварительный педагогический эксперимент был проведен в школе-лицее № 11 Челябинска с учащимися 8-9-х классов. В исследовании приняли участие 67 школьников. В целях комплексной апробации разработанной программы актуализации физического самовоспитания учащихся и снижения психической напряженности школьников провели основной этап педагогического эксперимента в средних школах № 26 и 54. В основном педагогическом эксперименте приняли участие учащиеся 7-10-х классов в количестве 156 учеников двух половозрастных групп. Всего различными видами опытной работы были охвачены 386 человек из пяти образовательных учреждений.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ библиографического списка статьи [1-12] показывает, что выдвинутые противоречия очерчивают актуальную проблему. В перечне специальных работ этого плана,

выполнявшихся в последние годы, практически отсутствуют работы, направленные на поиск условий и закономерностей актуализации физического самовоспитания школьника. Поэтому, несмотря на утверждение в педагогике принципов гуманизации и индивидуализации и возвышение статуса учащегося как самостоятельного субъекта образовательного процесса и жизнетворчества, существует проблема раскрытия механизмов педагогического процесса актуализации, обеспеспечивающего активность учащихся в их физическом самовоспитании, саморазвитии и самоактуализации [1; 2; 6].

Относительно понятия «актуализация» следует заметить, что оно означает процесс перехода потенциальных возможностей педагога (тренера) физической культуры в актуальные и проявляется в двух трендах: первый определяет конкретные особенности личности, являющиеся потенциальными, если они не осознанны и не реализуются учителем (субъектом) применительно к профессиональному виду деятельности; второй, процессуальный, указывает на те действия, которые актуализируют, выявляют данные особенности.

Понятия «актуализация» и «самоактуализация» в отечественной педагогике не являются новыми, однако в научном обиходе они не нашли еще должного отражения в целостной концепции, применимой в сфере профессионального физкультурного образования, включая сферу дополнительного физкультурного образования (повышения квалификации) педагогов физической культуры. Это отмечается в ряде публикаций [7; 9; 11; 12]. Знания, репрезентации, рассуждения и оценки по изучаемой нами-проблеме [1; 6] представлены в работах:

а) представителей зарубежных школ гуманистической психологии -Ш. Бюлера, К. Гольдштейна, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Р. Мэя, Э. Фромма, В Франкла, Э. Шострома и др.;

б) Представителей отечественных школ философов и социологов, исследователей, феномена самоактуализации личности - Л. И. Анциферовой, Л. А. Беляевой, И. С. Кона, Д. А, Леонтьева, Б. Д. Парыгина, М. Г. Ярошевского и др.;

в) отечественных педагогов, изучающих зарубежный педагогический опыт, - Б. Л. Вульфсона, М. М. Исениной, Л. М. Митиной, В. Я. Пилиповского и др.;

г) отечественных исследователей, раскрывающих общие механизмы регулирующего воздействия индивидуальных особенностей на личность и механизмы актуализации как способ подготовки (повышения квалификации) специалистов образования, - B. C. Мерлина, С. С.Коровина, О. А. Сиротина, А. Я. Найна, В. И. Секуна, В. А. Ядова и др.;

д) отечественных специалистов по теории профессиональной мотивации - В. К. Вилюнаса, Е. П. Ильина, Е. А. Климова, А. К. Марковой, В. А. Петровского, М. М. Поташника и др.

Как показали отсроченные материалы нашего изыскания, процесс актуализации физического самовоспитания школьников - это последовательная, целенаправленная, аргументированная, систематическая работа, которая ведется на правовом, нравственном, экономическом, педагогическом, социальном и общественном уровнях. Ее основой выступает принцип интеграции функций обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения, а также:

а) философские, социологические и педагогические концепции обучения, воспитания, развития как сферы социальной жизни, создающие внешние и внутренние условия для развития индивидуума в процессе освоения ценностей культуры, включая физическую культуру;

б) психологическая теория самоактуализации личности;

в) психолого-педагогические концепции развития личности в условиях гуманно ориентированного физкультурного образования;

г) концепции личностной ориентации в физкультурном образовании;

д) концепции интегральной индивидуальности и индивидуализации процесса воспитания школьника;

е) концепции развития самобытной активной личности средствами физической культуры.

Становление человека, включенного в образовательный процесс, определяется рядом

факторов. С одной стороны, они выступают как совокупность внешних движущих сил развития (социально-экономические, психолого-педагогические и эколого-валеологические), а с другой - как совокупность действующих сил внутреннего развития, изменяющего и главным образом актуализирующего индивидуальное самосознание человека. В результате у него открывается, как правомерно считает В. С. Быков, возможность самостоятельного освоения новых социальных ценностей, раскрытия своих интеллектуальных и физических способностей, утверждения своего индивидуального развития [1, с. 119].

Особую роль в актуализации физического самовоспитания школьников призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека. Оно обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке. Оно способствует накоплению первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и рынка труда. Такая адаптация становится объективно необходимой, поскольку рынок сопряжен с психической и физической напряженностью, с риском, с конкуренцией, с ответственностью, с мобильностью и высоким профессионализмом, со способностью к конструированию адекватной системы отношений и поведения.

Для нас теоретически значимым в определении оснований актуализации физического самовоспитания школьников являются два аспекта: первый - указание на ключевой признак физической культуры как результат физического образования - «на деятельность индивида по позитивному самопреобразованию»; второй - указание на ключевой признак результата этой деятельности - на «систему образуемых ею (деятельностью) ценностей». Первый предполагает наличие субъекта самопреобразования, второй - наличие признака бинарности процесса воспитания-самовоспитания.

В обобщенной и свернутой форме типология объектов проблемы актуализации физического самовоспитания школьников по признакам: «тип деятельности педагога», «тип деятельности школьника», «тип активности», «тип усвоенной культуры» представлена нами в таблице 1.

Таблица 1

Типология объектов проблемы актуализации физического самовоспитания _школьников (интегративно-развивающий подход)_

Функция образования Тип деятельности педагога Тип деятельности школьника Тип активности Тип усвоенной культуры

Социальная (социализация) Воспитание Самовоспитание Личность Культура взаимодействи я

Культурная (вра-щивание) Развитие Саморазвитие Индивидуальност ь Культура развития

Валеологическая (защита) Оздоровлени е Самооздоровлени е Организм (здоровый) Физическая культура

Экономическая (профессионализаци я) Обучение Учение Субъект деятельности Культура познания

В таблице 1 показано, что в рамках четырех базовых функций образования пространство разработки проблемы актуализации физического самовоспитания школьников содержит 20 проблемных модулей и попадает под понятие «объект исследования». Что же касается теоретической сущности и функции актуализации физического воспитания учащегося, то мы в процессе ее выявления руководствовались общим подходом, относя актуализацию в поле педагогической деятельности и располагая ее в блоке модулей «Тип деятельности педагога».

Как показано авторами коллективной монографии «Интеграция высшего

профессионального образования в сфере физической культуры» [4] (отв. редактор А. Я. Найн), научить приемам актуализации физического самовоспитания педагога (тренера) необходимо уже в процессе повышения квалификации, которая приобретает характер педагогической системы и становится эффективным средством реализации профессионально-личностного потенциала педагогов физической культуры и развития самой муниципальной системы физкультурного образования при соблюдении комплекса условий, предусматривающих:

а) разработку концептуальной модели и технологий актуализации физического самовоспитания, предполагающих формирование готовности специалиста к самоактуализации в урочно-педагогической деятельности;

б) построение системы критериев и решение целесообразных задач актуализации физического самовоспитания, ориентированных на саморазвитие системы физкультурного образования и самоактуализацию самого педагога;

в) стандартизацию психолого-педагогических программ подготовки педагога физической культуры в системе повышения квалификации на основе содержания (требований) профессионально-квалификационного стандарта для квалификационных категорий профессионализма соответственно: вторая - педагогическая диагностика; первая -педагогическая диагностика и педагогическое проектирование; высшая педагогическая диагностика, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент (исследование).

Обобщенная модель теоретического основания актуализации физического самовоспитания школьников реализуется в нашем изыскании на следующих уровнях:

а) теоретико-методологическом - концепции актуализации, выражающие социальные смыслы в исторически и социально конкретной ситуации развития личности;

б) нормативном - ценностные ориентации и принятые на педагогическом уровне цели актуализации, управляющие программы и программы развития личности;

в) технологическом - разработанные средства и технологии актуализации, адаптированные к целям образования и ценностно ориентированные;

г) практическом - педагогические исполнительские процессы (трансляции знаний, деятельностей, основных способностей, отношений, социальных смыслов) актуализации.

Практикоориентированным основанием актуализации физического самовоспитания школьников является авторский спецкурс «Мой выбор - это физическая культура». Его магическое воспитательное воздействие уже испытали многие ученики школ, в которых осуществлялась педагогическая практика студентов УралГУФК. Именно его воспитывающий концепт используют классные руководители, педагоги дополнительного образования.

Многовариантность применения курса открыли учителя эксперты школы № 11, 26 и 54 г. Челябинска уже с первых уроков. Спецкурс ставит следующие задачи: формирование активности гражданской позиции на основе регулярных занятий физической культурой и новой молодежной субкультурой. Сюда входят также образовательный блок и социальная практика. Что здесь особенно привлекает подростков и молодежь? Это возможность реализовать себя в спортивно-соревновательной деятельности, посильная напряженная работа, новый круг общения, самоуважение, самостоятельность решений, положительные эмоции, уверенность в своих силах, желание думать и работать, духовное и физическое удовлетворение, желание помочь сверстникам.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало, что у подростков, участников опытно-экспериментальной работы сформирована высокая мотивация и актуализация физического самовоспитания, появляется возможность получить навыки социальной адаптации. Они учатся осознанному и одновременно ответственному выбору. Постепенно начинают понимать, что сами, а не родители должны выбирать друзей, учебное заведение, образ жизни, будущую профессию. Подростки школ и студенты, которые прослушали спецкурс «Мой выбор - это физическая культура» довольны тем, что активно вовлечены в спорт и

туризм, не употребляют психоактивные вещества, к ним относятся более уважительно, прислушиваются к их мнению и совету.

Литература

1. Барышев, А.В. Актуализация социально-педагогической инициативы как условие самовоспитания школьников на занятиях физической культурой : метод. рекомендации / А.В. Барышев. - Магнитогорск : Изд-во Магн. гос. ун-та, 2011. - 46 с.

2. Быков, В.С. Теоретико-технологические основы физического самовоспитания школьников (региональный опыт) / В.С. Быков. - Челябинск : Фотохудожник, 1999. - 212 с.

3. Горина, М.С. Мотивационный аспект обучения и воспитания школьников на уроках физической культуры : метод. пособие / М.С. Горина. - Челябинск : УралГУФК, 2006. - 48 с.

4. Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры : монография / Отв. редактор А.Я. Найн. - Челябинск : УралГУФК, 2008. - 380 с.

5. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма в Челябинской области. - Челябинск : УралГУФК, 2004. - 26 с.

6. Найн, Ан.А. Нетрадиционные подходы к оздоровлению детей и подростков : учеб.-метод. пособие / Ан. А. Найн. - Челябинск : УралГУФК, 2008. - 76 с.

7. Педагогическая наука и образование : тематический сб. науч. тр. / Отв. редактор А.Я. Найн. -Челябинск : УралГУФК, 2012. - Вып. 12. - 298 с.

8. Современная модель физкультурного образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust08.doc.

9. Спирин, В.К. Организационно-методические условия эффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания / В.К. Спирин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 11-14.

10. Туманов, С.М. Физическая культура как основа физического воспитания школьника : материалы науч.-метод. конф. / С.М. Туманов // Развитие физической культуры в регионе. - Магнитогорск : МаГУ, 2010. -С. 71-75.

11. Шамсутдинов, М.А. Методика физической подготовки допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.А. Шамсутдинов. - Челябинск, 2008. - 21 с.

12. Юдин, А.С. Эффективность различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов в вузе : автореф. дис. . канд. пед. наук / А.С. Юдин. - СПб, 2009. - 21 с.

Bibliography

1. Baryshev, A. Actualization of socio-pedagogical initiative as a condition for self-education of schoolchildren at the lessons of physical culture : methodical guidelines / A.V. Baryshev. - Magnitogorsk : publishing house of Magnitogorsk State University, 2011. - 46 p.

2. Bykov, V.S. Theoretical and technological bases of the physical self-education of schoolchildren (regional experience) / V.S. Bykov. - Chelyabinsk : Photographer, 1999. - 212 p.

3. Gorina, M.S. Motivational aspect of pupils' education and upbringing at the lessons of physical culture : manual / M.S. Gorina. - Chelyabinsk : Ural State University of Physical Culture, 2006. - 48 p.

4. Integration of the higher professional education in the sphere of physical culture : monograph / editor-inchief A.Y. Nine. - Chelyabinsk : Ural State University of Physical Culture, 2008. - 380 p.

5. The concept of prevention of drug addiction among children, adolescents and young people by means of physical culture, sport and tourism in the Chelyabinsk region. - Chelyabinsk : Ural State University of Physical Culture, 2004. - 26 p.

6. Nine, A.A. Non-traditional approaches to health improvement of children and adolescents : manual / A.A. Nine. - Chelyabinsk : Ural State University of Physical Culture, 2008. - 76 p.

7. Pedagogical science and education : thematic digest /editor-in-chief A.Y. Nine. - Chelyabinsk : Ural State University of Physical Culture, 2012. - Volume 12. - 298 p.

8. The modern model of physical education, oriented to solution of the problem of economy innovative development [Electronic resource]. - access mode : http//mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust08.doc.

9. Spirin, V.K. Organizational and methodical conditions for effective lessons of physical culture in the framework of the traditional system of physical education / V.K. Spirin // Physical culture: upbringing, education, training. - 2008. - № 6. - P. 11-14.

10. Tumanov, S.M. Physical culture as the basis of physical education of schoolchildren : materials of the scientific methodical conference / SM. Tumanov // Development of physical culture in the region. - Magnitogorsk : Magnitogorsk State University of Physical Culture, 2010. - P. 71-75.

11. Shamsutdinov, M.A. Method of physical training of youth undergoing pre-conscription military training in conditions of secondary school : abstract of the thesis by the candidate of pedagogics / M.A. Shamsutdinov. -Chelyabinsk, 2008. - 21 p.

12. Yudin, A.S. The effectiveness of different variants of organization and content of students' physical education in higher educational establishments : abstract of the thesis by the candidate of pedagogics / A.S. Yudin. -Saint Petersburg, 2009. - 21 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.