УДК 372.461
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ РАБОТЫ С АППЛИКАЦИЯМИ
© 2014
Н.А. Трубина, студент Саратовский областной педагогический колледж, Саратов (Россия)
Аннотация: Трудовая деятельность является надежным средством познания ребенком окружающего мира, реальных вещей, дает ему возможность применять теоретические знания, обогащает его сознание чувственными представлениями, уточняет их, делает более конкретными. Участие школьников в трудовой деятельности и прежде всего в производительном труде рассматривается педагогикой в качестве главного средства введения детей и подростков в систему общественных отношений и ничем не заменимой основой нравственного воспитания и становления всесторонне развитой личности.
Ключевые слова: трудовая деятельность, формирования навыков, система средств воспитания, аппликация, способы и приемы работы, развитие творческих способностей, навыки самоконтроля, ручной и художественный труд.
В системе начального обучения трудовая деятель- ния занимает раздел «Аппликация из различных мате-
ность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.
Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
Трудовая деятельность является надежным средством познания ребенком окружающего мира, реальных вещей, дает ему возможность применять теоретические знания, обогащает его сознание чувственными представлениями, уточняет их, делает более конкретными. Участие школьников в трудовой деятельности и прежде всего в производительном труде рассматривается педагогикой в качестве главного средства введения детей и подростков в систему общественных отношений и ничем не заменимой основой нравственного воспитания и становления всесторонне развитой личности. Поэтому педагогика считает трудовое обучение и воспитание важнейшей составной частью образования и воспитания подрастающих поколений. Большое значение имеет также воспитание у учащихся творческого отношения к труду. Если дети будут бояться работы, будут стремиться как можно скорее отделаться от нее, то в этом случае не может быть и речи о формировании у них творческого отношения к своему труду. Поэтому воспитание любви к труду — одна из важнейших задач трудового воспитания детей.
В процессе трудового воспитания необходимо добиваться формирования навыков коллективизма у детей. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе могут создать правильное отношение людей друг к другу, писал А. С. Макаренко. В воспитании учащихся следует поощрять различные коллективные формы труда, развивать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи между учащимися. В результате такой постановки трудового воспитания и может быть создано правильное отношение к товарищу.
Трудовое воспитание направлено на овладение детьми трудовыми умениями и навыками, элементами культуры труда и техники безопасности, стремлениями к коллективному труду и готовностью устанавливать и регулировать отношения в трудовом коллективе. Важное значение имеет формирование бережного отношения к инструментам, материалу, личным вещам и школьному имуществу, а также отрицательного отношения к попыткам уклониться от труда, небрежного отношения к инструментам, материалам, личным вещам и школьному имуществу.
Если внимательно посмотреть перечень и характер задач трудового воспитания, станет ясно, что они могут быть успешно решены лишь всей системой средств воспитания, включающей учебный процесс, уроки труда, разнообразную внеклассную работу, самостоятельный труд детей.
Особое место в содержании курса трудового обуче-
риалов», он включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами, имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.
Понятия «Аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединённых сходством технике выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликаций. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок), но и в создания картин, панно, орнаментов и т.д.
Основными признаками аппликации являются си-луэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Психолога - педагогические исследования развития трудовых навыков младших школьников на уроках труда с аппликациями.
Выявление психолого-педагогической сущности формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий начнём с выявления сущности понятий, составляющих основу проблемы нашего исследования.
По мнению С. П. Баранова, «и общественное признание, и материальное благосостояние человека должны определяться прежде всего тем, как он работает». Здесь имеет значение экономическая сторона, но не менее значима идейно-нравственная. Ведь в труде человек не только создаёт материальные ценности, но и развивает свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданин.
В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
По определению, данному в Большой Советской энциклопедии, труд - целесообразная деятельность чело-
века, в процессе которой он при помощи орудии труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.
Отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Воспитание у учащихся готовности к труду, трудолюбия обеспечиваются в России всей системой учебной и вне учебной работы школы (содержание учебных предметов, уровни трудовых нагрузок, методы обучения, и т.д.).
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего «научения» трудовым умениям и навыкам.
Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением.
Цели трудового воспитания в современной школе таковы: привитие любви к труду; ознакомление школьников с основами современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование в процессе обучения и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.
Итак, одной из задач трудового воспитания школьников является задача формирования отношения к труду.
Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, необходимо рассмотреть, в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся.
Широкое применение в школе находит, прежде всего, трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки. Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд «Изготовление аппликации» в начальных классах.
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.
По данным психологов, на протяжении младшего школьного возраста важно формирование трех основных умений.
1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.
Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: «Сейчас мы будем это вырезать». У детей не получается сразу вырезать нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.
2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.
Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного
представления задачи.
3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.
В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При вырезании аппликации они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.
Трудовая деятельность, отношение к труду - одна из основных сторон нравственной деятельности. В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества, в которых проявляются признаки положительного отношения к труду: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, дисциплинированность, честность, бережливость, творческое отношение к работе, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Изучив теоретическую сущность трудового воспитания школьников, выяснила, что трудовое воспитание и формирование трудовых навыков у младших школьников обусловлено их возрастными особенностями. Подвижность, присущая этому возрасту, требуют от меня применения разнообразных видов деятельности, использования разных форм и методов.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из различных материалов. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда младшие школьники радуют других людей, создавая для них подарки.
С первых уроков обучения в школе необходимо воспитывать у учащихся умение подготовить свое рабочее место, содержать его в порядке, правильно располагать на нем необходимые инструменты, приспособления, материалы, класть их в процессе работы на свои места, т.е. воспитывать культуру труда. Важным является умение экономно расходовать материалы и находить рациональные приемы работы. Необходимо показывать детям, как нужно расположить шаблоны и трафареты при разметке, чтобы отходы получились минимальные. Можно предварительно сделать разметку мелом на доске: учитель рисует на доске формат, например лист бумаги, а ученик вычерчивает на нем мелом, как он будет размечать нужные детали на своем листе. Целесообразно продумать и подготовить такое задание, где на все детали дается строго определенное количество материала. Учеников предупредить о том, что материала хватит только при условии его экономного использования. Они должны также знать, что из отходов можно получить более мелкие детали. Эффективность выработки у детей умений и навыков зависит от того, насколько систематически проводится эта работа. Только специально продуманная, регулярно проводимая работа даст свои результаты. Такая же системность необходима и при обучении правилам техники безопасной работы и гигиены труда. Учащиеся должны выработать у себя привычки сохранять во время работы удобную и правильную позу, работать чистыми руками, пользоваться подкладным листом (доской, клеенкой), тряпочкой, губкой, следить за чистотой рабочего места, убирать после окончания работы инструменты только в чистом виде. Соблюдение учащимися четких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать развитию организованности и целенаправленности их деятельности.
Трудовое обучение детей способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формированию умственных действий и целенаправленной деятельности. Положительное отношение к труду, интерес к овладению трудовыми умениями и навыками способствует
развитию познавательной активности детей.
Одной из важнейших задач трудового обучения является развитие моторики мелких мышц рук. Возможности для этого есть при изучении каждой программной темы, особенно наклеивание мелких деталей (аппликация).
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полностью соответствовало бы возрастным возможностям учащихся и современным требованиям научно-технического прогресса.
В принципе материальное оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требованиям, с другой - наилучшим образом способствовать формированию у детей представлений, умений, привычек и внутреннего стремления самостоятельно выполнять требования трудовой культуры.
В практике существует несколько направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений и материалов. Одни педагоги хранят все инструменты в специальных шкафах или на стеллажах, комплектуя каждый вид на весь класс. Перед уроком трудового обучения в зависимости от вида труда, содержание работ учитель вместе с дежурными раскладывает необходимые на данный урок инструменты и материалы.
Широко используется природный материал для изготовления поделок и в начальной школе.
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко [ 9, 98].
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивает умение учеников в этом плане.
Структура урока труда отвечает требованиям, предъявляемым к любому уроку как основной форме организации учебного процесса. Эти требования опираются на базовые дидактические принципы.
На уроке труда присутствуют следующие основные компоненты процесса обучения:
-наблюдение факторов, предметов, явлений окружающего мира;
-восприятие информации;
-анализ и переработка первичной информации;
- закрепление знаний, полученных в результате пере-
работке информации;
-применение усвоенных знаний сначала в знакомых, а затем в изменённых, принципиально новых ситуациях;
- обобщение, выводы.
Вместе с тем структура урока труда имеет особенности, вытекающей из задач и содержания курса, возрастных особенностей младших школьников и , наконец, что очень важно, из психолого-педагогический основ трудовой деятельности учащихся начальных классов. Эта деятельность, естественно, органически связана с сущностью труда человека, в результате которой создаётся продукт, имеющий материальное выражение. Например, Н.М. Конышева - автор учебников и пособий, входящих в методический комплекс «Гармония»,
- рассматривая структуру урока труда, отмечает: «Разумеется, структура урока должна быть гибкой и разнообразной. Однако для удобства разработки сценария имеет смысл выделить такие основные блоки, которые так или иначе всегда присутствуют на уроке и , не смотря на частные различия, всё-таки следует в каком -то общем для всех уроков порядке. Это следующие этапы: 1) организация урока, установления порядка и дисциплины; 2) подготовка учащихся к предстоящей практической работе (вступительная беседа, рассказ учителя); 3) практическая работа по изготовлению изделия; 4) подведение итогов урока, оценка проделанной работы; 5) уборка рабочих мест» .
В практике школ нередко можно увидеть уроки труда, структура которых никак не учитывает возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности младших школьников и специфику из познавательных процессов. Речь идёт о наглядно-образном мышлении, небольшом неустойчивом объёме памяти, непроизвольном внимании, неразвитости и ограниченности восприятия предметов и явлений окружающего мира, отставании развития мелких мышц по сравнению с крупными.
Результатом подобного пренебрежения к возрастным особенностям учеников становится их умственная и физическая усталость, что особенно заметно при осуществлении школьниками однообразной деятельности более 15-20 минут.
Психологи, исследующие различные аспекты учебной деятельности младших школьников, отмечают, что дети этого возраста могут продуктивно заниматься одним видом деятельности, например разметкой по шаблону, приблизительно в течении 10-15 минут.
В заключение необходимо вспомнить слова С.Л. Рубинштейна: «Труд - основной вид деятельности человека. Труд в целом не психологическая, а социальная категория... Направленный по своей основной установке на производство, на создание определённого продукта, труд - это вместе с тем и основной путь формирования личности».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического.
- СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).
2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007. - с.219.
3. Беляков, Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе. - М., 2007. - с.158.
4. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.
5. Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. - М., 2003. - с.95.
6. Гусакова, М.А. Аппликация. - М., 2007. - с.153.
7. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитизд. Центр
ВЛАДОС, 2001. ство в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир
8. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творче- вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
THEORETICAL SUBSTANTIATION OF THE DEVELOPMENT OF WORK SKILLS OF JUNIOR PUPILS BY MEANS OF WORK WITH APPLICATIONS
© 2014
N.A. Trubina, student
Saratov Regional Pedagogical College, Saratov (Russia)
Annotation: The work is a reliable means of knowing a child of the world, real things, gives him the opportunity to apply the theoretical knowledge enriches his consciousness sensual ideas, Refine them, making more specific. The participation of school children in labour activity and first of all in productive labour is considered teaching as the main means of introducing children and youth in the system of social relations, irreplaceable basis of moral education and formation of comprehensively developed personality.
Keywords: employment, skills development, the system of education, application, methods and techniques, development of creative abilities, skills of self-control, manual and artistic work.
УДК 37.011:339.543
СТРУКТУРА ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
© 2014
В. В. Хренова, аспирант
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье отражен вопрос роли компетентносного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей технологий, специализирующихся по предмету «Основы швейного дела». На основе современных подходов к исследуемому вопросу подано обобщенное представление о сущности дефиниций «компетентность» и «компетенция». В процессе изучения структуры деятельности человека определены компоненты предметной компетентности учителя технологий профильной школы, раскрыта их сущность.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетентность, предметная компетентность, структура деятельности, структура компетентности, знания, умения, навыки, способы деятельности, способности, мотивы, качества личности.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях интеграционных намерений Украины и вхождения нашего государства в Европейское образовательное пространство наблюдается переориентация образовательных технологий на личностное, компетентностное становление специалиста. Ориентирование профессиональной подготовки будущего учителя технологий профильной школы на компетентностный подход обусловлено возрастающими требованиями к качеству его подготовки. Решать этот вопрос путём увеличения объёма знаний бесперспективно. Поэтому нашей целью является подготовка специалиста, понимающего, какие задачи ставит перед ним будущая профессиональная деятельность и способного их решать.
Анализ последних исследований и публикаций. Анализ публикаций позволяет констатировать, что проблема содержания и структуры понятия компетентности является одновременно актуальной и сложной для решения. На теперешний момент существует значительное количество научно-теоретических и научно-методических работ, в которых анализируется сущность компетентностного подхода и проблемы формирования компетенций в образовании. В частности работы И. Зимней, А. Хуторского, О. Коберника, О. Афанасьевой, А. Калекина, М. Голованя, Н. Гончаровой и других учёных.
Вместе с тем анализ существующих подходов к определению этих понятий показывает отсутствие однозначного их трактования как психолого-педагогической категории. Нет единого мнения по поводу их структуры.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи: на основе анализа основных понятий компе-тентностного подхода, определить структуру предметной компетентности будущего учителя технологий профильной школы и обосновать выделенные компоненты.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Обобщение теоретического и практического опыта реализации компетентностного образования [1-6] служит основанием для понимания под компетентностью владение компетенциями, которое проявляется в эффек-
тивной деятельности и включает личностное отношение к предмету и продукту этой деятельности.
Из определения следует, что: компетентность - это системное понятие, имющее определённую структуру, уровни, функции, специфические особенности и свойства; компетентным можно стать, овладевая определенными компетенциями (соответствующими направлению, специализации), реализуя их в опыте конкретной деятельности. «Анатомию» компетентности составляют компетенции, под которыми мы будем понимать некоторые отчужденные заданные к образовательной подготовке будущего специалиста требования, единицы учебной программы.
Тематика нашего исследования обуславливает необходимость выделения в структуре профессиональной компетентности учителя технологий профильной школы тех составляющих, которые обеспечивают его успешную профессиональную деятельность по специализации «Швейное дело». Учитывая сужение круга интересующих нас составляющих профессиональной компетентности учителя технологий, а также существующую классификацию компетентностей [4; 5], можно сделать вывод, что в зоне нашего интереса находятся именно предметные компетентности.
На основании проведённого выше анализа научных исследований и определения С. Нечипор [6], под предметной компетентностью мы будем понимать устойчивую систему предметных компетенций, каждая из которых состоит из определённого набора элементов (компонентов). Количество компетенций и компонентов каждой из них зависит от особенностей предмета, образовательно-квалификационной характеристики специалиста, требований современного рынка труда в каждом отдельном регионе страны.
Анализ научно-педагогических исследований на предмет позиции ученых относительно структуры компетенции показал расхождения мнений в количестве компонентов, названиях, смысловом наполнении. Так в структуре компетенций будущих специалистов Н. Пахаренко и И. Зольникова [7] выделяют такие компоненты: мотивационный, который характеризуется