Научная статья на тему 'Теоретические обоснования причинности возникновения пенитенциарных конфликтов'

Теоретические обоснования причинности возникновения пенитенциарных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
570
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / КОНФЛИКТНОЕ ПОЛЕ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО / ГРУППОВЫЕ ЭКСЦЕССЫ ОСУЖДЕННЫХ. / GROUP OUTRAGES OF CONVICTS. / A PENITENTIARY CONFLICT / THE CONNECTION BETWEEN CAUSE AND EFFECT / CONFLICT FIELD / THE EXECUTION OF PUNISHMENT IN FORM OF IMPRISONMENT / PERSONALITY OF A CONVICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Детков Алексей Петрович

в статье рассматривается проблема причинности по отношению к возникновению пенитенциарных конфликтов. Автор анализирует основные подходы к пониманию данного феномена с позиции различных социогуманитарных наук, подробно останавливается на описании ряда факторов, влияющих на природу причинности пенитенциарных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Детков Алексей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in article the causality problem in relation to occurrence of penitentiary conflicts is considered. The author analyzes the basic approaches to understanding of the given phenomenon from a position various social and the humanities, in detail stops on the description of some the factors influencing the nature of causality of penitentiary conflicts.

Текст научной работы на тему «Теоретические обоснования причинности возникновения пенитенциарных конфликтов»

5. Иванов Г.П. Акмеологические аспекты профессионализации субъектов педагогического процесса. — Калуга, 2001.

6. Криминальная мотивация: сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Кудрявцева. — М., 1986.

7. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: Криминальная субкультура. — Тверь, 1994.

8. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. —

Ч. 1. — М., 1998.

9. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. — М., 1994.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРИЧИННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ КОНФЛИКТОВ

А. П. Детков

Аннотация: в статье рассматривается проблема причинности по отношению к возникновению пенитенциарных конфликтов. Автор анализирует основные подходы к пониманию данного феномена с позиции различных социогумани-тарных наук, подробно останавливается на описании ряда факторов, влияющих на природу причинности пенитенциарных конфликтов.

Ключевые слова: пенитенциарный конфликт, причинно-следственные связи, конфликтное поле, исполнение наказания в виде лишения свободы, личность осужденного, групповые эксцессы осужденных.

The summary: in article the causality problem in relation to occurrence of penitentiary conflicts is considered. The author analyzes the basic approaches to understanding of the given phenomenon from a position various social and the humanities, in detail stops on the description of some the factors influencing the nature of causality of penitentiary conflicts.

Keywords: a penitentiary conflict, the connection between cause and effect, conflict field, the execution of punishment in form of imprisonment, personality of a convict, group outrages of convicts.

Проблемы изучения причинности в обществе, объективной закономерности взаимосвязи социальных явлений природы причинно-следственной связи всегда были в центре внимания философии, социологии, физики, права и других социогуманитарных наук. Несмотря на то что высказано большое количество толкований причинности, представители различных отраслей знания единодушны в одном — причинность в социальной сфере характеризуется многогранностью, обусловленностью, огромным многообразием взаимосвязанных и не взаимосвязанных явлений, различными видами закономерной зависимости в виде детерминации.

Некоторые историки мысли утверждают, что древние греки конструировали понятие причинности по аналогии с идеями из области уголовного права и справедливого возмездия. Причина, по их представлению, влияет на нарушение равновесия и поэтому ответственна за зло и несправедливость в природе. Затем наступает возмездие и зло исправляется в соответствии с законом природы. Греческое слово «э/-tia» — причина — означает одновременно и вину.

Латинское слово «causa» по происхождению является юридическим термином. В медицине термин «этиология» означает науку о причинах заболевания, то есть нарушениях естественного состояния организма. Однако этим термином можно было бы обозначить теорию и практику исследования причин в целом.

В.Н. Кудрявцев полагал, что «философская категория причинности — один из наиболее общих фундаментальных законов объективного мира. Этот закон распространяется на все явления и процессы природы и общества как индивидуальные, так и массовые, включая те, которые носят вероятностный (хаотический) характер и подчиняются статистическим закономерностям» [8, с. 6]. Аргументируя свою позицию относительно природы причинности как социального явления, он исходит из того, что «статистический закон относится к множеству, совокупности материальных систем, которые в определенных условиях рассматриваются независимо друг от друга. Статистический закон осуществляется как внутренняя тенденция, прокладывающая себе путь сквозь массу случайностей, и проявляющая себя в них как средняя многочисленных случайных отклонений» [8, с. 6].

А.Г. Здравомыслов привел четыре точки зрения на причины социального конфликта. Он полагает, что в основе социального конфликта лежат социальные противоречия, социальная напряженность, неравенство, интерес [5, с. 44].

В современной социологической литературе вопрос о связи между противоречием и конфликтом рассматривается известным английским социологом Э. Гидденсом. «Под конфликтом, — пи-

шет он, — я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. В отличие от конфликта понятие противоречия относится к некоторой структуре. Оба эти понятия весьма близки между собой, так как противоречие выражает уязвимое место, слабое звено в конструкции социальной системы. Вместе с тем противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей, в том числе и между классами».

Для изучения природы причинности явлений Г.Х. фон Вригт предлагает каузальный подход [3]. Давая каузальное толкование причинности, он приходит к выводу, что поиск причин некоторого события или его свойств осуществляется нами в процессе движения во времени — от настоящего к прошлому, отметим обстоятельство, фундаментальное для метафизики [3, с. 87]. Каузальный анализ можно проводить от данного состояния системы к прошлому, а также к будущему. «В силу параллелизма между необратимостью времени,с одной стороны, и асимметрией каузального отношения, с другой,—пишет он,—каузальный анализ первого типа направлен главным образом на поиск причин данных следствий, в то время как анализ второго типа — на поиск следствий данных причин. События, следующие за некоторым данным событием и каузально с ним связанные, называют часто консеквентами. Естественно говорить о причинах явлений как о факторах, которые производят или вызывают сбои следствия» [3, с. 88].

Исходя из теоретико-методологических обоснований причинности, в ка-

Рис. 1

честве понятийного каркаса причинности в пенитенциарной конфликтологии можно предложить следующую схему, где: П — причина, Р — результат.

Из рисунка 1 видно,что в условиях мест лишения свободы одновременно действует множество причин (Пі, Па, Пз П4 П5 Пе), порождающих результат (Р] и следствие. Между причинами и кон-секвентами существует определенная взаимосвязь. Так, если проследить цепочку Пі—Рі — П4—Ра—П5, то в определенной степени объяснив Пі, мы увидим взаимосвязь с П5 и, наоборот, объяснив П5, мы поймем содержание излучающего источника Пі. Например, человек совершил преступление, за что суд вынес обвинительный приговор и осужденный оказался в местах лишения свободы. На стадии адаптации он нарушил установленный режим содержания, вследствие чего был наказан в дисциплинарном порядке и помещен в штрафной изолятор. На первый взгляд, такой примитивный подход не объясняет причинную цепочку действий осужденного в местах лишения свободы, не дает возможности глубоко проанализировать всю генеральную совокупность причинно-следственных связей, которые сопутствуют его жизни. Однако при внимательном рассмотрении можно сделать вывод, что существует ряд факторов, влияющих на природу причинности конфликтов.

Во-первых, социальная среда мест лишения свободы по своей природе является противоречивой и агрессивной, что имманентно формирует причинный комплекс различных конфликтов.

Во-вторых, характер уголовного наказания, его длительность, режим содержания находятся в прямой взаимосвязи с целым калейдоскопом причин-излучателей.

В-третьих, взаимосвязь осужденного (субъекта) с внешней средой, воздействие на него той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится.

Г.Х. фон Вригт пишет, что «в обнаруженных каузальных связях выявляются два аспекта: активный и пассивный. Активный компонент — это приведение систем в движение путем продуцирования на начальных состояниях. Пассивный компонент состоит в наблюдении за тем, что происходит внутри систем, насколько это возможно без их разрушения. Систематическое соединение этих двух компонентов позволяет не только создать понятийный каркас, но и дать объяснение причинности какого-либо явления» [3, с. 116].

Принципиальное значение для пенитенциарной конфликтологии имеет взаимосвязь (взаимообусловленность) причинности и функций уголовного наказания в виде лишения свободы.

Одна из важнейших функций наказа-

ния законодательно закреплена в ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

Принудительная функция наказания выражается, прежде всего, в карательном воздействии на осужденного путем ограничения некоторых субъективных прав и причинения ему тем самым нравственных страданий. Степень принудительного воздействия зависит от характера общественной опасности совершенного преступления и личности виновного и выражается в назначении вида и срока наказания. По своему потенциалу наказание в виде лишения свободы обладает высоким порогом репрессивности и направлено на подавление базовых потребностей индивида: свободы передвижения, ограничения социальных связей и т. д. Отсюда возникают предпосылки и причины базового конфликта между осужденными и установленным порядком в местах отбывания наказания. Принудительная (карательная) функция наказания не только персонифицирована, то есть не просто воздействует на осужденного, но и опосредованно влияет на других лиц, прежде всего из его ближайшего социального окружения.

Наказание обладает функцией социального контроля, под которой понимается система совокупности мер, средств, предусмотренных уголовноисполнительным законодательством РФ. В первую очередь это основные обязанности осужденного (ст. 11 УИК

РФ), общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы (ст. 73-81 УИК РФ), режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения (ст. 82-86 УИК РФ), условия отбывания наказания в исправительных учреждениях (ст. 87-102 УИК РФ). Функция социального контроля при применении наказания осуществляется жесткой регламентацией поведения осужденных. Необходимо отметить, что степень социального контроля со стороны персонала учреждения возрастает с осуждением лица к более строгим видам наказания и длительным срокам лишения свободы.

Таким образом, вся сфера поведения осужденного, его образ жизни становятся объектом пристального и постоянного контроля, что также создает предпосылки для возникновения причины конфликта.

Одним из важных положений теории причинности является взаимодействие причины и следствия, которое в философской литературе характеризуется как передача вещества, энергии и информации от одного предмета другому [7, с. 288]. Для пенитенциарной конфликтологии данные положения имеют важное значение, так как при анализе конфликтной ситуации мы имеем дело не только с физическим, но и с информационным воздействием и специфической коммуникацией мест лишения свободы.

Какдлятеории пенитенциарной конфликтологии, так и для профилактики, предупреждения и разрешения пенитенциарных конфликтов, причинная зависимость в социальной среде мест лишения свободы, как правило, является многозначной.

Во-первых, каждая причина может порождать несколько следствий, а каждое следствие — результат действия нескольких обстоятельств (ряда причин и условий).

Во-вторых, имеется специфическая вероятностная сторона многозначности причинной связи. Она заключается в том, что при замене (изменении) какого-либо условия даже по одной и той же причине получается иной результат. Так, если кардинально изменить цели уголовного наказания, условия исполнения разных видов наказания, сроки лишения свободы (с точки зрения их оптимизации), мы можем повлиять на уровень и характер напряженности конфликтного пространства мест лишения свободы.

В статистической совокупности, где условия бывают весьма разнообразными, под влиянием одинаковых причин возникает широкий диапазон последствий, в которых может проявляться определенная закономерность. Применительно к пенитенциарным конфликтам это выражается в том, что при всем своем многообразии (классификации, типологии) причины могут быть одни и те же. Причинная цепочка, объясняющая динамику конфликтов, бывает не только сложна, но и разнообразна. Она вбирает в себя различные социальные явления, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя и могут находиться на разных уровнях коммуникации и в разных социальных средах.

Сложный механизм причинной связи в пенитенциарной конфликтологии складывается в результате взаимодействия причин и условий, главных и второстепенных причин, объективных и субъективных. Исследование данного механизма, на наш взгляд, возможно с

использованием системно-структурного и субъективно-личностного подхода, каузального анализа.

Точное и своевременное установление причин (или причинного комплекса) конфликтной ситуации при исполнении лишения свободы позволяет предупредить развитие и динамику конфликта, которые могут привести к тяжким последствиям. Причина — это то социальное явление, обусловленное деятельностью субъектов взаимодействия, в основе которого находится инцидент, то есть стечение противоречивых обстоятельств.

В.Н. Кудрявцев, изучая проблему причинности в криминологии, полагал, что формирование личности происходит в результате:

1) взаимодействия психофизиоло-гичесих особенностей индивида и внешней среды;

2) взаимодействия личности и конкретной жизненной ситуации, приведшего к совершению преступления;

3) общего соотношения социального и биологического преступного поведения, в частности роли наследственности в генезисе и значении благоприобретенных признаков [8, с. 10].

Изучению личности осужденного в местах лишения свободы всегда уделялось большое внимание со стороны представителей философии, социологии, уголовного и уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права, криминологии, пенитенциарной психологии и психиатрии.

Безусловно, представители различных областей знаний, научных направлений преследовали свои определенные цели. Однако всех, пожалуй, объединяли несколько положений, которые можно обобщить следующим образом:

1) восприятие осужденным назначенного уголовного наказания как справедливого или несправедливого; осознанность вины в совершенном преступлении, его раскаяние;

2) достижение целей уголовного наказания в ходе исполнения лишения свободы при различных сроках наказания;

3) изменение психологической и психической конституции осужденного в условиях строгой изоляции;

4) воспитательная и профилактическая роль уголовного наказания;

5) социализация личности после освобождения от наказания.

Многочисленные исследования в этой области, проведенные Ю.М. Антоняном, В.А. Верещагиным, С.В. Позны-шевым, И.В. Шмаровым и рядом других ученых, свидетельствуют о том, что в условиях мест лишения свободы личностные качества человека подвержены глубинным изменениям психологии и психики, обусловленным окружающей средой мест лишения свободы [1].

Причины множества конфликтов, возникающих в ходе исполнения уголовного наказания, на наш взгляд, можно дифференцировать на общие и частные.

Общие причины имеются практически во всех возникающих конфликтах. Они могут быть классифицированы следующим образом:

- социально-демографические, отражающие различия в установках и мотивах осужденных, обусловленные их полом, национальностью, возрастом, опытом преступной деятельности, наличием социальных связей;

- социально-психологические, отражающие социально-психологические явления в больших и малых группах осужденных, в том числе их лидерство, груп-

повые интересы и установки;

- индивидуально-психологические и психиатрические, отражающие индивидуально-психологические особенности личности осужденных (способности, темперамент, характер, отношение к преступлению и уголовному наказанию).

Частные причины непосредственно связаны со спецификой конкретного вида конфликта, например, неудовлетворенность осужденного:

- вынесенным приговором. Выборочные криминологические исследования, проведенные автором в исправительных колониях общего, строгого, особого вида режимов, показывают, что 85 % опрошенных респондентов считают, что назначенное наказание слишком строгое и несправедливое, а пожизненно осужденные называют свое наказание «смертью в рассрочку» [11]. Почти всем (92 %) осужденным, приговоренным к длительным срокам лишения свободы и пожизненному заключению, не характерно чувство раскаяния и сострадания к своим жертвам;

- требованиями режима и правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения (нарушением служебной этики и закона персоналом учреждения);

- медицинским обслуживанием;

- наложенным дисциплинарным взысканием.

Исследуя комплекс причин групповых эксцессов осужденных, мы пришли к выводу, что с позиции осужденных (в опросе принимали участие 1200 осужденных) они возникают по следующим причинам:

- незаконные действия администрации исправительного учреждения (пре-

вышение власти, грубое отношение к осужденным и т. п.) — 7,5 %;

- интриги, создаваемые администрацией колонии и самодеятельными организациями осужденных, — 18,2 %;

- жесткий режим — 34,1 %;

- низкий уровень организации питания осужденных (плохо приготовленная пища, отсутствие продуктов питания в магазине) — 7,1 %;

- недовольство лидеров («авторитетов») действиями администрации или их борьба между собой — 15,8 %.

С точки зрения сотрудников исправительных учреждений (в опросе принимали участие 500 сотрудников ИУ), причинами массовых и групповых эксцессов являются:

1) неудовлетворительное материально-бытовое обеспечение осужденных и условия их содержания — 30 %;

2 незаконные действия администрации — 18 %;

3) ошибки в работе органов управления — 20,5 %;

4) отрицательное воздействие на основную часть осужденных «авторитетов», воров, конфликты между последними из-за сферы влияния — 48 %;

5) ослабление режима в колонии — 14,5 %.

Результаты выборочных исследований в исправительных колониях разных видов показывают, что наиболее часто конфликты возникают в процессе адаптации осужденного к условиям отбывания наказания. Эти конфликты характеризуются столкновением противоположных взглядов, мнений, интересов, противоборством, чаще всего открытыми агрессивными действиями уже на первоначальном этапе пребывания в исправительном учреждении.

После вынесения приговора осужденный оказывается в совершенно иных социальных условиях. На этом этапе лишения свободы он осмысливает ту ситуацию, в которой оказался. Проведенные нами социологические исследования показали, что в начале отбывания срока наказания факторами возникновения конфликтов выступают:

- трудности социально-психологической адаптации осужденных к новым условиям жизнедеятельности и их ближайшему социальному окружению;

- некоторые отрицательные черты реального и речевого (вербального) поведения осужденных (в том числе их нечистоплотность, нечестность);

- отсутствие постоянного неофициального круга общения, то есть невклю-ченность вновь прибывших осужденных в малые группы, взаимодействие в которых для них является специфическим защитным механизмом;

- потеря социальных связей с родными и близкими.

Исследования показывают, что осужденные адаптируются к условиям лишения свободы адекватно или неадекватно. Наблюдение за их поведением свидетельствует, что быстрее к условиям отбывания наказания адаптируются осужденные, ранее отбывавшие сроки лишения свободы. У них уже сложились определенные стереотипы тюремной субкультуры. Они хорошо ориентируются в условиях «другой» жизни, для них — это обычная, стандартная психологическая ситуация. Лишение свободы для данной категории осужденных не оказывает психотравмирующего действия, колония стала для них родным домом, нормы режима не являются новыми, а к требованиям администрации они отно-

сятся с позиции целесообразного конформизма.

У лиц, впервые осужденных к лишению свободы, напротив, процесс адаптации проходит значительно сложнее. Отсюда и высокий уровень межличностный конфликтов среди осужденных, впервые отбывающих лишение свободы в исправительных учреждениях общего и строгого режимов.

Основными признаками адекватной реакции осужденных на условия отбывания наказания в исправительных учреждениях являются: соответствие их поведения действительной информации о перспективах их пребывания в местах лишения свободы; соблюдение ими режима, законных требований администрации; способность контролировать свое поведение и эмоции в ходе конфликтной ситуации. Нормальная реакция осужденных на условия отбывания наказания характеризуется сосредоточенностью осужденного на факте социальной изоляции, реальной оценке жизненных перспектив в процессе отбывания уголовного наказания и после освобождения.

Адекватно реагирующие осужденные достаточно разумно относятся к факту назначенного им наказания. У них ярко выражена установка на сохранение социальных связей, ближайшую перспективу освобождения. Их настроение быстро стабилизируется и приближается к норме. К жизни в условиях несвободы или «другой» жизни они приспосабливаются сравнительно безболезненно. Как правило, такая характеристика присуща осужденным, отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы впервые, за преступления небольшой и средней тяжести и на срок не более пяти

лет. Конфликтные ситуации среди данной категории осужденных возникают крайне редко.

Для неадекватной (патологической] реакции осужденных на условия несвободы характерно проявление элементов психопатологической симптоматики, в том числе у лиц, считавшихся до осуждения психически здоровыми. Неадекватные психические реакции выражаются в возникновении и проявлении под влиянием уголовного наказания отклоняющегося поведения по типу «расстроенного» пианино. К этой категории психических реакций прежде всего относятся различные фобии (неадекватное переживание страхов, охватывающих человека в определенной обстановке в рамках невротического конфликта), чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, которые сочетаются с чувством бесперспективности и заниженной самооценкой.

Так, клаустрофобия проявляется в боязни закрытого пространства — камеры следственного изолятора или учреждения особого режима. При нахождении в камере эти лица остро ощущают ограниченность пространства и проявляют двигательное беспокойство. Это обстоятельство уже само по себе может стать причиной конфликтной ситуации. Своеобразным компенсатором несвободы в условиях камерного содержания являются прогулки, в том числе в прогулочных двориках СИЗО и исправительных учреждениях, где осужденные проявляют повышенную двигательную активность.

Одним из важных факторов, порождающих неадекватные реакции осужденного, является срок уголовного на-

казания. При сравнительно небольших сроках лишения свободы (до 5 лет) они возникают у осужденных крайне редко, в то время как при длительных (свыше 10 лет), сверхдлительных (от 15 до 20 лет) сроках лишения свободы, а также среди приговоренных к пожизненному лишению свободы частота неадекватных реакций гораздо выше [2; 4; 6; 9-11].

Неадекватные реакции как выражение и истоки конфликтных ситуаций по своему содержанию классифицируют по-разному. В частности, А.Д. Глоточ-кин и А.И. Ушаков полагают, что они могут проявляться в виде тревожнодепрессивной, негативно-депрессивной, негативно-истерической реакций (такое психологическое состояние в ходе отбывания пожизненного заключения осужденные охарактеризовали как «смерть в рассрочку») [9].

Таким образом, причины, обусловливающие возникновение конфликтов в исправительных учреждениях, можно объединить в следующие группы.

К первой группе относят недостатки в деятельности исправительного учреждения: нарушение требований режима персоналом, слабая организация (либо отсутствие) трудовой занятости осужденных, незнание администрацией оперативной обстановки в части, касающейся негативных процессов, протекающих в среде осужденных. Как показывает практика, наиболее часто конфликты возникают в результате нарушения персоналом учреждения законных прав и интересов осужденных.

Вторая группа причин конфликтов обусловлена ошибками, допущенными при комплектовании отрядов осужденных, подборе и расстановке актива, ослаблением индивидуальной рабо-

ты с осужденными. Изучение природы межгрупповых конфликтов, приведших к массовым выступлениям и эксцессам осужденных, свидетельствует, что ослабление руководства и контроля за работой самодеятельных организаций, а порой делегирование им со стороны администрации не характерных для них функций, приводит к массовым беспорядкам, которые заканчиваются убийствами членов актива, сотрудников исправительных учреждений, поджогами зданий и сооружений, погромами.

Возникновение причин конфликтов третьей группы обусловливают различные отрицательные социальнопсихологические явления в среде осужденных. Нахождение конкретного осужденного в пограничном состоянии «круговой обороны», характеризующиеся достаточно высоким порогом тревожности, практически ежедневно провоцирует мини-конфликты между осужденными и персоналом, которые достаточно часто перерастают в устойчивый конфликт. Наличие социальных групп разной направленности, отсутствие оперативной упреждающей информации и постоянной профилактической работы усугубляют конфликтность. Известно, что практически в каждом исправительном учреждении общего, строгого и особого режимов существуют неформальные лидеры («смотрящие», «положенцы», «воры в законе»), что всегда осложняет оперативную обстановку. Неформальные лидеры оказывают непосредственное влияние на осужденных, выступая своеобразными мировыми судьями и медиаторами в межличностных и групповых конфликтах. Достаточно часто они противопоставляют себя персоналу учреждения, а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

порой открыто или скрытно противодействуют администрации, что становится провоцирующим фактором массовых эксцессов.

Многолетние наблюдения, проведенные автором в исправительных учреждениях общего, строгого и особого режимов, позволяют сделать вывод, что прибытие в исправительное учреждение лидеров отрицательной направленности, как правило, значительно осложняет оперативную обстановку. Внешне это может проявляться в перегруппировке в среде осужденных, росте количества различных нарушений режима, совершенных преступлений и т. д. Данная категория осужденных обладают опытом преступной деятельности, являются своего рода носителем и законодателем тюремной субкультуры и воровских традиций. Владея организаторскими способностями, они умеют подчинить себе других осужденных, выстраивая параллельную неформальную структуру управления.

Четвертая группа причин, вызывающих конфликты, обусловлена внешними фактами: отсутствием или потерей осужденными социально полезных связей с родными и близкими, открытые или латентные провокации преступных групп, находящихся на свободе (воровские установки, рекомендации, «прогоны» и т. д.).

Пятая группа причин конфликтов связана с индивидуально-психологическими особенностями личности осужденных, их взаимодействием, а также особенностями социально-психологического климата в исправительном учреждении (отрядах). Под социальнопсихологическим климатом в данном случае подразумевается преобладаю-

щий в общности относительно устойчивый эмоциональный настрой, в котором выражаются отношения осужденных друг с другом, к исправительному воздействию, нормам и требованиям, а также администрации исправительных учреждений [2, с. 355].

В основе социально-психологического климата находятся те общественные отношения, которые представлены в определенной системе ценностей, нормах и правилах поведения. Наличие различных неформальных групп осужденных может свидетельствовать о достаточно пестрой, неоднородной и противоречивой среде их содержания.

Основными факторами поляризации отношений между осужденными и их группировками являются: уголовноправовой и криминологический состав осужденных исправительного учреждения; степень влияния лидеров положительной или отрицательной направленности; уровень квалификации и профессиональных качеств персонала исправительных учреждений; обеспечение трудом осужденных и их профессиональная подготовка. Указанные факторы в значительной степени влияют на частоту возникающих конфликтов.

Исследования показывают, что в качестве традиционных поводов, влияющих на возникновение конфликтных ситуаций среди осужденных в исправительных учреждениях разных видов режима, выступают оскорбление, употребление спиртных напитков, обман, несоблюдение норм асоциальной тюремной субкультуры, борьба за лидерство, кражи, невозвращение долга, сотрудничество с администрацией исправительного учреждения, реакция на сделанное другими осужденными замечание.

Шестая группа причин конфликтов обусловлена социально-личностной ситуацией типа «осужденный(е) — сотрудник(и) исправительного учреждения». Такого рода конфликты, как уже отмечалось ранее, могут зависеть от личностных особенностей инспектора безопасности, дежурного помощника начальника исправительного учреждения, оперативного работника, начальника отряда.

Эти конфликты проявляются по вертикали социальных взаимоотношений и объясняются рядом факторов: характерологическими и типологическими свойствами сотрудников, которые находятся в непосредственном контакте с осужденными (эмоциональная неустойчивость, грубость), отсутствием опыта работы в условиях исправительного учреждения, профессиональной неподготовленностью, а порой и непригодностью, некомпетентностью, профессиональной деформацией, которая проявляется в злоупотреблении должностными полномочиями, озлобленностью, предвзятостью, подозрительностью. Осужденные остро воспринимают несправедливое отношение к себе со стороны сотрудников учреждения, особенно, если речь идет о наложении дисциплинарного взыскания, применении специальных средств, оскорблении в присутствии других осужденных. Достаточно часто справедливое замечание или взыскание вызывают у осужденных недовольство или протест.

В теоретических основах юридической конфликтологии в качестве причины конфликтов рассматривается депривация — явное расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения. С течением времени она

может усиливаться либо уменьшаться или оставаться неизменной.

В местах лишения свободы депривация у осужденных проявляется в виде гнетущего ожидания окончания срока уголовного наказания, изменения условий содержания с одной стороны и ограниченного круга возможностей скорейшего освобождения либо отсутствия перспективы освобождения с другой. Очевидно, что с течением времени депривация у осужденных может усиливаться, уменьшаться или оставаться неизменной в зависимости от того, в каком соотношении находятся ожидания и возможности их удовлетворения.

Как правило, усиление депривации порождает агрессивные реакции на фрустрацию и проецируется в виде конфликтов различной типологии — в протестных формах, направленных против источников разочарования подлинных или придуманных виновников бедственного положения. В местах лишения свободы депривация часто становится причиной аутоагрессивного (демонстративно-шантажного) поведения. Аутоагрессивное поведение (от гр. autos — сам): 1) психологическое качество, присущее личности, отличающееся неприязненным или враждебным поведением; 2) первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «само...», например аутогенный — возникающий в самом организме. Агрессивные действия, направленные на самого себя (нанесение тяжких повреждений, суицид).

Литература

1. Антонян Ю.М, Верещагин В.А. Убийцы, отбывающие пожизненное лишение свободы // Г ос-во и право. — 1999. — № 11. — С. 44-50.

2. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность прес упника. — СПб., 2004.

3. Вригт фон Г.Х. Логико-философские исследования. — М.: Прогресс, 1988.

4. Дементьев С.И. Лишение свободы: уголовноправовые и исправительно-трудовые аспекты. — Ростов н/Д, 1981.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. — М., 1996.

6. Карпец Н.И. Наказание: социальные правовые и криминологические проблемы. — М., 1973.

7. Краткий словарь по философии. — М., 1966.

8. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. — М.: Юрид. лит., 1968.

9. Платонов К.К., Глоточкин А.Д., Игошев К.Е. Исправительно-трудовая психоло! ия. - Рязань, 1985.

10. Сундуров Ф.Р. Лишение свободы и социальнопсихологические предпосылки его эффективности. — Казань, 1980.

11. Уткин В.А., Детков А.П. Пожизненное лишение свободы. — Томск, 1997.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ

КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В. М. Литвишков, О. А. Кучерявая

Аннотация: в исследовании представлены педагогические условия формирования у курсантов технического факультета образовательного учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС) профессионально значимых качеств личности, необходимых для деятельности как по основному предназначению, так и по возможному «непредсказуемому» назначению (распределению) на смежную должность.

Ключевые слова: педагогические условия, качества личности, навык.

The summary: the study provides a pedagogical conditions of formation of the cadets Engineering Faculty of the educational institution of the correctional system (UIS) professional and relevant personal qualities necessary for the activities, both on the main purpose Nome, and on a possible 'undefined' appointment (the distribution) to the adjacent position.

Keywords: pedagogical conditions, personality traits, skill.

Анализ отзывов руководителей подразделений комплектующих органов УИС на выпускников технического факультета Воронежского института ФСИН России показывает, что процент положительных оценок деятельности выпускников технического факультета руководителями комплектующих органов УИС довольно высок (около 95 % положительных отзывов), что свидетельствует о хорошей теоретической и практической подготовке, полученной курсантами за время учебы. Однако в связи с реформированием системы образования в уголовно-исполнительной системе, ростом требований к техническим специалистам в целом и специалистам УИС в частности в мировых масштабах, быстрым развитием специальных технических средств (охраны, связи, передачи информации, измерения, радиоподавления и документирования) достигнутого уровня через год-два будет не достаточно, поэтому его необходимо

0001000187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.