Научная статья на тему 'Теоретические, методологические и практические аспекты психологии преодоления в спорте'

Теоретические, методологические и практические аспекты психологии преодоления в спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
751
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ПРЕОДОЛЕНИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / ПЕРЕХОД / ТРАНСГРЕССИЯ / КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / БОРЬБА / УСИЛИЕ / ГРАНИЦА / БАРЬЕР / ЗАПРЕТ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ОПАСНОСТЬ / НУЖДА / НЕДОСТАТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреев Виталий Владимирович

В статье представлена проблема преодоления в спорте, система взглядов на психологический феномен преодоления в спорте, определена сущность процесса преодоления, выяснены психологические составляющие процесса преодоления, выполнен контент-анализ различных представлений о феномене преодоления, о роли ограничений, барьеров и запретов в спортивной деятельности и разработана общая схема процесса преодоления. Анализ феномена преодоления в работах зарубежных и отечественных исследователей привел к концептуализации содержания понятия «преодоления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical, methodological and practical aspects of the psychology of overcoming in sport

The article presents the problem of overcoming in sports, understanding of the psychological phenomenon of the coping in sports, the essence of the process of overcoming was clarified, the psychological components of the process of overcoming have been understood, the author performed the content analysis of the different views about the phenomenon of overcoming, about the role of constraints, barriers and restrictions in the sports activities and the general scheme of the process of overcoming has been developed. The analysis of the phenomenon of overcoming in the works of the foreign and Russian researchers has led to the conceptualization of the notion of "overcoming".

Текст научной работы на тему «Теоретические, методологические и практические аспекты психологии преодоления в спорте»

Психологические науки

УДК 796:159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ В СПОРТЕ

Виталий Владимирович Андреев, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлена проблема преодоления в спорте, система взглядов на психологический феномен преодоления в спорте, определена сущность процесса преодоления, выяснены психологические составляющие процесса преодоления, выполнен контент-анализ различных представлений о феномене преодоления, о роли ограничений, барьеров и запретов в спортивной деятельности и разработана общая схема процесса преодоления. Анализ феномена преодоления в работах зарубежных и отечественных исследователей привел к концептуализации содержания понятия «преодоления».

Ключевые слова: феномен преодоления, противоречие, переход, трансгрессия, критическая ситуация, борьба, усилие, граница, барьер, запрет, неопределенность, опасность, нужда, недостаток.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p209-212

THEORETICAL, METHODOLOGICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF THE PSYCHOLOGY OF OVERCOMING IN SPORT

Vitaly Vladimirovich Andreev, the senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the problem of overcoming in sports, understanding of the psychological phenomenon of the coping in sports, the essence of the process of overcoming was clarified, the psychological components of the process of overcoming have been understood, the author performed the content analysis of the different views about the phenomenon of overcoming, about the role of constraints, barriers and restrictions in the sports activities and the general scheme of the process of overcoming has been developed. The analysis of the phenomenon of overcoming in the works of the foreign and Russian researchers has led to the conceptualization of the notion of "overcoming".

Keywords: phenomenon of overcoming, contradiction, transition, transgression, critical situation, struggle, effort, boundary, barrier, ban, uncertainty, danger, poverty, lack.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема преодоления - комплексная, требующая совместных усилий специалистов разного профиля: философов, физиков, биологов, физиологов, психологов и ученых других наук. Анализ понятия «преодоление» требует построение системы взглядов на психологический феномен преодоления в спорте, выдвижения принципов, стратегий и методов преодоления, изучения сущности процесса преодоления, выяснения структурно-динамических характеристик преодоления, анализа психологических механизмов преодоления, систематизации феноменологии преодоления и разработки обучающих программ формирования умений и навыков преодоления различные критические ситуации в спорте.

Проблема преодоления в такой постановке вопроса в современной научно-исследовательской практике в сфере подготовки спортсменов психологами еще систематически не изучалась. Впервые предпринята попытка методологического и научно-критического анализа проблемы преодоления. В исследовании использовался психосемантический анализ понятия преодоление.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование было осуществлено на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Выборка испытуемых включала 541 человек из числа студентов НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Испытуемым предлагалось закончить предложение: «Я считаю, что преодоление - это...... Всего было

получено 1668 высказываний. В результате контент-анализ полученные ответы были сгруппированы, систематизированы, переведены в научно-обоснованные психологические термины, подсчитана частота встречаемости высказываний и проценты. Весь объем исследуемой выборки сгруппирован в пять блоков:

Блок I: «Методологические аспекты преодоления.: (4,62%) или из всего массива эмпирических данных, который включает два раздела. Раздел «Противоречия. (2,70%), в котором собраны высказывания о различных видах противоречий (0,72%): о противоречиях в области мотивов (0,78%), в области принятия решений (0,36%), в области поведения (0,72%) и в области чувств (0,12%). Раздел «противостояние. (1,92%), включил «борьбу с противоречиями. (0,485), «фактор противостояния. (0,72%), «фактор сопротивления. (0,24%) и «фактор столкновения. (0,48%).

Объединяющим критерием всех этих высказываний является противоречие. Учитывая тот факт, что в дальнейшем критерий противоречия ещё не раз будет отмечен в явном и скрытом виде, можно вполне обоснованно утверждать, что критерий противоречий является сущностной основой в объяснении феномена «преодоления.. Поэтому следует утверждать, что методологической основой анализа понятия «преодоления. является принцип противоречий.

Иначе говоря, в преодолении противоречий заложен значимый для жизнедеятельности человека глубокий философский, биологический и психологический смысл, который позволяет лучше понять сущность феномена преодоления, а, следовательно, и феномен воли. Стоит напомнить, что интерес к проблеме преодоления физических препятствий существовал всегда.

Блок II: «Преодоление как переход. (17,09%) собрал максимальное число высказываний о феноменологии перехода, что указывает на важность этого признака. Данный блок включает три раздела: Первый раздел: «Процесс трансгрессии (переход). (9,17%), включает такие группы высказываний, как «переступить границу. (0,36%), «переступить через. (трудности, ограничения, препятствия, барьеры) (0,66%), «переступить через себя. (1,68%), «превозмогание. (внешних и внутренних факторов) (1,08%), «перебороть (себя и обстоятельства). (1,74%), «пересилить (себя и внешние факторы. (1,74%), «перепрыгивание барьеров. (0,36%), «перешагивание через барьер. (внутренние и внешние) (1,14%) и «виды перехода. (0,66%). Второй раздел: «Трансгрессивная деятельность. (3,18%), в котором оказались такие группы, как «жизнь вопреки. (1,14%), «действие не смотря ни на что. (0,78%), «действие через. (0,84%), «действие против (внешних и внутренних сил). (0,42%). Третий раздел: «Общая трансгрессия. (4,74%) вобрал в себя такие группы высказываний как «выход и переход на новый уровень. (2,28%): «сверх., «превосходить., «возвышение, восхождение., «новый путь, уровень, ступень., «переход и выход на новый уровень. и «выход и переход..

Важно отметить, что говоря о «выходе за пределы., «выходе за границу., часто используется ключевой термин «переход. или трансгрессия (лат. Trans - сквозь; через, за и gressus -приближаться, переходить, нападать) - понятие, обозначающее ситуацию достижения субъектом внешней позиции по отношению к чему-либо в процессе пересечения границ и выхода за пределы, по ту сторону явлений, состояний или объектов.

Данная закономерность в полной мере относится и к спортсменам. Современный спортсмен - это человек, которого привлекают пограничные, предельные и экстремальные ситуации. Более того, спортсмен существует во всей своей полноте, только тогда, когда сталкивается с ограничениями и самоограничениями, а процесс преодоления позволяет ему выйти за пределы достигнутого к новым спортивным результатам.

Блок III: «Виды преодоления» (15,77%) состоит из раздела: «Борьба как форма преодоления» (8,09%), который вобрал в себя такие группы высказываний, как «борьба» (1,98%), «борьба с самим собой» (2,34%), «борьба со страхами» (0,72%), «борьба с личными недостатками» (0,72%), «борьба с внешними и внутренними факторами» (0,30%), «борьба с внешними факторами» (0,60%), «борьба с трудностями» (0,96%), «борьба с препятствиями» (0,36%) и раздела: «Усилие как формы преодоления» (7,67%), которое интерпретируется испытуемыми как «сила духа», «сила воли», «воля», сила, «волевое усилие, «усилие», «усилие над собой» и «личностная сила». Данный блок подчеркивает генетическую связь феномена преодоления с понятием воли в его исконном понимании, включающим такие центральные образования, как «борьба мотивов» и «волевое усилие». Специфическое ощущение напряжения, усилия, борьбы или ощущение перехода, сдвига усилия (в пределе — перехода от расслабленности к напряжению, от напряжения к усилию и от усилия к борьбе), возможно лишь при наличии неких барьеров и связано с преодолением их сопротивления.

Блок IV: «Блок ограничений» (6,06%) вбирает в себя такие понятия, как граница, сложные ситуации, критические ситуации, трудности, препятствия, ограничения, барьеры, запреты и пределы. Следует признать, что факторами наличия процесса преодоления в предельных спортивных ситуациях являются различные ограничения, препятствие, барьеры и запреты, которые выполняют детерминирующую, мотивирующую и регулирующую функции. Анализ этих понятий позволяет обнаружить, объяснить и доказать основные положения феноменологию преодоления в спортивной деятельности. Такие ограничения, барьеры и запреты как катализаторы побуждают индивида к преодолению и выступают дополнительным источником спортивной мотивации.

Блок V: «Преодоление: психологическая часть» (56,47%) включает шесть разделов: «Личностный отдел» (16,79%) Включает три группы. Первая группа: «Самоактуализация как преодоление» (5,82%) проявляется в виде: «развития» (1,02%), «личностный рост» (0,72%), «улучшение» (0,72%), «быть сильным», «преодоление как возможность», «совершенствование», «самовоспитание», «саморазвитие», «подвиг», «самооценка», «воспитание», «самосовершенствование», «самоутверждение» и «формирование характера». Вторая группа: «Преодоление себя» (5,64%) включает: «заставить себя» (1,26%), «преодоление самого себя» (1,02%), «управление собой» (1,02%), «работа над собой» (0,90%), «познание себя» (0,54%), «контроль» (0,48%), регуляция» (0,18%). Третья группа: «Личностный аспект преодоления» (5,34%), который ассоциируется с «системой личностных качеств» (2,88%), «преодоление как качество и свойство» (1,08%), «характер» (0,60%) и, наконец, преодоление рассматривается как волевое, сильное, как фундамент личности (0,78%).

Тогда самоактуализация выступает фактором преодоления психологических барьеров у спортсменов, а эффективное преодоление спортсменом психологических барьеров ведет его к личностному и спортивному развитию. Таким образом, психологический барьер трактуется и как препятствие и как стимул полноценного функционирования личности, это не просто противоречие, затрудняющее движение личности, а более сложное образование, детерминирующее развитие личности и касается когнитивной, аффективной и поведенческой областей личности.

«Мотивационный блок» (13,19%) включает три группы: Первая группа: «Мотива-ционный аспект преодоления» (3,48%): «стремление как преодоление) (1,26%), «мотивация как преодоление» (1,02%), «желание как преодоление» (0,66%). Вторая группа: «Достижение как преодоление» (5,52%): «достижение цели как преодоление» (3,18%), «достижение успеха» (1,26%), «достижение как переход (не смотря на, вопреки, не взирая) (0,90%), «достижение как преодоление» (0,72%), «достижение результата как преодоление» (0,72%). Третья группа: «Победа как результат преодоления» (4,20%): «победа (как позитивный результат трансгрессии)» (1,86%), «победа над собой /общая/» (0,90%), «по-

беда над страхом» (0,66%), «победа над собой /частная/» (0,48%), «победа над /трудностями, препятствиями, проблемами/» (0,30%).

Мотивационная составляющая преодоления характеризует динамические процессы возникновения, усиления и ослабления, возникновение противоположно направленных мотивов, борьбы мотивов, выход мотивов за границы существующих мотивов и т.д. Ограничения, препятствия и запреты тесно связаны с потребностями, мотивами и ценностями, связанны с их преодолением. Во-первых, барьеры и препятствия формируют мотивацию по его преодолению. Во-вторых, ограничения и препятствия усиливают уже существующую мотивацию, направленную на выполнение деятельности. В-третьих, возникают, формируются и усиливаются мотивы (анти мотивы), направленные на прекращение деятельности, что в свою очередь активизирует борьбу мотивов.

«Поведенческий блок» (11,21%) включает три группы. Первая группа: «Сор^-поведение» (3,90%) состоит из высказываний: «совладать» (с собой) (1,86%), «совладать» (с проблемами, сложностями, трудностями, ограничениями, запретами) (1,20%), «совладать» (справиться) (1,02%). Вторая группа: «Деятельность как преодоление» (4,56%) включает: «действие» (1,62%), «противоречия деятельности» (0,84%), «процесс» (0,72%), «работа» (0,54%), «вперед» (0,48%), взаимодействие, труд, виды деятельности. Третья группа: «Жизнь как преодоление» (2,76%) касается таких высказываний «как показатель жизни» (1,56%), «как опыт» (0,60%), «как этап жизни» (0,42%), «как активность» (0,18%).

Полученные эмпирические данные позволяют говорить о теоретической и практической актуальности исследования понятия «преодоление» в русле современных исследований «сор^-поведения».

ВЫВОДЫ

В заключении следует сказать, что контент-анализ концепта «преодоление» несет на себе груз методологических установок (принцип противоречий) в виде процесса преодоления противоречий, открывает глубинные аспекты трансгрессивности, т.е. перехода, имеет тесную связь с волевой феноменологией, не может существовать без наличия каких-либо ограничений, барьеров и запретов. В психологической структуре личности подчеркивается связь феномена преодоления с проникновением в субъективный мир человека и ассоциируется с механизмом самоактуализации, доминирует мотивационная составляющая с фиксацией на позитивных факторах достижений и побед, имеется когнитивную и эмоциональную составляющие.

Контактная информация: vitavv2507@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2015.

УДК 159.95

ВЛИЯНИЕ ИРРЕЛЕВАНТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАДАЧИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ УСТОЙЧИВЫХ ОШИБОК

Наталья Владимировна Андриянова, аспирант, Иван Иванович Иванчей, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Данная работа направлена на поиск способов предупреждения и коррекции устойчивых ошибок в процессе научения. Оценивалось влияние на устойчивость ошибок метода изменения иррелевантных по отношению к целевой задаче характеристик, с целью увеличения эффективности решения задач, и, тем самым исправления устойчивых ошибок. Изменение иррелевантных характеристик стимулов является для человека сменой ситуации, и он начинает воспринимать задание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.