Научная статья на тему 'Теоретические исследования динамических нагрузок при пробуксовке рабочих органов лесохозяйственной фрезерной машины с центральным приводом'

Теоретические исследования динамических нагрузок при пробуксовке рабочих органов лесохозяйственной фрезерной машины с центральным приводом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Ключевые слова
ДИНАМИКА / НАГРУЗКА / МАШИНА / ЖЕСТКОСТЬ / ДЕМПФИРОВАНИЕ / СКОРОСТЬ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРИВОД / РАБОЧИЙ ОРГАН / ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ / DYNAMICS / LOAD / MACHINE / STIFFNESS / DAMPING / SPEED / THE CENTRAL DRIVE / THE WORKING BODY / THE FUSE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Щеблыкин Павел Николаевич, Боровиков Роман Геннадьевич, Боева Елена Викторовна

На современном этапе машиностроения основным направлением для повышения производительности машин (увеличение быстроходности, сокращение времени переходных процессов), роста их рабочих нагрузок, точности, а также их экономичности и надежности, является анализ движений в машинах с учетом всех основных силовых факторов. Все это входит в задачу динамики машин. Проводя предварительные динамические исследования, можно заранее предусмотреть специальные регулировочные, демпфирующие и разгружающие устройства, которые позволят поддерживать динамические характеристики машин в заданных пределах в процессе эксплуатации. Таким образом, выбор структуры и параметров машины, основанный на тщательном анализе протекающих в ней динамических процессов, одновременно решает проблему повышения надежности, уменьшение материалоемкости и габаритов машины, причем наиболее экономичным способом только за счет правильного выбора схемы и параметров. В статье представлены теоретические исследования влияния различных параметров лесохозяйственной фрезерной почвообрабатывающей машины на динамические нагрузки при срабатывании ее предохранителей и нагрузки, возникающие при дальнейшей их пробуксовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Щеблыкин Павел Николаевич, Боровиков Роман Геннадьевич, Боева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical investigations of dynamic loads at slippage of working bodies of forestry milling machine with central drive

At the present stage of the main direction of engineering for high performance machines (increasing rapidity, reducing the time of transients) increase in their workload, accuracy, and their efficiency and reliability, is the analysis of movements in machines with all the major power factors. All this is is the task of machine dynamics. Through preliminary dynamic studies it can be anticipated special regulation, damping and unloading device that will support the dynamic characteristics of machines within specified limits during the operation. Thus, the choice of the structure and parameters of the machine, based on careful analysis of its dynamic processes at the same time solves the problem of increasing reliability, reducing consumption of materials and dimensions of the machine, and by the most economical way just by proper selection of schemes and parameters. The paper presents theoretical investigations of the influence of different parameters of forest soil-milling machines for dynamic load when it is triggered in fuses and stresses of their further slippage.

Текст научной работы на тему «Теоретические исследования динамических нагрузок при пробуксовке рабочих органов лесохозяйственной фрезерной машины с центральным приводом»

УДК [630*:65.011.54]:621.825

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ ПРОБУКСОВКЕ РАБОЧИХ ОРГАНОВ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ФРЕЗЕРНОЙ МАШИНЫ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПРИВОДОМ П. Н. Щеблыкин, Р. Г. Боровиков, Е. В. Боева ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

рауе! [email protected]

На основе обобщенной расчетной схемы фрезерной лесохозяйственной машины с центральным приводом [1] и ориентируясь на компьютерную программу [2], описывающую процесс ее работы, были выполнены расчеты по выявлению зависимостей на максимальную динамическую нагруженность числа стопорящихся рабочих органов в крайних (левой и правой) массах системы, а также влияния параметров демпфирующих сопротивлений на динамические нагрузки в процессе работы предохранителя.

С увеличением числа стопорящихся рабочих органов правой массы п2 при сто-порении любого количества рабочих органов левой массы, например п3=4, происходит возрастание динамического момента в правом упругом звене М12 (рис. 1) и сни-

жение в левом М13 (рис. 2).

Снижение динамических нагрузок в правом упругом звене М12 наблюдается в том случае, если происходит увеличение числа стопорящихся рабочих органов в левой массе п3 (рис. 2), при этом максимальные динамические моменты в левом звене также возрастают (рис. 1).

Максимальные динамические нагрузки в рассматриваемой системе возникают в правом упругом звене при сочетании п2=0 и п3=4, а в левом при п2=4 и п3=0, и составляют М12=М13=190,8 Нм.

При одинаковом отключении рабочих органов в левой и правой массах системы, динамические нагрузки снижаются в обоих звеньях системы за счет одинакового отключения масс рабочих органов от общих моментов крайних масс системы.

210

190

170

150

130

110

90

М13(М12), Нм

3 «з(«2)

Рис. 1. Графики зависимости максимальной динамической нагруженности в упругом звене системы М12 от числа стопорящихся рабочих органов в правой массе п2 и в левой массе п3

210

190

170

150

130

110

90

М13(М12), Нм

3 п2(п3)

Рис. 2. Графики зависимости максимальной динамической нагруженности в упругом звене системы М\3 от числа стопорящихся рабочих органов в правой массе п2 и в левой массе п3

Для более полного анализа влияния параметров демпфирующих сопротивле-

ний на величину максимальных динамических нагрузок, возникающих в системе,

0

1

2

0

1

2

предусматривалось изменять в программе величину приведенного демпфирующего сопротивления в правом звене, при одинаковом количестве стопорящихся рабочих органов в обеих крайних массах п12=п13=1

и неизменных их жесткостях С12=С13=3570 Н/рад. Величина демпфирующих сопротивлений правого звена изменялась в пределах: ^12=0,03; 0,07; 1,1; 1,5; 1,9; 2,3; 2,7 Нмс2 (рис. 3).

М12, М13, Нм

0,03

0,07

1,1

1,5

1,9

2,3

РхъНмс

Рис. 3. График зависимости максимальных динамических моментов в упругих звеньях системы (правом - М12, левом - М13) от демпфирующих сопротивлений в правой массе:

1 - правое звено, 2 - левое звено

При увеличении коэффициента р12 происходит снижение максимальной динамической нагруженности в обоих звеньях системы. Однако демпфирование оказывает слабое влияние на величину максимального момента срабатывания, что подтверждает исследования других авторов, в которых говорится о том, что на величину максимальных динамических нагрузок, т. е. первую амплитуду колебаний системы, коэффициент демпфирующих сопротивлений не оказывает влияния [3, 4]. Но в общем случае с увеличением демпфирования снижается и жесткость системы, что ведет к снижению динамических нагрузок.

Существенное влияние коэффициент демпфирующих сопротивлений оказывает

на величину амплитуды затухания динамических нагрузок после стопорения рабочих органов и дальнейшей пробуксовки их предохранителей. Динамическая система с меньшим коэффициентом демпфирующих сопротивлений имеет наибольшую амплитуду затухания динамических нагрузок по величине, а с большим коэффициентом демпфирования - меньшую. Так, например, в момент пробуксовки рабочего органа, равным 0,1 сек, при в=1,1 Нмс2, величина динамических нагрузок составляет М=99 Нм, в то же время при значении в=2,3 - М=80 Нм, т. е. снижение в 1,24 раза.

Если коэффициент демпфирующих сопротивлений оказывает слабое влияние на величину максимальных динамических

нагрузок, то параметры жесткостей упругих звеньев системы на их значения оказывают решающее значение, рис. 4. Для построения данного графика и выявления влияния параметров жесткости на максимальные нагрузки, в разработанной программе изменялась жесткость правого уп-

ругого звена. Установлено, что с увеличением жесткости правого звена С12 в нем происходит увеличение максимального момента. Так, увеличение жесткости правого упругого звена в 2,5 раза приводит к возрастанию в нем максимальных нагрузок в 1,5 раза.

225 200 175 150 125 100 75 50

Мшах'Нм

\

М12

3000

4000

5000

6000 С12'Нм 1 Рад

Рис. 4. Зависимость максимальных динамических моментов в правом упругом звене системы

М12 от жесткости правого упругого звена

Также были произведены расчеты по выявлению влияния частоты вращения на максимальные динамические нагрузки, возникающие при перегрузке рабочих органов. Анализ расчетов показал, что максимальные нагрузки увеличиваются с возрастанием частоты вращения приводных линий.

Выполненные теоретические исследования показали, что такие параметры системы как жесткость, демпфирование, число стопорящихся рабочих органов и их сочетание, а также частота вращения ее ведущих частей на величину максимальных динамических нагрузок оказывает неоднозначное действие, что необходимо учитывать при разработке новых и модер-

низации существующих лесохозяйствен-ных фрезерных машин и их защитных устройств от перегрузок.

Библиографический список

1. Щеблыкин П.Н. Совершенствование предохранительного оборудования от перегрузок фрезерных лесохозяйственных машин: дис. ... канд. техн. наук: 05.21.01. / Щеблыкин П.Н., ВГЛТА. Защищена 01.07.2005. Воронеж, 2005. 151с.: ил. + прил.

2. Свидетельство №2005611508 Программа расчета динамических нагрузок, возникающих при перегрузке рабочих органов лесохозяйственных машин / П.Н.

Щеблыкин, Р.Г. Боровиков, И.Н. Журавлев - №2005610899. Заявл. 26.04.2005, Опубл. 20.06.2005

3. Карамышев, В.Р. Совершенствование защиты ротационных лесохозяйствен-ных машин от перегрузок.: Дис. ... доктор. техн. наук: 05.21.01./ Карамышев В.Р.,

ВГЛТА. - Воронеж, 1989.- 515с.

4. Голубенцев А.Н., Лиховец П.И. Динамика машин с упругими звеньями и предохранительной муфтой // Динамика крупных машин. М.: Машиностроение, 1969. С. 66-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.