Научная статья на тему 'Теоретические и прикладные проблемы выпускников вузов при трудоустройстве'

Теоретические и прикладные проблемы выпускников вузов при трудоустройстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (HIGHER EDUCATION) / РЫНОК ТРУДА (LABOR MARKET) / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (PROFESSIONAL ORIENTATION) / ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ (YOUTH EMPLOYMENT)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушко В. А.

Одна из острейших проблем современного рынка труда безработица среди молодежи. Работодатели предъявляют высокие требования при трудоустройстве выпускников, зачастую не соответствующие их профессиональным навыкам и умениям, увеличивая тем самым рост безработицы среди молодежи. Следовательно, приведение в соответствие профессиональной компетенции выпускников вузов с необходимой для предприятий реального сектора экономики профессиональной профилизации является важным фактором повышения уровня трудоустройства выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and applied problems of college graduates in employment

One of the most acute problems of today''s labor market is youth unemployment. Employers have high demands for employment of graduates and they often don''t match their skills and abilities with the reality. Thus there is the increasing of the unemployment rate among young people. Therefore, harmonization of professional competence of university graduates with the required level for enterprises of the real sector of the economy occupational profiling is an important factor in improving the employment among college graduates.

Текст научной работы на тему «Теоретические и прикладные проблемы выпускников вузов при трудоустройстве»

УДК 377

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

В.А. Сушко,

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Аннотация. Одна из острейших проблем современного рынка труда - безработица среди молодежи. Работодатели предъявляют высокие требования при трудоустройстве выпускников, зачастую не соответствующие их профессиональным навыкам и умениям, увеличивая тем самым рост безработицы среди молодежи. Следовательно, приведение в соответствие профессиональной компетенции выпускников вузов с необходимой для предприятий реального сектора экономики профессиональной профилизации является важным фактором повышения уровня трудоустройства выпускников вузов.

Ключевые слова: высшее образование (higher education), рынок труда (labor market), профессиональная ориентация (professional orientation), занятость молодежи (youth employment).

Theoretical and applied problems of college graduates in employment

Sushko V.A.,

Moscow State University Lomonosov M. V

Abstract. One of the most acute problems of today's labor market is youth unemployment. Employers have high demands for employment of graduates and they often don't match their skills and abilities with the reality. Thus there is the increasing of the unemployment rate among young people. Therefore, harmonization of professional competence of university graduates with the required level for enterprises of the real sector of the economy occupational profiling is an important factor in improving the employment among college graduates.

Сейчас в России - пора глубоких социальных изменений, которые происходят как ввиду новой системы управления и мер социальной политики, так и ввиду мирового финансового кризиса. Поэтому вполне естественно, что люди (и главным образом - молодёжь) стремятся подстроиться под эти изменения и вырабатывают новые и весьма разнообразные жизненные стратегии.

Последние десять лет оказали исключительно сильное влияние на весь контекст социализации российской молодежи. Общество из унитарного и застывшего превратилось в такое, которое более всего характеризуется двумя признаками - различия и изменчивость. Вместе с тем, культура новой России, которую мы хотели бы видеть сильной и влиятельной державой, формируется в крайне сложной социально-экономической и политической ситуации,

которая не только не способствует успешному включению молодежи в общество, но делает его крайне проблематичным.

Переход от индустриального общества и простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики требует большого числа людей, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.

Растет массовость образования, и это дает основания говорить о переходе к всеобщему высшему образованию в экономически развитых странах. При этом сама система образования работает по принятому десятилетия назад шаблону: содержание учебных курсов составляют упрощенные копии зачастую устаревших экономических, социальных, естественнонаучных или технических концепций. А что касается российских студентов, то они все меньше связывают обучение в вузе с реальной конкурентоспособностью на рынке труда. Наличие высшего образования для многих является знаком социальной нормальности.

Вторая тенденция — коммерциализация образования. К концу прошлого века сформировалась целая отрасль мирового хозяйства — международный рынок образовательных услуг с ежегодным объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов и объемом потребителей в несколько миллионов студентов. Появилась и новая статья экспорта — получение высшего образования иностранными студентами.

Третий фактор, оказывающий мощное влияние на сферу высшего образования во всем мире, — информационная трансформация. Взрывное развитие цифровых технологий и средств интернета привело к тому, что содержание образования вообще и содержание предметного знания в частности уже не являются уникальной собственностью конкретного профессора, а в последнее время — и конкретного вуза. И это заставляет нас, как минимум, пересмотреть формы доставки и оценки знаний в учебном процессе.

Характерным для российского высшего образования является значительный возраст профессорско-преподавательского состава и менеджеров вузов: 38,6% работающих старше 65 лет. За последние годы оживился приток молодежи в вузы, но темпы естественного старения пока выше динамики обновления профессорско-преподавательских кадров, и фактически мы имеем поколенческий разрыв. При этом, как ни парадоксально, рост бюджетной обеспеченности не способствует обновлению кадров в образовании: чем лучше идут дела, тем меньше находится желающих освобождать свои места, предоставляя возможность карьерного роста молодым.

Любопытным является и то, что в условиях массового высшего образования идеология передачи «готовых знаний» постепенно сменяется идеологией формирования компетенций, а на смену парадигме передачи знаний приходит парадигма дееспособности. На первый план выходят задачи выявления и передачи современных способов организации мыслительной работы человека.

Традиционно образование играет весьма значительную роль в процессах социального структурирования общества, являясь одним из наиболее важных каналов социальной мобильности и тем самым выполняя функцию социального контроля. Основная цель этого контроля - распределение индивидов в соответствии с их талантами и возможностями успешного выполнения своих социальных функций. Поэтому образование наряду с другими социальными институтами, такими, как семья, церковь, политические, профессиональные организации и другими является одновременно каналом вертикальной циркуляции, способствующим продвижению вверх или спуску вниз по социальной лестнице и своеобразным «ситом», которое «просеивает» индивидов и определяет им то или иное место в обществе.

Иными словами, образование, особенно высшее, играет важную роль в социальной дифференциации членов общества, одновременно способствуя процессу социальной мобильности.

Наряду с этим, объективная потребность в увеличении количества работников умственного труда связана с фиксируемой тенденцией к снижению престижности и влияния положения каждого среднего обладателя высокоинтеллектуальной профессии.

Сформирована ориентация на престижные профессии, что нередко сочетается с упованием на то, что даже при большой конкуренции внутри будущей профессии удастся извлечь пользу из получаемого образования и добиться жизненного успеха с его помощью. Такие ожидания складываются на фоне ажиотажного спроса на некоторые виды специальностей, своеобразного бума вузовского образования и бывают во многом иллюзорными.

Причины трудоустройства и нетрудоустройства выпускников вузов возникают в процессе взаимодействия двух сторон: выпускника вуза и работодателя. Поэтому при выявлении данных причин трудоустройства и нетрудоустройства необходим их социологический анализ, как со стороны выпускника вуза, так и со стороны работодателя. Сопоставление интересов данных двух сторон позволяет выявить полную картину причин трудоустройства и нетрудоустройства выпускников вузов.

Только примерно на каждом третьем предприятии (34,4%) реального сектора экономики г. Москвы требуются на работу молодые специалисты.

Более чем три четверти работодателей (77%) отказывали выпускникам вузов в приеме на работу.

Основной причиной, по которой работодателям приходилось отказывать выпускникам вузов при приеме на работу, является отсутствие у них опыта работы по специальности (54,5%).

Работодатели, как правило, хотят иметь работников, которые сразу же готовы включиться в рабочий процесс. В то же время выпускников еще требуется учить навыкам трудовой деятельности на рабочем месте. Данное противоречие требует своего разрешения для того, чтобы повысить уровень трудоустройства выпускников вузов.

Одним из возможных способов решения этой проблемы является стимулирование со стороны Департаментом труда и занятости работодателей с целью приема выпускников вузов на работу. В качеств возможных способов стимулирования могут выступать: налоговые льготы, уменьшение ставки кредита, снижение ставки арендной платы, гарантии на закупку товаров и др.

Также одной из основных причин, по которой работодателям приходилось отказывать выпускникам вузов при приеме на работу, является недостаточный уровень знаний по специальности (39,1%). Устранение данной причины предполагает ужесточение контроля со стороны вузов уровня знаний своих выпускников посредством: выработки более строгих подход к их оценке (введения устных и письменных промежуточных аттестаций знаний), расширения преддипломной практики в возможных местах трудовой деятельности выпускников, привлечения выпускников к выполнению производственных заданий по заказу работодателей в процессе учебы в вузе и др.

Поэтому представляется достаточно важным изучение эффективности системы образования с точки зрения обоснованности инвестиций в нее, а при необходимости и с целью модернизации этой системы в целом либо отдельных ее составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.