Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПРОС / БЕСЕДА / CONVERSATION / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ГЛАСНЫЙ / НЕГЛАСНЫЙ / РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ / INTELLIGENCE / ПОИСКОВЫЙ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПРАШИВАЕМЫЙ / ОПРАШИВАЮЩИЙ / ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / VOLUNTARY AGREEMENT / СОТРУДНИКИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / OFFICERS OF OPERATION SECTION OF CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM / NTERROGATION / PUBLIC / CONFIDENTIAL / RECONNAISSANCE / INVESTIGATION AND SEARCH OPERATION / CRIMINAL INVESTIGATION / RESPONDENT / INTERVIEWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратьев Максим Валерьевич

Автором проведён анализ различных дефиниций оперативно-розыскного мероприятия «опрос», рассмотрены взгляды других авторов на его теоретические основы, высказаны некоторые суждения относительно организационно-тактических аспектов проведения опроса сотрудниками оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы, дано собственное определение опроса как оперативно-розыскного мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кондратьев Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and applied principles of giving interrogation by officers of operation section of criminal executive system

In this article the author analyses different definitions of such a measure of criminal investigation as interrogation. The author considers the views of other scientists, presents some arguments about organizational-tactical aspects of giving interrogation by officers of criminal executive system, gives his own definition of interrogation as investigation and search operation.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 343.102

М. В. Кондратьев

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

M. V. Kondratiev

THEORETICAL AND APPLIED PRINCIPLES OF GIVING INTERROGATION BY OFFICERS OF OPERATION SECTION OF CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM

Автором проведён анализ различных дефиниций оперативно-розыскного мероприятия «опрос», рассмотрены взгляды других авторов на его теоретические основы, высказаны некоторые суждения относительно организационно-тактических аспектов проведения опроса сотрудниками оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы, дано собственное определение опроса как оперативно-розыскного мероприятия.

Ключевые слова: опрос, беседа, общение, гласный, негласный, разведывательный, поисковый, оперативно-розыскное мероприятие, оперативно-розыскная деятельность, опрашиваемый, опрашивающий, добровольное согласие, сотрудники оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы.

In this article the author analyses different definitions of such a measure of criminal investigation as interrogation. The author considers the views of other scientists, presents some arguments about organizational-tactical aspects of giving interrogation by officers of criminal executive system, gives his own definition of interrogation as investigation and search operation.

Key words: interrogation, conversation, communication, public, confidential, intelligence, reconnaissance, investigation and search operation, criminal investigation, respondent, interviewer, voluntary agreement, officers of operation section of criminal executive system.

В теории и практике оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) существует такой вид оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ), как «опрос». Без его проведения не обходится ни одна оперативная проверка или разработка лиц, в том числе групп и сообществ, занимающихся противоправной деятельностью.

Изучению проблем теории и практики проведения ОРМ «опрос» посвятили свои труды многие учёные в области ОРД и оперативно-розыскной психологии.

В настоящее время в оперативно-розыскной науке существует множество взглядов не только на понятие опроса как ОРМ, но и на тактические особенности его проведения различными субъектами ОРД.

По мнению А. Ю. Шумилова, опрос (сыскной) - это сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи ОРД (как правило, локальной), со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно обладает ею, субъектом (оперативник и др.), уполномоченным на то оперативно-розыскным законодательством1.

А. Ю. Шумилов выделяет два вида опроса, один из которых неподготовленный -проводимый экспромтом в конкретно складывающейся оперативно-розыскной ситуации, а другой подготовленный - состоящий в определении его цели, места проведения и поводов, ознакомлении с имеющимися сведениями о личности опрашиваемого, прогнозировании возможной реакции опрашиваемого, уяснении вопросов и очередности их постановки и т. д.2

1 См.: Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных правовых актов и документов / авт.-сост. проф. А. Ю. Шумилов. 6-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2004. С. 65.

2 Там же. С. 65.

Остаётся непонятным, почему автор называет опрос сыскным, поскольку под словом «сыск» в русском языке понимается «выслеживание и розыск преступников»1, из чего следует, что именно выслеживание и розыск преступников является основной целью этого ОРМ. В какой-то степени с этим следует согласиться, но всё же фактически опрос проводится с целью получения оперативно-значимой информации для последующего решения общих задач ОРД, указанных в статье второй оперативно-розыскного закона2.

Также не совсем ясно, почему автор придерживается позиции о том, что опрос имеет значение для решения преимущественно локальной задачи ОРД. Считаем, что проведение любого ОРМ, в том числе опроса, направлено на решение всех задач ОРД. Так, при опросе лица, осуждённого за незаконный сбыт наркотических средств, проводимого с целью получения информации о местах сбыта наркотиков, сотрудник оперативного подразделения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) может получить от опрашиваемого не только сведения о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершённых преступлений, но и информацию о замышляемых террористических актах, т. е. событиях или действиях, создающих угрозу государственной безопасности страны.

В свою очередь, А. Е. Чечетин под опросом понимает ОРМ, основанное на проведении специальной беседы с лицами, которым могут быть известны сведения, необходимые для решения тактических задач ОРД3.

Согласимся с мнением данного автора о том, что опрос носит исследовательский, поисковый характер и направлен на обнаружение (выявление) скрытой информации, имеющей значение для решения задач борьбы с преступностью. Однако также считаем, что эти характерные особенности присущи всем ОРМ.

Также А. Е. Чечетин называет опрос самым распространённым ОРМ, не требующим санкционирования, и считает, что без его использования не раскрывается ни одно преступление и не разыскивается ни один преступник4, что абсолютно справедливо.

Кроме того, учёный придерживается позиции, что в ОРД существует острая необходимость уточнения названия данного оперативно-розыскного мероприятия, поскольку опрос как способ познания используется в самых различных сферах деятельности человека: в социологических исследованиях, в процессе обучения, в журналистской, врачебной и других видах деятельности. Также опрос проводится сотрудниками следственных подразделений и подразделений дознания при проведении доследственных проверок сообщений о преступлениях. Именно поэтому А. Е. Чечетин высказывается о необходимости переименования опроса в оперативный опрос5 (ранее с данным предложением выступали В. М. Атмажитов и В. Г. Бобров6).

В свою очередь, под оперативным опросом А. Е. Чечетин предлагает понимать специальную беседу с лицом, располагающим оперативно значимой информацией с целью получения новых либо проверки имеющихся сведений7.

Автор считает, что сбор (добывание) информации как цель опроса значительно «зауживает» его возможности, поэтому и относит к целям оперативного опроса

1 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. С. 785.

2 См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. С. 4.

3 См.: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : научно-практический комментарий / под ред. проф. А. Е. Чечетина. 12-е изд., перераб. и доп. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. С. 62.

4 См.: Чечетин А. Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий : монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2006. С. 123.

5 Там же. С. 124.

6 См.: Атмажитов В. М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности / научный доклад. М.: Изд. Шумилова И.И., 2003. С. 14.

7 См.: Чечетин А. Е. Указ. соч. С. 124.

проверку уже имеющихся сведений. Хотя, по нашему мнению, под этим также подразумевается получение информации, только свидетельствующей о достоверности имеющихся в наличии оперативных данных.

Анализируя вышеприведённое определение понятия «оперативный опрос», становится неясным, кем именно проводится специальная беседа с лицом, располагающим оперативно значимой информацией.

Д. В. Ривман представляет дефиницию опроса, практически тождественную указанным ранее. Опрос - это ОРМ в форме разведывательной беседы, в процессе которой сотрудник подразделения, осуществляющего ОРД, непосредственно общается с гражданами, которые осведомлены или могут знать о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих интерес для решения задач ОРД, с целью выявления искомой информации1.

Также указанный автор придерживается мнения о том, что в случае негласного применения при проведении опроса аудио- и видеозаписи, а также других средств фиксирования информации, полученной от опрашиваемого лица, данные материалы хранятся как секретные и не могут использоваться как носители потенциально доказательственной информации2.

Но, как показывает следственная и судебная практика, его суждения в этом направлении лишены смысла, поскольку материалы аудио- и видеозаписи, полученные в ходе опроса и проведённые в негласном порядке, широко используются в процессе расследования уголовных дел и рассматриваются в ходе судебного разбирательства3.

Кроме того, автор считает, что опрос проводится исключительно сотрудником (должностным лицом) подразделения, осуществляющего ОРД, однако другие авторы, и в этом смысле следует с ними согласиться, полагают, что опрос, по поручению должностного лица, органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, может проводиться лицом, оказывающим ему конфиденциальное содействие4.

Данное положение также вытекает из ч. 5 ст. 6 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», где говорится, что «должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают её задачи посредством личного участия в проведении ОРМ, а также используя помощь отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе»5.

В ч. 1 ст. 17 этого же закона также сказано, что «отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД»6.

Не менее острым в оперативно-розыскной практике остается вопрос о получении от опрашиваемого лица согласия на использование в ходе проведения опроса аудио- и видеозаписи. Так, Д. В. Ривман считает, что такое согласие от опрашиваемого лица получать необходимо. О. А. Вагин, А. П. Исиченко, Г. Х. Шабанов считают, что поскольку использование аудио- и видеозаписывающих средств не характеризует сущности опроса, а является лишь средством фиксации информации, то получение от

1 См.: Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / под общ. ред. Д. В. Ривмана. СПб.: Питер, 2003. С. 85.

2 Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / под общ. ред. Д. В. Ривмана. СПб.: Питер, 2003. С. 86.

3 См.: материалы уголовных дел № 09700705, 10700378, 11700758 (следственная практика Управления ФСКН России по Кемеровской области за 2009-2011 гг.).

4 См., напр.: Вагин О. А., Исиченко А. П., Шабанов Г. Х. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов : учеб.-практ. пособ. М.: Изд. дом Шумиловой И.И., 2006. С. 14; Чечетин А. Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий : монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2006. С. 125; Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных правовых актов и документов / авт.-сост. проф. А. Ю. Шумилов. 6-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2004. С. 66.

5 См.: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. С. 7.

6 Там же. С. 14.

опрашиваемого лица согласия на её использование не требуется1. С этой позицией солидарны А. Е. Чечетин2, А. Ю. Шумилов3, А. Б. Смушкин4, А. П. Киселев5, Е. С. Дубоносов6, К. К. Горяинов, В. С. Овчинский, Г. К. Синилов7 и некоторые другие учёные.

Мы также считаем, что получение такого согласия от опрашиваемого лица не требуется. В случае проведения опроса с применением средств аудио- и видеозаписи в гласной форме опрашиваемому лицу должны быть только разъяснены положения ч. 5 ст. 6 и ч. 1 ст. 17 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, последний должен быть предупреждён об использовании данных технических средств в ходе проведения ОРМ. При использовании же в ходе опроса технических средств аудио- и видеозаписи в негласном порядке получение согласия от опрашиваемого лица на их применение является абсолютно нелепым, поскольку ОРД сразу же теряет свою разведывательно-поисковую, негласную направленность.

Неуместным нам представляется определение опроса, которое дают Ю. П. Дубягин, О. П. Дубягина и Е. А. Михайлычев, которые называют данное ОРМ «опросом граждан», делая ссылку на п. 1 ч. 1 ст. 6 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. , где оно именуется как «опрос»9.

Думается, что, работая над определением понятия этого ОРМ, авторы основывались на ретроспективных научно-законодательных положениях, поскольку ОРМ «опрос граждан» было законодательно закреплено в Законе Российской Федерации от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»10.

Под опросом граждан Ю. П. Дубягин, О. П. Дубягина и Е. А. Михайлычев понимают метод сбора первоначальной информации о признаках преступления со слов опрашиваемого лица, которое реально (предположительно) обладает ею11.

Сразу же становится неясным, почему авторы считают целью опроса получение лишь первоначальной информации, ведь абсолютно справедливо, что в ходе опроса может быть получена не только первоначальная, но и последующая, общая, полная информация, касающаяся исследуемого события. Кроме того, под опросом применительно к ОРД авторы понимают форму разведывательной беседы, в результате которой сотрудник оперативного органа общается с тем или иным лицом с целью получения информации и предмете или объекте собственно ОРМ, направленной на

1 См.: Вагин О. А., Исиченко А. П., Шабанов Г. Х. Указ. соч. С. 15.

2 См.: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / под ред. проф. А. Е. Чечетина. 12-е изд., перераб. и доп. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. С. 62.

3 См.: Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных правовых актов и документов / авт.-сост. проф. А. Ю. Шумилов. 6-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2004. С. 66.

4 См.: Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / под ред. А. Б. Смушкина. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. С. 47.

5 См.: Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»: постатейный / под ред. А. П. Киселева. М.: Ось-89, 2007. С. 67.

6 См.: Дубоносов Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности : курс лекций / под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д. ю. н., проф. Г. К. Синилова. М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002. С. 98.

7 См.: Теория оперативно-розыскной деятельности / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М.: Норма, 2006. С. 178.

8 См.: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. С. 6.

9 См.: Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / под ред. Ю. П. Дубягина, О. П. Дубягиной, Е. А. Михайлычева. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. С. 29.

10 См.: Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 23 апреля. № 17. Ст. 892. (утратил силу)

11 См.: Дубягин Ю. П., Дубягина О. П., Михайлычев Е. А. Указ. соч. С. 29.

пресечение или раскрытие уже совершенного преступления1. Указанные цели опроса представляются нам не совсем верными, поскольку объектом ОРМ «опрос» является сам опрашиваемый, следовательно, цель опроса состоит в получении информации только об опрашиваемом лице, но ведь от этого лица могут быть получены и иные, не связанные с ним, сведения о других лицах, фактах, событиях.

Говоря об этом, справедливо было бы отметить, что целью проведения опроса также является получение сведений, необходимых для решения вопроса о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, к участию в ОРД, о предоставлении или аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ и др. С этим мнением также солидарны М. Ю. Урлис2 и Д. В. Березин3.

Ещё одним не менее важным частным условием проведения опроса является добровольное согласие опрашиваемого лица на его проведение.

А. Ю. Шумилов считает, что добровольное согласие лица на опрос (беседу) может быть выражено недвусмысленным способом4, что, по нашему мнению, не должно предусматривать дачи опрашиваемым лицом конкретного (письменного или устного) согласия на его опрос.

А. Е. Чечетин также выступает в защиту данного положения, говоря о том, что при проведении опроса, как в гласной, так и в негласной форме, опрашиваемое лицо может отвечать на задаваемые вопросы только добровольно5.

Добровольный - значит совершаемый или действующий по собственному желанию, не по принуждению6, из чего можно сделать вывод, что добровольные ответы опрашиваемого лица на вопросы лица, его опрашивающего, без какого-либо принуждения, равно как и его добровольное участие в беседе, и будет являться фактическим добровольным согласием на опрос.

Кроме этого, следует учесть, что ОРМ носят разведывательно-поисковый, конспиративный характер и направлены исключительно на решение задач по борьбе с преступностью, в связи с чем интересоваться у опрашиваемого лица в форме постановки прямого вопроса о его желании вести беседу является крайне неуместным исходя из тактических соображений осуществления ОРД.

Определенно заслуживают внимания вопросы организации и оформления результатов ОРМ «опрос».

Так, ст. 51 Конституции РФ даёт абсолютное право любому человеку не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников7. С целью соблюдения прав и свобод человека и гражданина закон обязывает сотрудников оперативных подразделений УИС разъяснять это право опрашиваемому лицу. Однако мы придерживаемся мнения, что это необходимо лишь в случае проведения опроса в гласной форме, результаты которого оформляются объяснением опрашиваемого лица и могут быть использованы в доказывании по уголовным делам или в уголовном судопроизводстве.

1 См.: Дубягин Ю. П., Дубягина О. П., Михайлычев Е. А. Указ. соч. С. 30.

2 См.: Урлис М. Ю. О целесообразности нормативного определения оперативно-розыскного мероприятия «опрос» // Оперативник (сыщик). 2011. № 2 (27). С. 56.

3 См.: Березин Д. В. Приёмы опроса лица, проверяемого в связи с совершённым преступлением // Оперативник (сыщик). 2009. № 4 (21). С. 21.

4 См. там же. С. 65.

5 См.: Чечетин А. Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий : монография. М.: Издательский дом Шумиловой И. И., 2006. С. 125.

6 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. С. 169.

7 См.: Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах / А. П. Любимов. 3-е изд., стереотип. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. С. 130.

Разные авторы предлагают оформлять результаты проведённого опроса в виде различных оперативно-служебных документов. К таким относятся: рапорт оперативного сотрудника, справка, объяснение, явка с повинной. В этой позиции нет однозначного мнения.

Прежде всего, выбор конкретного оперативно-служебного документа, подлежащего составлению по результатам проведенного ОРМ, должен зависеть от тактики и формы проведения самого опроса и от оперативного замысла дальнейшего использования полученных результатов. Например, гласный опрос рекомендуется оформлять объяснением (арестованного, осуждённого, иного лица) или явкой с повинной, в случае, если в действиях опрашиваемого лица установлены признаки совершённого преступления, а негласный опрос - рапортом, справкой оперативного сотрудника либо сообщением лица, оказывающего ему конфиденциальное содействие.

Успешное получение необходимой оперативно значимой информации во многом зависит от обстановки, в которой проводится ОРМ. В этом случае, конечно, сложно установить какие-либо общие правила и стандарты. Однако важно отработать легенду встречи опрашиваемого (например, вызов арестованного из камеры в оперативный отдел следственного изолятора), максимально исключить негативные обстоятельства, затрудняющие процесс проведения беседы (телефонные звонки, присутствие при беседе иных лиц, вызовы к начальнику, включенный телевизор в помещении и т. п.), обеспечить конфиденциальность общения. В местах беседы не должно быть ничего слишком яркого, громкого или неожиданного.

Планирование и выбор вида, тактики опроса, содержание и последовательность предполагаемых вопросов, подлежащих обсуждению, зависят от конкретных обстоятельств дела, характерных особенностей личности опрашиваемого и его отношения к факту, по которому проводится опрос.

В процессе проведения самого ОРМ оперативному сотруднику следует избрать правильную тактику формулирования и последовательности задаваемых вопросов, что во многом зависит от целей беседы, характеристики опрашиваемого, степени изученности его исходных данных и оценке сложившейся обстановки.

Итак, рассмотрев различные взгляды на понятие опроса как ОРМ, предлагаем следующее его определение. Опрос - это ОРМ, заключающееся в проведении устной, добровольной беседы, а также в письменном или ином невербальном общении оперативного сотрудника или лица, оказывающего ему содействие, с лицом, представляющим интерес для оперативно-розыскных органов с целью получения оперативно-значимой информации и решения задач ОРД.

Таким образом, мы предусматриваем проведение опроса не только в виде устной беседы оперативного сотрудника, конфидента или иного лица по поручению оперативника (в том числе и опосредованной беседы в ходе телефонного разговора), но также в виде письменного (в случае проведения опроса путём переписки по электронной почте и иных социальных интернет-сетях) или иного невербального общения (при проведении опроса глухонемого лица, когда опрашивающий владеет навыками сурдоперевода).

Кроме того, существует острая необходимость законодательного закрепления понятия ОРМ «опрос» в федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и унификации оперативно-служебных документов, отражающих ход и результаты его проведения.

Опрос играет важную роль в осуществлении ОРД оперативными аппаратами УИС, поскольку сотрудникам именно этих оперативных подразделений приходится более часто соприкасаться с лицами, представляющими оперативный интерес, в форме прямого общения с ними. Поэтому оперативным сотрудникам ФСИН России следует уделять особое внимание подготовке, организации, тактическим особенностям и фактическому проведению этого ОРМ.

Литература

1. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах / А. П. Любимов. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 176 с.

2. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 08.12.2011 № 424-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. 14 август. № 33. Ст. 3349; Собрание законодательства РФ. 2011. 12 декабря. № 50. Ст. 7366.

3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : научно-практический комментарий / под ред. проф. А. Е. Чечетина. - 12-е изд., перераб. и доп. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. - 232 с.

4. Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. -23 апреля. -№ 17, - Ст. 892. (утратил силу).

5. Атмажитов В. М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности : научный доклад. - М.: Изд. Шумилова И. И., 2003. - 24 с.

6. Березин Д. В. Приёмы опроса лица, проверяемого в связи с совершённым преступлением / Д.В. Березин // Оперативник (сыщик). - 2009. - № 4 (21). - С. 20-25.

7. Вагин О. А., Исиченко А. П., Шабанов Г. Х. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов : учеб.-практ. пособ. - М.: Изд. дом Шумиловой И. И., 2006. - 119 с.

8. Дубоносов Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности : курс лекций / под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-р юрид. наук, проф. Г. К. Синилова. - М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002. - 184 с.

9. Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных правовых актов и документов / авт.-сост. проф. А. Ю. Шумилов. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2004. - 331 с.

10.Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / под общ. ред. Д. В. Ривмана. - СПб.: Питер, 2003. - 235 с.

11.Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»: постатейный / под ред. А. П. Киселева. - М.: Ось-89, 2007. - 224 с.

12.Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / под ред. Дубягина Ю. П., Дубягиной О. П., Михайлычева Е. А. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. - 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

14.Постатейный комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / под ред. А. Б. Смушкина. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. - 232 с.

15.Теория оперативно-розыскной деятельности / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. - М.: Норма, 2006. - 368 с.

16.Урлис М. Ю. О целесообразности нормативного определения оперативно-розыскного мероприятия «опрос» / М. Ю. Урлис // Оперативник (сыщик). - 2011. - № 2 (27). - С. 54-57.

17.Чечетин А. Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий : монография. - М.: Издательский дом Шумиловой И. И., 2006. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.