Научная статья на тему 'Теоретические и правовые аспекты обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы'

Теоретические и правовые аспекты обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / БЕЗОПАСНОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PENAL SYSTEM SECURITY / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / STRATEGY OF THE NATIONAL SECURITY / УГРОЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THREATS TO STATE AND SOCIAL SECURITY / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENITENTIARY SYSTEM / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / ПЕРСОНАЛ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / PENITENTIARY INSTITUTION STAFF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербаков Андрей Васильевич

На базе теоретико-правового анализа законодательных положений в части понятийно-категориального аппарата безопасности, общенаучных методов познания (диалектико-материалистическая теория познания; структурно-функциональный, синтез, обобщение, сравнение), а также комплексного и системного подходов, специальных методов: нормативно-логического, анкетирования, толкования правовых норм, сравнительно-правового метода впервые осуществлено комплексное системное исследование теоретических и правовых аспектов безопасности уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования с учетом возникающих проблем законодательного и правоприменительного характера и путей их разрешения (минимизации).Концептуально определены главные компоненты безопасности встроенной в правоохранительный механизм уголовно-исполнительной системы, а также основы их функциональной взаимосвязи и взаимодействия.Классифицированы факторы, обусловливающие уголовно-исполнительную систему, в том числе определяющие основные угрозы безопасности правоохранительной службы в уголовно-исполнительной системе. Представлены предложения, внедрение которых будет иметь существенное значение для обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щербаков Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF SAFETY PRECAU- TIONS OF THE PENAL SYSTEM

Complex system research of theoretical and legal aspects of penal system security was first carried out under the conditions of its reform taking into account emerging legislative and law enforcement problems and ways of solving them (or minimizing) on the basis of theoretical and legal analysis of legislative provisions in terms of concept and category of security prevention, general scientific methods of cognition (dialectical and materialistic theory of cognition; structural and functional synthesis, generalization, comparison), as well as comprehensive and systematic approaches and specific methods: regulatory and logical methods, questionnaires, interpretation of legal norms, comparative and legal method.The main components of security included into the law enforcement mechanism of the penal system, and the basis of their functional relationship and interaction are defined in the article.The factors that determine the penal system including the main threats to law enforcement service security in the penal system are classified. Proposals the implementation of which will be essential for the security of the penal system are presented.

Текст научной работы на тему «Теоретические и правовые аспекты обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.8

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЩЕРБАКОВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Псковский филиал Академии ФСИН России, г. Псков, Российская Федерация, e-mail: andrey-sherbakov-1973@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Для цитирования

Щербаков, А. В. Теоретические и правовые аспекты обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы / А. В. Щербаков // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 2. - С. 187-192.

Аннотация. На базе теоретико-правового анализа законодательных положений в части понятийно-категориального аппарата безопасности, общенаучных методов познания (диалектико-материалистическая теория познания; структурно-функциональный, синтез, обобщение, сравнение), а также комплексного и системного подходов, специальных методов: нормативно-логического, анкетирования, толкования правовых норм, сравнительно-правового метода впервые осуществлено комплексное системное исследование теоретических и правовых аспектов безопасности уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования с учетом возникающих проблем законодательного и правоприменительного характера и путей их разрешения (минимизации).

Концептуально определены главные компоненты безопасности встроенной в правоохранительный механизм уголовно-исполнительной системы, а также основы их функциональной взаимосвязи и взаимодействия.

Классифицированы факторы, обусловливающие уголовно-исполнительную систему, в том числе определяющие основные угрозы безопасности правоохранительной службы в уголовно-исполнительной системе. Представлены предложения, внедрение которых будет иметь существенное значение для обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: безопасность, безопасность уголовно-исполнительной системы, стратегия национальной безопасности, угрозы государственной и общественной безопасности, пенитенциарная система, осужденные, персонал пенитенциарных учреждений.

Проводимые в России коренные преобразования, ориентированные на модернизацию и поступательное развитие Российского государства, носят всеобъемлющий характер и затрагивают вопросы функционирования органично включенной в механизм правоохранительной деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) на приемлемом

© Щербаков А. В., 2018

уровне безопасности. Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности (Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.), в связи с чем в настоящее время концептуально определены стратегические национальные приоритеты (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 31 декабпря 2015 г. № 683).

Необходимо учитывать, что безопасность УИС связана с общей системой национальной безопасности, поскольку включает в себя комплекс нормативно-правовых и организационно-правовых сил и средств, направленных на противодействие угрозам нормальному развитию Российского государства, правоохраняемым интересам граждан. Вместе с тем безопасность УИС заключает в себе существенную специфику, обусловленную особенностями ее основных угроз (преступность, криминальная и тюремная субкультура, пенитенциарный рецидив) и проявляющую себя в организационно-правовых инструментах ее обеспечения.

В современных условиях уголовно-исполнительная система России переживает непростой процесс реформирования, предпосылки и ход которого заданы двумя стратегическими, концептуально отраженными целевыми установками:

1) гуманизацией УИС в параметрах конституционных норм с учетом международных стандартов и демократизации российского общества и государства;

2) повышением эффективности УИС в контексте выполнения ею социальных и специальных функций. При этом в условиях демократизации государства и общества изменяется содержание функций, конкретных задач, форм и методов работы правоохранительных органов, в том числе УИС и входящих в нее органов и учреждений.

В современной динамично развивающейся системе правовых отношений и ценностей правоохранительная служба не рассматривается больше как силовой институт, обладающий неограниченным репрессивным потенциалом. Напротив, это гарант социально-психологического комфорта граждан, так как смысл правоохранительной деятельности заключается в том, чтобы всеми дозволенными силами и средствами помочь человеку восстановить нарушенное право, в том числе в ситуациях, когда оно нарушено самим государством. Вместе с тем появляются новые формы и источники угроз личной, общественной и государственной безопасности, под влиянием которых начала формироваться идеология отказа от основополагающих прав человека, в частности, предлагается использовать принцип коллективного возмездия к семьям, этносам, конфессиональным группам террористов, причем такие взгляды получают распространение не только за рубежом, но и в России. Соответственно один из острейших вопросов заключается в том, как не нарушить баланс между обеспечением безопасности государства и общества и соблюдением прав человека. В свою очередь, органы и учреждения УИС, деятельность которых непосредственно связана с исполнением наказаний, должны адекватно реагировать на происходящие изменения.

Актуальность проблемы безопасности УИС, на наш взгляд, возрастает в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, в настоящее время наблюдается омоложение осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях ФСИН России, и ухудшение их криминологических характеристик, что проявляет себя в различных формах деструктивного поведения, предпринимаемых попытках дезорганизации исправительных учреждений, а также в посягательствах на жизнь работников уголовно-исполнительной системы (угрозах в их адрес). Следует также обратить внимание на то, что с расширением практики альтерна-

тивных наказаний уголовно-исполнительным инспекциям приходится контролировать исполнение наказаний все более рецидивоопасного контингента, что, в свою очередь, осложняет их работу и снижает ее эффективность, создает угрозу безопасности сотрудников. В связи с этим востребованы научные разработки вопросов нейтрализации и минимизации пенитенциарных угроз и опасностей, а также мобилизации готовности сотрудников органов и учреждений, исполняющих наказания, эффективно и в рамках правовых предписаний действовать в этом направлении. При этом следует принять во внимание позитивный зарубежный опыт.

Во-вторых, несмотря на очевидную значимость всестороннего комплексного обеспечения безопасности УИС при помощи правовых и организационных средств, до настоящего времени отсутствует официальный программный документ - Концепция безопасности уголовно-исполнительной системы, в которой в развитие Концепции национальной безопасности России и с учетом специфики правоохранительной деятельности в уголовно-исполнительной сфере должны найти отражение ключевые понятия и элементы безопасности уголовно-исполнительной системы, основы их функциональной взаимосвязи и взаимодействия, а также предметно обозначен механизм управления безопасностью уголовно-исполнительной системы [1].

В-третьих, в современных условиях требуется принятие ряда законодательных и организационно-правовых мер, принимающих во внимание международные правовые стандарты и позитивный зарубежный опыт в пенитенциарной сфере деятельности и направленных:

- на совершенствование надзора и контроля за деятельностью УИС в связи с вопросами ее безопасности;

- повышение эффективности уголовно-правовой охраны безопасности пенитенциарных учреждений;

- организацию надлежащего взаимодействия между субъектами обеспечения безопасности УИС (другие правоохранительные органы, иные государственные органы, институты гражданского общества), осуществляемого с целью профилактики и пресечения преступных проявлений и иных правонарушений, а также проведения воспитательной и социальной работы с осужденными;

- укрепление кадрового и ресурсного потенциала уголовно-исполнительной системы, оптимизацию профессиональной подготовки сотрудников УИС во взаимосвязи с вопросами обеспечения безопасности;

- приведение нормативно-правовых основ технических средств обеспечения пенитенциарной безопасности в соответствие с их назначением;

- повышение правовой определенности в решении вопросов дифференциации условий содержания осужденных в контексте пенитенциарной безопасности;

- повышение стимулирующей роли воспитательно-профилактических и социально-психологических мероприятий, ориентированных на процесс исправления и ресоциа-лизации осужденного.

Состояние указанных вопросов в условиях проводимого реформирования уголовно-исполнительной системы в сочетании с высокой социально-правовой значимостью их адекватного решения обусловило внесение предложений по совершенствованию обеспечения безопасности УИС.

1. Обоснование правоохранительного характера уголовно-исполнительной системы и службы в ней с одновременным признанием их специфики, производной от особенностей юридических и организационных средств и методов осуществляемой пенитенци-

арной деятельности, сопряженной с реализацией мер государственного принуждения и необходимой для поддержания и обеспечения порядка (правового, политического, социального).

В настоящее время вопросы поступления на службу в органы и учреждения УИС и ее прохождения на законодательном уровне системно не урегулированы, поскольку подготовленный законопроект о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации пока не принят. Соответственно нормы, касающиеся регулирования указанных вопросов, рассредоточены по ряду законодательных и подзаконных (ведомственных) нормативных правовых актов. Данная ситуация является недостатком правового регулирования, принимая во внимание значимость и специфику данного вида правоохранительной службы, потребности системного упорядочения на законодательном уровне комплекса вопросов в связи с поступлением на нее, ее прохождением во взаимосвязи с требованием обеспечить функционирование уголовно-исполнительной системы, ее органов и учреждений, исполняющих наказания, на приемлемом уровне безопасности.

2. Реформирование УИС обусловлено двумя стратегическими взаимосвязанными целевыми установками обозначенного процесса:

гуманизацией уголовно-исполнительной системы с учетом международных стандартов и демократизации российского общества и государства,

повышением эффективности УИС в контексте выполнения ею социальных и специальных функций. Современное состояние УИС России следует рассматривать через призму данных целевых установок, совокупность факторов, обусловивших их постановку, а также оказывающих влияние на процесс достижения обозначенных целевых установок и решение связанных с ними задач.

Выделены основные группы факторов, коррелирующих с неблагоприятными процессами и явлениями социального характера и негативно влияющих на функционирование уголовно-исполнительной системы в современных условиях:

- омоложение осужденных, отбывающих наказания (в первую очередь связанные с изоляцией от общества), и ухудшение их криминологических характеристик;

- проблема организации социально полезной занятости осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и мер по их ресоциализации;

- препятствия на пути назначения и исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

3. Понятие «безопасность уголовно-исполнительной системы» в правовых актах, относящихся к организации и деятельности УИС, концептуально не определено, что не способствует повышению эффективности ее обеспечения и является пробелом, требующим восполнения.

Безопасность уголовно-исполнительной системы заключает в себе определенную специфику, обусловленную предназначением данной системы, закономерностями и условиями ее функционирования, которая проявляет себя:

- в особенностях источников и форм угроз (основным источником угрозы безопасности УИС и одновременно ее формой выступает пенитенциарная преступность, специфичная по структурно-функциональным и иным признакам. Кроме того, потенциальные и реальные угрозы предполагают факторы и условия социального, политико-правового, культурно-идеологического и иного характера, процессы и явления, коррелирующие с функционированием УИС в современных условиях развития российского общества и государства);

- в сторонах и объектах безопасности (внутренняя сторона включает в себя безопасность осужденных, персонала, всех лиц, находящихся в пределах исправительных учреждений, нормальное функционирование УИС, ее инфраструктурных, информационных и иных компонентов, внешняя - безопасность самого общества, на которое пенитенциарная система оказывает негативное воздействие);

- в субъектах и арсенале средств обеспечения безопасности (в механизме обеспечения безопасности УИС особую роль играют субъекты, принадлежащие к данной системе и выполняющие в ней задачи в соответствии со своим статусом и полномочиями. При этом «общие» инструменты обеспечения безопасности наполняются особенным, отражающим указанную специфику содержанием. Кроме того, УИС располагает арсеналом собственных, присущих ей средств обеспечения безопасности, к которым, в частности, относится режим исполнения наказания, средства контроля и надзора за осужденными, средства предупреждения и пресечения правонарушений среди них).

Таким образом, безопасность УИС представляет собой состояние защищенности осужденных, персонала органов и учреждений, исполняющих наказания, их родственников, всех лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, от опасностей, исходящих главным образом от пенитенциарной преступности и угрожающих жизни, здоровью, чести, достоинству указанных лиц (внутрисистемная сторона безопасности), а также состояние защищенности общества от опасностей и угроз в связи с пенитенциарной деятельностью и находящимися во взаимосвязи с ней фактами постпенитенциарного рецидива, проникновением элементов криминальной и тюремной субкультуры в социум. Данное состояние обеспечивается слаженной работой субъектов, принадлежащих к УИС, представляющих другие правоохранительные органы, иные компоненты государства, институты гражданского общества, взаимодействующих друг с другом и использующих соответствующий инструментарий организационно-правовых средств в рамках своей компетенции, функционального предназначения, решаемых задач. Такое понимание безопасности УИС как важного фактора внутренней безопасности общества нуждается в закреплении в официальном программном документе - Концепции безопасности уголовно-исполнительной системы.

4. Параметры восприятия зарубежного опыта обеспечения пенитенциарной безопасности в отечественной практике должны быть увязаны с положениями Конституции Российской Федерации, типом национальной правовой системы, концептуальными положениями развития УИС России и потребностями обеспечения ее безопасности, а также учитывать реальные возможности (экономико-финансовые, ресурсные и др.) государства.

В плане оптимизации функционирования УИС представляют практический интерес следующие аспекты зарубежного опыта:

- дифференциация осужденных на основе выводов специализированных центров (куда должны входить психологи, социологи, юристы и представители других направлений, связанных с изучением пенитенциарной системы и ее безопасности) об уровне их опасности и решение о направлении лица (в ряде случаев также с учетом его согласия) в соответствующее пенитенциарное учреждение;

- возможность перевода осужденного, срок заключения которого заканчивается, в пенитенциарное учреждение с более мягким режимом с одновременным прохождением соответствующих программ адаптации и ресоциализации;

- повышение технической оснащенности исправительных учреждений и иных учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;

- развитие форм социального контроля и надзора за лицами, освобожденными из пенитенциарных учреждений (прежде всего рецидивоопасными);

- более полное и принимающее во внимание безопасность жертвы преступления (его родных и близких) подключение потерпевшего к решению вопроса об условно-досрочном освобождении.

Библиографический список

1. Казак Б. Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества (теоретические и организационно-правовые аспекты) : ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. 55 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.