Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты выделения лесотаксовых районов в многолесных регионах Российской Федерации'

Теоретические и практические аспекты выделения лесотаксовых районов в многолесных регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лесотаксовое районирование / малолесная зона / многолесная зона / лесистость / вид хозяйственного использования лесов / расстояние вывозки древесины. / forest use payment rates zoning / sparsely wooded zone / densely wooded zone / woodiness / type of forest use / lumber haul distance

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Василий Анатольевич Корякин

Рассмотрены теоретические и практические аспекты выделения лесотаксовых районов в многолесных регионах Российской Федерации и предложен подход к совершенствованию методического инструментария лесотаксового районирования с использованием показателей лесистости, целевого назначения лесов и расстояния вывозки. Выполнена оценка существующей схемы определения разрядов такс и предложена перспективная сеть лесотаксовых районов в многолесных регионах Российской Федерации. Предлагается расширить существующий диапазон разрядов такс до расстояния вывозки в 200 км. Осуществлен расчет теоретической площади лесотаксового района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Oretical and Practical Aspects of Forest Use Zoning in Densely Wooded Regions of the Russian Federation

The article addresses theoretical and practical aspects of introducing forest use payment rates zoning in densely wooded regions of the Russian Federation and offers an approach to improve the methodological toolkit for forest tax zoning with regard to such characteristics as woodiness, type of forest use and lumber haul distance. An assessment of the existing scheme for determining the categories of dachshunds has been carried out and a promising network of forest tax districts in the multi-forest regions of the Russian Federation has been proposed. It is proposed to expand the existing range of tax rates to a distance of 200 km. The calculation of the theoretical area of the Lesotaxy district has been carried out.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты выделения лесотаксовых районов в многолесных регионах Российской Федерации»

ОРГАНИЗАЦИЯ Лесохозяйственная информация. 2024. № 3. С. 84-93

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Forestry Information. 2024. № 3. Р. 84-93

Научная статья УДК 630.6 EDN PSXCRX

DOI 10.24419/LHI.2304-3083.2024.3.06

Теоретические и практические аспекты выделения лесотаксовых районов в многолесных регионах Российской Федерации

Василий Анатольевич Корякин1

кандидат экономических наук

Аннотация. Рассмотрены теоретические и практические аспекты выделения лесотаксовых районов в многолесных регионах Российской Федерации и предложен подход к совершенствованию методического инструментариялесотаксо-вого районирования с использованием показателей лесистости, целевого назначения лесов и расстояния вывозки. Выполнена оценка существующей схемы определения разрядов такс и предложена перспективная сеть лесотаксовых районов в многолесных регионах Российской Федерации. Предлагается расширить существующий диапазон разрядов такс до расстояния вывозки в 200 км. Осуществлен расчет теоретической площади лесотаксового района. Ключевые слова: лесотаксовое районирование, малолесная зона, многолесная зона, лесистость, вид хозяйственного использования лесов, расстояние вывозки древесины.

Для цитирования: Корякин В.А. Теоретические и практические аспекты выделения лесотаксовых районов в многолесных регионах Российской Федерации. -Текст : электронный // Лесохозяйственная информация. 2024. № 3. С. 84-93. DOI 10.24419^Н1.2304-3083.2024.3.06. https://elibrary.ru/psxcrx.

1 Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, заведующий отделом (Пушкино, Московская область, Российская Федерация), koryakin_va@mail.ru

Original article EDN PSXCRX

DOI 10.24419/LHI.2304-3083.2024.3.06

The Oretical and Practical Aspects of Forest Use Zoning in Densely Wooded Regions of the Russian Federation

VasilyA. Koryakin1

Candidate of Economic Sciences

Abstract. The article addresses theoretical and practical aspects of introducing forest use payment rates zoning in densely wooded regions of the Russian Federation and offers an approach to improve the methodological toolkit for forest tax zoning with regard to such characteristics as woodiness, type of forest use and lumber haul distance. An assessment of the existing scheme for determining the categories of dachshunds has been carried out and a promising network of forest tax districts in the multi-forest regions of the Russian Federation has been proposed. It is proposed to expand the existing range of tax rates to a distance of 200 km. The calculation of the theoretical area of the Lesotaxy district has been carried out.

Key words: forest use payment rates zoning, sparsely wooded zone, densely wooded zone, woodiness, type of forest use, lumber haul distance

For citation: Koryakin. A. The Oretical and Practical Aspects of Forest Use Zoning in Densely Wooded Regions of the Russian Federation. - Text : electronic // Forestry Information. 2024. №3. P. 84-93. DOI 10.24419/LHI.2304-3083.2024.3.06. https:// elibrary. ru/psxcrx.

1 Russian Scientific Research Institute of Silviculture and Mechanization of Forestry, Head of the Department (Pushkino, Moscow region, Russian Federation), koryakin_va@mail.ru

Введение

Выделение лесотаксовых районов в России являлось ключевой задачей ценообразования на древесину на корню с момента утверждения Павлом I первых ставок платы в 1799 г. В настоящее время лесотаксовое районирование регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Теоретические аспекты выделения лесотаксовых районов рассматривались в работах Н.П. Анучина, П.Т. Воронко-ва, М.М. Орлова, И.Г. Русовой и др. [1-5], но проблематика их выделения в многолесных регионах России, в которых в настоящее время сконцентрирован основной объем заготовки древесины, в их научных трудах не получила должного развития. Во многом из-за отсутствия решения теоретических проблем лесотаксового районирования в Российской Федерации в настоящее время сложилась ситуация, при которой действующая сеть лесотаксовых районов в многолесных регионах недостаточно дифференцирована и древесина на корню из-за этого преимущественно продается по цене, практически не связанной с конкретными местными природно-экономическими условиями.

Отсутствие детализированной сети лесотак-совых районов в Российской Федерации приводит к нарушению принципов конкуренции между лесопользователями и, как следствие, снижению поступления доходов в федеральный бюджет. Решение этой проблемы видится в выделении новых лесотаксовых районов и дроблении уже существующих. Таким образом, проработка теоретических аспектов лесо-таксового районирования многолесных регионов Российской Федерации и разработка методического инструментария для его осуществления имеет высокую актуальность и широкое практическое значение.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - изучение теоретических аспектов лесотаксового районирования

с разработкой и апробацией методического инструментария применительно к многолесным регионам. В рамках достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие научные задачи:

9 на основе данных 2023 г. выполнен анализ распределения территории Российской Федерации по лесистости с выделением малолесных и многолесных регионов;

9 проанализировано распределение расчетной лесосеки в Российской Федерации между малолесной и многолесной зонами;

9 на основе анализа теории лесотаксового районирования научно обоснован его инструментарий для многолесных регионов Российской Федерации;

9 изучено распределение многолесных регионов по наличию на землях лесного фонда резервных лесов;

9 выполнена оценка существующей схемы определения разрядов такс и предложен подход к ее совершенствованию;

9 осуществлен расчет теоретической площади лесотаксового района исходя из существующей и перспективной схем определения разрядов такс;

9 сформулированы предложения в части формирования перспективной схемы лесотаксового районирования для многолесных регионов Российской Федерации.

Результаты и обсуждение

Распределение земель лесного фонда Российской Федерации по показателю лесистости

На основе анализа распределения территории страны по лесистости по данным за 2023 г. были выделены малолесные и многолесные регионы. При лесистости менее 30% регион относился к малолесным, более 30% - к многолесным. Наименьшая лесистость территории в Республике Калмыкии - 0,2%, наибольшая в Иркутской обл. -82,4%. В Российской Федерации к многолесной

зоне относятся 47 регионов, покрытая лесной растительностью площадь которых составляет 721,4 млн га (94,2% площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда страны). Данные о лесистости регионов Российской Федерации в малолесной и многолесной зонах приведены в табл. 1.

В ходе анализа распределения расчетной лесосеки в Российской Федерации между малолесной и многолесной зоной выявлено, что основная доля расчетной лесосеки приходится на многолесную зону, где она составляет 682,4 млн м3, или 94,1% расчетной лесосеки страны в целом. Данные о размере расчетной лесосеки в регионах Российской Федерации в многолесной зоне приведены в табл. 2.

Критерии выделения лесотаксовых районов

При разработке теории лесотаксового районирования было установлено, что в настоящее время в качестве критериев выделения лесотак-совых районов практически не используются такие показатели, как лесистость, целевое назначение лесов и расстояние вывозки древесины. При этом значимость этих факторов для освоения лесов и определения минимальных ставок платы за заготовку древесины трудно переоценить.

Лесистость применительно к регионам Российской Федерации - это степень облесенности территории, рассчитываемая как частное от деления площади покрытых лесом земель лесного фонда на общую площадь региона. Стоит отметить, что лесистость является важнейшим показателем, отражающим эффективность ведения лесного хозяйства. Значение лесистости для регионов Российской Федерации прогнозируется во всех документах отраслевого среднесрочного и долгосрочного планирования - от лесных планов субъектов Российской Федерации до государственной программы «Развитие лесного хозяйства» и национального проекта «Сохранение лесов». По этой причине при лесотаксовом

районировании многолесных регионов Российской Федерации новые лесотаксовые районы целесообразно выделять при разнице в лесистости отдельных административно-территориальных образований региона более 10%. Особенно это актуально для многолесных регионов Сибири и Дальнего Востока, имеющих значительную протяженность в направлении с юга на север.

Целевое назначение лесов в многолесных регионах играет важнейшую роль, так как во многих из них расположены так называемые резервные леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины, за исключением заготовки древесины гражданам для собственных нужд. Общая площадь резервных лесов в Российской Федерации сопоставима с площадью защитных лесов и составляет 164,9 млн га, это 22% площади всех лесов страны. Все резервные леса находятся в многолесной зоне. При этом на Амурскую обл. приходится наименьшая площадь резервных лесов, а на Республику Саха (Якутия) - наибольшая (73,5 тыс. га). Площадь и доля резервных лесов по субъектам Российской Федерации приведены в табл. 3.

Доля резервных лесов в многолесных регионах Российской Федерации находится в диапазоне от 3,3% (Амурская область) до 64,6% (Камчатский край). В большинстве многолесных регионов доля резервных лесов более 25%, в двух регионах она превышает 50% (Республика Тыва и Камчатский край).

В каждом из 9-ти многолесных регионов Российской Федерации для резервных лесов может быть выделен как минимум один лесотаксовый район. В многолесных регионах, где площадь резервных лесов значительна, может быть выделено несколько лесотаксовых районов, площадь которых должна быть равна теоретической площади лесотаксового района.

В настоящее время для разделения лесотак-сового района на подрайоны расстояние от центра лесного квартала до пункта складирования и переработки древесины либо автомобильной дороги общего пользования федерального, регионального, межмуниципального или местного

Таблица 1. Лесистость субъектов Российской Федерации

Субъект Российской Федерации Лесистость, %

Малолесная зона

Республика Калмыкия 0,2

Ставропольский край 1,6

Астраханская область 1,8

Ростовская область 2,4

Волгоградская область 4,2

Оренбургская область 4,7

Саратовская область 6,3

Чукотский автономный округ 6,8

Республика Дагестан 7,3

Орловская область 8,0

Курская область 8,2

Воронежская область 8,3

Липецкая область 8,6

Белгородская область 8,7

Тамбовская область 10,6

Республика Крым 10,7

Самарская область 12,8

Тульская область 14,3

Кабардино-Балкарская Республика 15,4

Республика Татарстан 17,5

Ненецкий автономный округ 18,0

Калининградская область 18,7

Чеченская Республика 20,1

Краснодарский край 20,2

Пензенская область 20,6

Ямало-Ненецкий автономный округ 20,8

Республика Ингушетия 21,9

Курганская область 22,5

Алтайский край 22,9

Республика Северная Осетия - Алания 24,3

Рязанская область 25,1

Ульяновская область 26,6

Республика Мордовия 27,0

Новосибирская область 27,4

Челябинская область 29,5

Многолесная зона

Карачаево-Черкесская Республика 30,1

Чувашская Республика 32,3

Омская область 32,3

Брянская область 32,8

Республика Адыгея 36,8

Субъект Российской Федерации Лесистость, %

Мурманская область 37,4

Магаданская область 37,4

Псковская область 38,7

Республика Башкортостан 39,9

Смоленская область 41,8

Московская область 42,4

Камчатский край 42,7

Тюменская область 44,1

Республика Алтай 44,4

Еврейская АО 44,9

Калужская область 45,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красноярский край 45,1

Ярославская область 45,6

Ивановская область 46,1

Удмуртская Республика 46,1

Нижегородская область 48,0

Республика Тыва 49,7

Республика Хакасия 49,9

Республика Саха (Якутия) 50,1

Владимирская область 51,4

Республика Карелия 53,1

Ханты-Мансийский АО 53,8

Архангельская область 54,0

Тверская область 54,6

Республика Марий Эл 56,0

Ленинградская область 57,4

Кемеровская область 59,8

Томская область 61,3

Кировская область 62,5

Республика Бурятия 63,7

Новгородская область 64,3

Амурская область 65,3

Хабаровский край 66,5

Сахалинская область 68,0

Забайкальский край 68,3

Вологодская область 68,5

Свердловская область 68,7

Пермский край 71,5

Республика Коми 72,7

Костромская область 73,8

Приморский край 77,2

Иркутская область 82,4

Таблица2. Размер расчетной лесосеки в регионах Российской Федерации в многолесной зоне

Субъект Российской Федерации Объем расчетной лесосеки, тыс. м3

Республика Адыгея 253,6

Карачаево-Черкесская Республика 369,3

Чувашская Республика 475,3

Мурманская область 587,2

Еврейская автономная область 1 134,1

Магаданская область 1 538,7

Республика Тыва 1 666,1

Республика Марий Эл 1 732,9

Ивановская область 1 994,9

Камчатский край 2 107,8

Владимирская область 2 311,2

Сахалинская область 2 417,9

Республика Хакасия 2 539,5

Брянская область 2 719,0

Республика Алтай 2 781,1

Калужская область 3 037,6

Московская область 3 240,7

Удмуртская Республика 3 679,6

Ярославская область 4 388,0

Смоленская область 4 514,8

Псковская область 5 556,9

Приморский край 6 414,8

Нижегородская область 6 960,7

Ленинградская область 8 362,6

Субъект Российской Федерации Объем расчетной лесосеки, тыс. м3

Тверская область 8 524,3

Новгородская область 8 784,6

Кемеровская область 9 545,5

Омская область 9 904,7

Республика Бурятия 10 466,3

Республика Башкортостан 10 745,9

Забайкальский край 11 628,7

Республика Карелия 12 833,2

Костромская область 13 621,6

Амурская область 13 875,1

Тюменская область 15 826,5

Кировская область 16 004,7

Пермский край 23 416,5

Свердловская область 24 269,7

Архангельская область 27 805,6

Вологодская область 29 185,7

Хабаровский край 31 639,6

Республика Коми 33 032,5

Республика Саха (Якутия) 35 807,7

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 40 599,5

Томская область 40 613,3

Иркутская область 77 477,6

Красноярский край 105 955,4

Таблица3. Площадь и доля резервных лесов в субъектах Российской Федерации

Субъект Площадь резервных лесов

Российской Федерации тыс. га %

Амурская область 755,0 3,3

Забайкальский край 2 867,7 10,1

Республика Тыва 4 499,5 55,8

Республика Бурятия 5 175,2 25,1

Камчатский край 12 247,3 64,6

Иркутская область 16 809,3 27,0

Хабаровский край 18 224,6 35,9

Красноярский край 30 796,8 29,4

Республика Саха (Якутия) 73 486,1 48,0

ИТОГО 164 861,5

значения разбивается на градации, исходя из которых устанавливаются разряды такс:

❖ 1 разряд такс - менее 10 км;

❖ 2 разряд такс - от 10,1 до 25 км;

❖ 3 разряд такс - от 25,1 до 40 км;

❖ 4 разряд такс - от 40,1 до 60 км;

❖ 5 разряд такс - от 60,1 до 80 км;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ 6 разряд такс - от 80,1 до 100 км;

❖ 7 разряд такс - от 100,1 км и более.

При этом для лесов с холмистым рельефом или в лесах, свыше 30% территории которых занято болотами и озерами, при определении расстояния применяется корректирующий коэффициент, равный 1,25, а для лесов с горным рельефом - 1,5.

Таким образом, существующая схема определения разрядов такс включает в себя 7 разрядов такс, установленных для расстояния вывозки

100,1 км и более. При этом для любого расстояния вывозки более 100,1 км минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, будут одинаковыми, будь это 105, 120, 150 или 200 км. В перспективе с целью соответствия сложившемуся среднему расстоянию вывозки и степени развития дорожной инфраструктуры предлагаем расширить существующий диапазон разрядов такс до расстояния вывозки в 200 км. При этом расчеты удельных затрат на вывозку древесины, выполненные в ФБУ ВНИИЛМ, показывают, что при использовании самого распространенного в настоящее время автомобильного транспорта себестоимость круглых лесоматериалов из всех древесных пород с наилучшими размерно-качественными характеристиками превышает сложившуюся рыночную цену их реализации. Характеристики существующей и перспективной схемы определения разрядов такс приведены в табл. 4.

Определение количества лесотаксовых районов

В ходе выполнения расчета теоретической площади лесотаксового района для существующей и перспективной схемы определения разрядов

такс мы исходили из предположения, что лесо-таксовый район будет являться окружностью с центром, в котором располагается пункт складирования и переработки древесины, и с радиусом, равным расстоянию вывозки. Результаты расчета теоретической площади лесотаксового района для существующей и перспективной схемы определения разрядов такс приведены в табл. 5.

Исходя из наличия резервных лесов и значения теоретической площади лесотаксового района могут быть сформированы новые лесо-таксовые районы во всех многолесных регионах. Количество лесотаксовых районов, которые необходимо выделить в соответствии с существующей схемой определения такс, приведено в табл. 6, а в соответствии с перспективной схемой определения разрядов такс - в табл. 7. Стоит отметить, что в некоторых регионах количество лесотаксовых районов не изменится, но коренным образом поменяются их границы и площади. Более того, при использовании перспективной схемы определения разрядов такс количество лесотаксовых районов может даже сократиться, но это не является огрублением вычисления размера минимальных ставок, напротив, детализация расчета увеличивается, так как он переходит на внутренний уровень лесотаксового района.

Таблица 4. Характеристики существующей и перспективной схемы определения разрядов такс

Показатель Существующая схема Перспективная схема

Разряд такс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Диапазон разряда, км 10 15 15 20 20 20 20 20 20 20 20

Расстояние вывозки, км 10 25 40 60 80 100 120 140 160 180 200

Таблица5. Значения теоретической площади лесотаксового района для существующей _и перспективной схемы определения разрядов такс

Схемы определения разрядов такс Разряд такс Расстояние вывозки, км Площадь лесотаксового района, тыс. га

Существующая 7 120 4 522

8 140 6 154

Перспективная 9 160 8 038

10 180 10 174

11 200 12 560

Таблица 6. Количество лесотаксовых районов, которые необходимо выделить _в соответствии с существующей схемой определения разрядов такс

Количество лесотаксовых районов

Субъект Российской Федерации Выделено Необходимо выделить в соответствии с существующей схемой определения разрядов такс

в настоящее время резервные леса защитные и эксплуатационные Всего

Республика Тыва 2 1 1 2

Красноярский край 5 7 16 23

Иркутская область 5 4 10 14

Республика Бурятия 3 1 3 5

Забайкальский край 4 1 6 6

Республика Саха (Якутия) 2 16 18 34

Камчатский край 1 3 1 4

Хабаровский край 1 4 7 11

Амурская область 1 1 5 6

Таблица 7. Количество лесотаксовых районов, которые необходимо выделить в соответствии с перспективной схемой определения разрядов такс

Количество лесотаксовых районов

Субъект Российской Федерации Выделено в настоя- Необходимо выделить в соответствии с перспективной схемой определения разрядов такс

щее время резервные леса защитные и эксплуатационные Всего

Республика Тыва 2 1 1 2

Красноярский край 5 2 6 8

Иркутская область 5 1 4 5

Республика Бурятия 3 1 1 2

Забайкальский край 4 1 2 3

Республика Саха (Якутия) 2 6 6 12

Камчатский край 1 1 1 2

Хабаровский край 1 1 3 4

Амурская область 1 1 2 3

Выводы

Практическая значимость выполненных научных исследований позволит в значительной степени дифференцировать сеть лесотаксовых районов, а следовательно, установить минимальные ставки платы за заготовку древесины с учетом местных природно-экономических условий,

что будет способствовать увеличению доходов федерального бюджета и улучшению условий для конкуренции за право освоения лесов. Использование перспективной сети лесотаксовых районов и минимальные ставки для них будут законодательно закреплены в новой редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Направления дальнейших научных исследований в области лесотаксового районирования связаны с проработкой теоретических и практических аспектов выделения отдельных

лесотаксовых районов в эксплуатационных лесах при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов для обеспечения баланса интересов как инвестора, так и государства как собственника лесов, с учетом эффекта масштаба проекта и его ориентации на глубокую переработку древесины.

Теоретические и практические аспекты выделения

лесотаксовых районов в многолесных регионах

Российской Федерации

Список источников

1. Анучин, Н.П. Теория и практика организации лесного хозяйства / Н.П. Анучин. - Москва : Лесная промышленность, 1977. - 176 с.

2. Воронков, П.Т. Экономическая оценка лесных угодий : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / П.Т. Воронков. - Красноярск 1974. - 200 с.

3. Лесоустройство : в 3-х тт. / проф. М.М. Орлов. - Ленинград : Лесное хозяйство, лесопромышленность и топливо, 1927-1928. (Окружн. тип. ЛВО (бывш. Пуокра)).

4. Воронков, П.Т. Зачем России нужен рентный подход к ценообразованию на лесные ресурсы? Текст : электронный / П.Т. Воронков, И.Г. Русова // Лесохозяйственная информация. - 2019. - № 3. - С. 61-72. DOI 10.24419/ LHI.2304-3083.2019.3.05. - Режим доступа: URL: http://lhi.vniilm.ru.

5. Корякин, В.А. Освоение расчетной лесосеки как фактор системы лесотаксового районирования территории субъектов Российской Федерации / В.А. Корякин, И.Г. Русова // Государственное управление лесами: проблемы и пути решения : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2023. - С. 80-88.

References

1. Anuchin, N.P. Teoriya i praktika organizacii lesnogo hozyajstva / N.P. Anuchin. - Moskva : Lesnaya promyshlennost', 1977. - 176 s.

2. Voronkov, P.T. Ekonomicheskaya ocenka lesnyh ugodij : dis. ... kand. ekonom. nauk : 08.00.05 / P.T. Voronkov. -Krasnoyarsk 1974. - 200 s.

3. Lesoustrojstvo : v 3-h tt. / prof. M.M. Orlov. - Leningrad : Lesnoe hozyajstvo, lesopromyshlennost' i toplivo, 1927-1928. (Okruzhn. tip. LVO (byvsh. Puokra)).

4. Voronkov, P.T. Zachem Rossii nuzhen rentnyj podhod k cenoobrazovaniyu na lesnye resursy? Tekst : elektronnyj / P.T. Voronkov, I.G. Rusova // Lesohozyajstvennaya informaciya. - 2019. - № 3. - S. 61-72. DOI 10.24419/LHI.2304-3083.2019.3.05. - Rezhim dostupa: URL: http://lhi.vniilm.ru.

5. Koryakin, V.A. Osvoenie raschetnoj lesoseki kak faktor sistemy lesotaksovogo rajonirovaniya territorii sub"ektov Rossijskoj Federacii / V.A. Koryakin, I.G. Rusova // Gosudarstvennoe upravlenie lesami: problemy i puti resheniya : materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Sankt-Peterburg, 2023. - S. 80-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.