Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИХ ТРЕХ ИЛИ БОЛЕЕ ДЕТЕЙ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА)'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИХ ТРЕХ ИЛИ БОЛЕЕ ДЕТЕЙ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА / ГРАЖДАНЕ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / МАТЕРИНСТВА / ДЕТСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ / ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ / НАРУШЕНИЕ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Гуменюк Виталий Иванович

В настоящей статье авторами рассматриваются отдельные теоретические и практические аспекты предоставления земельных участков многодетным семьям. Также анализируется действующее законодательство Красноярского края, правоприменительная практика и реальные проблемы, которые имеют место быть в городском округе города Красноярска применительно к исследуемой теме. В качестве предложения считаем, что на уровне Красноярского края целесообразно разрабатывать планы-графики подведения инженерно-технической инфраструктуры (коммуникаций) к земельным участкам (газовые, электрические, канализационные сети, а также сети питьевого и технического водопровода) тех конкретных жилых районов, в которых они были предоставлены многодетным семьям и контролировать их исполнение. Более радикальное предложение, предоставлять земельные участки указанным выше семьям, уже с готовой для использования инфраструктурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF PROVIDING LAND PLOTS TO FAMILIES, HAVING THREE OR MORE CHILDREN AS ONE OF THE IMPORTANT TOOLS THEIR SOCIAL SUPPORT (ON THE EXAMPLE OF THE CITY DISTRICT OF THE CITY OF KRASNOYARSK)

In this article, the authors consider certain theoretical and practical aspects of the provision of land plots to large families. It also analyzes the current legislation of the Krasnoyarsk Territory, law enforcement practice and real problems that occur in the urban district of the city of Krasnoyarsk in relation to the topic under study. As a proposal, we believe that at the level of the Krasnoyarsk Territory it is advisable to develop plans-schedules for bringing the engineering infrastructure (communications) to land plots (gas, electricity, sewer networks, as well as drinking and technical water supply networks) of those specific residential areas in which they were provided to large families and monitor their implementation. A more radical proposal is to provide land plots to the families mentioned above, already with infrastructure ready for use.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИХ ТРЕХ ИЛИ БОЛЕЕ ДЕТЕЙ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА)»

_АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 11(191)

DOI 10.47643/1815-1329_2020_11_168

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИХ ТРЕХ ИЛИ БОЛЕЕ ДЕТЕЙ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА) ВЛАСОВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета

Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». E-mail: vav.70@mail.ru;

ГУМЕНЮК ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ,

магистрант кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: Atlanta-4455@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье авторами рассматриваются отдельные теоретические и практические аспекты предоставления земельных участков многодетным семьям. Также анализируется действующее законодательство Красноярского края, правоприменительная практика и реальные проблемы, которые имеют место быть в городском округе города Красноярска применительно к исследуемой теме. В качестве предложения считаем, что на уровне Красноярского края целесообразно разрабатывать планы-графики подведения инженерно-технической инфраструктуры (коммуникаций) к земельным участкам (газовые, электрические, канализационные сети, а также сети питьевого и технического водопровода) тех конкретных жилых районов, в которых они были предоставлены многодетным семьям и контролировать их исполнение. Более радикальное предложение, предоставлять земельные участки указанным выше семьям, уже с готовой для использования инфраструктурой.

Abstract: In this article, the authors consider certain theoretical and practical aspects of the provision of land plots to large families. It also analyzes the current legislation of the Krasnoyarsk Territory, law enforcement practice and real problems that occur in the urban district of the city of Krasnoyarsk in relation to the topic under study. As a proposal, we believe that at the level of the Krasnoyarsk Territory it is advisable to develop plans-schedules for bringing the engineering infrastructure (communications) to land plots (gas, electricity, sewer networks, as well as drinking and technical water supply networks) of those specific residential areas in which they were provided to large families and monitor their implementation. A more radical proposal is to provide land plots to the families mentioned above, already with infrastructure ready for use.

Ключевые слова: демографические проблемы, политика Российского государства, граждане, предоставление земельных участков, поддержка семьи, материнства, детства, индивидуальное жилищное строительство, рациональное использования земель, охрана земель, нарушение прав.

Keywords: demographic problems, policy of the Russian state, citizens, provision of land plots, support for families, motherhood, childhood, individual housing construction, rational use of land, land protection, violation of rights.

Многодетная семья, является одной из самых уязвимых категорий гражданского общества, которая объективно нуждается в эффективных мерах социальной поддержки со стороны государства. Демографическая политика Российской Федерации в последние два десятилетия, усиленно направлена на социальную поддержку семьи, материнства и детства, призвана смягчить возникающие проблемы и оказать семьям помощь в воспитании детей.

Законодатель в качестве одного из важнейших признаков предусмотрел платность использования земли, в соответствии с которым любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3) (далее - ЗК РФ).1

Право частной собственности на землю непосредственно указано в Конституции Российской Федерации: «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» (п.1 ст. 36).2 Все органы публичной власти различных

1Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

2Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-

ванием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к

уровней обязаны способствовать реализации на практике указанного выше конституционного положения.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2020 год глава государства прямо отметил: «Наша задача -обеспечить высокие стандарты жизни, равные возможности для каждого человека, причём на всей территории страны. Именно на достижение такой цели направлены национальные проекты, все наши планы развития».3 Непосредственно применительно к теме настоящего исследования В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию на 2011 год указал следующее: «...регионам дано право бесплатно предоставлять многодетным семьям земельные участки из государственной и муниципальной собственности».4 Н.П. Воронина верно пишет о том, что: «По состоянию на 1 января 2017 года в 80 субъектах РФ заявление на получение земельного участка подало более полумиллиона многодетных семей. Следовательно, вопрос о предоставлении земельных участков многодетным семьям крайне

Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru

Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию на 2020 год // http://kremlin.ru (дата обращения 06.06.2020).

4Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 // Российская газета. 2011. № 290.

Земельное право; природоресурсное право; экологическое

актуален».5 Также следует учитывать в данной ситуации факт регистрационного учета многодетных граждан по месту жительства.6

Стратегической задачей государства должно стать стимулирование семей к повышению уровня рождаемости в стране. В последнее время, в условиях неблагоприятной демографической ситуации в России, наметилась тенденция увеличения объема оказываемой государством поддержки семьям, имеющим детей (увеличены размеры пособий по беременности и родам, а также ежемесячных пособий, в том числе неработающим женщинам, родившим ребенка, пособий опекунам и приемным родителям, предусмотрен с 2007 года материнский (семейный) капитал, введено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, предусмотрены компенсации части родительской платы за детские сады и др.).7

Реализация государственной политики по улучшению положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации обусловлена стоящими перед обществом задачами, определяемыми Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,8 Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года,9 Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.10 Так, например, в последнем из вышеуказанных нормативных правовых актов прямо предусмотрено, что демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

В целях реализации, указанных выше нормативных правовых актов, Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ в ЗК РФ было внесено положение, гласящее о бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государ-

5Воронина Н.П. Правовое регулирование предоставления земельных участков многодетным семьям: региональный аспект // Хроноэкономика. 2018. № 3 (11). С. 29-35.

6Чурсина А.С. Регистрационный учет граждан по месту жительства в Российской Федерации: от истории к современности // Право и государство: теория и практика. 2019. № 5 (173). С. 41-44.

7Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / О.Г. Алексеева, Л.В. Заец, Л.М. Звягинцева и др.; под ред. С.А. Степанова. Москва: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. 352 с.

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

9Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // «Консультант Плюс» (дата обращения 06.06.2020).

10Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Кон-

цепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025

года» // http:// www.garant.ru (дата обращения 06.06.2020).

ственной власти субъектов Российской Федерации, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании решения уполномоченного органа (п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ).

Порядок постановки на учет многодетных семей, а также отдельные условия предоставления указанных земельных участков регулируются непосредственно законами субъектов РФ, поскольку в соответствии с конституционными положениями земельное законодательство является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.

Следует отметить, что обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков многодетным семьям должно быть гарантировано соответствующим количеством земельных участков и обеспечено в практической деятельности публичных органов.

В Красноярском крае процедура предоставления земельных участков семьям, имеющим трех или более детей указана в таких нормативных правовых актах, как: Закон Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее - Закон № 72542)," и Постановление Правительства Красноярского края от 23.05.2013 № 262-п «О создании государственной информационной системы Красноярского края «Единая краевая база данных многодетных граждан, обратившихся за получением земельных участков и получивших земельные участки бесплатно в собственность» и Порядке ее формирования и использования» (далее - Постановление № 262-п).12

Ч. 2 ст. 14 Закона № 7-2542 устанавливает, что «Многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства». Следовательно, многодетным семьям земельные участки могут предоставляться из состава земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов.

В Законе № 7-2542 установлен порядок предоставления земельных участков по заявлениям граждан из земельных участков прошедших государственный кадастровый учет, из земель государственной или муниципальной собственности, не

"Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 09.07.2020) «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» // http://krskstate.ru (дата обращения 06.06.2020).

^Постановление Правительства Красноярского края от 23.05.2013 N 262-п (ред. от 10.01.2020) «О создании государственной информационной системы Красноярского края «Единая краевая база данных многодетных граждан, обратившихся за получением земельных участков и получивших земельные участки бесплатно в собственность» и Порядке ее формирования и использования» // http:// krskstate.ru (дата обращения 06.06.2020).

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 11(191)

прошедших государственный кадастровый учет.13 При этом можно также встать на учет для получения конкретного земельного участка, указав в заявлении его координаты и иные характеристики. Но в данном случае при подаче нескольких заявлений на один и тот же земельный участок он передается той семье, которая первой подала на него заявку. Кроме того, Закон № 7-2542 устанавливает, что заявка может быть подана также и на земельный участок, прошедший и не прошедший государственный кадастровый учет, но в тоже время в этом случае гражданин, обратившийся за предоставлением земельного участка за свой счет производит выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, многодетная семья несет фактические расходы, связанные с переходом права собственности на земельный участок.

К числу теоретических проблем следует отнести то обстоятельство, что: «действующее законодательство Российской Федерации не содержит легального определения категории «многодетная семья». Применительно к рассматриваемой проблеме возможно следует обратиться к зарубежному опыту14 и судебной практике.15 22 апреля 1998 года в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен Проект Федерального закона № 98035393-2 «О государственной поддержке многодетных семей»,16 который в ст. 1 «Основные понятия» содержал определение рассматриваемого термина: «многодетная семья - семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений средних специальных или высших учебных заведений - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет». 16 апреля 2004 года данный проект был снят с дальнейшего рассмотрения представительным органом. Соответственно, желательно в законах субъектов Российской Федерации, в частности, в Законе Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» раскрыть понятие «многодетная семья».

13Власов В.А., Макаровец Н.В. Особенности государственного регулирования земельных отношений на уровне субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края) // Аграрное и земельное право. 2019. № 12 (180). С. 9-11.

14Фастович Г.Г. Международное регулирование отношений в сфере использования и охраны земель // Аграрное и земельное право. 2019 г. № 9 (177). С. 80-81.

15Фастович Г.Г. К вопросу о защите прав человека (на примере анализа Постановлений Конституционного суда Российской Федерации) // Аграрное и земельное право. 2019 г. № 4 (172). С. 32-35.

16Проект Федерального закона № 98035393-2 «О государственной

поддержке многодетных семей» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 02.12.1998)

[Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.12.2018).

Как показывает практика, реализация многодетными семьями своего права в рассматриваемой области, достаточно часто приводит к неисполнению предусмотренных правовых норм. Более того, приходится обращаться даже к Президенту РФ. Например, так сделала многодетная мать Елена Бойко, ей предоставили земельный участок в жилом районе «Славянский» непосредственно в городе Красноярске. Парадокс ситуации состоит в том, что: «на момент предоставления отсутствовала развитая инфраструктура: электричество, вода. Вместе с тем, рядом расположены коттеджи, собственники которых вложили в проведение необходимых коммуникаций не одну сотню тысяч и не разрешают многодетным семьям присоединяться к городскому водопроводу». В администрации города Красноярска муниципальные служащие указывают на то, что: «объекты инженерного обеспечения не могут быть возведены без разработки и утверждения проекта планировки жилого района «Славянский», который пока не разработан.17 В качестве предложения считаем, что на уровне Красноярского края целесообразно разрабатывать планы-графики подведения инженерно-технической инфраструктуры (коммуникаций) к земельным участкам (газовые, электрические, канализационные сети, а также сети питьевого и технического водопровода) тех конкретных жилых районов, в которых они были предоставлены многодетным семьям и контролировать их исполнение. Более радикальное предложение, предоставлять земельные участки указанным выше семьям, уже с готовой для использования инфраструктурой.

Также следует указать на такую реальную проблему в рассматриваемой сфере, когда Администрация города Красноярска предоставила землю многодетным и инвалидам для застройки под ИЖС в жилом районе «Кузнецовское плато» (Кировский район г. Красноярска), которая оказалась неприспособленной для этого. За двадцать пять лет реализации указанного проекта так и не появилось централизованного отопления, электро- и водоснабжения, даже мусор с территории района не вывозили. Из-за этого более 70 семей, получивших разрешение на строительство в данном районе, так и не могут вести полноценную жизнь в своих домах.18

Необходимо обратить внимание еще на один проблемный аспект в большой очереди на получение земельных участков под ИЖС в городе Красноярске стоит 2 156 многодетных семей, а свободных практически не возможно найти. Министерством регионального развития РФ от 09.09.2013 года № 372 были утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предо-

17Буренко С. Десять соток надежды. Как работает в крае закон о выделении земли для многодетных семей // https://gnkk.ru (дата обращения 10.06.2020).

18Красноярские власти выдали жителям непригодные участки для строительства домов // http://newslab.ru (дата обращения 10.06.2020).

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

ставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. В них предусматривалось оказание методической помощи субъектам РФ в целях единообразного нормативного правового регулирования предоставления земельных участков. В качестве общих оснований для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, субъектам РФ рекомендовалось в своих законах установить следующие условия:

- граждане, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных (удочеренных), или один из родителей в неполной семье, имеющий трех и более детей, приняты на учет по месту жительства в целях получения земельного участка для садоводства, огородничества или дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;

- таким гражданам ранее бесплатно не предоставлялись земельные участки из государственной или муниципальной собственности;

- иные условия, например, такие как проживание граждан на территории субъекта РФ в течение определенного времени до подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления земельного участка или дата рождения в семье третьего ребенка, начиная с которой граждане принимаются на учет в целях предоставления земельного участка, и др. В них также закреплялось, что субъекты РФ своими законами

Библиография:

могли предусмотреть предоставление земельного участка не только по месту их постановки на учет, но и на территории других муниципальных образований субъекта РФ или на территории других субъектов РФ, но только при желании этих граждан.

Исходя из вышесказанного, для красноярских семей, проживающих в краевой столице, выходом из данной сложной ситуации может стать их получение в близлежащих к городу муниципальных образованиях. Так, в 2020 году будет сформировано 2 173 участка, больше половины которых находятся в Емелья-новском районе Красноярского края. Также уже сформировано 373 земельных участка в селе Сухобузимском и 335 земельных участков в поселке Кедровом.[11] Важное значение приобретают вопросы информационного обеспечения граждан.[18]

Еще одной действенной мерой может стать разработка перечня альтернативных мер социальной поддержки многодетных семей в Красноярском крае при невозможности их обеспечения земельными участками.

Подводя итог, следует указать, что Красноярский край достаточно активно реализует государственную политику в сфере оказания различных мер социальной поддержки многодетным семьям, в том числе посредством предоставления земельных участков семьям, имеющим трех или более детей. Вместе с тем, как в теории, так и на практике имеется ряд проблем, которые требуют своего адекватного разрешения в ближайшем будущем.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

3. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // http:// www.garant.ru (дата обращения 06.06.2020).

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // http:// www.garant.ru (дата обращения 06.06.2020).

6. Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 09.07.2020) «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» // http://krskstate.ru (дата обращения 06.06.2020).

7. Постановление Правительства Красноярского края от 23.05.2013 N 262-п (ред. от 10.01.2020) «О создании государственной информационной системы Красноярского края «Единая краевая база данных многодетных граждан, обратившихся за получением земельных участков и получивших земельные участки бесплатно в собственность» и Порядке ее формирования и использования» // http:// krskstate.ru (дата обращения 06.06.2020).

8. Проект Федерального закона № 98035393-2 «О государственной поддержке многодетных семей» (редакция, принятая ГД ФС РФ в I чтении 02.12.1998) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.06.2020).

9. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2020 года // http://kremlin.ru (дата обращения 06.06.2020).

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 // Российская газета. 2011. № 290.

11. Буренко С. Десять соток надежды. Как работает в крае закон о выделении земли для многодетных семей //_https://gnkk.ru (дата обращения 10.06.2020).

12. Власов В.А., Макаровец Н.В. Особенности государственного регулирования земельных отношений на уровне субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края) // Аграрное и земельное право. 2019. № 12 (180). С. 9-11.

13. Воронина Н.П. Правовое регулирование предоставления земельных участков многодетным семьям: региональный аспект // Хроноэкономика. 2018. № 3 (11). С. 29-35.

14. Земля за горизонтом: борьба за бесплатные участки в Красноярске довела многодетных до Генпрокуратуры // https://krsk.sibnovosti.ru (дата обращения 10.06.2020).

15. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / О.Г. Алексеева, Л.В. Заец, Л.М. Звягинцева и др.; под ред. С.А. Степанова. Москва: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. 352 с.

16. Красноярские власти выдали жителям непригодные участки для строительства домов // http://newslab.ru (дата обращения 10.06.2020).

17. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Правовые основы системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2018. № 6 (162). С. 139-142.

18. Трашкова С.М. Информационная составляющая проблемы становления личности: социально-философский аспект // Евразийский юридический журнал. 2018. № 8 (123). С. 425-427.

19. Фастович Г.Г. Международное регулирование отношений в сфере использования и охраны земель // Аграрное и земельное право. 2019 г. № 9 (177). С. 80-81.

20. Фастович Г.Г. К вопросу о защите прав человека (на примере анализа Постановлений Конституционного суда Российской Федерации) // Аграрное и земельное право. 2019 г. № 4 (172). С. 32-35.

21. Чурсина А.С. Регистрационный учет граждан по месту жительства в Российской Федерации: от истории к современности // Право и государство: теория и практика. 2019. № 5 (173). С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.