Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максудов У.К, Шатунова О.В

В современном обществе требования к профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования постоянно меняются и развиваются. Это связано с изменениями в образовательной системе, внедрением новых методик и технологий, а также с появлением новых требований, предъявляемых к образованию в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максудов У.К, Шатунова О.В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "ACTUAL ISSUES OF PRIMARY EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT

PROSPECTS"

_April 26, 2024_

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1Максудов У.К, 2Шатунова О.В

1доктор философии по пед. наукам (PhD), доцент Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан, 2канд. пед. наук, доцент Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, Россия https://doi.org/10.5281/zenodo.11058931

В современном обществе требования к профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования постоянно меняются и развиваются. Это связано с изменениями в образовательной системе, внедрением новых методик и технологий, а также с появлением новых требований, предъявляемых к образованию в целом.

Профессиональная компетентность - это сложное явление, включающее не только знания в соответствующих областях, но и умения и навыки, необходимые для успешной работы в конкретной профессии.

Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования является актуальным и важным направлением развития образования. Это помогает создать условия для качественного обучения и развития детей в современном обществе. В данной статье будут рассмотрены различные аспекты повышения профессиональной компетентности, а также описаны практические методики и технологии, способствующие ее развитию.

Понятие повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования имеет несколько основателей. Во-первых, это государственные и образовательные организации, которые разрабатывают и реализуют программы, курсов и мероприятий по повышению квалификации для педагогов и специалистов начального образования.

Вторым основателем являются сами педагоги и специалисты начального образования, которые осознают важность обновления и развития своих знаний и навыков в современной образовательной среде. Они стремятся активно участвовать в процессе повышения своей профессиональной компетентности, чтобы быть эффективными и успешными в своей работе.

Третим основателем являются различные исследования, которые подтверждают важность повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования для достижения высоких результатов в обучении и воспитании детей. Эти исследования показывают, что профессиональная подготовка и постоянное обучение специалистов влияют на качество образования и развитие учеников.

Термин «компетентность» от латинского «competentes» (competentis) означает «соответствующий», «способный», то есть пригодный к реализации тех или иных полномочий, исполнению возложенных функций.

С педагогической точки зрения рассматриваемого вопроса речь идет о глубине самоанализа имеющихся знаний и умений, связанных с профессиональной культурой, играющей в последние время значительную роль в формировании специалиста, а также степени соотношения особенностей личности с содержанием государственного норматива, нормами общественной морали, групповыми традициями и установками.

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "ACTUAL ISSUES OF PRIMARY EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT

PROSPECTS"

_April 26, 2024_

Понимание сущности научных терминов - «компетенция» и «компетентность» в словаре русского языка С.И. Ожегова трактуется следующим образом: компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-нибудь полномочий, прав; компетентность - осведомленность, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение; компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; обладающий компетенцией.

Эти научные термины в педагогической практике носят системный и деятельный характер. Объективная трудность использования данных понятий в учебном процессе для формирования компетентности будущего учителя начальной школы в области изучения естественно-математических и др. учебных дисциплин заключается в неопределенности понятия «готовность». Так, понятие «готовность» трактуется, с одной стороны, как состояние или свойство готовности человека, могущего и желающего что-то исполнить, а с другой стороны, как согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь.

Один из известных специалистов в области педагогики В.А. Сластенин выделяет личностную и профессиональную компетентность, понимая последнее как единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности, характеризующую профессионализм человека. Данное понимание компетентности показывает взаимосвязь становления будущего специалиста с внутренними детерминантами его возможной профессиональной самореализации в проявлении знаний и умений через готовность.

Анализ научной литературы показывает, что существует устойчивый интерес научного знания к определению сущности понятий «компетентность» и «готовность», о чем свидетельствуют работы И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, Г. Спенсера, Дж. Милля, Ш. Фурье, Р. Оуэна, Б.С. Гер-шунского.

Современная философия и педагогика подходят к обоснованию личностной и профессиональной компетентности человека, исходя из следующих позиций: традиционного толкования взаимосвязи развития личности с ее социальными проявлениями (Ж. Мажо, Д. Фавич, Ч. Финн); рационалистического обоснования формирования готовности человека к компетентной самореализации (Б. Блум, Б. Скиннер); феноменологической значимости компетентного мышления и действия (В.И. Андреев, А. Маслоу, К. Роджерс); социальной значимости компетентной самокоррекции (Л.В. Байбородова, П. Бурдье, Ж. Капель, А.В. Мудрик, B.C. Рожков).

Обобщая анализ вышеперечисленной научной литературы в нашем исследовании, следует рассмотреть необходимость социальной, профессиональной и личностной компетентности человека в современных условиях его жизнедеятельности.

В целом, основатели понятия повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования являются государство, образовательные организации, самые педагоги и специалисты, а также научные исследования. Вместе они создают систему, которая способствует постоянному развитию профессиональных навыков и знаний педагогов и специалистов начального образования, чтобы лучше соответствовать требованиям современного образования и обеспечивать высокий уровень образовательного процесса. Таким образом, повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования предполагает не только получение новых знаний, но

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "ACTUAL ISSUES OF PRIMARY EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT

PROSPECTS"

_April 26, 2024_

и их практическое применение, развитие профессиональных навыков и рефлексию над собственной педагогической деятельностью.

Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования включает в себя как теоретические, так и практические аспекты.

Теоретические аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования включает в себя изучение новых теорий, методик и подходов к обучению, анализ и освоение научно-методической литературы, изучение результатов педагогических исследований, обучение новым академическим знаниям и концепциям в области образования и педагогики. Эти аспекты помогают педагогам получить информацию о последних тенденциях и научных достижениях в области педагогики и начального образования. На основе теоретического анализа можно разработать методики и модели повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования.

Практические аспекты включают в себя проведение практических занятий, семинаров и тренингов, в ходе которых педагоги могут применять новые методики и подходы, обмениваться опытом, анализировать свою педагогическую деятельность и развивать свои профессиональные навыки. Также практические аспекты включают проведение мастер-классов, наблюдение за работой опытных педагогов и взаимное обучение в процессе коллективного творчества.

Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования также включает в себя рефлексию и самооценку педагогической деятельности, постановку целей и планирование своего развития, а также поиск и использование наставничества и консультирования со стороны опытных коллег и профессиональных организаций.

Научно-практические основатели повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования включают несколько важных факторов:

1. Современные педагогические исследования: основополагающие исследования в области педагогики и психологии позволяют определить научно обоснованные методы и подходы к обучению и взаимодействию с детьми. Использование таких исследований позволяет педагогам эффективнее и качественнее работать с учениками.

2. Профессиональная литература: научные и практические публикации в области педагогики и начального образования содержат полезную информацию о новых методиках, подходах и технологиях в обучении и воспитании детей. Педагоги могут изучать эту литературу, применять полученные знания и опыт в своей работе.

3. Обучение на курсах повышения квалификации: специализированные курсы повышения квалификации для педагогов начального образования предоставляют актуальные знания и конкретные методические рекомендации для эффективной работы в классе. Педагоги могут посещать такие курсы, чтобы обновить свои знания и навыки.

4. Международный опыт: изучение и адаптация передового международного опыта в области начального образования может служить основой для разработки новых подходов и методов работы с учащимися. Использование передового международного опыта может помочь в улучшении результатов обучения и воспитания детей.

5. Обмен опытом и коллаборация: педагоги начального образования могут обмениваться опытом и сотрудничать между собой для обмена лучшими практиками и

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "ACTUAL ISSUES OF PRIMARY EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT

PROSPECTS"

_April 26, 2024_

создания совместных проектов. Это позволяет им обогащать свои знания и навыки, развиваться профессионально и повышать свою компетентность.

Таким образом, научно-практические основатели повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования включают проведение научных исследований, использование профессиональной литературы, прохождение курсов повышения квалификации, изучение международного опыта и сотрудничество с коллегами.

Существует ряд работ, которые можно провести для повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования:

1. Организация специальных курсов и тренингов. Это могут быть курсы, направленные на развитие профессиональных навыков и компетенций учителей начальных классов, специальные курсы по использованию современных методик обучения, курсы по работе с детьми с особыми образовательными потребностями и др.

2. Вовлечение педагогов в научно-исследовательскую деятельность. Регулярное проведение научно-практических конференций и семинаров, где педагоги смогут обмениваться опытом и делиться своими исследованиями и лучшими практиками.

3. Содействие участию педагогов в международных программных и проектных инициативах. Участие в международных образовательных проектах позволит педагогам узнать о передовых методиках и технологиях обучения и применить их на практике.

4. Организация мастер-классов и учебных практик. Проведение мастер-классов от опытных педагогов и экспертов в различных областях позволит педагогам познакомиться с новыми подходами и методиками обучения и применить их на своих уроках.

5. Разработка специального онлайн-контента для педагогов. Создание онлайн-курсов, вебинаров и видеоуроков, доступных для педагогов на любом удобном им времени, поможет им повысить свою профессиональную компетентность без покидания рабочего места.

6. Проведение систематического анализа и оценки работы педагогов. Оценка работы учителей посредством проведения педагогического аудита, а также контроль за выполнением профессиональных стандартов и требований, поможет выявить сильные и слабые стороны и предложить рекомендации по их улучшению.

7. Поддержка педагогов в самообразовании. Создание условий для самообразования педагогов, поощрение чтения специальной литературы, посещение конференций и семинаров, а также возможность получения внутреннего образования позволят педагогам постоянно совершенствоваться и развиваться.

Одной из важнейших частей повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования является сотрудничество и обмен опытом с коллегами. Взаимодействие педагогов создает возможности для обмена знаниями и идеями, позволяет изучать практику успешных коллег, повышается качество образования.

Таким образом, теоретические и практические аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования взаимосвязаны и вместе обеспечивают профессиональное развитие и качество образовательного процесса.

В заключении данной статьи можно сделать ряд выводов о теоретических и практических аспектах повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования.

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "ACTUAL ISSUES OF PRIMARY EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT

PROSPECTS" April 26, 2024

Во-первых, исследования, проведенные в рамках темы, указывают на важность постоянного повышения квалификации и профессионального развития педагогов и специалистов начального образования. Это связано с изменением образовательных программ, внедрением новых методик обучения, а также с развитием современных технологий, которые требуют от педагогов дополнительных знаний и навыков.

Во-вторых, эффективность повышения профессиональной компетентности может быть достигнута через разнообразные формы обучения, такие как курсы, тренинги, семинары, конференции. Важным фактором в этом процессе является взаимодействие между педагогами и специалистами, обмен опытом и знаниями. Регулярные формы обучения также позволяют педагогам быть в курсе последних научных исследований и педагогических тенденций.

В-третьих, повышение профессиональной компетентности специалистов начального образования должно быть индивидуально ориентированным. Каждый педагог имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому необходимо разработать индивидуальные программы обучения, учитывающие эти особенности. Это поможет эффективно развивать профессиональные навыки каждого педагога и повысить качество образования в целом.

Наконец, одной из основных проблем в повышении профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования является отсутствие времени и финансовых ресурсов. В связи с этим, необходимо создание системы поддержки со стороны государства, включающей в себя финансовую поддержку и предоставление возможности заниматься самообразованием. Это позволит педагогам и специалистам начального образования иметь доступ к актуальным знаниям и навыкам без ограничений.

Таким образом, повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов начального образования имеет важное значение для качественного развития образовательной системы. Теоретические и практические аспекты повышения компетентности указывают на необходимость непрерывного обучения и индивидуализации подхода к каждому педагогу. Создание системы поддержки со стороны государства также станет значимым шагом для развития образовательной сферы и повышения ее качества.

REFERENCES

1. Панфилова, О. И. Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности / О. И. Панфилова // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (119). — С. 484.

2. Серганова З. З. Совершенствование профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2020. — № 3. — С.124.

3. Фортова, Л. К. Профессиональное совершенствование педагога — залог эффективности образовательного процесса / Л. К. Фортова // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 374.

4. Искакова, М. В. Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов / М. В. Искакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 540-542.

5. Демидова Т.Е., Егорина В.С., Тонких А.П. Начальный курс математики и развитие речи учащихся // Начальная школа. Плюс. До и После. 2003.

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "ACTUAL ISSUES OF PRIMARY EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT

PROSPECTS" April 26, 2024

6. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1975.

7. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Б.Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию.-Красноярск, 2002.- 67 с.

8. Шикова Р.Н. К вопросу об изучении величины в начальной школе // Начальная школа, 2006.

9. Qurbonovich, M. U. В., & Zuhriddinovna, R. R. ОMMАVIY АХBОRОT VОSITАLАRI MEDIАSАVОDХОNLIK KОMPETENSIYАLАRINISHAKLLANTIRISH ОВ'ЕКТ1 SIFАTIDА СМИ КАК ОБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ. FarDU. ILMIYXABARLAR, 12.

10. Maksudov, U. K. (2023). SCIENTIFIC-THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROMOTION OF STUDENT-YOUTH INITIATIVES BASED ON THE GENDER APPROACH. Finland International Scientific Journal of Education, Social Science & Humanities, 11(3), 688-693.

11. ШАТУНОВА, О., & МАКСУДОВ, У. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ И ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ. Казанский (Приволжский) федеральный университет КОНФЕРЕНЦИЯ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ И ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ Елабуга, 19 января 2024 года Организаторы: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.