Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исправление / осужденные / наказание / ответственность / исправительные учреждения. / correction / convicts / punishment / responsibility / correctional institutions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Леонид Борисович

Раскрывается понятие, сущность и правовая природа цели исправления осужденных. Анализируется актуальность реализации цели исправления осужденных. Исследован генезис и развитие философско-правовых воззрений и представлений на сущность и цели уголовного наказания. Сделан и аргументирован вывод о том, что исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия образуют единый карательно-исправительный процесс, или процесс ресоциализации. Исправление, с одной стороны, следует понимать как результат применения средств исправления, с другой, как процесс их применения. Аргументирована необходимость поиска и внедрения новых средств исправительного воздействия на осу-жденных в современных условиях. В качестве нового элемента механизма исправительного воздействия осужденных разработано и предложено включить формирование позитивной юридической ответственности как ключевой показатель исправления осужденных. Для активно-позитивной ответственности осужденных характерно не только то, что поведение личности соответствует необходимым требованиям режима, но и то, что добросовестное выполнение возложенных уголовно-исполнительным законодательством обязанностей выполняется осознано. Резюмируется что исправительная система России имеет возможности реализации цели исправления на основе своего пенитенциарного опыта, развитой науки уголовно-исполнительного права, критического анализа современной пенитенциарной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PENITENTIARY ASPECTS OF THE GOAL CORRECTIONS OF CONVICTS

The concept, essence and legal nature of the purpose of correction of convicts are revealed. The relevance of the realization of the goal of correction of convicts is analyzed. The genesis and development of philosophical and legal views and ideas on the essence and goals of criminal pu-nishment are investigated. The conclusion is made and reasoned that the execution of punishment and the application of corrective measures form a single punitive-correctional process, or the process of re-socialization. Correction, on the one hand, should be understood as the result of the use of correction tools, on the other, as the process of their application. The necessity of searching and introducing new means of correctional influence on convicts in modern conditions is argued. As a new element of the mechanism of correctional influence of convicts, it has been developed and proposed to include the formation of positive legal responsibility as a key indicator of the correction of convicts. The active-positive responsibility of convicts is characterized not only by the fact that the behavior of the individual meets the necessary requirements of the regime, but also by the fact that conscientious fulfillment of the duties assigned by the penal enforcement legislation is carried out consciously. It is summarized that the correctional system of Russia has the ability to realize the goal of correction on the basis of its penitentiary experience, developed science of penal enforcement law, critical analysis of modern penitentiary practice.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ»

УДК 343.1 Б01: 10.24412/2071-6184-2022-2-64-72

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Л.Б. Смирнов

Раскрывается понятие, сущность и правовая природа цели исправления осужденных. Анализируется актуальность реализации цели исправления осужденных. Исследован генезис и развитие философско-правовых воззрений и представлений на сущность и цели уголовного наказания. Сделан и аргументирован вывод о том, что исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия образуют единый карательно-исправительный процесс, или процесс ресоциализации. Исправление, с одной стороны, следует понимать как результат применения средств исправления, с другой, как процесс их применения. Аргументирована необходимость поиска и внедрения новых средств исправительного воздействия на осужденных в современных условиях. В качестве нового элемента механизма исправительного воздействия осужденных разработано и предложено включить формирование позитивной юридической ответственности как ключевой показатель исправления осужденных. Для активно-позитивной ответственности осужденных характерно не только то, что поведение личности соответствует необходимым требованиям режима, но и то, что добросовестное выполнение возложенных уголовно-исполнительным законодательством обязанностей выполняется осознано. Резюмируется что исправительная система России имеет возможности реализации цели исправления на основе своего пенитенциарного опыта, развитой науки уголовно-исполнительного права, критического анализа современной пенитенциарной практики.

Ключевые слова: исправление, осужденные, наказание, ответственность, исправительные учреждения.

Главной стратегической целью уголовно -исполнительной политики России является исправление осужденных. Цель исправления осужденных закреплена в ч. 1. ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). Для реализации цели исправления определены задачи уголовно-исполнительного законодательства, заключающиеся в определении средств исправления осужденных, которые закреплены в ч. 2. ст. 8 УИК. Доктрина российского уголовно-исполнительного права традиционно исходит из того, что главной целью уголовно-исполнительного процесса является исправление осужденных.

Россия имеет многовековой пенитенциарный опыт исправительного воздействия, начиная с функционирования монастырских тюрем. В конце XIX - начале XX веков в России внушительных результатов достигла пенитенциарная наука, в том числе, в области исследований и практических рекомендаций в части исправительного воздействия на осужденных. Однако в науке уголовно-исполнительного права не было и нет единого понимания исправления как цели, нет единства в понимании средств исправительного воздействия. Более того, частью научного сообщества и пенитенциарных

работников, в принципе, отвергается реализация цели исправления как недостижимой.

Обозначенные выше вопросы в силу их актуальности требуют регулярного реагирования, заключающегося в исследовании и анализе теоретических вопросов и пенитенциарной практики. Наша публикация в силу своего формата не ставит своей задачей всеобъемлющего исследования и анализа обозначенных проблем. Однако выявление и анализ основных, ключевых аспектов представляется возможным и необходимым.

Необходимость исправления преступников отмечали еще в древних государствах. Бескультурность, порочность и, как следствие, невоспитанность считались основными причинами преступности. Исправление преступников связывалось с устранением внутриличностных причин преступлений и предполагало применение воспитательного воздействия.

В средние века причины совершения преступлений имели теологическое обоснование и также связывались с дефектами сознания человека, которое в свою очередь определялось состоянием его души, подвергнутой греху. Грех в данном случае представлял комплекс криминогенных психологических свойств личности.

Роль церкви в исправлении можно обнаружить, начиная с с IV века, когда в 325 году на I Вселенском (Никейском) соборе был создан церковный социальный институт Ргосига1огеБ Раирегиш, главной целью которого было религиозно-нравственное исправление преступников [1, с. 792]. Исходя из теологии, наказание должно было лечить душу, очищая ее от греховного содержания. Таким образом, наказание должно было изменять сознание человека к лучшему. Теология к средствам исправления души преступника относила религиозное воспитание покорности и послушания, покаяние.

В XVIII веке в обществе на Западе становятся популярными идеи исправления преступников, которые нашли отражение в науках философии, социологии, криминологии, пенологии в части целей и системы наказаний, и пенитенциарии в части исполнения наказаний, связанных с лишением свободы. Причины преступности взамен греховности в новое время виделись в необразованности, бескультурии индивида. В качестве мер исправления предлагалось образование и духовно-нравственное воздействие, повышение культурного уровня.

В содержание исправления закладываются позиции формирования личности, отвечающей требованиям, прежде всего, государства, а также общепринятым в обществе нормам общежития и морали [2, с. 46]. Разрабатываются средства достижения исправления и модели исправительных учреждений, обеспечивающих их применение. Пенитенциарные системы предусматривали профессиональное обучение, трудовое и нравственное воздействие на преступников с целью исправления отрицательных привычек и нравов. В тюрьмах внедряется прогрессивная система отбывания, заключающаяся в стимулировании осужденных к исправлению в результате

изменения условий содержания отвечающей требованиям, прежде всего, государства, а также общепринятым в обществе нормам общежития и морали [2, с. 46]. Разрабатываются средства достижения исправления и модели исправительных учреждений, обеспечивающих их применение. Пенитенциарные системы предусматривали профессиональное обучение, трудовое и нравственное воздействие на преступников с целью исправления отрицательных привычек и нравов. В тюрьмах внедряется прогрессивная система отбывания, заключающаяся в стимулировании осужденных к исправлению в результате изменения условий содержания осужденных.

Теории исправления в России были восприняты на рубеже XIX - XX веков и получили дальнейшее развитие в рамах «пенитенциарии» или «тюрьмоведения» как раздела науки уголовного права об исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы.

Термин «пенитенциария» был производен от латинского слова «пенитенция», что означало исправление. Изначально термин пенитенция применительно к сфере исполнения наказания был использован применительно к тюрьме нового типа, открытой в 1786 г. в США в г. Филадельфия (штат Пенсильвания), имевшей своей главной целью исправление осужденных. Такая тюрьма была названа пенитенциарием. Таким образом, пенитенциарий был исправительным учреждением, исполняющим уголовное наказание в виде лишения свободы, имея своей главной задачей исправление осужденных.

Особое внимание российские пенитенциаристы уделяли средствам исправления осужденных. К средствам исправления относили тюремное воспитание, образование, труд, дисциплину [3, с. 7], тюремную гигиену и тюремную архитектуру [4, с. 67].

В дальнейшем идеи исправления были закреплены в Уставе общества попечительного о тюрьмах, принятым в 1819 г., целями и средствами исправления которого были надзор, раздельное содержание, нравственное и религиозное воспитание, общественно-полезный труд и дисциплинарные санкции [5, с. 22].

В XVIII веке в России функционируют смирительные и работные дома, как новые организационно-правовые формы лишения свободы, решающие задачи исправления наряду с монастырскими тюрьмами. Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих общественный и нравственный порядок. В работных домах (цухтгаузах) содержались мужчины, в прядильных домах - женщины, ведущие паразитический и аморальный образ жизни.

Во второй половине XIX в. в России получили распространение воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних. Одним из средств исправления являлось обучение воспитанников военному строю, что должно было укреплять дисциплину и воспитывать чувство долга и ответственности. Полагаю данную практику актуальной и для современных воспитательных колоний. Военная подготовка может быть новым и эффективном средством исправления осужденных несовершеннолетних,

направленным на формирование патриотизма, коллективизма, чувства долга, ответственности и дисциплинированности.

В тюрьмах в качестве средств исправления и воспитания, применялся режим, прогрессивная система отбывания наказания, духовно-нравственное воспитание, образование, труд и дисциплинарные меры. Система в значительной мере была основана на стимулах правопослушного поведения в зависимости от поведения осужденного. Воспитание предполагало внушение вести себя правильно и не нарушать закон. В качестве воспитательного средства применялось религиозное воздействие.

В советском исправительно-трудовом праве цель наказания обозначалась как исправление и перевоспитание. Однако в советской исправительно-трудовой науке так и не сложилось единого подхода, что следует понимать под исправлением, а что под перевоспитанием, и каково соотношение между этими явлениями и понятиями. Тем не менее, преобладала позиция, согласно которой исправление означало изменение к лучшему отдельных взглядов, привычек, навыков, когда в целом личность осужденного не нуждается в радикальной перестройке. Перевоспитание же направлено на формирование заново необходимых взглядов, представлений, привычек, заключающихся в глубинной перестройке личности. Цель исправления и перевоспитания, таким образом, должна была достигаться различной степенью и содержанием ресоциализации.

Постановка цели исправления средств и механизмов ее реализации на законодательном уровне была успешно осуществлена в первом советском исправительно-трудовом кодексе (далее - ИТК) 1924 г. Цель исправления и труд, как основе средство, были обозначены уже в самом названии кодекса. ИТК 1924 г. к средствам исправительного воздействия относил общественно -полезный труд, профессиональное обучение, школьное образование, культурно-просветительную работу. Отмеченные средства исправления входили в механизм воспитательно-исправительного воздействия. Новеллой советского исправительно-трудового законодательства, стимулирующей исправление осужденных явилось внедрение системы зачета рабочих дней в срок лишения свободы. Ст. 52. ИТК предусматривала зачет осужденным двух дней работ за три дня срока лишения свободы или принудительных работ без содержания под стражей, при условии добросовестного труда и приобретении ими профессий и трудовых навыков. Особого внимания заслуживает ст. 85. ИТК 1924 г., согласно которой культурно-просветительная школьная и внешкольная работа в местах заключения находилась в ведении Народного Комиссариата Просвещения. Данная норма представляется актуальной и сейчас. Пенитенциарная система склонна к самоизоляции, а участие внешних субъектов в ее делах уменьшает эту самоизоляцию открывает ее для общества. Наличие собственных структур пенитенциарной системы, занимающихся исправлением осужденных, ограничивает их эффективность.

ИТК 1933 сохранил и развил систему средств исправительного воздействия. К их числу были определены: труд, политико-воспитательная

работа, режим и система льгот. Культурно-просветительная работа была трансформирована в политико-воспитательную работу. Создавая новую исправительную систему, большевики исходили из того, что главным средством исправительного воздействия на осужденных был труд. В 1918 г. начинают создаваться сельскохозяйственные колонии и реформатории, представляющие собой воспитательно-исправительные учреждения.

В 20-е гг. XX века основным учреждением, осуществляющим исправительно-трудовое воздействие, становятся трудовые колонии сельскохозяйственного, ремесленного и фабричного типа. Заслуживают внимания элементы самоуправления при организации политико -воспитательной работы, которая осуществлялась культсоветом осужденных, лишенных свободы. Культсовет избирался из числа осужденных и функционировал под председательством помощника начальника места лишения свободы по политико-воспитательной части. Культсовет состоял из массово -производственной, культурно-массовой, санитарно-бытовой и редакционно-издательской секций.

Исправительные колонии до конца советского периода были основными исправительными учреждениями, за исключением периода 30-50-х годов. Наибольшего развития исправительно-трудовые колонии в деле исправления осужденных достигли в 70-80-е годы. В условиях полусвободного режима исправительно-трудовые колонии имели большие возможности массового привлечения осужденных к труду на современных производствах и применения разнообразных форм воспитательного воздействия. Особенностью советских исправительно-трудовых колоний стала отрядная система организации осужденных. Отряд становился центром исправления. Отрядная система позволила изменить в лучшую сторону всю работу с осужденными и повысить эффективность воспитательного процесса в местах лишения свободы, позволила более эффективно решать вопросы укрепления режима, трудового воспитания, вплотную заняться изучением личности осужденных, индивидуальной воспитательной работой.

Подходы российских ученых, относительно исправления заключались в том, что оно предполагало искоренение антиобщественных установок осужденного, воспитание полезного, трудолюбивого и правопослушного члена общества [6, с. 196], глубинную перестройку личности [7, с. 11]. Таким образом, современные представления об исправлении осужденных сохранили традиционные подходы советской исправительно -трудовой науки.

Современные исследования в области исправления осужденных продолжаются с позиций ресоциализации. М.К. Рыбак понимает под ресоциализацией осужденных целенаправленный процесс перерождения преступника в законопослушного человека (гражданина) [8, с.14]. В данном случае имеет место подмена понятия исправление понятием ресоциализации и не более, потому как процесс ресоциализации на стадии исполнения наказания и есть процесс исправления осужденного или карательно-исправительный

процесс. В свою очередь исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия образуют карательно-исправительный процесс или процесс ресоциализации. Обозначение процесса ресоциализации, через категорию исправления осужденных, подчеркивает сложность, многогранность этого процесса [9, с. 160]. Исправление, с одной стороны, понимается как результат применения мер исправительного воздействия, с другой стороны, как процесс их применения.

Особое место в пенитенциарной практике имеет определение критериев исправления осужденных. На основании критериев исправления следует выделять осужденных положительной, нейтральной и отрицательной направленности [10, с. 222].

В настоящее время востребованным в пенитенциарной практике является поиск и применение новых средств исправительного воздействия. В качестве средства исправления осужденных представляется необходимым формирование у осужденных позитивной юридической ответственности. Позитивная юридическая ответственность означает, что поведение личности соответствует необходимым требованиям норм права и, что добросовестное выполнение правовых предписаний стало осознанной привычкой личности. Активно-позитивная ответственность выступает в качестве связующего звена юридического и социального регулирования [11, с. 18]. Социальное назначение позитивной юридической ответственности заключается в воспитании осужденных в духе осознанного и добровольного соблюдения норм права. При формировании чувства ответственности большое значение имеет воспитание уважительного отношения к праву. Воспитание уважения к праву, в тоже время, есть воспитание позитивной юридической ответственности. Юридическая ответственность в отношении осужденных имеет перспективно-позитивное начало, выполняет исправительную функцию. Таким образом, исправление осужденных заключается в формировании позитивной юридической ответственности.

Исправлению осужденных в исправительных учреждениях препятствует преступная субкультура, которая противостоит традиционным морально-нравственным ценностям общества. В ее основе лежит антигуманная философия корысти, быстрого обогащения, вседозволенности, жестокости к «чужим» и более слабым членам общества. Существенное место в ней отводится насилию, которое она порождает и без которого существовать не может [12, с. 63].

Формирование позитивной юридической ответственности может быть эффективным механизмом нейтрализации криминальной субкультурной организации осужденных в местах лишения свободы. С целью противодействия активным носителям и пропагандистам преступной субкультуры, из числа лидеров преступных пенитенциарных сообществ, возможно использовать механизмы, существовавшие в 80-х годах в СССР. В эти годы эффективно функционировал профилактический центр - учреждение для исполнения

наказаний в виде лишения свободы в отношении «воров в законе» и других лидеров преступного мира и проведения работы по разложению среды уголовно-бандитствующих элементов в местах лишения свободы [13, с. 63].

Средствами исправительного воздействия или средствами исправления осужденных необходимо рассматривать и прогрессивную систему отбывания наказания. В основе прогрессивной системы, стимулирующей исправление, лежит дифференциация и содержание осужденных в разных режимах и условиях. Различные режимы и условия содержания осужденных выступают ступенями прогрессивной системы отбывания. Осужденные в исправительных колониях, в основном, пребывают в обычных, облегченных и строгих условиях содержания. Однако виды условий содержания осужденных слабо увязаны с их разделением по степени исправления.

Идеи исправления осужденных, высказанные философами древности в период средневековья, носили теологическое обоснование. Практическая реализация идеи исправления осужденных впервые была осуществлена в церковных пенитенциарных учреждениях в XVIII - XIX веках.

Идеи и представления об исправлении осужденных нашли отражение в науках философии, социологии, криминологии, пенологии и пенитенциарии. В XX веке теории исправления получили дальнейшее развитие на основе гуманистических принципов и получили практическое воплощение в регулярных пенитенциарных системах.

Цель исправления осужденных сформулирована и закреплена в уголовно-исполнительном праве, и логично отражает ее сущность и не нуждается в замене или подмене ее другими понятиями. Данный вывод актуален в связи с многочисленными попытками такой подмены или замены.

В процесс исправительного воздействия осужденных целесообразно включить формирование позитивной юридической ответственности в качестве ключевого показателя исправления осужденных.

Список литературы

1. New Catholic Encyclopedia. Washington: The Catholic University of America, 1981. Vol. XI. P. 792.

2. Детков М.Г. Воспитательная работа как основное средство воздействия на осужденных лиц // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2007. № 2. С. 46-55.

3. Познышев С.В. К вопросу о преобразовании нашей каторги. М.: печ. А.И. Снегиревой, 1914. 18 с.

4. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889. 314 с.

5. Смирнов Л.Б. Генезис и эволюция уголовно -исполнительной политики России: монография. СПб.: ИВЭСЭП, 2014. 191 с.

6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. М.: Юрайт, 2000. 420 с.

7. Добрынина М.Л. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации и права осужденных к лишению свободы в условиях глобализации // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 2(11). С. 11-16.

8. Рыбак М.К. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. Саратов. 2001.42 с.

9. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей части. М.: Юрид. лит., 1984. 240 с.

10. Смирнов Л. Б. Уголовно-исполнительное право: учебник. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 396 с.

11. Чирков Л.П. Уголовная ответственность в единстве ее аспектов // Правовое и организационное обеспечение борьбы с преступностью: Сб. науч. трудов. Калиниград, 1994. С. 15-22.

12. Смирнов Л.Б., Проценко Е.Д. Сущность и особенности субкультуры осужденных к лишению свободы // Вестник Московского городского педагогического университета. Научный журнал. Серия «Юридические науки». 2019. № 1 (33). С. 61 - 68.

13. Смирнов Л. Б. Пенитенциарная безопасность и проблемы ее обеспечения // Уголовно-исполнительное право. 2019. Т. 14 (1-4). № 4. С. 326333.

Смирнов Леонид Борисович, д-р юрид. наук, профессор, профессор кафедры, lbs1958@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

THEORETICAL AND PENITENTIARY ASPECTS OF THE GOAL CORRECTIONS OF CONVICTS

L.B. Smirnov

The concept, essence and legal nature of the purpose of correction of convicts are revealed. The relevance of the realization of the goal of correction of convicts is analyzed. The genesis and development of philosophical and legal views and ideas on the essence and goals of criminal punishment are investigated. The conclusion is made and reasoned that the execution of punishment and the application of corrective measures form a single punitive-correctional process, or the process of re-socialization. Correction, on the one hand, should be understood as the result of the use of correction tools, on the other, as the process of their application. The necessity of searching and introducing new means of correctional influence on convicts in modern conditions is argued. As a new element of the mechanism of correctional influence of convicts, it has been developed and proposed to include the formation ofpositive legal responsibility as a key indicator of the correction of

convicts. The active-positive responsibility of convicts is characterized not only by the fact that the behavior of the individual meets the necessary requirements of the regime, but also by the fact that conscientious fulfillment of the duties assigned by the penal enforcement legislation is carried out consciously. It is summarized that the correctional system of Russia has the ability to realize the goal of correction on the basis of its penitentiary experience, developed science of penal enforcement law, critical analysis of modern penitentiary practice.

Key words: correction, convicts, punishment, responsibility, correctional institutions.

Smirnov Leonid Borisovich, Doctor of Law Scie., Professor, Professor of the Department, lbs1958@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.