Научная статья на тему 'Теоретические и организационные основы цифровой трансформации территориальных органов внутренних дел системы МВД России'

Теоретические и организационные основы цифровой трансформации территориальных органов внутренних дел системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
органы внутренних дел / цифровая трансформация / цифровая зрелость / государственное управление / ситуационное управление / internal affairs bodies / digital transformation / digital maturity / public administration / situational management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукашов Николай Васильевич

Целью работы является научное обоснование и представление практических рекомендаций по организации цифровой трансформации территориальных органов внутренних дел Российской Федерации. Актуальность работы обусловлена необходимостью исполнения руководящих документов Президента и Правительства Российской Федерации по цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти государства. Научная новизна работы состоит в системном подходе к теоретическому обоснованию цифровой трансформации территориальных органов внутренних дел Российской Федерации. В основе методологии проведенного исследования – диалектический метод познания, а также анализ и синтез знаний об изучаемом предмете, эмпирические методы моделирования окружающей действительности. Произведен анализ системы организации и управления органами внутренних дел Российской Федерации в части ее информационного обеспечения. Акцентировано внимание на качественном усилении воздействия информационного фактора на систему управления. Предложены подходы к теоретическому обоснованию комплекса мероприятий по цифровой трансформации системы МВД России. Показано, что цифровая трансформация может быть проведена лишь после достижения заданного уровня цифровой зрелости, для чего необходимо предпринять комплекс мер по ее достижению на трех основных направлениях: подготовка кадров, технологическая оснащенность и готовность к организационным штатным преобразованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лукашов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Foundations and Organization of Digital Transformation of Territorial Bodies of Internal Affairs of the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The purpose of the work is scientific substantiation and presentation of practical recommendations on the organization of digital transformation of territorial bodies of internal affairs of the Russian Federation. The relevance of the work is due to the need to implement the guiding documents of the President and the Government of the Russian Federation on the digital transformation of the federal executive authorities of the state. The scientific novelty of the work consists in a systematic approach to the theoretical justification of the digital transformation of the territorial bodies of internal affairs of the Russian Federation. The methodology of the research is based on the dialectical method of cognition, as well as the analysis and synthesis of knowledge about the subject under study, as well as empirical methods of modeling the surrounding reality. The analysis of the system of organization and management of internal affairs bodies of the Russian Federation in terms of its information support is carried out. Attention is focused on the qualitative strengthening of the impact of the information factor on the management system. Approaches to the theoretical substantiation of a set of measures for the digital transformation of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are proposed. It is shown that digital transformation can be carried out only after reaching a given level of digital maturity, for which it is necessary to take a set of measures to achieve it in three main areas: personnel training, technological equipment and readiness for organizational staff transformations.

Текст научной работы на тему «Теоретические и организационные основы цифровой трансформации территориальных органов внутренних дел системы МВД России»

128

Nikolaj Vasil'evich Lukashov,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Chief Expert Specialist,

The Main Directorate of Operational Response of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, 119991, Moscow, Zhitnaya St., 16

ORCID 0000-0002-4603-7533

E-mail: akadem11@yandex.ru

Scientific speciality: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences

Лукашов Николай Васильевич,

кандидат физико-математических наук, доцент, главный эксперт-специалист, Главное управление оперативного реагирования

МВД России,

Российская Федерация, 119991, г. Москва,

ул. Житная, д. 16

ORCID 0000-0002-4603-7533

E-mail: akadem11@yandex.ru

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

УДК 34.07

DOI 10.24412/2072-9391-2023-367-128-137

Дата поступления: 7 июня 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2023 г.

Теоретические и организационные основы цифровой трансформации территориальных органов внутренних дел системы МВД России

Theoretical Foundations and Organization of Digital Transformation of Territorial Bodies of Internal Affairs of the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация

Целью работы является научное обоснование и представление практических рекомендаций по организации цифровой трансформации территориальных органов внутренних дел Российской Федерации.

Актуальность работы обусловлена необходимостью исполнения руководящих документов Президента и Правительства Российской Федерации по цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти государства.

Научная новизна работы состоит в системном подходе к теоретическому обоснованию цифровой трансформации территориальных органов внутренних дел Российской Федерации.

В основе методологии проведенного исследования - диалектический метод познания, а также анализ и синтез знаний об изучаемом предмете, эмпирические методы моделирования окружающей действительности.

Произведен анализ системы организации и управления органами внутренних дел Российской Федерации в части ее информацион-

Abstract

The purpose of the work is scientific substantiation and presentation of practical recommendations on the organization of digital transformation of territorial bodies of internal affairs of the Russian Federation.

The relevance of the work is due to the need to implement the guiding documents of the President and the Government of the Russian Federation on the digital transformation of the federal executive authorities of the state.

The scientific novelty of the work consists in a systematic approach to the theoretical justification of the digital transformation of the territorial bodies of internal affairs of the Russian Federation.

The methodology of the research is based on the dialectical method of cognition, as well as the analysis and synthesis of knowledge about the subject under study, as well as empirical methods of modeling the surrounding reality.

The analysis of the system of organization and management of internal affairs bodies of the Russian Federation in terms of its information support

ного обеспечения. Акцентировано внимание на качественном усилении воздействия информационного фактора на систему управления. Предложены подходы к теоретическому обоснованию комплекса мероприятий по цифровой трансформации системы МВД России.

Показано, что цифровая трансформация может быть проведена лишь после достижения заданного уровня цифровой зрелости, для чего необходимо предпринять комплекс мер по ее достижению на трех основных направлениях: подготовка кадров, технологическая оснащенность и готовность к организационным штатным преобразованиям.

is carried out. Attention is focused on the qualitative strengthening of the impact of the information factor on the management system. Approaches to the theoretical substantiation of a set of measures for the digital transformation of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are proposed.

It is shown that digital transformation can be carried out only after reaching a given level of digital maturity, for which it is necessary to take a set of measures to achieve it in three main areas: personnel training, technological equipment and readiness for organizational staff transformations.

Ключевые слова: органы внутренних дел; цифровая трансформация; цифровая зрелость; государственное управление; ситуационное управление.

Keywords: internal affairs bodies; digital transformation; digital maturity; public administration; situational management.

Термин «цифровая трансформация» (далее — ЦТ) в последнее десятилетие стал символом прогресса в экономике, государственном управлении, социальной сфере и знаменует собой новый, возможно, завершающий этап построения «информационного общества» в масштабах современной цивилизации.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 4741 ЦТ определена в качестве одной из пяти национальных целей развития нашей страны на период до 2030 г.

Данное положение соответствует общемировому тренду на приоритетное развитие информационных телекоммуникационных технологий (далее — ИКТ), официально закрепленному в том числе в Окинавской хартии глобального информационного общества [1]. Приверженность принципам, установленным данной хартией, подтверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 2032.

В рамках упомянутой национальной цели ЦТ предполагается:

— достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы (в том числе государственного управления);

— увеличение доли доступных в электронном виде массовых социально значимых услуг до 95 %;

— достижение доли домохозяйств с широкополосным доступом к сети Интернет, до 97 %;

1 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 12.05.2023).

2 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : Указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/? ysclid=ln9mn0sgsh870509723 (дата обращения: 12.05.2023).

— четырехкратное, по сравнению с 2019 г., увеличение вложений в отечественные ИКТ.

Цели ЦТ государственного управления определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2998-р3 в рамках социально-экономического развития России, включая обеспечение национальной безопасности и личной безопасности граждан Российской Федерации.

Задачи ЦТ государственного управления направлены на совершенствование следующих функций:

— регулирование и политика в экономике и социальной сфере;

— государственные и муниципальные услуги;

— контрольная и надзорная деятельность;

— управление государственным имуществом;

— безопасность государства и общества.

Процесс ЦТ в сфере государственного управления определен как «совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность», в целях, указанных в п. 16 Положения о ведомственных программах цифровой трансформации4:

3 Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 22 окт. 2021 г. № 2998-р // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_399192/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac6682 4f848bc2/?ysclid=ln9mkm7vl9508603805 (дата обращения: 12.05.2023).

4 О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по ис-

пользованию информационно-коммуникационных технологий

— повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;

— снижение издержек государственного управления, экономики, социальной сферы;

— надежность и безопасность ИКТ;

— устранение избыточной контрольной (надзорной) деятельности в отношении предпринимательства.

Система МВД России является наиболее многочисленным и многофункциональным правоохранительным органом государства. Предельная штатная численность финансируемых за счет федерального бюджета сотрудников, включая федеральных государственных гражданских служащих и работников, имея тенденцию к увеличению, на 1 января 2023 г. установлена в количестве 922 061 единицы, на 2024 г. (план) - 934 011 единиц5, это более 1 % всего трудоспособного населения страны, в настоящее время составляющего 83 млн 227 тыс. человек [2, с. 90].

Основу системы МВД России составляют территориальные органы внутренних дел (далее — ОВД) по субъектам Российской Федерации и административным территориальным образованиям, а также на транспорте.

в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами (вместе с «Положением о ведомственных программах цифровой трансформации») : постановление Правительства Рос. Федерации от 10 окт. 2020 г. № 1646 : в ред. от 1 фев. 2023 г. // СПС Кон-сультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_364874/?ysclid=ln9ms9hxvd387806344 (дата обращения: 12.05.2023).

5 Об установлении предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 5 дек. 2022 г. № 878 // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48612 (дата обращения: 12.05.2023).

Территориальные ОВД в форме министерств, главных управлений, управлений, отделов, отделений, пунктов создаются исходя из численности населения и условий его проживания (табл. 16). Количество подразделений, взаимодействующих в ходе текущей оперативно-служебной деятельности ОВД, как видно из таблицы, колеблется от 14 (пункт полиции) до 69 (министерство по республике, главное управление по субъекту Российской Федерации). При этом на федеральном уровне в сфере внутренних дел осуществляется более 100 полномочий, на уровне субъекта Российской Федерации — более 607, на районном уровне — 478. Необходимо отметить, что количество полномочий имеет тенденцию к непрерывному возрастанию. Так, на районном уровне в 2011 г. их было 379, в 2006 — 2810.

6 По нормам, приведенным в приказе МВД России от 30 апр. 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» (ред. от 30.01.2023).

7 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 21 дек. 2016 г. № 699 : в ред. от 11 фев. 2023 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_209309/?ysclid=ln9nnh3ynh835550936 (дата обращения: 18.05.2023).

8 Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне : приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 : в ред. от 10.01.2022.

9 Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне : приказ МВД России от 21 апр. 2011 г. № 222.

10 Об утверждении Типового положения об отделе (управлении)

внутренних дел по району (муниципальному району), городу (город-

скому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям : приказ МВД России от 25 окт. 2006 г. № 847.

Таблица 1

Территориальные органы внутренних дел и численность населения

Категория органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации Примерное количество подразделений в составе органа (на основе типовой структуры) Численность постоянно проживающего населения (млн человек)

МВД по республикам, главные управления, управления по субъектам Российской Федерации11

I до 69 4,5 и более

II от 2,5 до 4,5

III от 1 до 2,5

IV менее 1 млн

Территориальные органы МВД России на районном уровне по муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям

Управление до 42 не менее 250 тысяч

Отдел не менее 50 тысяч12

Отделение до 27 от 10 до 50 тысяч

130

11 Главные управления МВД России по субъектам Российской Федерации создаются при численности постоянно проживающего населения 2,5 млн и более человек.

12 Если 50 % и более поселений расположены на территориях с низкой плотностью населения - не менее 35 тысяч; если доля сельского населения от 30 до 50 % - не менее 25 тысяч; если 50 % и более поселений отнесены к отдаленным и труднодоступным местностям - не менее 20 тысяч.

Окончание табл. 1

Категория органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации Примерное количество подразделений в составе органа (на основе типовой структуры) Численность постоянно проживающего населения (млн человек)

На части территорий административных центров субъектов Российской Федерации (при численности постоянно проживающего населения не менее 400 тысяч человек)

Управление до 31 не менее 250 тысяч

Отдел не менее 50 тысяч

Отделение от 10 до 50 тысяч

В составе территориального органа МВД России на районном уровне

Отдел полиции до 15 не менее 20 тысяч13

Отделение полиции не менее 10 тысяч14

Пункт полиции до 14 не менее 3 тысяч15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 По территориям с низкой плотностью населения или отдаленным и труднодоступным местностям, или 50 % и более поселений расположены на территориях с низкой плотностью населения или территориях, отнесенных к отдаленным и труднодоступным местностям - не менее 15 тысяч.

14 По территориям с низкой плотностью населения или отдаленным и труднодоступным местностям, или где 50 % и более поселений расположены на территориях с низкой плотностью населения или территориях, отнесенных к отдаленным и труднодоступным местностям - не менее 5 тысяч.

15 По территориям с низкой плотностью населения или отдаленной и труднодоступной местности - не менее 1 тысячи.

ЦТ столь многочисленной, многофункциональной и сложно организованной системы представляет собой крайне сложную задачу, для решения которой необходимы соответствующие теоретические основания и принципы, построенные на выявленных закономерностях.

В основе разрабатываемой автором теории ЦТ системы МВД России положено представление о качественном изменении роли информации в управлении и текущей оперативно-слу-

жебной деятельности. Так, отмеченная выше тенденция к непрерывному увеличению количества полномочий ОВД приводит к естественному росту числа направлений деятельности, что в свою очередь сопровождается увеличением числа подразделений и возрастанием объема документооборота - как текущего служебного, так и в форме нормативных правовых актов. Количество последних за последние 30 лет возросло в несколько раз (рис. 1).

140

120

100

80

60

Б" 40

20

I

1970

^wV^ J

V

1980

1990

2000

2010

2020

Год

Рис. 1. Среднее количество приказов без грифа, подписываемых министром внутренних дел СССР — России ежемесячно с 1973 по 2022 г.

При этом психофизиологические возможности лиц, принимающих решения (далее — ЛПР) по обработке управленческой и нормативной правовой информации, принципи-

ально не изменились. На рубеже 1990-х гг. ЛПР на уровне МВД России подписывали в среднем около одного приказа без грифа в день, что позволяло должным образом проанализировать

132

его содержание и организовать при необходимости доработку. Наблюдаемый рост соответствующей бюрократической нагрузки в 5 и более раз, очевидно, не способствует повышению качества работы над документами.

Ситуация осложняется без преувеличения катастрофическим ростом доли личного состава ОВД, относящегося к категории руководителей. По некоторым оценкам в настоящее время она составляет более 50 %, то есть в среднем на одного руководителя приходится менее одного исполнителя [3, с. 178], что также наблюдается при анализе таблицы 1, принимая к сведению, что численность территориальных ОВД на муниципальном уровне составляет от десятков до сотен единиц личного состава (простое деление установленной численности системы МВД России на количество административных территориальных образований, в которых формируются ОВД, дает результат 180 человек на территориальный орган, а за вычетом специальных и иных обеспечивающих, а также подразделений регионального и федерального уровня это число существенно меньше, в то же время типовые структуры предполагают наличие десятков самостоятельных организационных единиц с руководителями среднего звена во главе).

Вместе с тем научно обоснованная норма «административной емкости» составляет от 3—6 подчиненных (для высшего уровня) до 7—13 для среднего и первого уровня управления [2, с. 5]. Данная диспропорция объективно сложилась вследствие формирования новых подразделений без качественного изменения структуры ОВД и при фактически неизменном лимите штатной численности.

Каждое новое, даже самое малочисленное подразделение любого уровня автоматически становится источником дополнительного объема управленческих и иных документов. Например, отделы могут создаваться при штатной численности не менее 8 единиц (и до двух должностей заместителей начальника отдела), в то же время в структуре отдела могут создаваться отделения (от 4 единиц), группы (не менее 2 единиц), направления (от 1 единицы)16.

Современные ИКТ теоретически позволяют снять часть вопросов увеличения бюрократической нагрузки, в том числе посредством применения систем электронного документооборота (далее — СЭД), а также автоматизации ряда управленческих функций — поддержки принятия управленческих решений, учета результатов оперативно-служебной деятельности, контроля за исполнением распоряжений. Однако

эффективное применение ИКТ требует достижения определенного уровня «цифровой зрелости» (далее — ЦЗ) как минимум на трех направлениях — готовность личного состава (умение грамотно применять соответствующие технологии); наличие собственно технологических возможностей, в том числе в части эффективного технического обслуживания в реальном масштабе времени; готовность системы управления к качественным, решительным изменениям, направленным на достижение оптимальных значений предела «административной емкости» (уменьшение в разы количества руководителей), поскольку главной целью ЦТ ОВД является «приведение системы управления и организации оперативно-служебной деятельности системы МВД России в соответствие с требованиями современного информационного общества» [4, с. 36].

Эффективное применение ИКТ и ЦТ не возможно без глубокой реорганизации структуры ОВД, а использование цифровых решений является не целью, а лишь средством, которое в неумелых руках и при неправильной организации вместо пользы может принести большой вред.

К сожалению, ведомственная программа цифровой трансформации (далее — ВПЦТ)17, объем финансирования которой с 2022 по 2024 г. запланирован в пределах 66 729 694 000 рублей, на обозначенном этапе достичь необходимого уровня ЦЗ и произвести ЦТ не позволяет.

Анализ ВПЦТ показывает, что выделенные бюджетные средства направляются преимущественно на реализацию полномочий МВД России по оказанию «государственных услуг» информационно-справочного характера, выполнению некоторых контрольно-надзорных функций, обеспечения безопасности дорожного движения, миграционной политики и поддержания информационно -телекоммуникаци -онной инфраструктуры.

При этом структура показателей ВПЦТ не соответствует основным задачам территориального ОВД, определенным в упомянутом Типовом положении, в том числе в части наиболее важных: 1) «обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации... противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности. » (за исключением связанных с деятельностью ГИБДД); 2) «управление подчиненными органами и организациями».

16 О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России : приказ МВД России от 30 апр. 2011 г. № 333 : в ред. 30 янв. 2023.

17 Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2022—2024 годы : распоряжение МВД России от 11 янв. 2022 г. № 1/37 : в ред. от 30 июня 2022.

Характерно, что одна из наиболее значимых и масштабных функций МВД России — прием сообщений о преступлениях и правонарушениях как государственная услуга не реализована и на Едином портале государственных услуг недоступна. Имеющаяся возможность обращения на сайте МВД России и интернет-ресурсах ОВД, а также по телефону не интегрирована в систему «госуслуг» и дальнейшего электронного делопро-

изводства, что приводит к повышению трудоемкости и прямых затрат на первичные процессуальные действия при расследовании административных правонарушений и уголовных преступлений в традиционном бумажном виде. Отсутствуют показатели, прямо отражающие эффективность управления и результатов оперативно-служебной деятельности ОВД на основе ИКТ (система показателей приведена в табл. 2).

Таблица 2

Система показателей ВПЦТ МВД России

Группа показателей ВПЦТ Количество показателей

Государственные услуги, оказываемые МВД России 40 групп показателей по 12—25 в каждой

Государственная функция по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ 8

Контрольно-надзорная функция по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции 8

Контрольно-надзорная функция по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения 11

Административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан 33

Государственные функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел относятся к сфере деятельности ГИБДД 12

все остальные: — прием заявлений на возврат излишне уплаченной пошлины; — сервис предоставления сведений об отсутствии судимости в режиме онлайн; — выполнение положений соглашений с региональными органами исполнительной власти в части материально-технического обеспечения в сфере ИКТ 3

Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере миграции 12

Развитие и обеспечение эксплуатации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры 19

Обеспечение функционирования информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной системы 18

Обработка «государственных данных» 6

Представляется, что в результате реализации ВПЦТ в ее текущем виде к 2024 г. может быть лишь накоплен определенный опыт разработки, внедрения и применения ИКТ на отдельных направлениях, который впоследствии может быть распространен на все сферы деятельности МВД России, особенно на систему оперативного управления.

Для достижения необходимого уровня ЦЗ и последующей ЦТ всей системы территориальных ОВД до 2030 г. потребуется применить системный подход, предложенный в том числе авторским коллективом научно-исследовательской работы «Проект концепции циф-

ровой трансформации системы МВД России» [4].

Представляется целесообразным включить в систему показателей ВПЦТ следующие 3 группы ЦЗ:

1. Внешняя ЦЗ, отражающая параметры эффективности ОВД во взаимодействии с гражданами и иными федеральными органами исполнительной власти (далее — ФОИВ) с учетом методики приложения № 19 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. № 54218, а также Приказа

18 Об утверждении методик расчета показателей для оценки

134

Минцифры России от 18 ноября 2020 г. № 60019 при сохранении возможности использования технологий предыдущих поколений, в том числе бумажных.

2. Внутренняя ЦЗ, отражающая эффективность использования ИКТ для обеспечения собственной оперативно-служебной деятельности ОВД с учетом показателей Приложения к стратегическому направлению в области ЦТ государственного управления20, основные показатели внутренней ЦЗ направлены на достижение:

— необходимого для ЦТ уровня готовности кадров в части умения эффективно применять современные ИКТ (уровень компьютерной грамотности и владение методикой применения);

— необходимого уровня технической готовности, включая оснащенность необходимыми ИКТ и наличие их эффективной технической поддержки;

— готовности к ЦТ, включая: проведение обследования имеющихся технологических процессов в организации, наличие описаний существующих процессов обработки информации (прием, первичный ввод, преобразование, передача, хранение, уничтожение); проект организационных штатных преобразований, направленных на приведение системы управления и организации оперативно-служебной деятельности в соответствие с требованиями современного информационного общества. Показатели собственно ЦТ отражают ее результат — качественные изменения в оперативно-служебной деятельности.

3. «Специальная» ЦЗ содержит показатели, учитывающие специфику оперативно-служебной деятельности с учетом задач и полномочий ОВД. Показатели специальной ЦЗ разрабатываются для ОВД с учетом имеющихся (см. табл. 1) и перспективных, разрабатываемых как результат ЦТ типовых организационных штатных структур, а также иных организаций системы МВД России и подразделений центрального аппарата. Например, для территориальных ОВД

эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № 915 : постановление Правительства Рос. Федерации от 3 апр. 2021 г. № 542 : в ред. от 30 нояб. 2022 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_382080/ (дата обращения: 18.05.2023).

19 Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» : приказ Минцифры России от 18 нояб. 2020 г. № 600 : в ред. от 14 янв. 2021 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437/ (дата обращения: 18.05.2023).

20 Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 22 окт. 2021 г. № 2998-р // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_399192/ (дата обращения: 18.05.2023).

к таким показателям можно отнести: сокращение времени оформления процессуальных документов, а также сроков расследования преступлений и административных правонарушений; снижение относительного количества преступлений и правонарушений, совершаемых в общественных местах (в том числе как результат применения технологий «безопасный город»).

С учетом обозначенного в документах стратегического планирования рубежа завершения ЦТ к 2030 г., целевые показатели ЦЗ должны быть утверждены до окончания 2024 г. и достигнуты не позднее 2029 г.

При условии полной готовности процесс ЦТ основной части ОВД не должен занять более года. Для снижения возможных связанных с этим рисков, необходимо предварительное проведение эксперимента на базе нескольких региональных и муниципальных ОВД в течение 2027—2028 гг. При этом особое внимание необходимо уделять следующим возможным проблемам:

— возможность ухудшения или временной потери управления при массовом применении ИКТ;

— повышенные риски в сфере информационной безопасности;

— негативные последствия, вызванные совокупностью непредсказуемого сочетания отдельных факторов;

— недостаточная проработка организационных штатных решений и нормативной правовой базы, в том числе в части перераспределения функций и регламентации полномочий личного состава;

— низкая мотивация руководителей к участию в ЦТ.

Подготовка к ЦТ предполагает глубокую переработку имеющихся или разработку новых типовых положений о территориальных ОВД с учетом автоматизации исполнения ряда функций и их перераспределения, в том числе с целью повышения «административной емкости» системы управления и снижения бюрократической нагрузки, а также укрепления служб технической поддержки, эффективное функционирование которых призвано обеспечить бесперебойное массовое применение ИКТ.

При подготовке ЦТ особое внимание необходимо уделять системе оценки эффективности деятельности ОВД, поскольку достижение содержащихся в ней показателей является одним из наиболее действенных стимулов для руководителей. Система показателей эффективности ЦТ должна быть как минимум согласована, а еще лучше — быть производной от установленных критериев эффективности оперативно-служебной деятельности.

Напомним, что в настоящее время в основе оценки эффективности ОВД — приказы МВД России: от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации»; от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также ряд иных распорядительных документов, не всегда достаточно согласованных и имеющих определенные пробелы, особенно в части оценки эффективности управления и индивидуального труда руководителей [6].

Подготовка к ЦТ может быть использована для комплексного совершенствования системы оценки деятельности ОВД с учетом новых возможностей, предоставляемых ИКТ. Основной трудностью при организации этого процесса представляется необходимость тесного взаимодействия ведущих подразделений центрального аппарата МВД России (в первую очередь — ГУОР21, ДИТСиЗИ22, ДПД23, О АД24, ОШУ25), имеющих зачастую существенно различные позиции по вопросам ЦТ и организации деятельности ОВД, а также, что немаловажно, — разных курирующих заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим общее руководство процессом подготов-

21 Главное управление оперативного реагирования.

22 Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.

23 Договорно-правовой департамент.

24 Организационно-аналитический департамент.

25 Организационно-штатное управление.

ки и осуществлением ЦТ представляется целесообразным возложить на главное ЛПР ведомства — его Министра, что следует также из масштабности и последствий самого мероприятия.

Для подготовки и проведения ЦТ предлагается установить прямое регулирование со сторон уполномоченного временного органа управления при непосредственном участии подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных ОВД, ведомственных образовательных и научных организаций.

Важно обеспечить своевременную научно обоснованную выработку решений и их единство для всей системы МВД России на основе интеграции ведомственной науки, образования и практики. Для этого по каждому направлению ЦТ предлагается закрепить центры компетенций на базе образовательных, научных организаций и центрального аппарата МВД России (табл. 3).

Центры компетенций призваны обеспечить научно-методическое обеспечение следующих функций ЦТ:

— подготовка и переподготовка личного состава по направлениям ЦТ;

— контакты с научными и иными организациями — носителями необходимых знаний, разработчиками и поставщиками применяемых ИКТ;

— консультации, а также практическая помощь ОВД по вопросам использования ИКТ;

— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах ЦТ;

— экспертная деятельность в сфере ИКТ.

Таблица 3

Предложения по распределению центров компетенции по направлениям ЦТ

Направление ЦТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подразделения центрального аппарата, научные и образовательные организации

Территориальные органы для апробации цифровых решений и типовых планов ЦТ

1. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (в том числе профилактика, предупреждение преступлений и административных правонарушений)

ГУОООП

ГУВМ ГУОБДД ВНИИ*

Барнаульский ЮИ* Уральский ЮИ*

2. Выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений (в том числе оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность)

ГУУР ЭКЦ

СД УОД

Омская академия* Волгоградская академия* Восточно-Сиб. институт*

3. Информационные и телекоммуникационные технологии, средства связи, защита информации, управление данными.

3.1. Предоставление государственных услуг и межведомственное взаимодействие

ДИТСиЗИ ГИАЦ

Воронежский институт*

МВД России по республике Татарстан

МВД России по Республике Алтай

ГУ МВД Москвы, УВД на Московском метрополитене

ГУ МВД России по Саратовской области

УМВД России по Брянской области

УМВД России по Камчатскому краю

Окончание табл. 3

Направление ЦТ Подразделения центрального аппарата, научные и образовательные организации Территориальные органы для апробации цифровых решений и типовых планов ЦТ

4. Специальное вооружение и боеприпасы к нему, специальная техника, средства защиты и бронезащиты ФКУ НПО СТиС*

5. Системы и технологии ситуационного управления ОУ Казанский ЮИ*

6. Научное, правовое и кадровое обеспечение ГУРЛС ДПД ОШУ ВНИИ* МосУ им. В. Я. Кикотя* СПб ун-т* Нижегородская академия*

7. Финансовое, материально-техническое и медицинское обеспечение ДТ ФЭД

136

*На основании приказа МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных организаций МВД России».

Центром правовой, организационной компетенции может быть определена Академия управления МВД России, технологической — ФКУ НПО «СТиС» МВД России, а также, возможно, одна из ведомственных образовательных организаций.

Применение ИКТ организуется на всех основных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном (районном).

На федеральном уровне разрабатывается нормативная правовая база ЦТ, в том числе ВПЦТ, формируются планы-графики ЦТ ОВД, осуществляется организационно-штатное проектирование, формируется система центров компетенций, а также переподготовки и повышения квалификации личного состава, внедряются и эксплуатируются федеральные информационные системы.

На региональном уровне также осуществляется организационно-штатное проектирование, организуется сбор и анализ данных по эффективности применения ИКТ на региональном и муниципальном (районном) уровнях, организуется внедрение и эксплуатация ИКТ.

Список литературы:

1. Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51-56.

2. Кохно П. А. Обоснование норм управляемости руководителей МВД России // Академия Тринитаризма. Эл № 77-6567, публ. 17699, 26.10.2012.

3. Лукашов Н. В. Совершенствование правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в ус-

На муниципальном (районном) уровне в рамках компетенции осуществляется организационно-штатное проектирование, эксплуатируются ИКТ.

ЦТ, как упомянуто выше, предлагается произвести в два этапа: подготовительный (до конца 2024 г.) и основной (с 2025 по 2030 г.).

Таким образом, ЦТ системы МВД России представляет собой задачу, решение которой на основе реализации традиционных программ внедрения и использования возможно лишь посредством комплексных правовых и организационных штатных решений.

Процесс ЦТ также должен быть обеспечен комплексом мероприятий по достижению целевого уровня ЦЗ и последующему переводу системы ОВД из одного устойчивого состояния в другое. Специфической особенностью этого процесса является необходимость поддерживать непрерывность функционирования работы ОВД в процессе ЦТ, в том числе для предоставления возможности обучения личного состава и усвоения навыков работы в новых условиях.

References:

1. 2.

3.

Diplomaticheskij vestnik. 2000. № 8. S. 51-56. Kohno P. al. Obosnovanie norm upravlyae-mosti rukovoditelej MVD Rossii // Akade-miya Trinitarizma. El № 77-6567, publ.17699, 26.10.2012.

Lukashev N. V. Improvement of law enforcement activity of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the conditions of the formation of a modern information society based

ловиях формирования современного информационного общества на основе положений теории административной емкости Ф. Р. Дунаевского // Юрист-Правовед. 2022. № 4 (103). С. 174-181.

4. Отчет о научно-исследовательской работе «Проект концепции цифровой трансформации системы МВД России» (заключительный), заявка ДИТСиЗИ МВД России от 15 фев. 2022 г. № 9/1285, рег. № НИОКТР 01221755. Москва: Академия управления МВД России, 2022.

5. Российский статистический ежегодник. 2022. Москва, 2022. 691 с.

6. Ульянов А. Д. Научный инструментарий оценки эффективности управленческой деятельности в территориальных органах МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (61). С. 48-60.

on the provisions of the theory of administrative capacity by F. R. Dunaevsky // Yurist-Pravo-ved. 2022. № 4 (103). S. 174-181.

4. Otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote "Proekt koncepcii cifrovoj transformacii sis-temy MVD Rossii" (zaklyuchitel'nyj), zayav-ka DITSiZI MVD Rossii ot 15 fev. 2022 g. № 9/1285, reg. № NIOKTR 01221755. Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2022.

5. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2022. Moskva, 2022. 691 s.

6. Ul'yanov A. D. Scientific tools for assessing the effectiveness of management activities in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1 (61). P. 48-60.

Для цитирования:

For citation:

Лукашов Николай Васильевич. Теоретические и организационные основы цифровой трансформации территориальных органов внутренних дел системы МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). С. 128-137.

Lukashov Nikolaj Vasil'evich. Theoretical Foundations and Organization of Digital Transformation of Territorial Bodies of Internal Affairs of the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (67). P. 128-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.